Гала в картинах Сальвадора Дали
В этой статье сделана подборка картин Сальвадора Дали, в которых, в том или ином образе, представлена супруга художника — незабвенная Елена Дмитриевна Дьяконова, более известная, как Гала.
Вообще, начиная с 1929 года, когда жизненные дороги Сальвадора и Галы пересеклись, чтобы в
дальнейшем уже не расходиться, в картинах каталонского художника очень сложно встретить иную натурщицу, кроме Галы — что лишний раз доказывает прочнейшую связь, существовавшую между этой
неординарной парой.
Мы не планируем собрать воедино все портреты Галы, сделанные рукой ее знаменитого супруга, ибо сделать это физически невозможно — но сосредоточимся на наиболее значимых работах. Итак, Гала Дали в
картинах Сальвадора!
Портрет Гала, написанный Сальвадором Дали в 1931-ом, действительно, самая первая дошедшая до нас работа Дали, где он изображает свою Градиву, Галатею, Музу, Оливетту и Белку — то есть, свою
возлюбленную супругу, известную нам, как Гала.
«Картиной» в полном смысле этого слова назвать «Портрет Гала» нельзя — учитывая крохотные размеры этого прямоугольника картона (13,9 Х 9,2 см). То есть, размеры этой вещи сопоставимы с габаритами
небольшой почтовой открытки, а собственно лицо Гала, занимающее крохотную часть этого небольшого пространства, и вовсе невооруженным глазом фактически не увидеть…читать полностью
Тонкая кожа, голубоватые жилки, пульсирующие под ней и вызывающие ощущение болезненности, темноватые круги под глазами, общее задумчивое и в то же время упрямое выражение украшенного длинноватым
носом лица — ты прямо чувствуешь, что эта нервная и нелицеприятная дама мучительно желает пробиться наверх и достичь подобающего ей положения — в то время (1932), напомню, дела с финансами у
семейства Дали были плохи.
Впрочем, Дали не был бы Дали, если бы не добавил сюда второй план. Из головы Гала прорастает, как видим, лавровое дерево — а это прямая отсылка к «Метаморфозам» Овидия, конкретнее — к
пересказанному им мифу о Дафне и Аполлоне. ..читать полностью
Картина «Портрет Галы» была написана Сальвадором Дали в 1933-м и сегодня принадлежит коллекции Музея Дали в Сент-Питерсберге (Флорида, США). Это одна из тех «мгновенных цветных фотографий», на
которые Сальвадор Дали был настоящий мастер!
Конечно, правильнее было бы назвать эту вещь не «Портрет Галы», а «Один из множества портретов Галы», ибо за 53 года совместной жизни Дали писал супругу более сотни раз в самых разных обличьях —
от языческой богини до Богородицы.
Это в полной мере относится и к «Портрету Галы». В 2018-ом году мне повезло увидеть эту вещь в оригинале, во время очень представительной выставки в Барселоне, всецело посвященной Гале — и я был
поражен тем, что «Портрет Галы», со множеством тщательно прописанных мельчайших деталей — это миниатюра!..читать полностью
«Портрет Галы с двумя ребрышками ягненка, удерживающими равновесие на ее плече» (1933) — один из тех шедевров молодого Сальвадора Дали,
которыми можно любоваться бесконечно!
Работая, Сальвадор Дали, по воспоминаниям близких к нему в то
время людей, часто пользовался увеличительными приборами, молодая рука его была крепка, а кисть — точна, как скальпель хирурга.
В полной мере все вышесказанное относится и к написанной маслом по дереву миниатюре «Портрет Гала с двумя бараньими ребрышками, сохраняющими равновесие на ее
плече» (1933)…читать полностью
В картине «Анжелюс Галы» супруге художника, Елене Дмитриевне Дьяконовой, доверена роль изображать сразу двух персонажей Милле — и мужчину, и женщину. Интересно, что Гала-мужчина усажена
художником на тачку, выступающим в картине Милле символом неустойчивых сексуальных отношений, а за спиной её на стене можно видеть работу Милле, претерпевшую сильное вторжение Дали: крестьяне не
стоят, как в оригинале, а сидят на той же тачке друг напротив друга (Гала напротив Галы) — причем, женщина-агрессор буквально-таки нависает над партнером, еще более напоминая хищную самку
богомола.
В протимвовес тревожному контексту далианской интерпретации картины Милле лицо Галы, напротив, безмятежно и излучает божественное спокойствие: Дали был бесконечно благодарен своей супруге за то,
что она избавила его от множества сексуальных комплексов, которыми он был одержим до встречи с ней.
Степень этой благодарности художника настолько велика, что он даже приукрасил безмятежный лик Гала, сделав супругу несколько более миловидной, чем в действительности, чего, в общем-то, никогда
себе не позволял…читать полностью
В работе «Портрет Галы в тюрбане» Сальвадор Дали намеренно пишет Галу на сплошном черном фоне — для того, чтобы ничто не отвлекало зрителя от созерцания единственной и главной героини холста —
Галы. Интересно отметить, что в пристальном и внимательном взгляде супруги художника чувствуется вся сила ее характера и готовность «перегрызть глотку» любому, кто посмеет обидеть её творческого
мужа.
Так, собственно и было в первые годы их совместеной жизни: творческий, непрактичный и ранимый Сальвадор, обуреваемый бесчисленным множеством самых разных комплексов, однозначно нуждался в опёке,
утешении и защите — и Гала вполне была в состоянии дать ему и первое, и второе, и третье, взамен требуя свободу и деньги. И это, надо отметить, был во всех отношениях чудесный бартер, скрепленный
искренними чувствами…читать полностью
И снова Гала, которой, как иногда может показаться, слишком много в его полотнах, однако дадим слово самому художнику: » Она — редчайшее из живущих созданий,
суперзвезда, которую, тем не менее, нельзя сравнить с Каллас или Гретой Гарбо: потому что всякий, если пожелает, может видеть их сколько угодно часто, Гала же — невидимое существо,
анти-эксгибиционистское по своей натуре».
Возможно, это нежелание супруги часто появляться на публике Дали и компенсировал постоянным введением ее в сюжеты своих картин. Картина была написана в США
в 1944-1945 г.г. В этот период Дали, по его собственным словам, впервые за всю свою жизнь понял, как нужно писать. Ежедневная работа над полотном по нескольку часов в день поглощала его
целиком.
Художник настолько был увлечен процессом, что в конце концов даже перестал обращать внимания на реплики Гала, обращенные к нему — слова ее просто пролетали мимо ушей «Божественного. » В то
время он мог внезапно подхватиться с постели посреди ночи — только потому, что, по его мнению, требовалось добавить какой-нибудь мельчайший штрих, упущенный им ранее. Поведение его в тот
период было отмечено всеми симптомами маниакальной одержимости и священного творческого безумия…читать полностью
«Моя жена, обнаженная, смотрит на собственное тело, ставшее лесенкой, тремя позвонками колонны, небом и архитектурой» — так полностью звучит название этой картины, написанной Сальвадором Дали в
1945-ом году, в период проживания в США.
Картина «Моя жена, обнаженная, смотрит на собственное тело» демонстрирует замечательную способность Дали работать в разных жанрах одновременно, зачастую с легкостью смешивая их в пространстве
одной картины.
Так и здесь: классические элементы, явно навеянные работами итальянского Ренессанса, художники которого числились в главных кумирах Дали, соседствуют с излюбленным приемом Дали-сюрреалиста —
двойным образом.
Гала, нижняя часть тела которой закрыта прекрасно выписанной драпировкой (драпировки всегда были сильным местом Дали-живописца) представлена на холсте еще раз — на этот раз в виде сложной
архитектурной конструкции, состоящей из лестницы, башни и высоких колонн, подпирающих обширный купол с надстройкой, в которой баллюстрада террасы, как можно заметить, не что иное, как
трансформация изящной заколки в волосах Галы, инкрустированной жемчужинами.
Возвращаясь к хорошо проработанному в искусстве (и одному из своих любимых) греческому мифу о Леде и лебеде, Дали интерпретирует его с позиций своего
«ядерно-мистического» метода — именно поэтому ни один из элементов полотна не соприкасается с другим — все объекты парят, будто подвешенные в воздухе или находясь в состоянии невесомости.
Дали, подобно Леонардо, возращался к этой работе на протяжении нескольких лет. Работа над «Атомной Ледой» началась в бытность Дали в США, неподалеку от Монтеррея (Калифорния), в прибрежном
поселке, который и пейзажами, и светом, очень напоминал Дали обожаемые им и воспетые многократно в его полотнах Кадакес и мыс Креус.
Картина написана в соответствии с «божественной пропорцией» Луки Паччоли, однако, как известно, некоторые расчеты для полотна выполнил известный румынский
математик Матила Гика, знакомством с которым Дали гордился. Все ключевые элементы полотна вписаны в пентакль, центром которого выступает пупок супруги художника…читать полностью
«Мадонна Порт-Льигата» может и должна расцениваться как «повышение» Гала от статуса языческой богини (картина «Атомная Леда» до уровня, ни много ни мало — самой Богородицы!
За основу при написании своей Мадонны Дали взял знаменитый «Алтарь Монфельтро», — картину с изображением Богородицы в окружении ангелов и святых кисти Пьерро делла Франческо.
А дальше все просто. Переносим действие в бухту Порт-Льигата — такой вид открывается из окна мастерской Дали, всякий, кто посещал Дом-музей Дали в Порт-Льигате, узнает его сразу же). Придаем
Мадонне черты Галы…читать полностью
Еще один «ядерно-мистический» Дали — настоящее украшение Театра-музея Сальвадора Дали в Фигерасе.
На картине идеализированное (если не сказать — ангельское) лицо Галы складывается воедино из сферических элементов, не соприкасающихся между собой, имеющих ось симметрии и уходящих в мастерски
исполненную Дали перспективу.
С полным, на мой взгляд, основанием, «Галатею со сферами» можно отнести к жанру «атомарного пуантилизма», поскольку для целостного восприятия лика Гала требуется определенное расстояние между
зрителем и холстом, как и в случае с работами собственно пуантилистов, да, собственно, и любых импрессионистов…читать полностью
Кстати, именно о фотографии в первую очередь и вспоминаешь, когда видишь эту картину: с такой скрупулезной точностью выписан лик Гала. У многих наших туристов сходу возникают сильные сомнения — а
живопись ли это вообще?
Не вклеил ли известный озорник и мистификатор Сальвадор Дали в свое полотно качественную фотографию супруги? Тем более, что коллажем с использованием фотографий при создании своих работ Дали,
(как и множество других художников двадцатого столетия) занимался еще в эпоху сюрреализма.
Развеем сомнения: «Портрет Галы с признаками оносороживания» не является коллажем. Это — живопись в чистом виде. Масло, холст, отточенная неустанным трудом техника — и большой талант. Но упомянул
я о фотографиии в связи с одним интересным моментом. В 60-хх г.г. громко заявило о себе такое направление в живописи, как фотореализм. В 70-хх оно трансформировалось в гиперреализм и вполне
процветает по сегодняшний день…читать полностью
Интересно отметить, что «Святая Елена в Порт-Льигате» — пожалуй, единственная картина Сальвадора Дали, где его возлюбленная супруга названа своим настоящим именем. Кем только не пришлось ей
быть в картинах мужа: Галой (имя-прозвище, под которым ее знали все), Градивой, Галатеей, Галариной, Ледой… В конце сороковых, когда Дали стал писать картины на религиозные темы, он и вовсе повысил жену до
статуса Богородицы. В картине «Гиперкубическое тело» Гала позировала для Марии Магдалины…
И лишь в небольшой, но замечательно написанной картина «Святая Елена в Порт-Льигате» Гала обрела, наконец, свое настоящее имя — то самое, которым была названа при рождении. Впоследствии Дали
использовал образ, созданный в «Святой Елене» еще раз — когда затеял писать монументальное полотно «Вселенский собор». Там она снова взяла на себя роль Богородицы — и, надо отметить, выглядит в
ней весьма убедительно…читать полностью
Дали с энтузиазмом взялся за работу, проявляя, как и всегда, чудеса трудолюбия и ловкости. Конец 50-хх — самый разгар ядерно-мистического периода Дали, когда никого уже не удивляло, что художник
повсеместно заявляет о себе как о «католике до мозга костей» и создает квазирелигиозные полотна, в которых отводит своей возлюбленной Гале роль, ни много ни мало — Богородицы.
Разумеется, присутствует она и здесь — на штандарте вверху слева, причем взятая Дали за основу иконография — это «Непорочное зачатие»! Зная весьма «свободный» образ жизни супруги художника,
остается только поражаться, как это Католическая церковь не отлучила Дали от благ своих за подобное святотатство.
Но не отлучила, и даже напротив: картина «Мадонна Порт-Льигата», где Гала впервые появляется в образе Пресвятой Богородицы, была, как известно, показана Сальвадором Дали самому Папе
Римскому — и заслужила одобрение Понтифика. Понятно, что после такого Дали сам черт был не брат, и жена художника быстро вжилась в новую для нее роль Девы Марии…читать полностью
Ступня Гала — стереоскопическая картина, написанная Сальвадором Дали в 1973-ем и ставшая очередным экспериментом каталонского художника в
области стереоскопии. В настоящий момент это полотно, состоящее из правой и левой половин, вместе с другими стереоскопическими опытами художника можно увидеть в Зале Оптических Иллюзий
в Театре-музее Сальвадора Дали в
Фигерасе.
Как и почему возник интерес Дали к «объемным картинкам»? Причин тому, на мой взгляд, несколько. Во-первых, к концу 60-х — а это время, когда были отмечены первые признаки новой
«болезни» — Дали сказал в живописи всё, что хотел и мог. При его свирепой трудоспособности многое из этого «всего» он сказал не единожды — и потому оказался в ситуцации близкого
тупика…читать полностью
Над картиной «Гала против света (Портрет Галы») Сальвадор Дали с перерывами работал с 1975-го по 1979-ый г.г. — однако образ жены
художника, запечатленный на холсте, в данном случае не соответствует хронологической действительности. Перед нами Гала середины-конца 60-хх, а не та маленькая и суровая старуха с заострившимися
чертами лица, в которую, в силу возраста, превратилась Гала десятилетием позже.
Я уделяю этому моменту внимание неспроста. Дело в том, что на экскурсиях я частенько рассказывают туристам о том, что, изображая супругу, Дали был всегда фотографически точен, и лучший способ
представить себе, как выглядела жена и муза Дали в тот или иной период времени — это ознакомиться в работами соответствующих лет.
Это действительно так, это работает — однако, как видим, не всегда. В середине 70-х Гала уже перевалило за восемьдесят, и никакие пластические вмешательства были не в состоянии скрыть абсолютно
неизбежной, увы, для каждого из нас аксиомы: человек рождается, растет, достигает зенита, а после в обязательном порядке стареет и умирает.
Изображая ненаглядную Галу более молодой, чем она была на самом деле, Сальвадор пытается спрятаться от мыслей о неизбежности её смерти, которая с каждым днем все ближе — и только. Художник
пытается обмануть время, в чем сложно винить человека, спаянного с Галой настолько прочными узами, давно превратившими Сальвадора и Галу в сиамских близнецов…читать полностью
Портрет Галы (1976) — небольшая (35 х 27 см), написанная маслом на медной пластине вещь Сальвадора Дали, которая в наши дни находится в
обширной коллекции Театра-музея
в Фигерасе.
В обширной галерее портретов супруги, созданных Сальвадором Дали за долгую творческую жизнь, это, пожалуй, самый «нелицеприятный» из всех. Здесь Гала выглядит такой, какой она, в сущности, и
являлась на момент написания этого портрета: суровой 80-летней старухой, весьма скептически взирающей на мир, от которого, тем не менее, она привыкла брать «всё» — причём, брать с жадностью,
достойной изумления.
Интересно, что при просмотре оригинала это ощущение многократно усиливается, поскольку вещь написана мастерски…читать полностью
САЛЬВАДОР ДАЛИ — ЭКСКУРСИИ
Музей Фаберже показывает живопись и графику Сальвадора Дали из его личной коллекции
ВыставкиСанкт-Петербург Россия
«Gala Placidia. Галатея сфер». 1952. Фрагмент.
Фото: Фонд «Гала — Сальвадор Дали»
№95
Материал из газеты
Всего в Санкт-Петербург привезли больше 60 работ художника из собрания фонда «Гала — Сальвадор Дали». Среди них знаменитая «Галарина», которая не покидала стен Театра-музея в Фигерасе с момента смерти Дали
Вадим Михайлов
13. 10.2021
Сальвадор Дали как-то признался, что любит Галу «даже больше денег». Она отвечала в рифму: «Мой маленький мальчик, мы никогда не покинем друг друга». Они прожили вместе 53 года.
Общепринято: Гала (в буквальном переводе «праздник»), урожденная Елена Ивановна Дьяконова (1894–1982), была музой Дали. Но исследователи творчества художника изощряются в догадках, кем на самом деле она была для Сальвадора. От фрейдистской версии о заботливой матери до высших оценок качеств бизнес-леди. Могла поставить на первого мужа. Поль Элюар — большой, между прочим, поэт. Могла на любовника — Макса Эрнста, художника перворазрядного. Или других своих многочисленных поклонников.
Но Гала поставила на Дали, считая только его гением из всех, кого знала. И сорвала банк, который дает пропуск в вечность.
Гала и Сальвадор Дали. Около 1933.
Фото: Фонд «Гала — Сальвадор Дали»
Тем интереснее разгадать загадку Галы. В этом цель нынешней выставки, которая представляет 23 картины и 41 графическую работу из собрания фонда «Гала — Сальвадор Дали» (Фигерас) и частных коллекций. Большинство этих произведений входили в личное собрание художника, который считал их настолько ценными и значимыми для своего творчества, что по его желанию они постоянно экспонировались в Театре-музее в Фигерасе.
Многочисленные обличья, в которых Гала появляется в его живописи: Леда и Елена Прекрасная, Градива и Галарина, — отсылают к сюжетам античной и позднейшей европейской культуры. Центром проекта, честнее будет сказать, его иконой, стала «Атомная Леда», созданная художником в 1947–1949 годах. И она по праву считается одним из важнейших, если не самым важным, его творением. Здесь Гала изображена в виде спартанской царицы Леды, которую, согласно мифу, соблазнил Зевс, принявший облик лебедя. В «Атомной Леде» Дали реализует принципы изобретенного им «атомного мистицизма», согласно которому все предметы и элементы композиции изображаются подвешенными в пространстве и не соприкасающимися друг с другом. Сам Дали считал «Атомную Леду» этапным произведением, первым подлинным шедевром, «идеальной картиной», построенной в соответствии с правилами золотого сечения и сакральной геометрии. Теперь эта картина — № 1 в послевоенном творчестве художника.
«Атомная Леда». 1949.
Фото: Фонд «Гала — Сальвадор Дали»
К «атомному мистицизму» относится и картина «Gala Placidia. Галатея сфер» (1952). Изображение лица Галы атомизировано, или, как сказали бы сейчас, состоит из пикселей. Но в доцифровую эпоху все были уверены, что, как бы быстро атомы ни бегали по разным орбитам, они не могут разлететься совсем, сохраняют целостную картину. В данном случае это портрет жены художника.
Еще один шедевр на выставке — «Галарина» (1945), поясной портрет Галы, отсылающий к творчеству Рафаэля, игравшего первостепенную роль в творчестве Дали. «Галарина» не покидала стен Театра-музея в Фигерасе с момента его смерти, то есть больше 30 лет. Ее показ в России — суперсенсация.
«Gala Placidia. Галатея сфер». 1952.
Фото: Фонд «Гала — Сальвадор Дали»
Среди графики отметим карандашный эскиз к «Галарине», датированный 1941 годом, что показывает, как долго и тщательно Дали подходил к портрету своей музы. Литография под названием «Посвящается Фрейду» дополнена авторским текстом: «Гале, лучшей обнаженной натурщице замка Пуболь». Если учесть, что замок был подарком от Дали, она — его единственной обитательницей, а художник не мог посещать его без ее разрешения, то набросок может показаться иронией. Но между ними все было серьезно.
Рисунок «Профиль Галы» является эскизом к картине «Осенняя соната». А если Дали брался создать рисунок по мотивам «Аллегории с волом и орлом» коллеги Леонардо, то не мог отказать себе в удовольствии сделать главным персонажем свою музу в образе античной богини. Ничего подобного не было у Леонардо.
Завершает выставку цикл иллюстраций к поэме Лотреамона «Песни Мальдорора». Там трудно найти образ Галы. Но при большом желании можно.
Музей Фаберже
«Атомная Леда и другие образы Гала в произведениях Сальвадора Дали»
13 октября 2021 – 16 января 2022
Подписаться на новости
Сальвадор Дали
Музей Фаберже
Выставки 2023 года: СССР, балет и юбилеи
Предстоящие в следующем году выставки не грешат однообразием, но в основном вынужденно обращаются к нашему проверенному и надежному наследию, иногда выворачивая к современному искусству или науке
23.12.2022
Назад в будущее: какие проекты нам обещают музеи в наступающем году
Невозможность обмена экспонатами с западными коллекциями и необходимость сохранять приличествующую эпохе спецоперации политкорректность — условия, в которых создаются новые выставки
07.12.2022
В ГМИИ им. А.С.Пушкина пытаются заново объединить человечество
Выставка «Всеобщий язык» исследует формы человеческого общения, используя живопись, рукописи, книги и другие раритеты из собрания Пушкинского музея и еще двух десятков институций, государственных и частных, а также музыку и театр
15. 12.2022
Старая живопись затерялась в волнах современного искусства
В мире, одержимом современным искусством, картинам старых мастеров не уделяется достаточно внимания. Декабрьские аукционы старого искусства в Лондоне подтверждают: успехом пользуются только выдающиеся — именем, сюжетом, качеством — работы
09.12.2022
Какие выставки стоит увидеть этой зимой
Лучшие музейные проекты Москвы и Петербурга в новогодние каникулы и последующие дни: рекомендации для эстетов, интеллектуалов, детей и влюбленных парочек
23.12.2022
Фламандская живопись иллюстрирует прихотливость вкусов и плоды кооперации
Выставка «Под знаком Рубенса» в музее «Новый Иерусалим» собирает рассыпанные по региональным и частным коллекциям шедевры и заодно знакомит со структурой европейского арт-рынка 400-летней давности
13.12.2022
Александр Борода и Кристина Краснянская: «Мы не музей в классическом понимании этого слова»
Еврейский музей и центр толерантности отмечает десятилетие. The Art Newspaper Russia поговорила о достижениях и планах музея с его основателем и генеральным директором Александром Бородой и исполнительным директором Кристиной Краснянской
23.12.2022
Гала Дали — Музей Сальвадора Дали
О Гале Дали
1894 Гала (Хелена Делювина Дьяконова) родилась в Казани, Россия, университетском городке на Волге. Гала была второй из четырех детей Ивана и Антонины Дьяконовых. Была путаница в отношении ее правильной даты рождения: источники варьируются от 1892 до 1895 года. Ее дочь Сесиль утверждает, что это было 18 августа 1894 года, но оба биографа Доминик Бона и Ян Гибсон указывают, что это было 26 августа 1894 года. календарная дата, которая соответствует 7 сентября 189 г.4 григорианского календаря).
1900 Считается, что первый муж Антонины, Иван, пропал во время поисков золота в Сибири. Гале было всего десять лет, когда до семьи дошло последнее известие о смерти ее отца. В результате семья, ее сестра Лидия и два ее брата, Никола и Вадим, остались без средств к существованию. По закону РПЦ мать Галы не могла повторно выйти замуж; она бросила вызов обычной практике, решив жить с богатым адвокатом по имени «Кола» в Казани. Такое расположение обеспечивало более комфортную жизнь семьи, хотя между детьми существовала напряженность по отношению к отчиму.
1910 Гала не может учиться в колледже, потому что в то время женщинам в этом провинциальном регионе было запрещено высшее образование. Тем не менее, она может пройти несколько университетских курсов литературы во время учебы в школе в Санкт-Петербурге.
1912 Стройная, хрупкая и слабая здоровьем Гала госпитализирована в санаторий Клавадель в Швейцарии после того, как у нее диагностировали туберкулез. Именно здесь она встречает молодого французского мальчика по имени Поль-Эжен Гриндель. Позже он меняет свое имя на Элюар, взяв девичью фамилию матери. Любовь пары процветает в изолированной атмосфере больницы, вдали от влияния семьи или друзей.
1914 Здоровье Галы улучшается, и перед отъездом в Россию она обручается с Полем Элюаром неофициально.
Первая мировая война. Элюар призван во французскую армию.
1916 Летом родители разрешают Гале покинуть Казань и присоединиться к Элюару в Париже.
1917 Гала и Элюар женятся в феврале. Гала беременеет их единственным ребенком Сесиль. Они живут с Гринделями, а Пол днем работает в строительной компании своего отца, а по ночам пишет стихи.
19:19 Отряд Элюара демобилизован. Он возвращается домой к Гале, и они переезжают в квартиру. Элюар присоединяется к дадаистам и представляет свои стихи в издание Littérature.
1922 Гала и Элюар знакомятся с художником Максом Эрнстом, и между Галой и последним завязывается роман. Эрнст начинает жить с ними на их вилле в Обонне. Он чествует Галу, нарисовав ее, единственную женщину, на групповом портрете под названием «На свидании друзей».
1924 Элюар исчезает в добровольном изгнании на Восток. Гала едет в Сайгон, чтобы убедить его вернуться. Отношения между Эрнстом и Галой заканчиваются.
1927 Сюрреализм в полном разгаре с Элюаром в качестве его поэта. Гала часто присутствует в кафе Cyrano в Париже. Гала, как вспоминает Андре Тирион, всегда была элегантно одета и надменна на этих посиделках. «Гала знала, чего хотела, — сердечных и чувственных удовольствий и гениального общества».
1929 Элюар, Гала и их дочь Сесиль совершают поездку в Кадакес в августе. К ним присоединяются Рене и Жоржетта Магритт, а также Камилла Гоэманс в гостях у художника Сальвадора Дали.
Именно во время этого визита Дали влюбляется в Галу. Она считает его гением. Согласно автобиографии Дали «Тайная жизнь»: «Она хотела чего-то — чего-то, что стало бы воплощением ее собственного мифа. И эта вещь, которую она хотела, была чем-то, что она начала думать, возможно, только я мог дать ей.
Ухаживание продолжается среди скал и рощ Кадакеса до конца сентября. Во время прогулки по окрестным пропастям Дали спрашивает Галу, чего она от него хочет, — она отвечает: «Я хочу, чтобы ты меня убил». Этот «секрет», как утверждает Дали, излечивает его от безумия. Приступы смеха и истерия, которые он испытывал до ее прибытия, прекращаются.
Гала остается в Кадакесе через несколько недель после отъезда Элюара. Она возвращается в Париж с Дали и некоторыми из его картин, которые будут выставлены в галерее Goemans. Гала, используя длинные заметки Дали о параноидально-критическом методе, убеждает Бретона в том, что оригинальность Дали может стать важным стимулом для сюрреалистического движения.
Дали возвращается в Фигерас, чтобы объявить о своей любви к Гале. Отец Дали яростно противится отношениям сына и изгоняет его из семейного дома. Перед отъездом в Париж, чтобы присоединиться к Гале, Дали бреет голову и закапывает волосы на пляже Кадакес.
1934 Дали и Гала поженились 30 января.
1935 Богатый британский коллекционер Эдвард Джеймс пишет своему другу: «Как прекрасно, когда художник находит для себя подходящую жену. Это должно произойти только один раз из ста. Это случилось с Дали, и я думаю, что это будет иметь решающее значение для его карьеры — на самом деле, вся разница между тем, останется ли он интересным явлением искаженного десятилетия или станет одной из двух или трех ведущих фигур грядущего. возраст.»
1936 Гала вместе с мужем участвует в Международной выставке сюрреалистов в Лондоне. Вклад Гала — макет сюрреалистической квартиры, центральным элементом которой является лестница, ведущая к увеличенной фотографии скульптуры Амура и Психеи.
Зрелость Дали как художника развивается, и они тоже развиваются как пара. Дали получил покровительство Эдварда Джеймса, который финансирует его карьеру в конце тридцатых годов. Дали стали чрезвычайно модной и грозной парой, способной обладать властью и влиянием.
1937 Роль Галы в их отношениях становится ролью его бизнес-менеджера. Она отвечает за управление их деньгами и ведет все переговоры с покровителями и галереями, касающиеся работ Дали. Гала также отвечает за организацию повседневных деталей жизни, позволяя Дали рисовать. Ее художественные обязанности варьируются от выбора и исследования лучших красок, лаков и кистей до поиска прекрасных старых рам для выставки его картин. Гала всегда настаивал на том, чтобы он уделял пристальное внимание своей технике.
1938 Сесиль, дочь Галы, выходит замуж за поэта Люка Декона, который не встречает одобрения ее матери. Гала и ее дочь живут раздельно большую часть своей жизни.
1939 Дали пытается дистанцироваться от сюрреалистов. Гала и Дали решают уехать в Америку в феврале. Как только Дали приезжает, его имя появляется на первых полосах газет. Дали арестовывают, когда он случайно разбивает окно Бонвита Теллера после того, как витрина, которую он разработал, была переставлена. По словам Жюльена Леви, Гала «сходила с ума, готовая выцарапать кому угодно глаза». Впоследствии Дали освобождают, и все обвинения снимаются.
Вернувшись из Америки, Гала и Дали поселяются в Аркашоне, Франция, чтобы избежать гражданской войны в Испании. Леонор Фини, одна из многих живших там художников, описывает Галу как «физически привлекательную, маленькую, но хорошо сложенную, с оливковым оттенком кожи и очень внимательными черными глазами». Леонор была впечатлена представлением Галы о жизни, согласно которой «каждое мгновение должно представлять собой месть, завоевание или преимущество».
Война в Европе обостряется, и Франция вот-вот подвергнется вторжению. Перед отъездом Дали в Америку Гала должна вернуться в Париж одна, чтобы забрать оставленные картины. Через две недели после ее визита Париж падает.
1940 Во время Второй мировой войны Гала через свою подругу Карес Кросби договаривается остаться в своем поместье в Вирджинии. Анаис Нин, также гостья в то время, отмечает организаторские способности Гала: «Прежде чем мы это узнали, дом работал на благо Дали. Гала предположила, что мы все здесь, чтобы служить Дали».
1941 В течение семи лет, что Дали проживают в Соединенных Штатах, летом они путешествуют в Калифорнию и останавливаются в отеле Del Monte в Пеббл-Бич или в студии в Монтерее, где Дали мог рисовать. Гала часто ездила вдоль калифорнийского побережья на «кадиллаке», чтобы немного уединиться от требований Дали. Зимой они возвращались в отель St. Regis в Нью-Йорке по делам.
1943 г. Мистер и миссис А. Рейнольдс Морс покупают свою первую картину Дали и встречаются с Дали и Галой, чтобы выпить в ресторане King Cole Room в отеле St. Regis в Нью-Йорке.
1945 Дали рисует классический портрет Галы под названием «Галарина». Картина пишется больше года. Гала изображена с частично обнаженной грудью, смотрящей с холста темными, проницательными глазами, которые несколько лет назад Поль Элюар описал как «взгляд, который может пронзать стены».
1948 Дали и Гала возвращаются в Кадакес и встречаются с отцом Дали. Ана-Мария, сестра Дали, до сих пор горько обижается на Галу. Она ненавидит Галу за то, что она «украла» преданность своего брата и ошибочно поверила, что Гала сообщила о ней во время гражданской войны в Испании. Ана Мария считает, что Гала виновата в том, что ее пытала военная полиция.
Гала начинает играть второстепенную роль, поскольку Дали становится все более заметным в важных художественных и социальных кругах. Ее обида, кажется, только усиливает ее холодность и пренебрежение к чувствам других. Она отвергает поклонников и подхалимов Дали как «монстров» и избегает их компании.
1953 Новый период совместной жизни Дали и Галы, кажется, развивается так же, как происходит дистанцирование между ними. Гала начала совершать ежедневные экскурсии с молодыми компаньонами-мужчинами в бухты и бухты мыса Креус, пока Дали работает. Дали привык к ее присутствию в мастерской, где много лет назад она читала ему, пока он рисовал. Без нее Дали испытывает все возрастающее личное одиночество.
Гала начинает отсутствовать в компании Дали на многочисленных светских мероприятиях, которые он посещает. Эти краткие, если не несуществующие появления Галы не остаются незамеченными старыми друзьями. Леонор Фини заметила: «Она стала персонажем, и она носила это как доспехи, очень замкнутая внутри себя».
1958 Дали и Гала женятся на религиозной церемонии в Ла-Капелла-де-ла-Маре-де-Деу-дельс-Ангелы в Жироне, Испания различных личных секретарей в течение следующих 30 лет. Тем не менее, она сохраняет исключительные права на продажу картин Дали.
1963 Гала влюбляется в двадцатилетнего молодого человека по имени Уильям Ротлейн, который напомнил ей Дали, которого она впервые встретила в 1929. Несмотря на то, что она поклялась в полной верности этому молодому человеку, это обещание вскоре нарушается.
1969 Гала, которой сейчас за семьдесят, хочет отдельной жизни и уже устала заботиться о Дали. Она находит идеальное убежище в маленьком средневековом замке, расположенном в Пуболе недалеко от Жироны. Дали отреставрировал замок и расписал красивые потолочные фрески и дверные проемы для своей жены. Дали разрешено посещать только по письменному приглашению от Галы.
1970 Семидесятые годы приносят в жизнь Галы резкий поворот, поскольку она отчаянно пытается сохранить свою власть над Дали, хотя бы для того, чтобы заработать деньги. Она также понимает, что экзотические масла, питательные процедуры или операции не могут вернуть ей молодость.
1973 Гала начинает отношения с Джеффом Фенхолтом, певцом и актером, сыгравшим главную роль в рок-опере «Иисус Христос – суперзвезда».
1980 В феврале Дали и Гала заболевают гриппом во время своего пребывания в Нью-Йорке; ни один из них полностью не выздоравливает. Страдания Галы принимают форму старческого слабоумия, что также влияет на ее ясновидение. Кроме того, у нее дважды были переломы ребер и таза.
1982 Гала умирает 10 июня в Порт-Льигате. Она похоронена в своем замке в Пуболе.
О музее Дали
Музей Дали, расположенный в самом сердце живописного центра города Санкт-Петербург, штат Флорида, является домом для беспрецедентной коллекции из более чем 2400 работ Сальвадора Дали, в том числе почти 300 картин маслом, акварелей и рисунков, а также как более 2100 гравюр, фотографий, плакатов, тканей, скульптур и предметов искусства. Некоммерческая миссия музея — заботиться о своей коллекции и делиться ею на местном и международном уровнях — основана на стремлении к образованию и поддерживается культурой благотворительности.
Ресторан Dalí признан гидом Мишлен на международном уровне трехзвездочным рейтингом; AOL Travel News назвал его «одним из лучших зданий, которые нужно увидеть в своей жизни»; и назван одним из десяти самых интересных музеев мира по версии Architectural Digest. Само здание представляет собой произведение искусства, в том числе геодезический стеклянный пузырь по прозвищу «Энигма», состоящий из 1062 треугольных стеклянных панелей, — достойная дань уважения наследию инноваций и преобразований Сальвадора Дали. Исследуйте Дали в любое время с помощью бесплатного приложения Музей Дали, доступного в Google Play и App Store. Музей Дали расположен по адресу One Dalí Boulevard, St. Petersburg, Florida 33701.
Почему Гала Дали — муза, модель и художник — была больше, чем просто жена Сальвадора | Умные новости
Сальвадор Дали, «Гала Плацидия. Галатея сфер», 1952 г.
Сальвадор Дали, Fundació Gala-Salvador Dalí, VEGAP, Барселона, 2018
Гала Сальвадор Дали: Собственная комната в Пуболе , новая выставка в Национальном музее искусства Каталонии в Барселоне, получила свое название от одноименного эссе Вирджинии Вульф 1929 года, в котором провозглашается, что «женщина должна иметь деньги». и свою собственную комнату», чтобы создать.
Для Галы Дали этой собственной комнатой был Пуболь, каталонский замок, подаренный ей в 1969 году ее знаменитым мужем Сальвадором. Как отмечает Рафаэль Миндер для New York Times , Сальвадору разрешалось посещать замок только в том случае, если он получил письменное приглашение от своей жены. Здесь, в уединении собственного пространства, Гала, урожденная Елена Ивановна Дьяконова, реконструировала воспоминания о своем русском прошлом, собрав коллекцию семейных фотографий и кириллических текстов, и задокументировала жизнь с Сальвадором с помощью сюрреалистических книг, одежды и разнообразных сувениров.
Одновременно муза, модель, художница, бизнес-леди, писательница и икона моды, Гала долгое время рассматривалась искусствоведами как шифр, но благодаря новой выставке в Барселоне она, наконец, предстала как уникальная личность, связанная, но не зависимая от на — мужчины-сюрреалисты, окружавшие ее.
Согласно пресс-релизу, Gala Salvador Dali основан на подборке писем, открыток, книг и одежды, полученных от Пуболя, а также на 60 картинах Сальвадора и работах его коллег-сюрреалистов Макса Эрнста, Ман Рэя и Сесила Битона. Вооружившись 315 артефактами, связанными с жизнью загадочной фигуры, куратор Эстрелла де Диего решила ответить на следующие вопросы: «Кем была эта женщина, которую все замечали… Была ли она просто вдохновляющей музой для художников и поэтов? Или, несмотря на то, что у нее было мало подписанных произведений… она была больше творцом?»
Сальвадор Дали, «За секунду до пробуждения от сна, спровоцированного полетом пчелы вокруг граната», 1944 г.
Сальвадор Дали, Fundació Gala-Salvador Dalí, VEGAP, Барселона, 2018
История Галы начинается с ее рождения в Казани, Россия, в 1894 году. Хорошо образованная, несмотря на то, что она жила в регионе, где высшее образование было запрещено для женщин, она страдала от слабого здоровья и была отправлена в швейцарский санаторий после того, как в 1912 году ей поставили диагноз туберкулез. Здесь Гала познакомилась с французским поэтом Полем Элюаром, который вскоре стал ее первым мужем и отцом ее единственного ребенка, дочери по имени Сесиль. К 1922 года Гала закрутила роман с Максом Эрнстом, который был настолько очарован ею, что изобразил ее как единственную женщину на групповом портрете выдающихся сюрреалистов.
Семь лет спустя Гала посетила Кадакес, Испания, где впервые встретила начинающего художника Сальвадора Дали. Между ними возникла мгновенная химия, и Сальвадор позже написал: «Ей суждено было стать моей Градивой, той, кто движется вперед, моей победой, моей женой». Гала покинула Элюара и к 1934 году официально стала Галой Дали.
Именно в этот момент давнее представление о Гале как о жадном социальном альпинисте (в 1998 article, Vanity Fair Джон Ричардсон описал ее как «демоническую владычицу» из снов Сальвадора) расходится с нарративом, предлагаемым барселонской выставкой. Как рассказал куратор выставки де Диего Ханне МакГиверн из Art Newspaper , Гала отказалась от своей жизни с Элюаром, чтобы быть с «очень молодым художником, которого в то время никто не знал, [живущим] в Каталонии в глуши». ».
Гала и Сальвадор в Порт-Льигате, ок. 1930 г.
Фото предоставлено Fundació Gala-Salvador Dalí
По общему мнению, Сальвадор был в восторге от своей новой жены, которую он назвал Градивой, в честь мифологической героини, которая служит движущей силой одноименного романа Вильгельма Йенсена; Олива — за овальное лицо и загорелую кожу; и Лионетт, «потому что, когда она злится, она рычит, как лев Metro-Goldwyn-Mayer».
Когда Сальвадор становился знаменитым, Гала была рядом с ним, выступая в качестве агента, модели и артистического партнера. Она гадала на картах Таро в надежде предсказала траекторию карьеры Сальвадора, но также стремилась пойти более практическим путем, ведя переговоры с владельцами галерей и покупателями, чтобы максимизировать заработок своего мужа.0129 New York Times ’ Мейндер, Гала была настолько убедительна в этой роли, что другой сюрреалист, итальянский художник Джорджио де Кирико, тоже попросил ее стать его агентом.
В роли Девы Марии, лежащей фигуры в стиле «Венеры Урбинской» и темной загадочной женщины Гала появлялась на сотнях рисунков и картин ее мужа. Вскоре Сальвадор даже начал подписывать работы их совместной подписью «Гала Сальвадор Дали» в честь своей веры в то, что «в основном твоей кровью, Гала, я пишу свои картины».
Нет никаких доказательств того, что Гала на самом деле использовала кисть своего мужа (хотя она внесла свой вклад в его автобиографию 1942 года и другие письменные работы), но, как отмечает музей, она во многом была соавтором творчества Сальвадора: «Именно она выбирала тот образ, с которым хотела представить и, особенно, представлять себя. Можно создать собственный автопортрет, не производя осязаемой живописной работы».
Благодаря влиянию, которое она имела на Сальвадора и их круг друзей-художников, а также сюрреалистическим текстам и объектам, которые она создавала сама, Гала оказала огромное влияние на развитие авангардного искусства. Она «нашла свое место в сюрреалистическом движении, которое в противном случае не оставляло места для женщин», — отмечает Миндер, и оставалась беззастенчиво независимой в последующие годы, ведя многочисленные романы с молодыми мужчинами в уединении своего замка Пуболь.
После своей смерти в 1982 году Гала была похоронена в Пуболе в склепе, похожем на шахматную доску, спроектированном Сальвадором, который переживет ее на семь лет. Хотя на веб-сайте «Вселенная Дали» говорится, что Сальвадор приказал построить пару гробниц «с небольшим отверстием между ними, чтобы они могли держаться за руки после смерти», художник в конечном итоге был похоронен отдельно в своем родном городе Фигерас.
Сальвадор Дали, «Портрет Галы с двумя отбивными на плече», ок. 1934
Сальвадор Дали, Fundació Gala-Salvador Dalí, VEGAP, Барселона, 2018
Точно так же, как историки изо всех сил пытались создать точный образ Сальвадора, писатель Ян Гибсон говорит Беккету Мафсону из Vice , что «он кошмар для биографа.