Софьи, Натальи Нарышкиной, Евдокии Лопухиной и других.
Публикации раздела Музеи
Первые портреты на Руси появились в XVII веке, но женщин художники писали крайне редко, исключение делали лишь для цариц и царевен из рода Романовых. О том, как изображали обитательниц кремлевских теремов, рассказывает наш автор Софья Багдасарова.
Царская невеста
Школа Оружейной палаты. Портрет царицы Марфы Апраксиной. 1681–1682. Государственный Русский музей
Неизвестный художник. Портрет царицы Марфы Апраксиной. 1681–1682. Государственный Русский музей
Неизвестный художник. Портрет царицы Марфы Апраксиной. XVIII в. Государственный музей-заповедник «Гатчина»
Портреты, которые создавали на Руси в XVII веке, в основном относятся к жанру парсун. Он близок к иконописной манере: люди изображались без эмоций на лице, но в богатых одеждах с тщательно выписанными узорами. Именно так выглядит парсуна царицы Марфы Апраксиной из Русского музея. В 1682 году Марфа стала женой царя Федора III Алексеевича (старшего брата Петра Великого), но провела на троне всего несколько месяцев — супруг болел и скоро умер. Парсуна, судя по девичьему головному убору, была написана еще до венчания, в те несколько месяцев, когда Марфа числилась царской невестой. Картина, созданная неизвестным художником из кремлевских мастерских Оружейной палаты, демонстрирует все черты наивного портретного искусства. У царицы неестественная поза, платье — будто аппликация, а лицо написано так, что зрителю трудно поверить в то, что Марфа считалась первой красавицей своего времени.
Так изображали женщин в Кремле отечественные мастера, но работали над портретами и иностранные живописцы. Их произведения более реалистичны, только вот великие художники до Руси не доезжали и среди этих полотен нет шедевров. Один из таких иностранцев, имя которого не сохранилось в истории, тоже написал портрет царской невесты Марфы — овальную картину из Русского музея. На ней — непривычная для того времени «галантная» деталь: Апраксина держит на руках маленькую собачку. Этот портрет, как и другие изображения Романовых, в последующие века копировался для украшения императорских резиденций, причем художники нового поколения «улучшали» его по своему вкусу. Поэтому в портрете из Гатчинского дворца, созданном неизвестным автором уже в XVIII веке, с трудом угадывается исходный образец: краски на нем ярче, а сама Марфа красивее.
Царская вдова
Неизвестный художник. Портрет царицы Марфы Апраксиной. До 1715. Государственный Русский музей
Михаил Чоглоков. Портрет царицы Натальи Нарышкиной. После 1676. Государственный Русский музей
Неизвестный художник. Портрет царицы Натальи Нарышкиной. Конец XVIII — начало XIX в. Государственный Эрмитаж
После смерти мужа Марфа Апраксина прожила еще 33 года как набожная вдова, не изменив своему образу жизни даже после того, как Петр I приказал ей переехать в новую столицу. На портрете, написанном в поздний период, она предстает уже совсем иной: строгая немолодая женщина в мрачной одежде. Это не единственный сохранившийся портрет царской вдовы: на другом изображена вторая жена царя Алексея Михайловича — Наталья Нарышкина.
Она одета чуть наряднее, но тоже очень сдержанно. Эта картина известна в десятке копий — портрет матери Петра Великого пользовался популярностью. Однако из архивных документов известно, какая из этих картин — оригинал. Редкий случай — сохранилось даже имя живописца. Это был мастер Оружейной палаты Михаил Чоглоков, написавший портрет «во успении» в 1694 году, в течение девяти дней после смерти царицы.
Светский жанр портретов «во успении», которые предназначались для родственников и помещались в жилых покоях, возник в России в самом конце XVII века, до этого парсуны в основном предназначались для надгробного иконостаса в церкви.
Царская сестра
Неизвестный художник. Портрет царевны Софьи. 1700. Государственный Русский музей
Достоверный портрет Царевны Софьи Алексеевны, гравированный учеником Академии художеств Афанасием Афонасьевым, с оригинала Леонтия Тарасевича. 1777
Вильгельм Карл Ульрих. Портрет царевны Марфы Алексеевны. Литография. 1857. Российская государственная библиотека
Писали художники не только царских жен, но и царских сестер. На самом торжественном портрете — царевна Софья Алексеевна, правительница-регент государства. Это аллегорическое полотно: Софья изображена в медальоне на груди двуглавого орла. Царевна написана в короне, со скипетром и державой, притом что помазана на царство она не была. Такая сложная композиция, нетипичная для русского искусства XVII века, проникла к нам из Европы: искусствоведы предполагают, что портрет Софьи написан на основе гравюры Леонтия Тарасевича, учившегося искусствам в Аугсбурге. Об этой работе ученым известно из судебного дела пособника царевны Федора Шакловитого — заказ образа Софьи со всеми регалиями ставился ему в вину, а все оттиски этой гравюры по указу Петра I разыскивались и уничтожались.
Неизвестно, писали ли портреты Софьи во время ее заключения в монастыре, но другая царевна в аналогичной ситуации для портрета позировала. В 1698 году по приказу Петра I единоутробная сестра Софьи царевна Марфа Алексеевна была пострижена в монахини за сочувствие и помощь свергнутой правительнице. Ее заключили в Успенский монастырь в Александровской слободе. Долгие годы там же хранилось ее изображение — сначала в монастыре, а потом в музее, но в 1986 году картину украли. Литография, сделанная с портрета царевны Марфы в XIX веке, свидетельствует о том, что арестантку-монашку писали примерно так же, как царскую вдову, — в скромном головном уборе, без каких-либо атрибутов роскоши.
Читайте также:
- Девять ликов императора Николая I
- Вполне себе царское дело: Романовы-художники
- Валентин Серов и портреты Романовых
Вымышленные портреты
Неизвестный художник. Портрет царевны Софьи. XIX в. Государственный Эрмитаж
Неизвестный художник. Портрет царицы Евдокии Стрешневой. XVIII в. Государственный исторический музей
Неизвестный художник. Портрет царицы Марии Милославской. XVIII в. Государственный музей-заповедник «Кусково»
Однако царевна Софья предстает на полотнах и совсем иной — юной прекрасной девушкой. Это другой тип портретов — вымышленные: с реальностью они не имеют ничего общего. Дело в том, что подобные изображения Софьи — как и образы ее матери Марии Милославской (первой жены Алексея Михайловича), а также бабушки Евдокии Стрешневой (жены Михаила Федоровича) — создавались отнюдь не при жизни моделей. Эти ретроспективные портреты — выдумка живописцев XVIII–XIX веков.
Залы дворцов требовалось заполнять портретными галереями предков, и если было неизвестно, как выглядел умерший прародитель (или его портрет казался некрасивым), художник попросту выдумывал его облик с нуля. Узнать подобные вымышленные портреты легко: женщины на них наряжены в горностаевые мантии, которые появились в России как знак монаршего достоинства только после Петра, вместе с другими европейскими регалиями. Кроме того, у них массивные головные уборы, которых нет больше ни на каких других женских изображениях Романовых.
Из царицы — в монахини
Неизвестный художник. Портрет царицы Евдокии Лопухиной. XVIII в. Государственный исторический музей
Неизвестный художник. Портрет царицы Евдокии Лопухиной. XVIII в. Государственный Русский музей
Неизвестный художник. Портрет царицы Евдокии Лопухиной. XVIII в. Чухломской краеведческий музей имени А.Ф. Писемского, Костромская обл.
Петр I постриг в монахини не только сестер, но и свою первую жену: другого варианта развода в тот век не существовало. Портрет царицы Евдокии в монашеском облачении и за чтением молитвенника попал в коллекцию Исторического музея из Новодевичьего монастыря. В этой московской обители она доживала последние годы жизни уже в правление своего внука Петра II (сына царевича Алексея), однако на картине изображена молодой.
Еще один портрет Евдокии Лопухиной хранится в Русском музее. На нем бывшая царица одета в скромную светскую одежду, напоминающую наряд сестры-монашки Марфы и вдов Апраксиной и Нарышкиной.
Изобразил Лопухину и неизвестный провинциальный примитивист — да так, что ее не узнать. На этой картине царица сильно помолодела, а ее костюм стал по-настоящему царским: блестит драгоценная брошь, а парча шубы отливает золотом.
Женщины нового века
Иван Никитин. Портрет царевны Прасковьи. 1714. Государственный Русский музей
Иван Никитин. Портрет царицы Прасковьи Салтыковой. 1-я чет. XVIII в. Сергиево-Посадский государственный музей-заповедник, Московская обл.
Луи Каравак. Портрет царевны Елизаветы Петровны в детстве. 1716–1717. Государственный Русский музей
Совсем других портретов удостоились другие родственницы Петра I — женщины, которые демонстрировали одобрение новой политики и выполняли приказы, касающиеся формы одежды и вообще образа жизни. Речь идет о царице Прасковье Салтыковой — вдове его брата Ивана V и трех ее дочерях Екатерине, Прасковье и Анне. Сохранились их портреты кисти одного из первых настоящих русских живописцев Ивана Никитина — и на них виден контраст между этими женщинами нового времени и остальными обитательницами царских теремов. С этого момента царицы из рода Романовых одевались только так — по-европейски. А иногда и вовсе представали без одежды: в знак истинного обращения к западной культуре с ее культом античной мифологии император заказал портрет своей малолетней дочери великой княжны цесаревны Елизаветы Петровны в обнаженном виде — в образе богини Венеры.
Теги:
ПортретыИнтересные фактыЖивописьПубликации раздела Музеи
Платье царицы (116 фото)
1
Костюм русской красавицы
2
Дама в лиловом платье
3
Королева на троне
4
Костюм сказочной королевы
5
Кокошник хозяйки медной горы
6
Костюм королевы Делюкс
7
Свадебное платье с короной
8
Образ греческой Богини
9
Клеопатра наряд Клеопатры
10
Мумия фильм 2017 принцесса Аманет
11
Платья императриц России Эрмитаж
12
Королева на троне
13
Анастасия Федулкина
14
Средневековый костюм секси
15
Барби Императрица Жозефина 2005 год
16
Энн Хэтэуэй в короне
17
Александр МАККЬЮИН осень зима 2010-2011
18
Конкурсы красоты царица
19
Костюм русская красавица
20
Гленн Клоуз Элеонора Аквитанская
21
Образ принцессы
22
Маргарита Карева русско народные
23
Наряды русских красавиц
24
Костюм Нефертити или Клеопатры для женщин
25
Костюм Нефертити или Клеопатры
26
Надежда Ламанова модельер
27
Древнеегипетский костюм Клеопатры
28
Венчальное платье императрицы Александры Федоровны
29
Образ царицы
30
Свадебные платья Frida Xhoi XHEI принцесса 2019
31
Танитриэль Королева
32
Гера и Афродита
33
Наряд королевы средневековья
34
Царица Клеопатра Анджелина Джоли
35
Женщина сидит на троне
36
Русские народные платья в современном стиле
37
Славянская Княжна зима
38
Императрица Элизабет. 1864. Франц Ксавер Винтерхальтер
39
Девушка в короне
40
Frida Xhoi золотое
41
Костюм русской царицы
42
Свадебный кокошник невесты на Руси
43
Анастасия мультфильм косплей
44
Русский народный костюм Боярыня
45
Свадебное платье принцессы Сисси
46
Костюм египетской Богини
47
Платье королевы для фотошопа
48
Царевна медной горы
49
Сказочная Королева
50
Золотая корона королевы
51
Старинные платья
52
Киллер куин Кэти Перри
53
Свадебное платье императрицы Александры Фе
54
Наряд царицы
55
Женщина в старинном платье
56
Русская мода Валентина Аверьянова
57
Короны Королев средневековья
58
Бальные платья для девушек
59
Статс дама фрейлина
60
Сказочные образы
61
Франц Ксавер Винтерхальтер красавицы
62
Афина Паллада косплей
63
Мария фёдоровна (жена Александра III)
64
Восточные Роскошные Наряды
65
Джина Лоллобриджида Клеопатра
66
Платья Королев
67
Египетская Нефертити в одежде
68
Египетский костюм женский
69
Королева кутюрье фотопроект
70
Королева Дании Маргрете II В молодости
71
Малахитовая Королева
72
Царевна лебедь
73
Джулия Робертс Королева
74
Мария Текская и Королева Виктория
75
Королевское платье для фотомонтажа
76
Королева на троне
77
Платье для фотосессии на море
78
Красивое свадебное платье 2010
79
Малахитница медной горы
80
Царица Востока
81
Клеопатра гречанка
82
Анджелина Джоли в фильме Александр
83
Шарлиз Терон Белоснежка
84
Царевна медной горы
85
Древний Египет одежда женщин Нефертити
86
Гифка девушка в Вечернем платье
87
Костюм царицы Клеопатры
88
Фотосессия в королевском стиле
89
Королева Королева
90
Одежда королевы для фотомонтажа
91
Царица Клеопатра — Элизабет Тейлор
92
Малахитница медной горы
93
Королева на троне
94
Княжна Евпраксия Всеволодовна
95
Девушка в костюме королевы
96
Платье снежной королевы
97
Одежда князей и княгинь древней Руси
98
Кокошник Царский
99
Костюм царицы
100
Арабские украшения
101
Саша грей в России в кокошнике
102
Костюм Нефертити Клеопатра
103
Врубель хозяйка медной горы
104
Платья Элизабет Тейлор в фильме Клеопатра
105
Костюм шикарной Клеопатры
106
Средневековое женское платье
107
Куклы Египта Клеопатра
108
Костюм Нефертити или Клеопатры
109
Костюм египетской царицы
110
Костюм Царевна-лебедь
111
Гейша Маргарита Карева
112
Платья Элизабет Тейлор в фильме Клеопатра
113
Наряды русских цариц
114
Евгения де Монтихо Императрица
115
Виктория 2 коронация
116
Платья кронпринцессы Виктории
Фотографии королевы Елизаветы II — Фотографии жизни королевы Елизаветы
Каждый элемент на этой странице был выбран редактором Town & Country. Мы можем получать комиссию за некоторые товары, которые вы решите купить.
Оглядываясь назад на экстраординарное королевское существование.
По
Юлия Шинглер
Дороти Уайлдинг/Camera Press/Redux
За свою 96-летнюю жизнь королева Елизавета II стала одной из самых знаковых личностей 20-го века, заслужив звание как самой долгоживущей, так и самой долгоживущей жила британским монархом до своей смерти в 2022 году. Однако ее легендарное правление было не единственным, что сделало ее легендарной. За 70 лет пребывания на троне она стала известна своим красочным гардеробом, домашними корги и глубоким чувством долга, став символом как британских традиций, так и современных идеалов. Продолжайте прокручивать некоторые из самых знаковых изображений покойного монарха.
Getty Images
1 из 115
1926
Будущие король и королева, Джордж, герцог Йоркский, и Елизавета, герцогиня Йоркская, держат своего первенца, принцессу Елизавету, на церемонии крещения.
Getty Images
2 из 115
1928
Детское фото принцессы Елизаветы.
Getty Images
3 из 115
1929
Принцесса Елизавета на платформе вокзала Кингс-Кросс перед отъездом с бабушкой и дедушкой на Рождество в Сандрингем.
Getty Images
4 из 115
1931
Лилибет выгуливает свою собаку.
Getty Images
5 из 115
1932
Принцесса Елизавета прибывает на Королевский турнир в Олимпию.
Getty Images
6 из 115
1933
Принцесса Маргарет Роуз и принцесса Елизавета позируют у дверей Уэльского дома, миниатюрного дома, подаренного им жителями Уэльса, расположенного на территории Королевской ложи в Виндзоре. .
Getty Images
7 из 115
1934
Принцессы Елизавета, Принцесса Маргарет и их мать Королева Елизавета прибывают в Олимпию.
Getty Images
8 из 115
1935
Принцесса Елизавета выводит свою лошадь на прогулку.
Getty Images
9 из 115
1936
Принцесса Елизавета приветствует офицера.
Getty Images
10 из 115
1936
Принцесса Елизавета со своим дядей Давидом, также известным как король Эдуард VII, в год его правления и отречения от престола.
Getty Images
11 из 115
1939
Принцесса Елизавета и ее младшая сестра держат свою семейную собаку Чу-Чу.
Getty Images
12 из 115
1937
Король Георг VI и королева Елизавета с принцессами Елизаветой и Маргарет, одетыми в полные коронационные регалии, на балконе Букингемского дворца после церемонии коронации короля в 1937 году.
Getty Images
13 из 115
1938
Двенадцатилетняя принцесса Елизавета.
Getty Images
14 из 115
1940
Фотография принцессы Елизаветы со своим корги.
Getty Images
15 из 115
1940
Принцесса Елизавета ведет свою первую трансляцию в сопровождении своей сестры принцессы Маргарет.
Getty Images
16 из 115
1941
Королева Елизавета и ее дочери позируют в саду Виндзорского замка.
Getty Images
17 из 115
1942
Принцесса Елизавета разговаривает со своим отцом, королем Георгом VI, пока он просматривает королевские книги в кабинете в Виндзорском замке.
Getty Images
18 из 115
1942
Принцесса Маргарет и принцесса Елизавета со своими собаками возле Королевской ложи.
Getty Images
19 из 115
1943
Принцесса Елизавета с матерью прибывает в Королевский музыкальный колледж.
Гетти Изображений
20 из 115
1944
Принцесса Елизавета пишет за своим столом в Виндзорском замке.
Getty Images
21 из 115
1946
Король Георг VI со своими дочерьми принцессами Елизаветой и Маргарет на территории Королевской ложи.
Getty Images
22 из 115
1947
Принцесса Елизавета ведет трансляцию из садов Дома правительства в Кейптауне, Южная Африка, в свой 21-й день рождения.
Гетти Изображений
23 из 115
1947
Принцесса Елизавета и принц Филипп в день свадьбы.
Getty Images
24 из 115
1948
Принцесса Маргарет и принцесса Елизавета покидают Гросвенор-сквер в Лондоне.
Getty Images
25 из 115
1949
Откровенное фото принцессы Елизаветы и принца Филиппа с их маленьким сыном принцем Чарльзом.
Getty Images
26 из 115
1950
Принцесса Елизавета держит на руках принцессу Анну, которая одета в королевскую крестильную одежду.
Getty Images
27 из 115
1951
Британская королевская семья.
Getty Images
28 из 115
1952
Принцесса Елизавета и принц Филипп стоят возле замка Балморал со своими детьми.
BettmannGetty Images
29 из 115
1952
Молодая королева махала зрителям, направляясь в Палату лордов, чтобы открыть Первый парламент своего правления.
Getty Images
30 из 115
1953
Королева Елизавета II возвращается в Букингемский дворец после коронации в Вестминстерском аббатстве, Лондон.
Старинные фотографии королевы Елизаветы
Королева – жизнь в официальных портретных фотографиях | Новости Великобритании
Некоторые из самых прославленных фотографов мира, в том числе Сесил Битон, Карш и лорд Сноудон, сфотографировали королеву как принцессу и монарха
Camera Press
Основное изображение:
Королева в своем поместье Балморал в Абердиншире в 2013 году.
Фото: Джулиан Колдер/Camera Press
Сб, 10 сентября 2022 г., 08:00 BST
Фотография Сесила Битона в 1945 году
Принцесса Елизавета в 19 лет, одетая в одно из довоенных кринолиновых платьев своей матери, разработанное Норманом Хартнеллом
.
Фото Дороти Уайлдинг в 1945 году
Принцесса Елизавета в военной форме во время службы в армии во время Второй мировой войны
Снято Сесилом Битоном в 1948 году
Принцесса Елизавета со своим первенцем Чарльзом в Кларенс-Хаусе
Фотография Дороти Уайлдинг в 1951 году
Принцесса Елизавета в платье без бретелек от Нормана Хартнелла
Снято Сесилом Битоном в 1953 году
Королева после коронации в Вестминстерском аббатстве в Лондоне 2 июня 1953 года
Снято Энтони Бакли в 1960 году
Королева в Букингемском дворце перед королевским турне по Индии и Пакистану
Снято Юсуфом Каршем в 1966 году
Королева в Букингемском дворце
Снято Сесилом Битоном в 1968 году.
Королева в плаще-лодочке. Портрет впервые был показан в Национальной портретной галерее на выставке Beaton Portraits 1928-1968 — первой выставке, посвященной творчеству фотохудожника
.
Снято Десмондом Гроувсом в 1971 году
Королева в Букингемском дворце
Снято Норманом Паркинсоном в 1980 году
Королева, королева-мать и принцесса Маргарет одеты в одинаковые синие атласные жакеты Hardy Amies для официального портрета, посвященного 80-летию королевы-матери
Фотография: Норман Паркинсон/Iconic Images
Снято Деннисом Константином в 1982 году
Королева в Букингемском дворце в синей мантии ордена Звезды Подвязки
Снято лордом Сноудоном в 1982 году
Фрагмент фотосессии в Букингемском дворце
Снято Юсуфом Каршем в 1984 году
Королева с одним из своих корги
Снято Терри О’Нилом в 1992 году
Королева и герцог Эдинбургский с одной из своих собак
Фотография: Терри О’Нил/Iconic Images
Фото Брайана Ариса в 19 лет96
Королева в Букингемском дворце
Снято Джулианом Колдером в 2001 году
Королева в регалиях впервые после коронации в Букингемском дворце по случаю 50-летия ее восшествия на престол
Снято Джоном Суоннеллом в 2012 году.
Официальный портрет королевы в честь бриллиантового юбилея, сделанный в центральной комнате Букингемского дворца с видом на мемориальную статую Виктории. Статуя посвящена правлению королевы Виктории, единственного британского монарха, отметившего бриллиантовый юбилей
.
Снято Джулианом Колдером в 2013 году
Королева в своем поместье Балморал в Абердиншире
Фото Иэна Лесли Макдональда, 2017 г.
Королева с брошью в виде кленового листа, унаследованной от королевы-матери. Изображение было выпущено ко Дню Канады, который приходится на 1 июля, в ознаменование 150-летия конфедерации 9.