Гжель как делают: Ошибка 404. Страница не найдена

Содержание

Как делают гжель — Наталья Радулова — LiveJournal

Один из самых знаменитых промыслов России — не такой уж и народный. Сине-белая гжель — по сути лишь изящная стилизация народного творчества. Та гжель, которую мы все знаем, о которой даже в школьных учебниках написано — «Сочетание белизны заснеженных полей Подмосковья и прозрачной синевы ясного неба» — была придумана московской художницей Натальей Бессарабовой в 1950-х годах.

И все же знаменитому промыслу лет не меньше, чем самому селу Гжель, впервые упомянутому в завещании Ивана Калиты. Здесь сотни лет «выпекали» керамику, майолику, фаянс. Здесь семья фарфоровых монополистов Кузнецовых развернула до революции свое производство. Во всем этом обширном районе Подмосковья, состоящем из 27 деревень, объединённых в так называемый «Гжельский куст», чуть ли не каждый второй житель — потомок семейных династий гончаров, «точильщиков», «писарих».

Перед революцией здешняя отрасль насчитывала около 80 разнокалиберных частных предприятий. Советская власть национализировала семь наиболее крупных, перепрофилировав их под технический фарфор: лабораторную посуду, высоко- и низковольтные изоляторы. Остальные мастера разбежались по артелям. В соседней с Гжелью деревне Турыгино еще в 1929 году возникла артель под названием «Вперед, керамика!», далее менявшая вывеску на «Художественная керамика», со временем выросшая до завода, где в 1954 году первым небольшим тиражом, несколько десятков экземпляров, выпустили набор для воды Гжельская роза Натальи Бессарабовой — кувшин и кружку с классическими ныне декоративными мотивами — проба пера, первая гжель в нынешнем смысле этого слова.

В начале 1970-х в Научно-производственное объединение «Гжель» свели все местные малые производства. В 1976 году цех перестроили и модернизировали, к 1983 году вывели на проектную мощность — гжель пошла вовсю. Предприятие тысячами выпускало знаменитые чайные пары, самовары, сервизы, квасники — с узнаваемой росписью сочным кобальтовым мазком по нейтрально-белому фону. Когда в программе «Кинопанорама» Эльдар Рязанов подарил режиссеру Акире Куросаве гжельский самовар с маленьким чайничком наверху, гжель вдруг захотели себе все. Красивый гжельский чайный набор за стеклом серванта считался неким символом благополучия. В обмен на гжель можно было попасть на спектакль, устроить ребенка в школу, сделать операцию.

И все же даже у главного художника Гжельского фарфорового завода Симонова есть претензии к традиционной уже гжели: «Я всегда говорил, что знаменитая гжельская роза — это капуста. Посмотрите, ну капуста же! Быстрые, почти небрежные мазки, а потом чуть-чуть тонкой кисточкой добавили мелких деталей и все. Так легче, быстрее и не требует высочайшего мастерства. То что надо для массового производства. Ведь после войны, когда наш промысел возрождали, не все живописцы могли перенести эскиз на керамическую «натуру», поэтому и выбрали более простой вариант, чтобы и ученики справились». Симонов просит обратить внимание на другую, цветную, «дореволюционную» гжель, где рисунки выполнены с таким изяществом, что даже кажутся неродными.

Но гжель — она всегда была разной. Да, сине-белая стилизация народного творчества, предпринятая художниками для возрожденного промысла, рассчитана на универсальный вкус. Простая, «снежная» цветовая гамма выглядит не только декоративно, но и как-то по-геральдически убедительно. Но цветная, высокохудожественная роспись — это тоже гжель. Здесь ведь всегда все копировали — китайцев или там голландских мастеров. Точнее, не копировали даже, а писали «По мотивам». В итоге придумали своё. Синее на белом. А это гжель «наоборот» — белым по синему. Сверху, после обжига, для красоты еще и золото добавляют.

«Тут одна Гжель, идти некуда, — вздыхает живописец Валентина Попова, которая вот уже девятнадцать лет выписывает на блюдах знаменитые синие розы. — Есть несколько крупных предприятий, есть поменьше, а кто и дома работает. Но платят все примерно одинаково — я больше двадцатки никак не получу, если только и на выходных буду сидеть, не разгибаясь». Никто, впрочем, не запрещает «заводским» работать на частников — свои люди, все понимают. И даже те, кто уезжает работать в Москву охранниками или санитарками по популярной здесь схеме: сутки через трое, все равно умудряются и дома подрабатывать литейщиками, формовщиками или художниками.

В частных лавочках всего полно: штофы для водки, символы года восточному календарю и православные иконы. Все — гжель.

Это магазин при заводе. Продукция здесь более «интеллигентная».

А вообще все начинается так. Каждое новое изделие изготавливается сначала в единичных экземплярах и проходит внутренний художественный совет, который принимает решение о запуске изделия в производство. После этого модельщик изготавливает образец, с него отливаются гипсовые формы, которые могут состоять из нескольких частей, в зависимости от сложности изделия. Вот как раз мастерская с этими формами.

В готовые формы заливают шликер – мягкую массу, состоящую из каолина, кварца и полевого шпата. Отлитые изделия подсушивают в естественных условиях. Затем их очищают от швов и мелких дефектов, приклеивают мелкие детали.

После этого изделия проходят предварительный обжиг, называемый «утильным», в специальной печи при температуре около 900 °С. Обожженный «утиль» окунают в специальный фуксиновый раствор, позволяющий выявить незаметные трещинки. После раствора все тарелочки, чащечки и вазочки становятся розовыми, точнее — цвета функсии. Этот цвет уйдет после «настоящего» обжига.

Изделия, успешно прошедшие такой контроль и получившие заводское клеймо, отправляются в живописный цех.

Художники наносят на них пока еще невзрачной черно-серой смесью, изготовленной на основе оксида кобальта, рисунки и ставят именную подпись.

Расписанные изделия попадают к глазуровщикам, которые окунают их в большие баки с жидкой белой глазурью и отправляют на заключительный обжиг.

Главный художник, Сергей Симонов, показывает главную гордость завода — новую печь. «Температура для обжига — 1350 градусов. А как обжигают частники? В маленьких печках, с помощью газовых баллонов, с недостачей температуры. Поэтому они только сувенирку обычно и делают свиньи, путешки, обезьянки — это все их тема. Нашу тарелку на морозе забудешь — с ней ничего не станется, а их фарфор сразу треснет.

И вот, после такой двойной «закалки», появляется на свет гжельский фарфор. Фуксиновый оттенок полностью исчезает, глазурь становится прозрачной и сквозь нее проступают  волшебные цветы, пейзажи и сюжеты, переливающиеся всеми оттенками цвета – от темно-синего до небесно-голубого.

Еще больше о гжели вы можете прочесть

в моем репортаже в журнале «Огонек»

История промысла Гжель


Подписывайтесь на наш Telegram канал, там мы регулярно дарим скидки, и объявляем новые акции.

@gzhel_farfor

×

Происхождение слова «Гжель» 

Первая версия связана с глаголом «жечь» — обжигать глину. По другой версии название к территории пришло от реки Гжель, протекающей в этих краях. Само сочетание звуков «гжель» часто встречается в западных районах России и на Украине. В верхнем Приднепровье, например, есть река Агжелка, она же Гжелка или Гжелька. В документах XIX века часто можно встретить наименование Гжели как «Агжель». Гжельский регион расположен в 60 км от Москвы и состоит из 27 сёл и деревень, составляющих так называемый «Гжельский куст». Крупнейшие из них: Речицы, Новохаритоново, Гжель, Жирово, Турыгино, Бахтеево, Кузяево.  

7 веков 

Первое официальное упоминание о Гжели как центре керамического производство встречается в Духовной грамоте Великого князя Ивана Калиты 1339 года. По этому документу село Гжель передавалось во владение старшего сына Ивана Калиты Семёна. Позже эта местность принадлежала Дмитрию Донскому, Василию II и его потомкам. Есть более поздние упоминания Гжели в завещании Ивана Грозного 1572-1578 годов.  

«…Се дал есмь сыну своему болшему Семену: Можаеск, Коломъну со всими Коломеньскими волостми, Городенку, Мезыню, Песочну, Похряне, Усть-Мерьску, Брошевую, Гвоздну, Ивани, деревни Маковець, Левичин, Скулнев, Канев, Гжелю, Горетову, Горки, село Астафьевьское, село на Северьсце в Похрянъском уезде, село Костянтиновское, село Орининьское, село Островьское, село Копотеньское, селце Микульское, село Малаховьское, село Напрудское у города. …» 

Гжельский регион стал керамическим благодаря большим залежам всевозможных глин.
В Соборе Покрова Пресвятой Богородицы (Соборе Василия Блаженного), например, среди экспонатов можно встретить гжельский глиняный «голосник», датированный ок. 1550 г. «Голосники» (глиняные сосуды) использовались в кладке при возведении верхних частей стен в церквях для улучшения акустики. Тогда их устанавливали горловинами вовнутрь. А иногда и просто для облегчения самой кладки. В таком случае горловина смотрела вовне.  

Доподлинно известно, что ценность гжельской глины была известна уже в середины XVII века. В 1663 году царь Алексей Михайлович издал указ «во Гжельской волости для аптекарских и алхимических сосудов приискать глины, которая глина годится к аптекарским сосудам». Для аптекарского приказа тогда из Гжель привезли в Москву 15 возов глины и «повелено держать ту глину для аптекарского дела: и впредь тое глину из Гжельской волости указал государь иметь и возить тое же волости крестьянам, как о же глина в Аптекарьский приказ надобна будет». В 1770 году всю Гжельскую волость приписали к Аптекарскому указу.  

Ближний Государев Аптекарский приказ в Кремле

(не сохранился)

«…Едва ли есть земля самая чистая и без примешания где на свете, кою химики девственницею называют, разве между глинами для фарфору употребляемыми, такова у нас гжельская… , которой нигде не видал я белизною превосходнее.…» М.В. Ломоносов

Первые образцы русского фарфора, созданные Виноградовым

Первые образцы русского фарфора, созданные Виноградовым

Гончарное дело стало основным занятием гжельцев уже в XVIII веке. В начале столетия гжельцы изготавливали кирпичи, изразцы, посуду и детские игрушки, снабжая всем этим Москву. В середине XVIII века к Гжели пришла слава как к месту, где производится майолика с многоцветной росписью по белому фону. В росписи использовали пять цветов: желтый, зеленый, синий, белый и лилово-коричневый. Изображали художники города и дома за высокими заборами, зверей и птиц, цветы. Словом, всё, что видели вокруг себя или путешествуя на торг в Москву. Говорят, что часто встречающийся сюжет домов за воротами — это впечатление от увиденных в Москве высоких заборов. «Игрушечное» прошлое отразилось в любви гжельских гончаров к украшению изделий лепными фигурками людей и животных.

Образцы гжельской майолики XVIII века: квасник, кумган, тарелка, чернильницы.

Образцы гжельской майолики XVIII века: квасник, кумган, тарелка, чернильницы.

Образцы гжельской майолики XVIII века: квасник, кумган, тарелка, чернильницы.

В начале XIX века на смену майолике пришёл полуфаянс. Около деревни Минино нашли светло-серую глину, которая и стала основой для массы. Гжельцы легко отказались от производства майолики, которая сейчас вызывает у нас такие теплые чувства, посчитав её устаревшей и стремясь идти в ногу с технологиями и веяниями моды.
Белый черепок и более тонкие стенки давали бросали декораторам новые вызовы. Теперь художники не хотели «прятать» за росписью гладкие белые стенки. Так в поисках идеального декора и родились уникальные цветочные и геометрические орнаменты иногда зеленые и коричневые, но чаще синие.

Образцы гжельского полуфаянса, XIX век

Образцы гжельского полуфаянса, XIX век

Образцы гжельского полуфаянса, XIX век

Образцы гжельского полуфаянса, XIX век

В конце 20-х годов XIX века рецепт тонкого фаянса появился у Афанасия Киселёва из села Речицы. А в 1810-м году в Гжели появился первый фарфоровый завод. Основал его уроженец деревни Володино Павел Куликов, высмотревший технологию во время своей работы на фарфорового заводе Отто в селе Перово.

В те годы за технологией фарфора в Гжели шла настоящая охота. Куликов, стараясь сохранить тайну, на своём заводе всё делал сам, имея только одного рабочего, которому доверял. Но к нему всё же пробрались «два кузяевских смельчака» Храпунов и Гусятников, зарисовали устройство горна для обжига, прихватили компоненты фарфоровой массы и вскоре открыли своё собственное фарфоровое производство.

Фарфор завода Сафронова 1830-1840х гг.
Фарфор завода Сафронова 1830-1840х гг.
Фарфор Товарищества М.С. Кузнецова
Фарфор Товарищества М.С. Кузнецова

После этого новая технология была быстро освоена по всему гжельскому региону, один за другим открывались новые заводы. Мелкие предприниматели открывали живописные заведения прямо у себя дома. Расписывали белую посуду, там же обжигали и затем продавали. Стали активно использовать позолоту. Делали многокрасочную цветную роспись: гирлянды, букеты, корзины с цветами. Тогда же появилась новая для гжели мелкая пластика — куртуазные дами и кавалеры.

Наивысший расцвет производства фарфора в Гжели — 40-е годы XIX века. Крупные заводы были у Храпуновых, Сафронова, Бармина, Козлова, Дунашовых и, конечно, у Кузнецовых. Известная на весь мир династия фарфорозаводчиков родом именно из Гжельского региона. Тогда же большие предприятия отмечали свои изделия фирменными клеймами. Мелкие производители этого не делали, чтобы не платить налоги.

В середине XIX века производства стали приходить в упадок. Основная причина тому — почти полная вырубка лесов — основного топлива для обжига.

После Революции 1917 года все заводы в Гжельской регионе были национализированы. Бывшие предприятия братьев Дунашовых в Турыгине, Храпуновых-Новых в Кузяеве и другие крупные производства стали государственными и переключились на производство технического фарфора для электротехнической отрасли. А искусство гжельского промысла фактически было предано забвению.

Н.И. Бессарабова. Чайник-диск. Эскиз 1945

Н.И. Бессарабова. Кувшин и кружка. 1972

Возрождение художественной гжели началось в 1940-1950х годах и связано с именами искусствоведа Салтыкова и московской художницы Бессарабовой. За основу они взяли полуфаянс XIX века. По нему Салтыков создал «азбуку гжельских мазков», а Бессарабова разработала ряд предметов нового ассортимента: кружки, вазы, молочники, кувшины. Бессарабова обучила «писарих» забытым приемам свободной кистевой росписи.

Гжельский фарфор с воспринимаемой как традиционной бело-синей росписью фактически создан в 1950-е годы руками пионеров восстанавливаемого промысла.

Коллекция гжели к Пасхе, 2021 г., АО «Гжельский фарфоровый завод»

Художник Ирина Антропова за росписью ваз коллекции «Ситец», 2018 г., АО «Гжельский фарфоровый завод»

В 1980-е годы в СССР была принята программа по увеличению выпуска товаров народного потребления. Гжельским заводам, выпускающим технических фарфор, было поручено освоить производство предметов домашнего обихода. Стали делать не только посуду, но и статуэтки, декоративные тарелки и многое другое.
После распада СССР многие предприятия лишились крупных заказов на технический фарфор, а спрос на художественный пусть и медленно, но рос. Не всем удалось пережить сложные времена, но сейчас в Гжели работают несколько крупных предприятий (самое большое из которых АО «Гжельский фарфоровый завод») и несколько десятков частных мастеров.

Запуск коллекции «Пышные цветы». Авторская роспись Юлианы Косихиной. Вдохновлена белым калифорнийским маком.

Коллекция «Пышные цветы»

Коллекция «Пышные цветы»

Коллекция «Пышные цветы»

Гжельский фарфоровый завод | Movimento Life Beyond Tourism Travel to Dialogue

ОАО «Гжельский фарфоровый завод»

История рыбалки Гжель

Первое упоминание о Гжели встречается в Богословской грамоте Ивана Калиты в 1328 году. Уникальные местные залежи глины, выходившие на поверхность, дали начало керамическому промыслу с тех пор, как здесь поселились люди.

За почти семивековую историю Гжели здесь произошло немало событий и перемен. Мода меняется, требования рынка, но гжельцы из года в год совершенствуют свое мастерство, осваивая все новые и новые технологии. Близость Москвы как центра культуры и торговли, обеспечиваемая мастерами Гжели, оказывает огромное влияние. Примерно каждые 50 лет мода менялась, в том числе на предметы быта, посуду и гжельцы, создавая разные шедевры керамического искусства. Среди множества товаров есть культовые предметы, декоративные игрушки-персонажи. Самые искусные мастера, дающие искру божью, не могли остановиться на простых, утилитарных вещах, они выполняли работы посложнее или по-новому украшали. Эти произведения стали образцом для подражания и распространялись по Гжели, начиная от каждого мастера. Так был создан стиль.

В Россию фарфор завозили со второй половины XVI века. Российскому императорскому двору было повелено наладить производство отечественного фарфора. С этой целью под Петербургом организовали Невскую мануфактуру. В 1710 году были предприняты попытки проверить пригодность гжельской глины для изготовления фарфора – порцелина. Около 1747 года Виноградов разработал способ производства фарфора из местных материалов и рецептуру фарфоровой массы. Изготовлена ​​первая российская датировка из продукта «Ставки» — маленькие конфеты с крышечкой.

гжельских мастеров трудятся на новых фарфоровых заводах и выкачивают секреты технологии. Вернувшись домой, открыли свое дело или продали секрет. Первое производство начал Павел Куликов (Куличков) в 1810 году. Постепенно секрет технологии фарфора распространился по всей Гжели. Производство фарфора в 40-х годах XIX века достигло наивысшего расцвета, работало более семидесяти гжельских фарфоро-фаянсовых заводов и более сорока живописных учреждений /

Широкое распространение получила подглазурная роспись с покрытием кобальтовым фоном в сочетании с надглазурным полихромным декором и большим количеством золота.

История компании

ОАО «Гжельский фарфоровый завод» зарегистрировано в 2004 году на месте народного бытования декоративно-прикладного искусства в г. Гжели, в селе Новохаритоново, цех по изготовлению художественных предметов, расположенный в селе Речица, на том самом месте, где издавна было традиционным производством гжельского фарфора.

Подмосковье, предприятие ЗАО «Гжельский фарфоровый завод» расположено в селе НовоХаритоново Раменского района на территории бывшего завода Акулина, известный фарфоровый выпуск: разнообразные сервизы, масленки, сахарницы, шкатулки, кувшины, вазы, а также а также отдельные предметы фарфора и фаянсовые игрушки.

До 2003 года предприятие носило название «Гжельский завод» Электроизоляторы. — Название завод получил в 1924 году, открытый как филиал Московского фарфорового завода «Карантин». И сегодня это одно из старейших и важнейших предприятий России по производству художественного и технического фарфора. Но история компании более древняя и насчитывает более девяноста лет. Фабрика была основана крестьянином Я.В.Кузнецовым в 1810 году и всеми своими корнями связана с прошлым Гжели – родиной русской керамики, с историей села НовоХаритоново типичного села Гжельского района.

Новое село, впоследствии ставшее НовоХаритоновым и расположенное на реке Дорко, возникло на месте старого сгоревшего в XVII веке села Харитонов. Ново-Харитонов – родина Кузнецовых, крупнейших монополистов фарфора, селекционеров, построивших множество заводов по всей России, передавали этим предприятиям гжельскую керамическую культуру и, что более важно, направляли в другие художественные центры гжельских мастеров. Уроженцы Гжели Кузнецов никогда не разрывал с ней связи. Здесь находились их предприятия, а также заводы их родственников по линии братьев Акулиных. В Новом Харитонове в конце XIX века до 1917 размещалась контора «Товарищества М.С. Кузнецова» Гжельского отделения. В 1912 году архитектором И.Бондаренко на Кузнецовские деньги была построена шатровая Георгиевская церковь в честь столетия Бородинской битвы. Инициатором строительства был крупнейший российский промышленник, двоюродный брат китайского магната, основателя «Товарищества» И.Е.Кузнецова. В церкви был фарфоровый эмалевый иконостас, отмеченный наградами на Всемирной выставке в Париже в 1900 г., и керамическая усыпальница, сооруженная И.Е.Кузнецовым для себя и его супруги. Старообрядческое село НовоХаритоново. Именно старообрядцам-селекционерам всегда были присущи предприимчивость и вкус, что позволило им организовать в России ряд высокоразвитых производств, которые до XXI века остаются важным центром традиционной культуры.

По знаку деревень и жителей уездов Московской губернии в 1852 г. в селе Первая мельница НовоХаритоново проживало 244 мужского пола, 274 женского пола, имелось 52 придворных и несколько керамических заводов: Кузнецовский фарфоровый завод (основан в 1810 г.), Кузнецовский фарфоровый завод Теренция. и фаянсовая фабрика Захара Малыгина (основана в 1832 г.). В 1869 г. здесь было фарфоровое заведение Авдотьи Кузнецовой и два глиняных завода Василия Максимова и Анисима Семенова. В 1891 году завод Кузнецова перешел к его зятю, мужу, сестре Анисим Акулиной, производивший фарфор и фаянс. После смерти Анисимова заводом владел до 1917 его сыновьями Джоном и Симоном, разделившись на две компании и вложив значительные усилия в расширение и развитие производства. В 1918 году в Гжель приехал председатель профсоюза рабочих стекла и фарфора Николай Законов. На собрании рабочих было принято решение о национализации обоих заводов Акулина. Но до новой экономической политики предприятия не дошло.

В 1920-е годы заводы вернулись к прежним владельцам и заработали, выпуская качественную фарфоровую посуду и игрушки. Государственный Русский музей в Санкт-Петербурге представляет собой прекрасное собрание фарфоровой скульптуры, игрушек, произведенных на заводе Акулина со второй половины XIX века до 20-х годов XX века. Разнообразна тематика миниатюрных скульптур, начиная от фигурок воинов, зверей и птиц и заканчивая мальчиками-пионерами. Очень популярным в начале XX века было изображение девушки на члене. Крипты для Новой церкви Харитонов тоже, вероятно, изготавливал на фабриках Акулина.

В 1929 году завод был национализирован и передан Государственной электротресте. На базе завода Иваном Акулиным был организован штамповочный цех Московского завода
«Карантин», в котором работало 130 человек. Кроме того, в селе Ново-Харитонова при школе имелись керамический фарфоровый завод и мастерская, где работало 48 человек. Гжельская керамическая школа №
была открыта в 1914 году в Ново-Харитонове в 2-х этажном здании бывшей богодельни по инициативе Кузнецова. В 1920 она несколько раз меняла место дислокации, но в конце десятилетия снова оказалась в Новом Харитонове. На его базе в 1931 году был создан Гжельский силикатно-керамический техникум (ныне Гжельский художественно-промышленный колдедж), которому отводилась исключительная роль в сохранении и развитии производственной культуры и художественных традиций Гжельского промысла. Многие выпускники общероссийского значения приобретенного заведения пришли и пришли работать на Гжельский фарфоровый завод.

Гжельская керамика и фарфор – яркое национальное самобытное искусство, имеющее свои особенности и художественное своеобразие. Провидение принесло всемирную известность и России гжельским квасникам и кумганам – оригинальным по форме и росписи майоликовым сосудам, украшенным скульптурой, которые были выпущены в XVIII веке. Позднее они, изменяясь в соответствии с законами материала, будут производиться в полуфаянсе (XIX век) и фарфоре (XX век). Возрождая гжельскую рыбалку в тяжелейшие военные и послевоенные 40-е годы XX века, великий ученый и талантливый художник А.Б.Салтыков Н.И.Бессарабова попыталась повторить в Китае эти дискообразные формы. Неотъемлемой чертой гжельской керамики и фарфора была национальность. Не случайно новый бессарабовский фарфор, созданный для рыбалки и гжели, показан на Всесоюзной художественной выставке в Москве в 1946, названный Крестьянским фарфором, по его связи с глиняными сосудами, глиняной посудой из деревни была очевидна.

Сейчас это крупнейшее в России предприятие по производству традиционного фарфора с ручной росписью кобальтом, на котором работают потомственные мастера.

Ассортимент насчитывает более 700 наименований форм Манекены, кумганы, сахарницы, масленки, шкатулки, подсвечники, вазы, светильники, часы и другие предметы быта и декора с различным декором около 2000 года. За последнее десятилетие образован Гжельский фарфоровый завод коллектив инженеров-художников, производство которых, бережно сохраняя старинные традиции, использует передовые приемы в технологии производства. Постоянное улучшение качества продукции, разнообразие ассортимента, технологические инновации, высокий художественный уровень, объемы выпускаемой продукции – вывели Гжельский фарфоровый завод в лидеры среди производителей традиционного гжельского фарфора с ручной росписью кобальтово-синим цветом.

Гжельский фарфоровый завод – постоянный участник выставок и смотров народных промыслов России.
Гжельский фарфоровый завод производит продукцию в соответствии с российскими стандартами. В 2003 году производство сертифицировано по международной системе качества ISO 9000.

Художественно-стилевые особенности изделий изготавливаются на ОАО «Гжельский фарфоровый завод».

Отличительными чертами изделий являются декоративность, элегантность, эстетическая и функциональная выразительность, разнообразие форм. Картина отличается яркостью и контрастностью различных кобальтовых красок с белым фоном за счет использования ручной росписи подглазурным кобальтом на лом. В результате обжига черный кобальт становится ярким и синим. Изделие расписывается беличьей кистью с набором красок только одной стороной кисти (так называемый «мазок теней»), где каждый последующий мазок отличается от предыдущего и имеет широкий тональный диапазон от глубоких и темных тонов до легкий и яркий. Наряду с традиционными элементами росписи (растительными, сюжетными узорами) используются и закручивающиеся усики, спиралевидные завитки, точечное и штриховое заполнение сетки, полоски простого геометрического орнамента. Масштаб соответствует размеру вашего орнамента, а характер изображения – красоте формы. Cпецифическая технология позволяет получить еще более яркие и свежие цвета.

Творческое предприятие мастера-человека заявило о собственном искусстве Гжели и в ассортименте, и в формах, и в росписи, и даже в технике. Это сочетание тонких орнаментальных отделок с живописными легкими мазками, сгущающимися в глубокое голубое пятно, округлости полноценных народных форм с выразительной росписью, живописью размашистой, быстрой, построенной на переходах от синего к густому мазку легкости прозрачного. синий, который имеет значение системной тонкой орнаментально-линейной привязки.

Компания, в свой портфель включает все виды изделий из традиционного ремесленного фарфора. Изделия предназначены для повседневного использования в домашних условиях.

Фарфор для деловых людей, отличающийся простотой, мягкостью формы, функциональностью, органично дополняется традиционной подглазурной кобальтовой росписью под гжель. Это функциональность изделий из аналогичных изделий разных отраслей Гжельской рыбалки.

Традиционный характер изделия в сочетании с преобладающей долей ручного труда, наличием мастеров творческих династий и историческим местом производства дает все основания считать ЗАО «Гжельский фарфоровый завод» делом народных промыслов, и одним из самых центры русского традиционного керамического искусства.


Сегодня:
Фарфоровая рука-

Гжель – название живописного подмосковного района в 60 километрах от Москвы, известного своими поделками из фарфора. Статуэтки, посуда и подарки ручной росписи сегодня невероятно популярны. С ними связана красота гармонии, сказка и прибыль. Фарфор с ручной росписью витиеватой синевой теперь известен не только в России, но и за рубежом. Эти фарфоровые изделия привлекают дальновидностью и гармонией, высоким профессионализмом их создателей. Знаменитая гжельская рыбалка на протяжении нескольких столетий является одним из ведущих керамических промыслов страны и по праву считается гжельской – колыбелью русской керамики. Оно сформировало его лучшие черты и раскрыло высшие достижения народного творчества.

История фарфора ручной работы восходит к 14 веку, в то время начали изготавливать предметы быта. Высокое качество местной глины делало их пригодными для изготовления лучших сортов гончарных изделий. Затем последовал нелегкий путь к полуфаянсу и майоликовой посуде. В 19 веке мастера стали изготавливать фаянсовые и фарфоровые изделия. Посуда выполнялась как крупными сервизными наборами, так и в виде скульптуры. Теперь изготавливают не только посуду, но и вазы, подсвечники, люстры, часы, шкатулки. Надо отметить, мастер все изделия изготавливал и расписывал вручную, вкладывая в них свою душу.

Ручная работа из фарфора и керамики — произведения искусства. Сделать эти эксклюзивные изделия не так просто, как может показаться на первый взгляд. Процесс изготовления больше похож на сказочное превращение простого куска глины в произведение искусства. Глина является основным сырьем для производства гжельских изделий. Глину обрабатывают таким образом, чтобы проявлялись лучшие качества, такие как огнеупорность и пластичность, необходимые для изготовления изделий.

Процесс изготовления фарфора состоял из нескольких шагов.

Сначала предлагаемая модель изготавливается из гипсовых изделий, затем данная модель представляет собой форму, состоящую из нескольких частей, в зависимости от сложности изделия.

В готовую форму гипсовый раствор заливается, гипс впитывает влагу, благодаря чему шликер, подвываясь, принимает форму изделия. Формованные изделия сушат в естественных условиях. Высушенная полуфабрикат окончательно восстанавливается после швов, мелких дефектов литья. Далее следует предварительная обжарка, она называется салвидж.

Более дорогая краска. Роспись беличьими кистями, свободный кистевой мазок. От мелких кистевых мазков рисуется композиция, подчеркивающая достоинства всех форм. В росписи по фарфору использованы приемы росписи многих характерных для Гжели декоративно-прикладного искусства.

После декорирования изделие глазируется вручную в специальных емкостях путем окунания в глазурную суспензию.

Заключительный этап – окончательный обжиг – обжиг с водой – готовое изделие.

Так рождается гжельское созидательное искусство.

 

Русское народное творчество — Гжель

жел, недалеко от города Москвы, издавна славится
за его богатые залежи глин, пригодных для изготовления
гончарного дела, а, следовательно, и для керамической промышленности, выросшей
вокруг них. Фактически практически все население
около тридцати деревень в этом районе уже давно занимаются
в производстве гончарных изделий, тем более, что учитывая
густые раскидистые леса вокруг никогда не было
любая нехватка дров. Можно сказать, что это было символично.
чтобы гжель понимали уже в 19век как
синонимом, в значительной степени, русской народной керамики.
Правда, это было несколько раньше, в предыдущем, 18 веке,
что Гжель прославилась как крупный керамический центр,
производил не только глиняную посуду для чисто утилитарных целей,
но и художественные и декоративные предметы.

Кувшин для кваса
Майолика. Конец XVIII века

     Эта разработка
совпало с появлением майолики. В то время майолика
изделия назывались на Руси ценина . Происхождение
слова точно неизвестно. Изделия из майолики называли
в Европе фаянс. Изделие обычно изготавливалось из тонированного
глины, имел массивную пористую оболочку и был украшен
эмалевые цвета в полихроматике, типично крестьянском стиле
конструкции. Правда, ценана впервые была изготовлена ​​в
Москва при заведении купца Афанасия Гребенщикова,
который нанял несколько гончаров из Гжели. Возвращаясь домой
и познав секреты изготовления майолики,
они начали свои собственные гончарные мастерские. Хотя мы понятия не имеем
кем они были — их имена утеряны — они сделали так
прекрасное начало, которое в течение нескольких лет,
Гжельская майолика уже успешно конкурировала с гребенщиковской.
производить.
В то время как знаменитая итальянская майолика эпохи Возрождения заимствовала
сюжетный материал из современной живописи и служил
исключительно декоративного назначения (выпускались в основном были крупные
вазы, гигантские блюда и барельефы), гжельская посуда была, на
напротив, утилитарной формы и формы и был украшен
с двумерными рисунками, характерными для народных
источник; большие локальные бассейны яркого цвета отображаются
заметная близость с лубок , русская народная картинка
или бортовой.

С.Исаев «Русская зима». Чайник.
Фарфор. 1999

     
Ассортимент гжельской майолики включал практически весь ассортимент
домашней утвари, такой как тарелки для завтрака и супа,
обеденные сервизы, кружки, кружки и кувшины. Чаще
это была только бело-глазурная глиняная посуда, лишенная украшений;
однако он ценился именно из-за его гигиеничности.
белизна. Тем не менее, всегда было — и всегда будет
быть — популярный спрос на привлекательные, красочные, художественные
объекты. Каждый гончар, достойный этого имени, стремился создать
нечто индивидуальное, имеющее любопытную или забавную деталь
и красочный дизайн, привлекательный для покупателя.
Тематический материал делает
не обладали большим тематическим разнообразием, это было
не заимствованы из современной живописи или литературы, а
было изобретением самого гончара, который, хотя и часто
неграмотный, проявлял художественную интуицию, позволявшую ему
интегрировать в свои декоративные конструкции свои наблюдения
природы и деревенской и городской жизни с впечатлениями, полученными
от увиденных зданий и значков, и подправить результат
со своим воображением. Дизайн представляет собой нарисованный вручную рисунок,
очерченный каким-то темным пигментом на светлом глазурованном
поверхность, а затем украшены зеленым, желтым, коричневым и
синие пигменты.

С. Исаев «Лосось». Рыбное блюдо
Фарфор. 1997

      Есть
В живописной Гжели нет ничего особенно выдающегося.
окрестности. Кроме, конечно, полей для растяжки,
голубая опушка леса вдалеке и прозрачная
голубоватая дымка, окутывающая небольшие деревни по соседству.
Возможно, именно эта мерцающая синева была передана
на белоснежное поле гжельского фарфора? Возможно, это
несет ответственность за все привлекательные дизайны, которые мы находим на
какая-нибудь тонкая ваза, пузатый кувшин или крепкая кружка
вызывая это восхитительное чувство удивления и радости при
обнаружение первых групп весенних цветов на грядках
оставленный талым снегом? По правде говоря, умелое моделирование и
виртуозная манера письма преобразила то, что казалось бы
быть простой обычной домашней утварью в настоящие произведения
искусства. Гжельский фарфор пользуется большой популярностью как
в нашей стране и за рубежом, узнаваемый сразу по своему
характерная сине-белая цветовая гамма, своеобразный дизайн,
и формы. Ключ к этому удивительному успеху кроется в
поразительно выразительное своеобразие гжельской посуды, которая
вызывает волнующую эмоцию общения с матерью-природой.
Неудивительно, ведь эти нарисованные от руки картинки особенно приятны
гармонировать с формой.

В. Неплюев «Охота». Кувшин для кваса
Фарфор. 1982

      В
на самом деле, ассортимент производимых изделий настолько разнообразен, что можно было бы
сложно все перечислить. Более типичные предметы-верх
любимцы гжельских гончаров — чайники, кувшины, кружки, масленки,
сахарницы, горшочки для меда и подставки для сладостей. Что поражает
много разных форм, придаваемых одному и тому же
тип предмета. Таким образом, если мы возьмем чайник, мы обнаружим, что он имеет форму
в виде диска, бочки, сферы или продолговатой формы. Гжельские дизайнеры стремятся
создавать модели массового производства относительно
недорогие товары и уникальные экспонаты, предназначенные для выставок
и музеи. Но прежде чем идти дальше, следует подчеркнуть
что то, что сегодня производят в Гжели, не похоже на изделия
которые были созданы в предыдущие века. Это
новое искусство, вобравшее в себя в то же время художественное
и технологический опыт, накопленный не одним
поколения гончаров. К этому не было царской дороги
достижения, как традиции, которые были переданы
от отца к сыну иссякли к концу прошлого,
19ом веке, и к началу Первой мировой
Война была предана полному забвению. Хаос, который
последовал за Гражданской войной после Октябрьской революции 1917 г.
только аггра казалось, что глиняная посуда Гжели никогда не
воскреснуть

Л.Азарова «Охотник». Бутылка
Фарфор. 1975

     Но новый
Советское правительство не обошло вниманием народные промыслы и ремесла.
Хотя были заложены новые экономические и социальные основы для продвижения
народных промыслов и ремесел, все внимание уделялось одновременно
время сохранить свои традиционные принципы. К 1920-е годы
некоторые из гончарных мастерских Гжели снова были на ногах.
Были организованы кооперативы, первым среди которых был Период,
Керамика (Вперед, Керамика) началась в 1929 году. После
растущих организационных проблем, гжельская промышленность приобрела
прочную экономическую основу, и собирался решить проблему
создания высокохудожественных произведений в годы Великой Отечественной
Вмешалась война. Хотя работа была приостановлена ​​на пару
лет, к 1943 гончары снова работали, теперь поворачивая
из, как вспоминает Татьяна Ерёмина, «Одна невзрачная, обыкновенная
кружка. Хоть было тяжело и пришлось дрова рубить
себя, поддерживать горение печей и производить количество
посуды, тем не менее мы постарались как можно лучше разукрасить кружки
мы могли бы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *