Гжельская посуда история: «Гжель» — происхождение и значение слова

Гжель история — фарфоровые изделия в стиле Гжель

Гжель- это название традиционного русского промысла по производству фарфоровых и керамических изделий – посуды, изразцов, декоративным элементов декора. Гжель, если быть более точным – это название местности, охватывающей около 27 населенных пунктов – деревень и поселков, образующих так называемый «Гжельский куст».

Возникновение гончарных промыслов, а впоследствии и промыслов по изготовлению фарфоровых изделий обусловлено наличием глин, превосходно подходящим для промыслов. Около 1800 года братья Куликовы нашли секрет белой фаянсовой массы и с тех пор в регионе началось развития фаянсового и фарфорового промысла. Куликовы старались держать рецептуру и технологию в секрете, но то, что ныне называется промышленным шпионажем, и в те времена был широко распространен. В результате раскрытия секрета фарфоровый промысел стал бурно развиваться в регионе. Однако процветание региона продолжалось недолго и со временем пришло в упадок.

Прадед М. С. Кузнецова, владельца знаменитого , как бы теперь сказали, холдинга «Товарищество производства фарфоровых и фаянсовых изделий М. С. Кузнецова», был именно из Гжельского региона, где в 1812 году основал фарфоровое производство. Кстати, в 1917 году заводы Кузнецова производил 2/3 фарфоровой посуды России, это был самый крупный завод Европы по выпуску фарфоровых изделий.

Однако, вернемся к Гжели, а точнее, к фарфоровым изделиям, изготавливаемых в Гжели. Сразу, что возникает в воображении, когда мы слышим слов Гжель – это белый фарфор с ярко синей росписью. Да, это и есть отличительная особенность гжельской посуды и других фарфоровых изделий, а это прежде всего декоративно-прикладные изделия – фарфоровые скульптуры и фигурки, шкатулки и вазы, подсвечники и пепельницы,а также часы, штофы и другие сувениры.

Роспись выполняется кобальтовой краской методом подглазурной росписи, то есть рисунок наносится на фарфоровые неглазированные заготовки. Затем расписанные изделия подвергаются высокотемпературному обжигу в специальных печах. В результате обжига кобальтовая краска, практически черная до обжига, приобретает яркий и насыщенный синий цвет. Затем изделие покрывается глазурью и уже вторично подвергается обжигу. В результате получается яркий рисунок, надежно зачищенному от внешнего воздействия.

Мастера по изготовлению гжельского фарфора используют только одну единственную краску, но тем не менее роспись получается живая, играющая многими оттенками синего. Это достигается тем, что рисунок наносится так называемой мазковой техникой, когда при разных нажимах кисти получается разная толщина наносимой кобальтовой краски, которая после обжига приобретает разную степень прозрачности.

На сегодняшний день в Гжельском регионе существует несколько относительно крупных предприятий — ЗАО «Гжельский фарфоровый завод», ЗАО «Объединение Гжель», завод «Электроизолятор», Гжельский экспериментальный керамический завод.Однако изготовлением фарфоровых изделий в традициях Гжели занимается много небольших мастерских с небольшим количеством работающих. Как правило именно небольшие мастерские предлагают несерийный штучный товар, каждое изделие такой мастерской оригинальное в своем роде.

Сегодня изделия, изготовленные в стиле Гжели можно приобрести во многих местах, во многих крупных городах имеются специализированные магазины, но чаще гжельский фарфор можно встретить в сувенирных лавках и магазинах.

Рубрика «Традиции в глине» – «Гжельская игрушка» — Всё о ремесле — #Сидимдома — Рубрики


Рубрика «Традиции в глине» – «Гжельская игрушка»

Гжель – это народный промысел, история которого началась более 700 лет назад в окрестностях Подмосковья, на землях богатых залежами белой глины. На ней плохо росло зерно для хлеба, зато эти земли давали хорошее сырье для производства керамики — посуды, глиняных игрушек и мелкой майоликовой пластики. В гжельском производстве нет каких-либо традиционных форм игрушки, но сохраняется народный характер искусства. Чаще всего это были сцены из повседневной жизни, темы из русского быта, сказок, фольклора, птицы и звери. Все было выполнено в простой и доходчивой, но очень выразительной форме. Из-за использования для лепки двустворчатых гипсовых форм, фигурки теряли тщательность проработки модели, но сохраняли живость и выразительность пластики. Образ уточняла цветовая роспись, далекая от натуралистичного правдоподобия. Мало кто знает, но изначально типична была не синяя, а разноцветная гжель. Такая роспись практиковалась в XVII -XVIII вв. Блестящие белые лошадки, всадники, птички, куклы, миниатюрная посуда расписывались лиловой, жёлтой, синей и коричневой красками в своеобразном народном стиле.

Именно со второй половины XIX века, гжель приобретает сдержанный характер, теперь для нее используется только синий кобальт. Синий рисунок на белом фоне, усиленный золотыми контурами – новый этап развития искусства Гжели. 

В 60-е годы ХХ века фарфоровые фигурки перестали считаться игрушкой, т.к. керамику, как материал заменили пластмассы. С того времени фарфоровые изделия Гжели воспринимаются, как интерьерный сувенир.

Как и несколько веков назад, превращение куска глины в настоящее произведение искусства представляет собой длительный и трудоемкий процесс в производстве.

В первую очередь создается изделие в единичном экземпляре.

Оно обсуждается художественным советом, который решает запускать ли его в производство.

После этого модельщик изготавливает образец, с которого отливаются гипсовые формы.

В готовые формы заливают шликер – жидкую массу. Изделия подсушивают. 

Затем их оправляют от швов и мелких дефектов, приклеивают мелкие детали. 

После этого изделия проходят предварительный обжиг, называемый «утильным».

Окунают в фуксиновый раствор, позволяющий выявить незаметные трещинки.

Изделия без брака получают заводское клеймо и отправляются в живописный цех, где художники наносят рисунок или узор невзрачной черно-серой смесью, который после заключительного обжига приобретает, знакомый нам всем, синий цвет.

Автор фото Аделаида. Объект: объединение гжель (производственные предприятия)

Подсушенное изделие в форме.  Фото гжельского фарфорового завода

Автор фото Аделаида. Объект: объединение гжель (производственные предприятия)

Автор фото Аделаида. Объект: объединение гжель (производственные предприятия)

Автор фото Аделаида. Объект: объединение гжель (производственные предприятия)

Автор фото Аделаида. Объект: объединение гжель (производственные предприятия)

Скульптура «По водичку»

Талисманы леопард, зайка и белый мишка из коллекции «Сочи 2014», фарфор. Фото гжельского фарфорового завода

Фигурка «Кот добряк»

Материал подготовила – Алексеева Н.Ю.
методист ОДПТ МБУК « Музей истории и ремесел Советского района».

Источники:

https://farfor-gzhel.ru/info/o_zavode/

Гжель

https://www.osd.ru/albinfo.asp?id=724

История Гжели (Русский Фарфор)

Автор: Вадим 13 апреля 2011 г. – 18:32

Что такое Гжель? Этот вид керамики стал популярен у коллекционеров всего мира, особенно у тех, кто отдает предпочтение русским промыслам. Гжель, названная в честь русской деревни, в которой зародилась и производится по сей день, представляет собой вид керамики кремового, полупрозрачного белого цвета с раскрашенными вручную голубыми узорами, восходящими к народным традициям.

Гжель отличается от других видов исконно русской керамики по нескольким параметрам. Во-первых, в русских ремеслах предпочтение отдается красным и золотым цветам, в то время как у гжельской керамики гораздо более холодная цветовая палитра. Во-вторых, большая часть русской керамики — это глиняная посуда, которая намного толще и грубее тонкого кремово-белого гжельского фарфора.

Гжель названа в честь русской деревни, расположенной к юго-востоку от Москвы. Эта деревня и ее окрестности известны своими гончарными изделиями с четырнадцатого века, хотя местные ремесленники, вероятно, занимались изготовлением керамики задолго до этого. Традиционно эту посуду создавали в домашних мастерских, но по мере роста ее популярности стали возникать и фабрики. Первоначальный продукт представлял собой глиняную посуду, изготовленную из форм, а затем украшенную вручную обученными мастерами. Хотя большая часть керамики была белой с голубыми узорами, использовались и другие цвета, такие как зеленый и желтый, известные как майолика.

Однако вскоре гжельские гончары придумали «рецепт» производства полупрозрачного белого фарфора, похожего на тот, что производили в то время в Китае и Западной Европе. Таким образом, в 1802 году Гжель стала родиной русского фарфора. Высокое качество и тонкая текстура в сочетании с красивым традиционным русским народным орнаментом синего на белом вскоре сделали гжельскую посуду фаворитом. В отличие от другой русской керамики того времени, гжельский фарфор стал популярным в регионе, и молва о нем быстро распространилась. Менее чем через пятьдесят лет Гжель стала ведущим поставщиком гончарных изделий в России и приобрела известность во всем мире.

Это оказало огромное влияние на российский гончарный рынок, потому что местные жители больше не были вынуждены платить завышенные цены за гончарные изделия из других мест. Кроме того, рисунки на глиняной посуде были отчетливо русскими и более деревенскими, чем в других странах. С тех пор было несколько перерывов в производстве из-за политических и экономических условий, но деревня Гжель снова производит свой неповторимый фарфор для людей во всем мире. Блестящие узоры из майолики желтого и зеленого цветов, а также характерные синие узоры на белом фоне пользуются популярностью как в России, так и за рубежом.

Некоторые изделия выполнены в стиле и технике гжель. Столовая посуда, очевидно, является фаворитом, но вазы, сувениры и скульптуры также изготавливаются методами Старого Света. Ассортимент настолько разнообразен, что найдется что-то на любой вкус и в каждый дом. Более того, гжельские изделия сегодня не просто красивы; они имеют большое прошлое и будут выглядеть красиво и в будущем. Благодаря высококачественным материалам и превосходному дизайну изделия из гжельской керамики могут стать ценными семейными реликвиями и ценным антиквариатом. Они являются инвестицией в стиль и в будущее.

Теги: гжель, фарфор, русский фарфор
Опубликовано в целом | Комментариев нет »

Желтые страницы путешественника по Санкт-Петербургу. Гжельский фарфор


ФАРФОР ГЖЕЛЬ

Гжельский фарфор – традиционный русский народный промысел, зародившийся и получивший развитие в месте, издавна славившемся своими глинами. Гжель является одним из основных центров производства этих уникальных керамических изделий, однако с историко-культурной точки зрения правильнее было бы назвать Гжельским кластером, так как этот вид керамики производился примерно в 27 деревнях, расположенных примерно в 60 километрах от Москва на Московско-Муромско-Казанской железной дороге.

Повсеместная добыча различных сортов глины началась в середине XVII века, но первое упоминание о гжели встречается в завещании Ивана Калиты еще в 1328 году. Позднее это название повторяется в духовных писаниях других рыцарей и в завещании Ивана Грозного в 1572-1578 гг.

До середины 18 века Гжель производила типичную для того времени гончарную посуду, изготавливая кирпичи, глиняные трубки, изразцы, а также примитивные детские игрушки, поставляемые в Москву. Количество игрушек, производимых в то время, ориентировочно исчисляется сотнями тысяч в год. Игрушки изготавливались в виде птиц и животных, пользовались спросом и декоративные статуэтки на бытовую русскую тематику. Сияющие белые кони, всадники, птички, куклы и миниатюрная посуда были расписаны сиреневыми, желтыми, синими и коричневыми красками в неповторимом народном стиле. Краски наносились кистью. Мотивы этой картины включали декоративные цвета, листья и траву.

После 1802 г., когда были найдены светло-серая глина и состав белого фаянса, в Гжели было начато производство полуфаянса, в результате чего было изготовлено множество квасников (для хранения одноименного напитка), кувшинов и кувшинов.

К 1812 году Гжель насчитывала 25 гончарных заводов. Полуфаянс тогда отличался грубой структурой и слабой прочностью.

Во второй четверти XIX века гжельская керамика достигла наивысшего во всех отношениях художественного совершенства. Пытаясь изготовить тонкий фаянс и фарфор, производители постоянно совершенствовали состав белого фаянса и разрабатывали новые технологии. На данный момент они производили полуфаянс, фаянс и фарфор.

Начиная со второй половины 1820-х гг. многие предметы окрашивались только в темно-синий цвет. Именно эта уникальная ручная роспись окисью кобальта, которая при обжиге в печи приобретает насыщенный темно-синий цвет, является отличительной чертой изделий из гжельского фарфора. Некоторые из них также украшаются золотом.

Как и акварель, краска для этой посуды разбавлена ​​водой. Мастер наносит растительные (листья и цветы) или геометрические орнаменты на внешнюю сторону изделия быстрыми полными мазками кисти. Штрихи ровные и все они, казалось бы на первый взгляд, одного цвета. Но после обжига узор приобретает ряд оттенков и тонов, что делает изделия неповторимыми. После росписи изделия покрывают глазурью и обжигают.

Благодаря полностью ручной росписи все изделия из гжельского фарфора абсолютно индивидуальны, а разнообразие форм и рисунков на фарфоре удивит даже ценителей искусства. Сюжеты для гжели взяты из реальной жизни: быта или впечатлений от поездок по России, предпринятых для продажи гончарных изделий. Мир гжельской керамики полон жизни: девушки с ведрами, женщины на лошадях, семейные сцены, странники. Не остаются без внимания и сказочные персонажи: волк, несущий ягненка, или стервятник, пожирающий свою добычу. Гжельская роспись максимально проста и местами упрощенна, но всегда с искрометным юмором и полной узнаваемостью ее персонажей.

Гжель сегодня – это не только красивая бело-голубая керамика, но и камины, люстры, статуэтки, игрушки, вазы и другие предметы интерьера, которые не только украшают быт и являются прекрасным подарком иностранцам, но и являются предметами коллекционирования.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *