Готическом стиле: описание и фото-примеры – Rehouz

Содержание

Готический стиль в интерьере и архитектуре > история, особенности, фото

 

 

История появления

Легенда гласит, что когда в XIII веке Папа Римский спросил у Рафаэля, как продвигается постройка собора Святого Петра, тот  в ответ пренебрежительно назвал сооружение «готическим»: варварским, лишенным истинной эстетики. Знаменитый мастер тогда и не подозревал, что дал название одному из величайших стилей в истории человечества.

Изначально (XII-XV вв.)  стиль существовал исключительно в архитектуре. Готический стиль в интерьере появился значительно позже, с в эпоху историзма (конец XIX  века). В это время знать Великобритании, Германии и других европейских стран была увлечена модой на постройку усадеб в неоготическом стиле.

Готика зародилась в середине XII века на севере Франции. Первое готическое сооружение появилось в  Париже. В 1136-1140 годах аббат Сугерия возвел два пролёта главного нефа церкви аббатства Сен-Дени. Аббат считал что храм — это корабль, символизирующий Вселенную. Светлые мраморные колонны напоминают устремленные ввысь мачты,  а плавные линии под сводами — натянутые ветром паруса.

Освещение

Зодчие Cредневековья достигли небывалых высот в искусстве использования солнечного и рассеянного света.

В отличие от романских соборов, в готических было много больших и ярко украшенных витражами окон. А сами окна превратились в сверкающие картины из цветного стекла, призванные ошеломлять прихожан иллюстрациями библейских сцен.

Теологи даже приписывали витражам способность просветлять душу человека и удерживать от зла. 

 

Проектировщики тех времен  делают акцент на освещении. Для них важно сберечь каждую крупицу света, чтобы каменный собор стал воздушным и невесомым.

Прекрасный пример – кружево собора столицы Нормандии – Руана.

В пасмурные дни продуманные до мелочей силуэты готических соборов, бесчисленные башенки, шпили, фигуры и шипы живут при неярком рассеянном свете. Получается мрачный и величественный образ.

Особенности интерьера

Особенность готических сооружений — стрельчатая арка – изобретение XI века. Ее  придумали при строительстве английского собора в Дергеме. Стена складывалась, как ствол дерева, — с множеством отходящих ветвей, одна арка опиралась на другую, свод становился на плечи своду. Промежуточные опоры, тяжелые перекрытия, ограничивающие объем построек, больше не требовались.

 

Вторая жизнь готического стиля: неоготика

В эпоху историзма в 40-х годах XVIII века в Великобритании возродился интерес к готике. “Официально” национальным стилем Великобритании неоготика стала благодаря знатоку и энтузиасту этого направления, Огастесу Пьюджину. Он  отстраивал сгоревшее в 1834 году здание Британского Парламента.

В США первой постройкой в стиле неоготики стала церковь Троицы.

 

Постепенно из неоготики здесь выделился подстиль коллегиальной готики, характерный для студенческих городков.

 

 

Неоготика распространилась и в Германию, где после революции 1848—1849 годов активно возрождались средневековые памятники архитектуры, такие как Кёльнский собор.

 

Параллельно с реставрацией старинных готических соборов шло строительство светских зданий в неоготическом стиле.

Яркий пример — здания ратуши в Мюнхене и Берлине, уникальный комплекс гамбургских верфей — Шпейхерштадт. 

 

Во Франции и Италии неоготика воспринималась скорее как призыв отреставрировать и сохранить уже средневековые здания в готическом стиле.

Так, в Париже, после появления на свет романа Виктора Гюго “Собор Парижской Богоматери”, упомянутый собор стал объектом внимания жителей, а в Италии самым масштабным проектом неоготического движения стало возведение фасада  собора Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции.

 

 

Одним из ключевых моментов в развитии неоготики стало появление готического стиля в интерьере.

В 1795 году Уильям Бекфорд начал в Уилтшире строительство внушительного поместья Фонтхилл-Эбби с восьмиугольной 90-метровой башней.

 

Башня трижды обрушивалась в течении 30 лет, но усадьба Бекфорда все равно производила неизгладимое впечатление на современников.

 

Европейская знать охотно подхватила эту идею и начала строить свои усадьбы в том же стиле. При этом сохранялись основные принципы средневековой архитектуры при проектировании зданий, а интерьер должен был создавать ощущение, что вы находитесь в рыцарском замке.

 

Готический стиль в современном дизайне

Для создания готического стиля в интерьере потребуются:

Готический стиль вряд ли подойдет для оформления малогабаритных квартир с невысокими потолками. Его можно встретить в дизайне интерьеров загородных домов, дорогих ресторанов и стилизованных под средневековые замки отелей.

Но даже в них готический стиль используется не в первозданном виде. Скорее, происходит стилизация интерьера в готическом духе.

 

Материалы и отделка

Для оформления подобного интерьера используются исключительно натуральные материалы:

  • металл

  • камень

  • дерево

Первоначально в готических постройках использовались дуб, орех, ель, лиственница и европейский кедр.

При выборе мебели стоит отдать предпочтение вещам, обитым парчой или бархатом, с жаккардовым рисунком либо гладкой структуры. Гармонично впишется мебель, украшенная резьбой и позолотой.

Выбирая обивку мебели отдайте предпочтение:

  • иссиня-черному

  • вишневому

  • рубиновому

  • пурпурному

  • темно-синему

  • изумрудному

Если в помещении недостаточно солнечного света, в качестве основного тона стен выбирайте оттенки белого, бежевого и молочного. В таком случае мебель и аксессуары, выполненные в характерных для готики тонах, не будут создавать гнетущее впечатление 

Правильно выбрав материалы и распределив элементы декора, вы  создадите гостиную в стиле средневековых замков или спальню в стиле королевских покоев.

Мебель и аксессуары 

В эпоху готики в жизни простых людей появились новые предметы мебели. Так, впервые одежду начали хранить в двустворчатых массивных шкафах, предметы быта – в буфетах на высоких ножках, заменив ими привычный сундук. Получили широкое распространение кровати с высокими изголовьями и стулья с мягкой обивкой и высокими спинками.

При создании современного интерьера в готическом стиле не стоит забывать про детали: 

  • сундуки, обитые потертой кожей

  • бронзовые подсвечники

  • искусственно состаренный металл в элементах мебельного декора

  • гобелены на средневековую тематику

  • мозаика на окнах типичной продолговатой заостренной формы

Это поможет создать атмосферу Средневековья.

 

Освещение интерьера

Последним штрихом в готическом интерьере станет освещение: как правило, это массивная люстра с коваными подсвечниками. Ее вешают по центру комнаты и дополняют светильниками и бра. 

Итак, подведем итоги, еще раз выделив основные черты готического интерьера:

  • просторное помещение, высокие потолки

  • большие окна, обилие естественного освещения

  • витражи

  • прямые вертикальные линии

  • преобладание темных оттенков в обивке мебели

  • использование натуральных материалов

  • аксессуары в стиле Средневековья

Повторить неоготический интерьер со всем размахом – трудная задача. Но он может служить источником вдохновения при оформлении интерьера обычной комнаты. Не бойтесь экспериментировать с деталями: иногда пара мелочей вроде кованых подсвечников и балдахина над кроватью могут создать ощущение Средневекового замка. 

Автор: Мария Ревина 

Архитектура в деталях: 10 зданий в готическом стиле

Архитектура

Практически в каждой европейской стране есть выдающиеся образцы готической архитектуры — и это не только всем известные Нотр-Дам-де-Пари, Кельнский собор и Вестминстерское аббатство. Показываем 10 соборов и церквей в готическом стиле, которые включают в туристические маршруты несколько реже — а зря.

Базилика аббатства Сен-Дени, Сен-Дени, 1135–1144

Колыбелью стиля стала Франция, где уже в середине XII века появилось здание, которое традиционно считается первой готической постройкой в мире. Ей стала церковь аббатства Сен-Дени в северном пригороде Парижа, строительство которой было инициировано аббатом Сугерием. Священнослужитель поддерживал действующего монарха Людовика VI, верил в божественное происхождение королевской власти, стремился объединить нацию вокруг короля и мечтал сделать аббатство духовным центром страны. Все новое в политике рассматривалось Сугерием как средство оценить по достоинству и возродить старое — эту же идею ему хотелось воплотить и в архитектуре церкви.

При строительстве неизвестный архитектор использовал приемы, которые уже получили распространение во Франции (это, к примеру, бургундская стрельчатая арка и нормандский нервюрный свод, пришедший на смену цилиндрическому). Однако впервые все эти достижения объединились в одной постройке совершенно по-новому. Капеллы в Сен-Дени уже не являются самостоятельными элементами, как в романских религиозных сооружениях, а образуют единое пространство со всем зданием, формируя вторую галерею.

Одной из целей, поставленных перед мастерами, стало стремление к обилию света, и интерьер действительно отличается легкостью. Достичь такого эффекта архитектору удалось за счет использования определенных конструкций: например, изящных колонн и больших окон, занимающих значительную часть плоскости стен.

Шартрский собор, Шартр, 1194–1260

Один из лучших архитектурных памятников чистой готики стал первым собором, при строительстве которого использовалась характерная для готического стиля конструкция: аркбутаны (каменные полуарки, которые частично берут на себя нагрузку от сводов) опираются на выступающие снаружи вертикальные ребра — контрфорсы. Этот прием позволил архитекторам создать самые высокие на тот момент своды во всей Франции.

Еще одна особенность собора — это его сильно различающиеся башни. Лаконичный шпиль южной башни сохранился от стоявшей на месте готического собора романской постройки, возведенной в XI веке. Шпиль северной башни появился лишь в начале XVI века, он выполнен в стиле поздней готики, отличавшейся декоративностью. Внутри собора сохранилась внушительная коллекция витражей, которые поражают насыщенностью цветов. Для доминирующего синего оттенка даже придумали особый термин — “шартрская синь” (секрет получения этой краски был утерян). Пол собора украшен лабиринтом, символизирующим путь Христа (а по другой версии — путь человека к Богу).

Реймсский собор, Реймс, 1208–1311

Реймсский собор, наряду с Шартрским и Амьенским, считается эталонным образцом готики в период ее расцвета. Со времен раннего Средневековья до XIX века Реймсский собор был местом коронации французских правителей — выбор локации во многом объясняется величественным центральным нефом, который до сих пор остается самым длинным во Франции (его длина составляет почти 150 м). При этом в архитектурно-художественной композиции преобладают вертикальные линии, что подчеркивает устремленность постройки ввысь: этому способствуют высокие стрельчатые окна, контрфорсы (выступающие части стен) и пинакли (копьевидные башенки с остроконечным завершением).

Еще одна отличительная особенность собора — обилие скульптур, украшающих фасады и превратившихся в органичную составляющую архитектуры. Среди них выделяется скульптура “улыбающегося ангела”, которая стала одним из символов Реймса после Первой мировой войны. Из-за попадания в собор немецкого снаряда в здании начался пожар, и упавшая балка отбила ангелу голову, которая разбилась на десятки фрагментов. Для французов это событие стало свидетельством вандализма противника, а реймсский ангел — символом антинемецкой пропаганды. Обломки головы ангела собрал и сохранил аббат Жюль Тино, и в 1926 году голову ангела воссоздали из этих фрагментов.

Сиенский собор, Сиена, 1215–1263

Один из первых и важнейших памятников итальянской готики отличается от большинства построек этого периода в других европейских странах. В нем нет характерной “невесомости” конструкции и устремленности ввысь, которая достигается за счет использования вертикальных элементов. Кроме того, у Сиенского собора есть купол, а круглое окно не расчленено фигурным переплетом-розой, что тоже несвойственно французской готике.

Сиенский собор поражает ювелирным исполнением декоративных элементов и отделки: его стены выполнены из белого и темно-зеленого мрамора, на фасаде привлекают внимание фрески на золотом фоне, а в интерьере — мозаичный пол, украшенный сюжетами на библейские темы и геометрическими мотивами, лазурные своды с золотыми звездами и резная кафедра авторства Никколо Пизано, основателя школы итальянской скульптуры.

К середине XIV века жители города решили расширить собор и превратить его в грандиозное сооружение, которое могло бы посоперничать с собором Святого Петра в Ватикане. Сиенцы даже начали возводить новые стены, однако грандиозным планам не суждено было сбыться: в 1348 году в городе началась эпидемия чумы, заставившая отказаться от строительства.

Фрайбургский собор, Фрайбург, приблизительно 1200–1513

На развитие немецкой готической архитектуры оказала влияние французская готика, однако в разных регионах Германии новый стиль отличался узнаваемыми особенностями. Так, например, в юго-западной части начали появляться церкви и соборы с одной башней. Самым смелым примером такой конструкции можно считать собор во Фрайбурге, восьмигранная башня которого словно вырастает из фасада, сужаясь кверху. Швейцарский искусствовед Якоб Буркхардт считал эту башню самой красивой в мире. Ее ажурный шпиль, завершенный еще в XIV веке, сохранился до наших дней в неизменном виде, несмотря на то что после Второй мировой войны большая часть города лежала в руинах.

В башне собора находится 19 колоколов, самый старый из которых был создан более семисот лет назад — его вес составляет три тонны. Внимания также заслуживают необычные украшения сточных желобов, которые выполнены в виде горгулий. Одна из них повернута к туристам задней частью: согласно городской легенде, каменотесы заставили ее “отвернуться” от резиденции епископа, задолжавшего мастерам денег.

Кафедральный собор Святой Марии, Толедо, 1226–1493

Толедский собор — это главный католический храм Испании, резиденция епископа и один из важнейших памятников испанской готики. На примере этого собора можно проследить арабское влияние на готический стиль в Испании: например, многолопастные и подковообразные арки. Кроме того, к мусульманскому наследию отсылает и планировка храма: за счет своей ширины он напоминает мавританскую мечеть зального типа.

Интересно, что какое-то время на месте собора действительно стояла мечеть, которая разместилась в здании бывшей христианской церкви после завоевания города маврами. В XI веке испанский король отвоевал Толедо и пообещал противникам не преследовать мусульман города и сохранить за ними их культовые здания. Однако уже через два года обещание было нарушено, и мечеть переосвятили как христианскую церковь.

Церковь Святой Варвары, Кутна-Гора, 1388–1558

Период расцвета готики в Богемии (современная Чехия) пришелся на XIV век. В 1418 году на территории страны начались военные действия, что затормозило развитие готического стиля в искусстве. Однако в конце XV века его ждал новый этап развития, который известен нам под названием “владиславская готика” — по имени короля, правившего в то время. Одним из выдающихся свидетельств этого периода стала церковь Святой Варвары в городе Кутна-Гора. Здесь были расположены серебряные рудники — вероятно, именно поэтому церковь посвятили Святой Варваре, покровительнице шахтеров и горняков.

Церковь строили разные архитекторы на протяжении нескольких веков, и это отразилось на конструкции здания: за счет второго яруса с крещатыми сводами создается ощущение “церкви над церковью”. Считается, что архитекторы Бенедикт Рейт и Матей Рейсек, проектировавшие постройку, смогли в полной мере насладиться свободой творчества, поскольку заказчиками выступали богатые жители города, а не представители церкви.

Церковь Мария ам Гештаде, Вена, примерно 1394–1450

Церковь Мария ам Гештаде можно считать одним из самых изысканных образцов готической архитектуры. Строгий фасад этой устремленной ввысь постройки контрастирует с ажурным купольным завершением семигранной башни — купол напоминает корону эрцгерцогов Австрийских.

Название “Мария ам Гештаде” переводится как “Мария на берегу”, поскольку раньше она стояла на высоком берегу одного из рукавов Дуная (сегодня он превращен в Дунайский канал, протекающий примерно в 300 м от здания). Считается, что уже в IX веке на этом месте стояла деревянная церковь, в которую приходили молиться моряки и рыбаки.

Часовня Королевского колледжа, Кембридж, 1446–1515

Часовня Королевского колледжа считается ярким образцом поздней английской готики, которую называют перпендикулярной. Эта вариация стиля стала реакцией на предшествующую ей декоративную готику, которую отличало разнообразие форм и деталей. В постройках, относящихся к перпендикулярному стилю, в декоре преобладают прямолинейные формы — к примеру, вытянутые панели-прямоугольники, увенчанные остроконечными шпилями.

В часовне Королевского колледжа особенного внимания заслуживают внутренние перекрытия, выполненные в технике веерного свода (она получила распространение только в Англии). До строительства часовни ее использовали в небольших строениях, и только в Кембридже эта конструкция была впервые реализована в здании такого масштаба. Веерные своды здесь состоят из отдельных каменных плит, которые образуют воздушный ажурный узор. Этой постройке повезло, и она избежала серьезных повреждений во время гражданской и двух мировых войн. Однако на стенах до сих пор можно найти надписи, оставленные солдатами армии Кромвеля: его войска использовали часовню как учебный полигон.

Костел Святой Анны, Вильнюс, предположительно 1495–1501

В некоторых европейских регионах севернее Франции отсутствуют запасы природного камня — именно поэтому здесь начала развиваться кирпичная готика. Ранние ее образцы отличались тяжеловесностью и скромным декором, поэтому смотрелись более громоздко, чем каменные постройки того же периода в более южной части Европы. Однако с течением времени кирпичная готика становилась более изысканной — лучшим подтверждением этому служит костел Святой Анны в Вильнюсе.

Фасад храма отличается выразительной пластикой — на основной его части нет ни одной плоской поверхности. По своим стилистическим характеристикам он соответствует поздней пламенеющей готике: куполовидные завершения арок напоминают языки пламени. Согласно распространенной легенде, в 1812 году красотой этой церкви восхищался Наполеон Бонапарт, мечтавший забрать ее во Францию.

Для многих из нас готика всегда будет ассоциироваться в первую очередь с собором Нотр-Дам-де-Пари, к которому из-за трагических событий прошлого года приковано внимание всего мира. Узнать больше об этом шедевре французской архитектуры можно здесь.

Фото: Getty Images.

ТегиАрхитектураГотикаСоборыДизайн

Возрождение готики | Определение, стиль, архитектура, примеры и факты

Возрождение готики: Собор Святого Имени, Чикаго

Смотреть все медиа

Дата:
1750 — 1880
Похожие исполнители:
А. В.Н. Пугин
Роберт Адам
Джаспер Фрэнсис Кропси
Эжен-Эммануэль Виолле-ле-Дюк
Генри Айвз Кобб

Просмотреть весь связанный контент →

Возрождение готики , архитектурный стиль, вдохновленный средневековой архитектурой и конкурирующий с возрождением неоклассицизма в США и Великобритании. На континенте можно найти только отдельные образцы этого стиля.

Самый ранний задокументированный пример возрождения использования готических архитектурных элементов — Strawberry Hill, дом английского писателя Горация Уолпола. Как и во многих зданиях раннего готического возрождения, готика использовалась здесь из-за ее живописных и романтических качеств без учета ее структурных возможностей или первоначальной функции. Еще одним ранним примером тенденции к орнаменту и украшению было аббатство Фонтхилл, спроектированное Джеймсом Вяттом, загородный дом с башней высотой 270 футов (82 метра). Ничто не могло более ясно проиллюстрировать как непрактичность использования, так и романтические ассоциации со средневековой жизнью.

Подробнее по этой теме

Западная архитектура: неоготика, ок. 1730–ок. 1930

Архитектурное движение, наиболее часто ассоциирующееся с романтизмом, — это готическое возрождение , термин, впервые использованный в Англии…

Самые ранние проявления интереса к средневековью были в частной собственности, но к 1820-м годам общественные здания в Англии также проектировались в готическом стиле. Возможно, нет более знакомого примера, чем новое здание парламента (1840 г.), спроектированное сэром Чарльзом Барри и А.В.Н. Пугин. В этом большом скоплении зданий бессистемная живописность раннего возрождения была заменена более добросовестной адаптацией средневекового английского стиля. Другие постройки, построенные примерно в середине века, соответствовали этому основному образцу. Позже стремление к более элегантным и роскошным достопримечательностям привело к последнему расцвету стиля.

В США стиль также можно разделить на две фазы. Примером ранней, богатой, но сравнительно необразованной, была Троицкая церковь Ричарда Апджона (Нью-Йорк, 1840 г. ). Этот стиль, как и в Англии, предпочитали богатые для своих загородных поместий. Более поздний стиль, археологически более правильный, вдохновил такие сооружения, как собор Святого Патрика Ренвика (Нью-Йорк, 1859–79), и должен был доминировать в общественном здании.

Было несколько причин смены направления с неоклассицизма на готическое возрождение, но три из них выделяются как наиболее важные. Первым, вызванным общей романтической революцией, был литературный интерес к средневековью, породивший готические сказки и романы. Размещая свои истории в средневековье, такие авторы, как Уолпол и особенно сэр Вальтер Скотт, помогли создать чувство ностальгии и вкуса к тому периоду. Руины средневековых замков и аббатств, изображенные на пейзажных картинах, были еще одним проявлением этого духа. Вторым было сочинение теоретиков архитектуры, которые были заинтересованы в рамках церковной реформы в переносе литургического значения готической архитектуры на свое время. Третьим, усилившим этот религиозный и нравственный импульс, были труды Джона Рёскина, чьи Семь светильников архитектуры (1849 г. ) и Камни Венеции (1853 г.) были широко прочитаны и уважаемы. Раскин заявил, что качество средневекового мастерства отражает морально превосходный образ жизни средневекового мира, и призвал вернуться к условиям, существовавшим в более ранний период.

Работы французского архитектора Эжена-Эммануэля Виолле-ле-Дюка послужили источником вдохновения для поддержки движения готического возрождения. Однако его собственная работа часто была слабой готикой, а его реставрации часто были причудливыми.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту.
Подпишитесь сейчас

Готическое возрождение должно было оставаться одним из самых мощных и долгоживущих стилей возрождения 19-го века. Хотя он начал терять силу после третьей четверти 19 века, такие здания, как церкви и высшие учебные заведения, строились в готическом стиле в Англии и Соединенных Штатах вплоть до 20 века. Только когда появились новые материалы и забота о функционализме, готическое возрождение исчезло.

Редакторы Британской энциклопедии Эта статья была недавно отредактирована и обновлена ​​Адамом Августином.

Готическая архитектура Характеристики, определяющие готический стиль

Эстетически богато украшенный и концептуально трансцендентный, готический стиль стал одним из самых характерных архитектурных движений в мире. Хотя он зародился в средние века, единственный в своем роде жанр продолжает очаровывать и сегодня, о чем свидетельствуют некоторые из самых красивых зданий Европы.

Хотя готический подход кажется новой формой архитектуры, его фирменный стиль сформировался под разными влияниями. Здесь мы исследуем жанр, внимательно изучая его богатую историю, определяющие особенности и наиболее известные примеры.

 

Что такое готическая архитектура?

Готическая архитектура — европейский архитектурный стиль, в котором ценится высота и демонстрируется сложная и тонкая эстетика. Хотя его корни французские, готический подход можно найти в церквях, соборах и других подобных зданиях в Европе и за ее пределами.

 

История

В средние века в Европе возник новый архитектурный стиль. Первоначально именовавшийся Opus Francigenum , или «Французская работа», этот архитектурный жанр доминировал в европейских вкусах, а именно Римско-католическая церковь , до 16 века, когда он стал известен как «Готика».

Готический стиль произошел от романской архитектуры, средневековой эстетики, характеризующейся арками, сводчатыми потолками и небольшими витражами.

Романское аббатство (Фото: Goldi64 через Wikimedia Commons, GFDL или CC-BY-SA-3.0)

Готическая архитектура приняла и адаптировала эти романские элементы, чтобы создать новый стиль здания, который отличался преувеличенными арками, увеличенными сводами и увеличенными окнами. Однако в дополнение к переосмыслению этих характеристик готическая архитектура также отказалась от одной ключевой особенности романской архитектуры: толстых стен. Чтобы построить более высокие, изящные здания с более тонкими стенами, готические архитекторы использовали контрфорсы для поддержки. Эти каменные сооружения позволили архитекторам возводить соборы и церкви высотой до неба, которые напоминали неземную реальность и устремлялись к небесам.

 

Классические элементы

Собор Леона (Фото: Адриан Фарвелл через Wikimedia Commons, CC BY 3.0)

Хотя готический стиль может варьироваться в зависимости от местоположения, возраста и типа здания, он часто характеризуется пятью ключевыми архитектурными элементами: большими витражами, остроконечными арками, ребристыми сводами, контрфорсами и декоративным декором.

 

Большие витражи

Пока витражи встречаются во многих культовых сооружениях, особенно они распространены в готических соборах. Эти калейдоскопические окна с тщательно вырезанным цветным стеклом, которые обычно представляют собой либо высокие и арочные «стрельчатые» окна, либо круглые окна «розы», больше, чем те, которые можно найти в других типах церквей. Это позволяло им пропускать более ослепительный свет.

Интерьер Сент-Шапель, Париж (Фото: Жан-Кристоф БЕНУА (собственная работа) через Wikimedia Commons, CC BY 3.0)

Готические витражи также часто имеют узор , декоративный тип каменной опоры и детализированные сцены из библейских историй.

Фото: WikiImages

 

Стрельчатые арки

В большинстве готических церквей и соборов можно найти широкие арочные проходы, характерные для многих религиозных сооружений. Однако вместо широких закругленных арок, характерных для романских зданий, архитекторы, работающие в готическом стиле, адаптировали высокие, тонкие стрельчатые арки , встречающиеся в исламской архитектуре.

Фото: WikiImages

Этот силуэт подчеркивал высоту каждого собора, символически устремлялся к небу и вмещал своды аналогичной формы.

 

Реберные своды

Чтобы включить в свои проекты более высокие потолки и более высокие окна, готические архитекторы использовали новый метод структурной поддержки, называемый ребристым сводом . Ребристый свод предполагает использование пересекающихся бочкообразных сводов — арок, расположенных параллельно друг другу, чтобы поддерживать закругленную крышу.

Фото: НакНакНак

В дополнение к более декоративной эстетике, чем традиционные цилиндрические своды, эти крестообразные конструкции обеспечивают повышенную поддержку небоскребов.

 

Контрфорсы

В дополнение к этим передовым методам сводчатых ворот готические архитекторы использовали еще один уникальный метод структурной поддержки: контрфорсы . Эти выступающие каменные конструкции укрепляли здания, перераспределяя вес тяжелой крыши на более низкий, более прочный уровень.

Фото: Родни Бэмфорд

Контрфорсы обеспечивали целостность соборов, поэтому архитекторам не нужно было жертвовать тонкими стенами и большими окнами, характерными для готического стиля.

 

Декоративное украшение

Последней особенностью готической архитектуры является наличие богато украшенных декоративных элементов. К ним относятся украшенные колоннады и колонеты, скульптурная лепнина, статуи святых и исторических деятелей, вершины и шпили, а также горгульи, гротескные фигуры, которые одновременно служат водосточными трубами.

Фото: pixajopari

 

Известные здания, построенные в готическом стиле

готических здания можно найти в городах по всей Франции и по всей Европе. Известными достопримечательностями во Франции являются парижский собор Нотр-Дам, Шартрский собор, базилика Сен-Дени, Амьенский собор и Реймский собор.

 

Базилика Сен-Дени

Фото: Томас Клуэ через Wikimedia Commons (CC BY-SA 4.0)

Эта средневековая церковь аббатства претерпела драматические преобразования, которые помогли определить готическую архитектуру. Под бдительным оком аббата Сугерия части церкви были перестроены в середине 12 века. Это включало западный фасад, где старое здание было снесено, чтобы освободить место для новой, инновационной архитектуры, в которой использовались передовые технологии.

Вертикальные контрфорсы разделили фасад, а большие оконные арки позволили создать богато украшенный скульптурный декор. Это был огромный отход от романских фасадов, и именно поэтому Сен-Дени известен как первое готическое здание.

 

Нотр-Дам де Пари

Фото: Питер Хаас через Викисклад (CC BY-SA 3.0)

Когда большинство людей думают о готической архитектуре, Нотр-Дам — это первая церковь, которая приходит на ум. От огромных окон-розеток до аркбутанов и горгулий — собор олицетворяет готический стиль во всей его красе. Строительство церкви началось в 1163 году, и на ее планы повлияла новая революционная архитектура Сен-Дени.

Он был в основном завершен к 1260 году после того, как были добавлены контрфорсы для поддержки веса крыши. Ремонт и реконструкция продолжались на протяжении всей истории церкви, которая является одним из самых посещаемых мест Парижа. Несчастный пожар 2019 года уничтожил шпиль и большую часть крыши. Реконструкция продолжается, сейчас здание находится под охраной. Чиновники пообещали, что здание будет полностью восстановлено к Олимпийским играм 2024 года в Париже.

 

Шартрский собор

Фото: guy_dugas

Из-за многочисленных пожаров, уничтоживших здание, Шартрский собор представляет собой интересное сочетание ранней и поздней готики. Например, на северном фасаде правый шпиль выполнен в более простом стиле ранней готики, который сильно контрастирует с левым шпилем, построенным в 16 веке. Этот шпиль был создан в ярком стиле с богато украшенным барным узором и дополнительной скульптурой. У Шартра на самом деле есть три фасада, которые заполнены сотнями скульптур, рассказывающих библейские повествования.

Собор был спасен и во время Французской революции, и во время Второй мировой войны благодаря вмешательству горожан и американского полковника, который сопротивлялся приказу разрушить его.

 

Реймский собор

Фото: bodoklecksel (собственная работа) через Wikimedia Commons (GFDL или CC-BY-SA-3. 0)

Прекрасный образец Высокой готики, текущая версия Реймского собора был построен, когда пожар уничтожил раннеготическое строение. На ее место пришла церковь, которая довела готику до предела. Западный фасад имеет невероятно глубокие порталы, позволяющие реализовать сложную скульптурную программу. Эта скульптура позволила бы неграмотным прихожанам визуально увидеть то, что они не могли прочитать. Над центральным порталом большое окно-розетка с тонким узором. Уровень над окном-розеткой отведен для галереи королей, состоящей из 56 статуй высотой 15 футов. Интерьер имеет инновационные ребристые своды из четырех частей, которые обеспечивают более однородный внешний вид при увеличении высоты.

Несмотря на то, что во время Французской революции Реймский собор почти не пострадал, во время Первой мировой войны он сильно пострадал, когда немецкие оккупационные войска использовали его для размещения своих раненых солдат. Дорогостоящая реконструкция в 20 веке вернула ему былую славу.

 

Амьенский собор

Фото: Жан-Поль ГРАНДМОНТ через Wikimedia Commons (CC BY 3.0)

Построенный всего за 50 лет — относительно короткий срок для готической архитектуры — Амьенский собор — прекрасный образец Высокой готики. Он представляет собой вершину попытки достичь небес и является крупнейшим собором Франции. Для сравнения: внутри Амьена могли бы поместиться два Собора Парижской Богоматери.

Строительство началось в 1220 году после того, как пожар уничтожил более ранний романский собор. Церковь особенно известна качеством своей скульптуры на главном фасаде.

 

Готическая архитектура в Европе

Готический стиль не ограничивался только Францией. Этот тип богато украшенной архитектуры распространился по Европе, закрепившись в Италии, Германии, Испании и Англии. Хотя каждая страна придавала этому стилю свой собственный оттенок, International Gothic по-прежнему сохраняет основные элементы, найденные во Франции.

 

Миланский собор

Фото: Марко Нюрнбергер через Wikimedia Commons (CC BY 2.0)

Долгая история Миланского собора насчитывает почти 600 лет, строительство началось в 1386 году и закончилось в 1965. Это прекрасный пример того, как готическая архитектура трансформировалась за пределами Франции. Здание наиболее известно своим фасадом, на котором более 90 горгулий, 135 шпилей и около 3400 скульптур.

 

Вестминстерское аббатство

Фото:  Jdforrester  из Викисклада (GFDL, CC-BY-SA-3.0 или CC BY 1.0)

Знаменитое лондонское Вестминстерское аббатство приняло свой нынешний вид под присмотром Генриха III. Он начал строительство в 1245 году и приказал построить церковь аббатства в англо-французском готическом стиле. Он включает в себя все классические готические черты, включая контрфорсы, ребристые своды, окна-розетки и стрельчатые арки.

Церковь, которая была домом для каждого английского и британского монарха с 1066 года, продолжает играть важную роль в британской культуре.

 

Собор Святого Стефана

Фото: Bwag (собственная работа) через Wikimedia Commons (CC BY-SA 4.0)

Расположенный в Вене, Собор Святого Стефана представляет собой сочетание романского и готического стилей. Он имеет впечатляющий шпиль, возвышающийся над горизонтом, но наиболее известен своей красочной крышей. Покрытая 230 000 глазурованной черепицей крыша имеет зигзагообразный узор и мозаичное изображение двуглавого орла. В соборе также есть 22 колокола, 18 алтарей и массивная каменная кафедра, которая является прекрасным образцом готической скульптуры.

 

Севильский собор

Фото: Dubaduba~commonswiki  через Wikimedia Commons ( Лицензия на бесплатную документацию GNU)

Испанский собор Севильский собор является не только самой большой готической церковью в мире, но и самым большим собором в мире.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *