Греческая волна: 22 лучших фильма XXI века

Содержание

22 лучших фильма XXI века

История зарождения греческого кинематографа уходит в конец 19 века. Но его не всегда можно было назвать процветающим. Отсутствие государственного финансирования, ограничения политического характера и экономический кризис всё больше осложняли условия, особенно для начинающих режиссёров. На протяжении прошлого столетия греческое кино не получало широкой популярности среди международной аудитории. К сожалению, его недооценивал даже греческий зритель.

И всё же некоторым фильммейкерам многие годы удавалось заявлять о себе как на отечественной киноарене, так и на международной. Среди них Теодорос Ангелопулос, Никос Кундурос, Константин Гаврас (Коста-Гаврас), Никос Николаидис, Михалис Какоянис, Пантелис Вулгарис, Тоня Маркетаки, Никос Грамматикос, Ставрос Торнс и другие.

Вопреки неблагоприятным условиям с самого начала XXI века греческое кино становится всё более продуктивным и привлекательным для зрителей во всём мире. А выпуском фильма «Клык» (2009) Йоргос Лантимос породил новый кинематографический стиль – «странную волну» греческого кино, что приковало к нему всеобщее внимание.

Этот список – попытка собрать лучшие греческие фильмы за последние восемнадцать лет в одной подборке, которая объективно представила бы современный греческий кинематограф разными режиссёрами и жанрами.

Второе «Я» / Eteros ego (2016, Сотирис Цафулиас)

Рейтинг на Кинопоиске – недостаточно оценок; IMDb – 7,9

Афины, 2015 год. Пять убийств. Профессора криминологии Димитриса Лаиниса, страдающего синдромом Аспергера, просят помочь полиции в поимке серийного убийцы. Преступник умён и осторожен, единственная зацепка – цитаты Пифагора, которые он оставляет. Распутать тайну криминалисту помогает профессор математики. Фильм не только об интригующем уголовном преступлении и о том, как его раскрывали, но и о том, как оно влияет на главного героя, имеющего определённые личные проблемы. Ведущую роль отлично исполнил Пигмалион Дадакаридис.

Площадь Америки / Plateia Amerikis (2016, Яннис Сакаридис)

Рейтинг на Кинопоиске – недостаточно оценок; IMDb – 6,7

Билли и Накос – друзья детства, которые всю жизнь прожили на площади Америка в центре Афин. Билли – татуировщик, который влюбляется в Терезу, иммигрантскую певицу, связанную с преступным миром. Накос не может смириться с тем, что площадь его района за последние годы резко изменилась, превратившись в приют для иммигрантов, в основном сирийских беженцев. Ещё один персонаж Тарек – сирийский беженец, отчаянно ищущий способ бежать с дочерью в Германию.

Это фильм о расизме, основанный на романе Янниса Цирбаса «Виктории не существует». «Площадь Америки» – больше, чем честная картина о текущей ситуации в Афинах. Яннис Сакаридис используя в качестве фона Грецию и кризис беженцев, поднял тему расизма в целом.

Автор с пониманием и по-доброму относится к своим персонажам, даже к тем, кто «поступает не так», но не оправдывает их. Расизм – это не просто нечто плохое, возникающее из ниоткуда, но изученное поведение, которое появляется из определённых обстоятельств и подкрепляется определёнными обстоятельствами.

Загар / Suntan (2016, Аргирис Пападимитропулос)

Рейтинг на Кинопоиске – 6; IMDb – 6,7

Костис – врач, прибывший на греческий остров Андипарос для работы в оздоровительной клинике. Он не совсем молод, не совсем успешен, не совсем красив и не очень счастлив. В противоположность ему Анна – симпатичная 20-летняя туристка, приехавшая на остров с друзьями на вечеринку. Костис влюбляется в эту девушку и уже вскоре одержим ею.

Как сказал Аргирис Пападимитропулос, идея фильма возникла из разделения людей между теми, кто имеет доступ к удовольствию, и теми, кто его не имеет, обнаруженного в романе Мишеля Уэльбека «Расширение пространства борьбы». Костис и Анна представляют два разных типа людей, два разных мира. На их примере поднимаются вопросы о том, как каждый воспринимает свою реальность, как его воспринимают другие и о способности получить доступ к удовольствию в условиях современного мира.

Нить / Nima (2016, Александр Вулгарис)

Рейтинг на Кинопоиске – недостаточно оценок; IMDb – 6,1

Это психоаналитический фантастический триллер о нити, соединяющей жизни политической активистки Ники и её сына Лефтериса. Действие происходит в двух разных периодах времени, следуя за борьбой двух персонажей, изображённых одной и той же актрисой. Борьба эта связана с исполнением своих ролей или с их избеганием. Служит ли пуповина исходной точкой, живительной зависимостью для них обоих или, может быть, насильственным ограничением? И как можно от неё освободиться?

Режиссёр и музыкант Александр Вулгарис создал мрачный, но хрупкий мир, аллегорическую историю об «отлучении», о наследовании, которое мы несём, но не выбираем; о неясной тонкой линии между прошлым и настоящим, между нами и другими; о кровожадном городе, который «убивает» своих людей, о городе, который вы никак не определитесь – любить или ненавидеть; о свободе, которая нас удерживает, и о суровом процессе вступления во взрослую жизнь.

С точки зрения традиционной структуры и повествования фильм назвали непривычным, авангардным и экспериментальным, но создатель не думал экспериментировать, он точно знал, чего хотел. А в результате получился редкий шедевр греческого кинематографа.

Шевалье / Chevalier (2015, Афина Рахель Цангари)

Рейтинг на Кинопоиске – 5,9; IMDb – 6,5

Определение лучшего – тема стара, как мир, а греки, придумавшие Олимпийские игры, знают в этом толк как никто другой. Шесть человек отправляются на рыбалку на роскошной яхте, а по дороге обратно решают сыграть в игру и выявить, кто среди них самый лучший. Чтобы определить победителя, они сравнивают и оценивают друг друга буквально в чём угодно, от эффективности в различных задачах до размера эрекции.

«Шевалье» – это резкая комедия, комментирующая мужское тщеславие, желание быть лучшим, Альфа-самцом или хотя бы не худшим. В западном обществе, где превосходство равно признанию, мужчин воспитывают в духе конкуренции и амбициозности. На них давят, чтобы подтолкнуть к успешности. Афина Цангари с юмором и сопереживанием показала неуверенность, лежащую за властным мужским фасадом. Интересно, что это абсолютно мужское кино сняла женщина-режиссёр.

Лобстер / The Lobster (2015, Йоргос Лантимос)

Рейтинг на Кинопоиске – 6,9; IMDb – 7,1

В антиутопическом мире, где люди живут только парами, покинутый женой Дэвид переезжает в Отель, место, куда в обязательном порядке прибывают одинокие люди и селятся на 45 дней. За этот срок каждый должен найти себе романтического партнёра. Если не удаётся, человека превращают в любое животное. Дэвид выбирает лобстера. Но строго организованная в Отеле жизнь побуждает его к бегству, и герой укрывается в лесу, где живут и другие противники системы. Но тут он узнаёт, что и у одиночек есть своё жёсткое таинство, которого все должны придерживаться.

В «Лобстере» обсуждаются отчаянные искания дружеского общения в современном мире, где люди определяются их способностью или неспособностью формировать социально приемлемые отношения. Режиссёр проводит параллели между естественной потребностью быть любимым и навязчивым стремлением к идентичности через романтические отношения, между независимым существованием и чувством принадлежности, между уважительным сосуществованием и противостоянием, между установленным порядком и скрытыми видами власти.

Технически это не совсем греческий фильм. Он греческого, ирландского, французского, британского и нидерландского производства. Но это кино, созданное греческим режиссёром и греческим сценаристом с богатым международным актёрским составом, стало жемчужиной мирового кино. «Лобстер» – доказательство того, почему Йоргос Лантимос в числе лучших греческих режиссёров современности.

Среда, 04:45 / Tetarti 04:45 (2015, Алексис Алексиу)

Рейтинг на Кинопоиске – недостаточно оценок; IMDb – 6,8

Стелиос – честолюбивый владелец джаз-клуба, который оказывается на грани потери всего имущества и краха семейной жизни. У него есть 32 часа, чтобы раздобыть деньги, которые он задолжал румынскому бандиту, иначе у клуба появится новый владелец.

«Среда, 04:45» – попытка Алексиса Алексиу сочетать греческую поп-культуру с американским неонуаром и азиатским хоррором. И хотя результат не в полной мере соответствует ожиданиям кинорежиссёра, он представляет собой достойный фильм, разделённый на главы с мрачными дождливыми кадрами и ярким неоновым освещением, создающими кошмарную атмосферу нуара.

На втором уровне Алексиу в фильме комментирует сложившуюся в Греции ситуацию, когда многие люди оказались в долгах, а их мечты разрушились на фоне разразившегося экономического кризиса. Стелиос Майнас в роли главного персонажа обогатил фильм прекрасной сентиментальной игрой.

Сентименталисты / Oi aisthimaties (2014, Николас Триандафиллидис)

Рейтинг на Кинопоиске – недостаточно оценок; IMDb – 6,4

Сюжет следует за двумя молодыми людьми, работающими на буржуа по прозвищу «Хозяин», контрабандиста и ростовщика, который живёт в особняке вдали от городской суеты со своей дочерью и торгует древностями. Грязную работу выполняют Гермес и Джаннис, чья грубая и размеренная жизнь даёт трещину, когда оба совершают роковую ошибку: влюбляются в двух женщин «под запретом».

Режиссёр мастерски изображением неонуарное декадентское общество греческого преступного мира, создав уникальную ностальгическую атмосферу чудесным саундтреком. «Сентименталисты» – это фильм о любви и романтике «старой школы», которой нет места в хардкорном современном мире.

Маленькая Англия / Mikra Anglia (2013, Пантелис Вулгарис)

Рейтинг на Кинопоиске – 7,1; IMDb – 8

Орса и Моша – две сестры, живущие на греческом острове Андрос около 1930-х годов. Орса тайно влюблена в лейтенанта Спироса, но её мать – сторонница брака по расчёту, заставляет выйти замуж за капитана Никоса. Когда Спирос становится капитаном, он женится на Моше, и семейные отношения усложняются.

«Маленькая Англия» – это адаптация одноимённого романа Иоанны Каристиани, жены Пантелиса Вулгариса, одного из самых известных греческих режиссёров прошлого века. Драма сосредоточена на игре женских персонажей и взаимоотношениях между ними. Здесь обильно используются кадры моря. Оно – то бурное, то мирное – изменяется по аналогии с нарастанием психического развития персонажей.

Госпожа жестокость / Miss Violence (2013, Александрос Авранас)

Рейтинг на Кинопоиске – 5,9; IMDb – 7,1

В день своего 11-летия, в, казалось бы, радостной атмосфере праздника Анжелика спрыгивает с балкона. Когда полиция расследует причины, побудившие девушку покончить жизнь самоубийством, добропорядочный фасад семьи разваливается, и робко проступает омерзительная правда.

Как следует из названия, эта драма о насилии, о сексуальном, бытовом и психологическом насилии, о его жестокости и последствиях. Тематика фильма расширена обсуждением семьи, общества и связанного с ним лицемерия. Сокрытое за дверями часто пугает, поэтому игнорируется как несуществующее до тех пор, пока игнорировать это уже невозможно.

Мальчик, который ел птичий корм / To agori troei to fagito tou pouliou (2012, Экторас Лигизос)

Рейтинг на Кинопоиске – 5,6; IMDb – 6,5

Йоргос – молодой человек, живущий в суровых и изнурительных обстоятельствах. Он пытается выжить в центре Афин, не имея ни друзей, ни работы, ни денег, чтобы оплатить счета или купить себе еду. У него есть лишь прекрасный певческий голос и канарейка.

В своём дебютном фильме Лигизос делает политическое заявление в форме, далёкой от привычных представлений об этом жанре. Он использует добрые, уставшие, отчаянные глаза и низкий, мягкий, ласковый голос главного персонажа, разговаривающего со своей канарейкой.

В фильме мало диалогов и много крупных планов Йоргоса, составляющих в совокупности удручающую картину города в самом разгаре экономического кризиса. Со своей искренностью, простотой и религиозной атмосферой этот фильм напоминает зрителям, что тишина порой действительно звучит громче слов.

Вольфрам / Tungsten (2011, Йоргос Георгопулос)

Рейтинг на IMDb – 7,0

Летним днём в Афинах бродят два мальчика-подростка, контролёр общественного транспорта с финансовыми проблемами и сотрудник компании с проблемами в отношениях с подругой. В городе, где постоянно происходят отключения электричества, пути этих персонажей пересекаются, а сами они выступают то в роли жертв, то – преступников.

Этот чёрно-белый фильм с нелинейной сюжетной линией – художественный дебют Георгопулоса. В нём разворачиваются истории разных людей, которые сталкиваются друг с другом, что приводит к большей истории, которая превосходит их частные. В целом рисуется история жестокого поколения людей, живущих в жестокую эпоху в жестоком городском пространстве. Порочный круг насилия превращает жертв в преступников и наоборот.

Молоко / To gala (2011, Гиоргос Сиоугас)

Рейтинг на IMDb – 7,4

Эмигрировав из Тбилиси, Рина и её два сына, Антонис и Лефтерис, пытаются достойно выживать и обеспечивать себе нормальную жизнь в Греции. Антонис хочет забыть о прошлом и своём происхождении, ориентируется на новые достижения и укрепление социального статуса. А Лефтерис увяз в воспоминаниях, отчаянно ищет признания и любви. Рина, пытаясь свести концы с концами, играет сложную роль, уравновешивая противоположности сыновей, и устраивая дом в новой стране.

«Молоко» – трогательный фильм, исследующий концепцию дома в смысле безопасного пространства. Он обращается к процессу и трудностям создания дома, когда вас считают чужаками. С осторожной деликатностью обсуждается ответственность, которую не каждый готов на себя взять или не знает как её нести, психические расстройства, стигматизация, освобождение, невосполнимая пустота, гнев, разочарование, архетипы матери и Родины, навязчивость идеи и память как источник страдания или утешения.

Аттенберг / Attenberg (2010, Афина Рахель Цангари)

Рейтинг на Кинопоиске – 6,4; IMDb – 6,2

Марина живёт со своим неизлечимо больным отцом в промышленном городке на берегу моря. Имея ограниченные социальные навыки и интересы, общаясь с единственной подругой Беллой, Марина проводит время главным образом за просмотром документальных фильмов сэра Дэвида Аттенборо о дикой природе. Но однажды в город приезжает молодой человек, который бросается ей в глаза. В фильме Цангари с прямотой и чуткостью обсуждаются любовь и смерть наряду с размышлениями об утрате, взрослении и обретении своей сексуальности.

Академия Платона / Akadimia Platonos (2009, Филлипос Цитос)

Рейтинг на Кинопоиске – недостаточно оценок; IMDb – 6,6

Ставрос – владелец небольшой табачной лавки, враждебно настроенный к чужакам (в основном к албанцам), проживающий в Афинах со своей матерью, которая страдает болезнью Альцгеймера. Сидеть возле своего магазина, слушать классический рок и вспоминать молодость – каждодневный ритуал Ставроса и его друзей. Они не любят иностранцев и отказываются признавать, что Афины меняются. Но однажды Ставроса потрясает известие о том, что, возможно, он и сам албанец.

«Академия Платона» – это не только фильм о ксенофобских настроениях греческого народа, но и весьма гуманное кино о переменах, идентичности и дружбе, а в конечном итоге – о старении и отпускании. Главный герой похож на 40-летнего ребёнка, который пытается адаптироваться к изменениям, сохраняя собственное «я». Наверное, с этим сталкивалось большинство людей. От смятения в его лице и грустно, и смешно. Это нежный и реалистичный фильм о социальных и личных проблемах, избегая назидательности, напоминает о том, что именно такое кино нам и нужно.

Путь женщины / Strella (2009, Панос Коутрас)

Рейтинг на Кинопоиске – 6,5; IMDb – 7,4

Йоргос выходит на свободу после 14 лет, проведённых в тюрьме за убийство. Первую ночь в Афинах он проводит с транс-проституткой Стреллой, и вскоре они оба влюбляются. Йоргос хочет зажить по-новому, но сначала должен разобраться в своём прошлом.

«Strella» (сочетание имени Стелла и слова «трела», что в переводе с греческого означает сумасшествие) – это искренний и глубоко романтический фильм с положенными в его основу психоаналитическими отсылками. Среди прочего особенность фильма в том, насколько он приблизился к изображению отношений между мужчиной и трансгендерной женщиной, словно это нормально в греческом обществе.

Панос Коутрас оперирует спектром тем от гомосексуализма, гендерной идентичности, предрассудков и социальной изоляции до разнородности проституции и инцеста с глубоким пониманием, эмпатией и чуткостью. На такое способны очень немногие режиссёры, за исключением великого Тодда Солондза. Но на самом деле фильм о любви. И это причина, по которой он так хорош.

Клык / Κυνόδοντας (2009, Йоргос Лантимос )

Рейтинг на Кинопоиске – 6,3; IMDb – 7,3

Сразу после выхода фильм объявили шедевром современного европейского кино, а Йоргоса Лантимоса начали сравнивать с Ларсом фон Триером и Михаэлем Ханеке. «Клык» имел международный успех и стал лауреатом программы «Особый взгляд» Каннского кинофестиваля.

Режиссёр предложил щекотливый взгляд на идею домашнего обучения. Супружеская пара, рассказывая своим детям жуткие истории о внешнем мире, держит их в пределах дома и двора с бассейном и садом, никого не выпуская за забор. Воспитание этих детей, мягко говоря, необычно. Они никогда не видели внешний мир. Покинуть семейный дом смогут лишь тогда, когда у них выпадет клык. Из внешнего мира в семью вхожа лишь девушка, приглашённая для удовлетворения сексуальных потребностей старшего сына. А покидать дом может лишь отец семейства. Несмотря на кошмарность происходящего от фильма невозможно отвести взгляд.

Роз / Roz (2006, Александр Вулгарис)

Рейтинг на Кинопоиске – недостаточно оценок; IMDb – 6,5

Василис – интровертный ребёнок. Ему 25 лет, но он ещё ребёнок. Мать их оставила, отец отказывается общаться, а брат его, кажется, не понимает. Василис – напуганное дитё. Он создал себе безопасный мир, где размышляет о своём детстве и ищет ответы, пока не встречает другого ребёнка – 11-летнюю Снежану, с которой завязывает прекрасную дружбу.

«Роз» – ностальгический фильм о страхе. О страхе связи из-за боязни оказаться в одиночестве, страхе жить из-за боязни умереть, страхе говорить из-за боязни не быть услышанным, страхе взросления из-за боязни оказаться ребёнком. Ещё этот фильм о целительной силе принятия и освобождающем чувстве любви, которое может превозмочь страх.

Щепотка перца / Politiki kouzina (2003, Тассос Булметис)

Рейтинг на Кинопоиске – 7,3; IMDb – 7,6

Это история о греческом мальчике по имени Фанис, выросшем в Стамбуле с дедом, кулинарным философом и владельцем магазина специй. Наставляя внука, дед учит его, что и еда, и жизнь требуют немного пряностей для придания им вкуса. Фанис уезжает в Афины, где, вырастая, становится превосходным поваром и использует свои навыки приготовления пищи, чтобы оживить жизнь окружающих. Спустя 35 лет он возвращается в Стамбул, чтобы повидаться с дедом и своей первой любовью. Это возвращение помогает ему понять, что он забыл положить немного специй в свою собственную жизнь.

Коробок спичек / Spirtokouto (2002, Яннис Экономидес)

Рейтинг на Кинопоиске – недостаточно оценок; IMDb – 7

Фильм переносит зрителя в жаркий летний день из жизни 50-летнего Димитриса, который обсуждает свои профессиональные идеи и планы, воюя со своей семьёй. Из-за непрекращающейся борьбы и криков, ругани и клаустрофобности, вызванной теснотой квартиры, где все потеют от жары, этот простой, но убедительный фильм вызывает ощущение удушливости, как при чтении «Замка» Кафки.

Прошло 16 лет после создания этого фильма, а он по-прежнему актуален и по-своему обаятелен. Даже сам режиссёр не смог превзойти это своё произведение. «Коробок спичек» остаётся, пожалуй, наиболее точным представлением греческой семьи среднего класса.

Король / O vasilias (2002, Никос Грамматикос)

Рейтинг на Кинопоиске – недостаточно оценок; IMDb – 8,1

Бывший наркоман и наркодилер Вангелис освобождается из тюрьмы и решает переехать в заброшенный дом своего деда в небольшой деревне на юге Греции. Он стремится подальше от старой жизни и от прежнего социального круга, чтобы очиститься и зажить по-новому. Но местные жители не очень-то рады незнакомцам и вскоре начинают искать способы изгнать его из деревни.

«Король» основан на реальных событиях, имевших место примерно в середине 1990-х годов. Фильм, объединивший правду и вымысел, прекрасно создаёт представление о ксенофобии в широком смысле, социальной изоляции и страхе людей перед неизвестным. В нём показано, как общество, относясь к кому-то предвзято и нарекая кого-то «проблемой», может в действительности превратить его в то, что образует порочный круг.

Персонажи в деревне подобраны таким образом, чтобы символически иллюстрировать менталитет, который можно найти и в селе, и в городе.

Однажды в августе / Dekapentavgoustos (2001, Константин Гианнарис)

Рейтинг на Кинопоиске – недостаточно оценок; IMDb – 6,8

Середина августа. Как и большинство афинян, три семьи, живущие в одном доме, покидают город, чтобы отдохнуть. Все направляются в разные места, но каждого ждёт насыщенный отпуск. В параллельной сюжетной линии мы видим, как в отсутствии жильцов в дом вламывается молодой парень и раскрывает их секреты.

Три семьи, три изображения греческого среднего класса до экономического кризиса, девять человек, девять историй, девять мечтаний, девять разочарований. Объединяет всех надежда на перемены, на чудо. Фильм символично трансцендентный и одновременно реалистичный, он балансирует между трагедией и магией, определяющей саму жизнь.

Константин Гианнарис написал о своей картине: ««Один день в августе» – это дорожный фильм […], где жильцы трехэтажного здания в центре Афин рассказывают нам о любви. Об отсутствии любви. Где любовь рушится. [ … ] И в удушающей летней жаре их мечты и желания сбываются».

Превью: кадр из фильма «Лобстер».

По материалам: tasteofcinema.com.

Смотрите также:

  • 20 фильмов XXI века, снятых в лучших традициях европейского артхауса
  • 10 обалденных европейских фильмов, которые круче голливудского кино
  • Фильмы Эмира Кустурицы: неординарное кино с сумасшедшей жизненной силой
  • За гранью реальности: 12 величайших французских сюрреалистических фильмов
  • 12 фильмов Педро Альмодовара. Шедевральное кино с неидеальными героями

Телеграм

Йоргос Лантимос и Рахель Цангари

«Новая греческая волна» — этот термин появился совсем недавно. Такое определение дали европейские кинокритики, классифицируя группу независимых кинорежиссеров. Сами греческие авторы себя так не называют, но и они не отрицают некоего стилистического сходства и переклички тем. В какой-то момент в связи с общей экономической ситуацией в стране режиссерам негде было брать бюджеты для кино, и они начали объединяться в группы, чтобы поддерживать друг друга во время съемок.
Йоргос Лантимос («Клык» ) и Рахель Цангари («Аттенберг»). Они продюсировали фильмы друг друга, а Лантимос исполнил одну из четырех ролей в фильме «Аттенберг». Они организовали кинокомпанию, чтобы помогать друг другу и другим режиссерам, много лет работали бок о бок. Оба режиссера пришли в кино из театра.

В чем заключаются особенности этой волны режиссеров?
Рассмотрим на примере фильм «Клык» Лантимоса. В самом начале мы слышим запись с магнитофонной кассеты. На записи даются определения известным всем людям словам, но здесь у них совершенно иное значение: «Море — это кожаное кресло с деревянными ручками, вроде того, что стоит у нас в гостиной». Таким образом, мы сразу понимаем, что это будет фильм с высокой долей условности, и принимаем правила игры, так же как герои фильма принимают правила своих родителей. Мы видим троих героев, похожих друг на друга, на вид им от пятнадцати до восемнадцати лет. Одна из девушек предлагает поиграть в игру. Очень подробно обсуждаются правила, чтобы никто не имел возможности жульничать. На протяжении всего фильма дети постоянно выдумывают игры друг для друга.

Лантимос снимает абсурдистскую антиутопию про семью, в которой дети никогда никуда не выходят, их мир ограничен территорией внутри высокого-высокого забора, которым огорожен двор их дома. Родители придумали, что внешний мир опасен и дети не могут выйти вовне, пока не вырастут достаточно, у них не выпадет «клык» и не вырастет новый. Все, что знают дети, — это то, что говорят родители, и дети безоговорочно им верят.

У сына больше всего наклеек за хорошее поведение, значит, он выбирает развлечение на вечер. Сын счастлив. Он предлагает посмотреть домашнее видео. Это семейный ролик, который все знают наизусть. Сестра проговаривает все реплики до того, как они произносятся. Все счастливы. Улыбки не сходят с лиц героев.

Диалоги прописаны очень подробно. Герои задают много уточняющих вопросов, и им отвечают с завидной педантичностью. Всегда нужно ответить так, чтобы у ребенка не осталось возможности что-то додумать.
Актерская игра соответствует последним тенденциям существования актера в кадре, например, в «Розетте» Дарденов. Это неэмоциональное, неинтонированное существование, часто герои будто замирают. Но если у Дарденов такой прием обусловлен максимальным приближением к реальности и достоверности, то у Лантимоса он добавляет еще больше абсурда.

В этом фильме игра актеров работает в паре с пластикой их движений. Все всегда очень четко и аккуратно. Одежда складывается ровной стопкой, если все сидят на диване, то руки сложены на коленях.
Очень спокойная, холодная статичная камера, съемка всегда ведется со штатива. Отстранённая манера съемки позволяет камере только фиксировать события, автор не хочет показывать свое отношение к происходящему. Что бы ни происходило в кадре, камера не удивляется и не меняет своей дистанции. Иногда в солнечный погожий день дети резвятся во дворе, и камера играет вместе с ними, только тогда съемка ведется со стедикама и камера движется. Даже звуки в этих сценах замирают, завороженные детской беззаботностью. Лантимос создает звуковое решение: мы не слышим никаких интершумов, атмосфер — ничего. Только лишь магнитофон, который объясняет детям геометрию. Все счастливы.

Мизансцены выстроены таким образом, что камера находится на уровне пояса. Мы видим общий план комнаты, а когда герой подходит ближе к камере — только его нижнюю половину. Таким способом снято много диалоговых сцен. Часто в кадре лишь один герой, а тот, с кем ведется беседа, остается за кадром.

Конечно, в таком замкнутом мире не может не подниматься тема сексуальности, и она в этом фильме занимает достаточно большое место. Лантимос без стеснения и прикрас показывает, как устроена сексуальная жизнь уже взрослого парня, которому уже необходим секс — для здоровья, конечно же, — как устроена сексуальная жизнь родителей. И дочери-подростки тоже изучают себя и друг друга.

Апогеем, из-за которого все рушится, становится кино — два фильма, которые старшая дочь получила из внешнего мира. После того как она узнала что-то не от родителей, меняется все. Меняются ее игры, ее танцы, ее отношение.
Финальную сцену Лантимос оставляет настолько открытой, насколько это возможно, чтобы каждый зритель увидел свой финал.


Про «Аттенберг» Цангари говорить еще сложнее, чем про «Клык». Сами режиссеры в каждом интервью настаивают на том, что они не хотят обсуждать сходство своих картин. Но оно, конечно же, неопровержимо существует.
Нина Савченкова, психоаналитик, в своем курсе «Кинематограф сквозь призму психоанализа» говорит про «Аттенберг»: «Этот фильм затрагивает область коммуникации, то есть то, каким образом мы совместно присутствуем с другими людьми. То, что происходит между мной и другим человеком». Иными словами, этот фильм про отношения между людьми, про их близость друг с другом. Про то, что развивается между главной героиней, Мариной, и ее отцом, ее подругой и мужчиной-инженером. События фильма формируются отношениями людей.

В фильме всего четыре персонажа, больше мы никого не увидим, город как бы полупустой, словно автор не хотела отвлекаться от главного. Дополнительный герой — сам греческий город, в котором происходят события. Цангари показывает много кадров, где никого нет, где мы смотрим только на улицы, на индустриальный пейзаж.

Исходя из таких кадров и диалогов героев, мы можем предположить, каков политический подтекст фильма. «Мы построили индустриальную колонию во главе овчарни. И думали, что мы сделали революцию». Отец Марины умирает и просит дочь провести его кремацию. В Греции нет крематориев (греческая церковь высказывается против кремации), и дочери приходится отправить тело отца за границу, чтобы к ней вернулась урна с его прахом.
Марине двадцать три года, у нее очень близкие отношения с отцом. В одной из первых сцен Цангари удается сразу показать уровень их близости и отмести при этом инцестуальность. Марина спрашивает отца, представлял ли он ее голой. Отец никогда не представлял себе дочь обнаженной, на этот случай природа создала предохранитель, который защищает качество рода. Наша героиня и ее отец открыто обсуждают любовь, секс. Сложно себе представить настолько идеальные взаимоотношения дочери и отца в жизни. Их разговоры всегда глубокие и очень личные.

В отличие от разговоров с лучшей подругой. С нею Марина много дурачится, играет, поет, постоянно танцует во дворе. Но теплыми их отношения вряд ли можно назвать. Подруга опытна в сексе, вечно с кем-то заигрывает, даже с отцом Марины. Марина же — девственница, целовалась только с подругой, и ей не понравилось. Кажется, в жизни такие исследования собственной сексуальности у девочек происходят часто, но открыто говорить об этом не принято даже в нашем современном обществе. Однако Цангари в своем фильме поднимает эту тему.
Известно, что секс и смерть ходят рука об руку. У Марины тяжело заболевает отец, ее самый близкий человек, и она впервые начинает исследовать свою сексуальность. Она прикасается к груди подруги, разглядывает себя, обнаженную, в зеркале.

Совершенно неожиданно у нее завязываются отношения с мужчиной-инженером, который проездом в их городе. Все развивается очень нежно и постепенно, Марина никому раньше не позволяла дотронуться до себя, в каждом прикосновении ощущается напряжение.
После того как умирает ее отец, Марина стремительно бежит. Камера впервые двигается с такой скоростью.

В сцене, которую Цангари монтирует стык в стык, Марина в номере у своего любовника. Сразу после секса Марина, очевидно, собирается уйти, но, одевшись, падает на кровать.

В «Аттенберге» режиссер строит достаточно четкую структуру. Больница. Работа. Игры с лучшей подругой. Больница. Работа. Отношения. И так повторяется несколько раз. Волшебство, благодаря которому этот фильм затрагивает что-то на эмоциональном уровне, рождается где-то на стыке сцен. После больницы Марина встречается с подругой. Но в этот раз она просит ее переспать с собственным отцом.

Камера в этом фильме спокойная и плавная. Часто она движется параллельно с героем или с общего плана переключается на нашу героиню, будто бы пытается рассмотреть ее внимательнее. Показывает — вот в каком мире живет Марина и вот что она при этом видит каждый день.
Важное место в этом фильме отводится игре. Здесь невозможно не начать сравнивать «Аттенберг» и «Клык». И в том и в другом фильме герои — взрослые дети, которые дурачатся и придумывают собственные развлечения. В «Клыке» ребята постоянно договариваются до новых странных игр. У Цангари Марина и ее подруга постоянно танцуют один и тот же странный танец во дворе. В эти моменты их будто никто не видит, они растворяются в своем мире. Танец подруг — повторяющийся лейтмотив фильма, он вписан в структуру, так же как работа главной героини. Рахель словно копирует структуру древнегреческой трагедии, когда несколько раз за спектакль вступает хор, только у нее этот хор заменен танцем. Хор делил трагедию на акты, здесь же танец знаменует собой окончание части.

Кроме сходства персонажей детей и использования игр между двумя фильмами существует параллельность тем. Антиутопия, которой является «Клык», всегда критикует устройство общества. Цангари же показывает влияние церкви на свою страну. После выхода фильма в Греции в газетах начали появляться статьи в поддержку легализации кремации.
Иногда прослеживается схожесть построения мизансцены. Общий план, одного героя мы видим полностью, а второго по пояс.

Итак, режиссеры показывают мир в своих фильмах очень разным, но они пытаются вложить в свои творения схожие мысли. Киноведы относят их к одному течению — течению, у которого получилось создать «новую греческую волну». Их кино отличается от коммерческого кино Греции, это независимое кино, создатели которого поддерживают друг друга и, конечно, оказывают взаимное влияние.
Внутри Греции это определение не прижилось, режиссеры утверждают, что единственное, что их всех объединяет, — это отсутствие денег.

Пожалуй, только Йоргосу Лантимосу удалось уйти в финансовом отношении далеко от того, с чего он начинал. Сейчас режиссер снимает свои фильмы в копродукции с несколькими странами, последний фильм «Фаворитка» финансировался в том числе США. Режиссер дважды номинировался на «Оскар», в 2019 году Оливия Колман (исполнительница королевы в фильме «Фаворитка») получила «Оскара» за лучшую женскую роль.

Кино Лантимоса приобрело широкую известность. Теперь у него снимаются такие известные актеры, как Эмма Стоун, Колин Фаррелл, Николь Кидман. Можно сказать, что из авангардного греческого кино режиссер перешел в Голливуд, но при этом Лантимосу удается сохранить ту свою самобытность, которую мы полюбили еще в «Клыке».

Статьи о кино

Наш цех

О наших проектах

Учебное пособие по дизайну греческой волны – выберите дружбу

1. Выберите 2 разных цвета. (В примере используется черный и розовый). Вам понадобится 3 нити черного и 3 нити розового цвета.

2. Выровняйте нить, сложите пополам и завяжите узел на расстоянии 1/2 дюйма от сгиба, образуя петлю.

3. Прикрепите 1/2-дюймовую петлю к MYFBM под зажимом.

4. В этом шаблоне 11 строк. У вас будет 1 дополнительная строка справа от слота № 10. Эта строка будет называться #11. Расположите одинаковый цвет в слотах 1,2,3,4,5 и 6 (черный) и слотах 7,8,9,10 и 11(розовые). Просто обрежьте оставшуюся 12-ю струну рядом с узлом, чтобы удалить ее из узора.

5. Возьмите нить № 2 (черную) и завяжите левый двойной узел с нитью № 1 (черной). Нить № 2 (черная) теперь будет в слоте 1.

6. Возьмите нить № 4 (черную) и завяжите левые двойные узлы с нитками № 3 (черной), № 2 (черной) и № 1 (черной). Нить № 4 (черная) теперь будет в слоте 1.

7. Возьмите нить № 6 (черную) и завяжите левые двойные узлы, начиная с нити № 5 (черной), затем № 4 (черной) и № 3. (черный), затем № 2 (черный) и, наконец, № 1 (черный). Строка № 6 (черная) теперь будет в слоте 1.

8. Возьмите нить №9 (розовую) и завяжите правые двойные узлы с помощью нити №10 (розовой), а затем №11 (розовой). Нить № 9 (розовая) теперь будет в слоте 11.

9. Возьмите нить № 7 (розовую) и завяжите правые двойные узлы нитками № 8 (розовой), № 9 (розовой), № 10 (розовой) и № 11 (розовый). Нить №7 (розовая) теперь будет в слоте 11.

10. Возьмите нить №6 (черную) и завяжите правые двойные узлы с нитками №7 (розовая), №8 (розовая) и №9 (розовая). Нить № 6 (черная) теперь будет в слоте 9.

11. Возьмите нить № 9.(черный) и сделайте один правый узел, а затем один левый узел с нитью № 10 (розовая). Нить №9 (черная) останется в слоте 9.

12. Возьмите нить №6 (розовую) и завяжите левые двойные узлы с нитками №5 (черная), №4 (черная) и №3 (черная). Нить № 6 (розовая) теперь будет в слоте 3.

13. Возьмите нить № 3 (розовую) и завяжите один левый, а затем один правый узел с нитью № 2 (черной). Нить №3 (розовая) останется в слоте 3.

14. Возьмите нить №7 (розовую) и завяжите один левый, а затем один правый узел с нитью №6 (черной). Строка № 7 (розовая) останется в слоте 7.

15. Возьмите нить № 7 (розовую) и завяжите правый двойной узел на нитке № 8 (розовой). Нить № 7 (розовая) теперь будет в слоте 8.

16. Возьмите нить № 5 (черную) и завяжите правый двойной узел на нитке № 6 (черной). Нить № 5 (черная) теперь будет в слоте 6.

17. Возьмите нить № 7 (розовую) и завяжите один левый, а затем один правый узел с нитью № 6 (черной). Нить № 7 (розовая) останется в слоте 7.

18. Возьмите нить № 4 (черную) и завяжите правые двойные узлы с нитками № 5 (черной) и № 6 (черной). Строка № 4 (черная) теперь будет в слоте 6.

19. Возьмите нить №9 (черную) и завяжите левые двойные узлы нитками №8 (розовой), №7 (розовой) и №6 (черной). Нить №9 (черная) теперь будет в слоте 6.

20. Возьмите нить №11 (розовую) и завяжите левые двойные узлы с нитками №10 (розовой), №9 (розовой) и №8 (розовой). Нить №11 (розовая) теперь будет в слоте 8.

21. Возьмите нить №8 (розовую) и завяжите один левый, а затем один правый узел с нитью №7 (черной). Нить № 8 (розовая) останется в слоте 8.

22. Возьмите нить № 3 (розовую) и завяжите правые двойные узлы нитками № 4 (черной), № 5 (черной), № 6 (черной) и # 7 (черный). Строка № 3 (розовая) теперь будет в слоте 7.

23. Возьмите нить № 11 (розовую) и завяжите левые двойные узлы с помощью нити № 10 (розовой), № 9 (розовой) и № 8 (розовой). Нить №11 (розовая) теперь будет в слоте 8.

24. Возьмите нить №11 (розовую) и завяжите левый двойной узел с нитью №10 (розовой). Нить № 11 (розовая) теперь будет в слоте 10.

25. Возьмите нить № 1 (черную) и завяжите правые двойные узлы с нитками № 2 (черная), № 3 (черная), № 4 (черная) и № 5 (черный). Нить №1 (черная) теперь будет в слоте 5.

26. Возьмите нить №1 (черную) и завяжите правые двойные узлы с нитками №2 (черной) и №3 (черной). Строка № 1 (черная) теперь будет в слоте 3.

27. К этому моменту вы завершили один оборот паттерна. Повторяйте шаги 5-26, пока ваш браслет не станет достаточно длинным или желаемой длины.

28. Когда длина браслета станет достаточной для вашего запястья, возьмите три нити из прорезей 1–4 в левой руке и три нити из прорезей 8–11 в правой руке и сплетите их с оставшимися двумя центральными нитями.

29. Возьмите плетеные нити и завяжите два основных узла на конце вашего браслета дружбы.

30. Отсоедините браслет дружбы от зажима-бабочки и отрежьте лишнюю сплетенную часть. Ваш браслет дружбы готов носить или делиться с лучшей подругой или мамой.

Теги:

Расширенные шаблоны

Дизайн браслета дружбы

Делиться:

Старый пост

Новое сообщение

Greek Wave — Etsy.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *