Федор степанович рокотов портрет екатерины 2: Портрет Екатерины II — Подробное описание картины, фото картины в хорошем качестве, аудиогид, интересные факты. Официальный сайт Artefact

Содержание

описание знаменитого произведения «Портрет Екатерины II», история, композиция, сюжет, стиль, жанр, техника написания, год создания, местонахождение

    «Портрет Екатерины II» кисти Федора Степановича Рокотова — яркий бриллиант в галерее образов императрицы. Он сразу пришелся по сердцу государыне и принес своему создателю славу первого придворного живописца. Внимательный художник смог ухватить суть характера Софьи Августы Фредерики, виртуозно передать ум, энергию, железную волю и затаенные ожидания недавно взошедшей на трон правительницы. Царственная особа сидит в непринужденной позе, ее осанка горделива, жесты исполнены величавой грации. «Почти геральдический по своей отточенности профиль» напоминает силуэт римского императора, выбитый на античной монете. Лицо четко читается на темном фоне. В роскошном одеянии преобладают переливчатые жемчужные и кремовые тона, гармонирующие с нежным цветом кожи. Белокурые волосы уложены в замысловатую прическу. Пышное платье и царские регалии указывают на торжественность момента. Но помпезный антураж все же вторичен: мы смотрим только на нее — на женщину в расцвете лет, ставшую владычицей огромной империи. Ее взгляд устремлен в будущее. Впереди большие свершения, впереди — екатерининская эпоха, «золотой век» в истории России.



    • Название картины: «Портрет Екатерины II».
    • Автор: Федор Степанович Рокотов (1735-1808).
    • Год написания: 1763 г.
    • Размер: 139 х 155,5 см.
    • Стиль: Академизм.
    • Жанр: Портрет.
    • Техника: Масляная живопись.
    • Материал: Холст.
    • Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва.


    Для создания портрета императрицы Екатерины Второй в день коронации был выбран малоизвестный в ту пору молодой художник — Федор Рокотов. Почему именно ему, успевшему «замарать» себя изображениями свергнутого супруга государыни, поручили это сделать, до сих пор остается неизвестным. Именитый придворный художник того времени Иван Петрович Аргунов к работе допущен не был — повелительница явно осталась недовольна портретом 1762 года, хотя вслух и заявляла обратное.



    Федор Степанович предпочел профильный тип портрета, весьма необычный для XVIII века. Композиция выстроена вокруг слегка развернутой к зрителю фигуры Екатерины. Она как будто обращается к подданным, взор ее приветлив. Но выступающий волевой подбородок говорит: власть в стране отныне принадлежит ей.


    Скорее всего, автор писал свою героиню с натуры. Внутренний мир модели ему интереснее статусных атрибутов. Королевское величие подчеркивается мантией, подбитой горностаем. Присутствуют и обязательные признаки парадного портрета — массивная колонна на заднем плане, символизирующая незыблемость правления, и тяжелая драпировка. Второстепенные детали кажутся растворенными в воздушной дымке.


    Правая рука с зажатым в ней скипетром вытянута вперед. У левого локтя лежит держава. С ней связана любопытная история: вскоре после воцарения Елизаветы Петровны из регалии выломали драгоценные камни, потом покусились и на золото. В результате древняя коронационная держава царя Михаила Федоровича была уничтожена. Это выяснилось за 2 недели до венчания на царство Екатерины Алексеевны, но главный ювелир двора Георг Фридрих Экарт (Georg Friedrich Eckart) успел изготовить безупречную по красоте вещь, которая участвовала еще в восьми церемониях вплоть до 1896 года.


    Колористическая гамма нарядного облачения радует свежестью. Шелк, парча, полупрозрачная органза и драгоценности словно излучают мягкий свет. Чтобы красная обивка трона и голубая орденская лента не перетягивали внимание на себя, живописец выбрал для них приглушенные, тусклые оттенки.


    «Портрет Екатерины II» — безусловная удача гениального портретиста Федора Степановича Рокотова. Это произведение искусства явило миру самые лучшие качества императрицы. Картину, воодушевившую ее при восхождении на престол, владычица повелела использовать как образец для последующих изображений. Ее величество и далее предпочитала Федора Рокотова другим художникам и даже заказала ему портрет своего незаконнорожденного сына — Алексея Григорьевича Бобринского.

      • Добавить фото

      Вы можете отправить одновременно до 4 фотографий

      Больше новостей

      Картина «За завтраком» Зинаиды Серебряковой — обаяние детства и домашнего уюта

      Пробы и клейма серебра — определение, виды, применение

      Джорджоне — итальянский художник XVI века: биография, творчество, лучшие картины

      Картина «Коронация Николая II» Валентина Серова — достоверное изображение знакового события в российской истории

      Иоганн Генрих Мозер и часы H. Moser & Cie. Как все начиналось

      Александр Максович Шилов — мастер чуткого портрета

      Мир обеднел на 30 работ Мунка, или Искусство не терпит филантропства

      Картину Коровина «Веранда» купили на аукционе за полмиллиона евро

      Макс Артур Кон: биография, творчество, лучшие картины американского художника

      Николай Ге — глубоко религиозный художник, которого обвиняли в нигилизме

      Портреты Фёдора Рокотова в собрании Государственного исторического музея

      Портреты Фёдора Рокотова в собрании Государственного исторического музея

      Фёдор Рокотов | Собрание ГИМ

      Фёдор Степанович Рокотов

      1735/36–1808

      Фёдор Рокотов — крупнейший портретист и одна из значительных фигур русского искусства XVIII в.

      Будущий художник родился в подмосковном имении князя П. И. Репнина в Воронцово. Работы способного юноши были замечены Иваном Шуваловым, знаменитым меценатом, отбиравшим молодые таланты для создаваемой Императорской Академии художеств. Будучи приверженцем идеи создания самостоятельной русской художественной школы, Шувалов пригласил Рокотова в Петербург. В 1757 г. юноша начал своё обучение в Академии художеств, которая на тот момент располагалась в доме Шувалова. Собрание картин западноевропейских художников произвело огромное впечатление на Рокотова — он даже запечатлел интерьер петербургского дома Шувалова на одной из своих работ.

      В столице Фёдор Рокотов поступил в Сухопутный шляхетский корпус, где написал несколько кадетских портретов.

      Благодаря высокому покровительству Рокотов попал в круг людей, тесно связанных с искусством и получил возможность исполнять весьма ответственные заказы.

      В 1758 г. художник написал портрет наследника престола, будущего императора Петра III. За этим портретом последовали детские портреты великого князя Павла Петровича, портреты И.  И. Шувалова и его родственников, Г. Г. Орлова и его брата Ивана. В 1763 г. Рокотов был приглашён в Москву писать коронационный портрет Екатерины II. Современник (академик Штелин), посетивший в 1764 г. мастерскую Рокотова, увидел в ней около сорока портретов, «в которых были окончены одне головы». Это количество работ свидетельствует не только о блестящем успехе молодого живописца, но и о его невероятной работоспособности. Он был автором многочисленных камерных портретов современников, в которых стремился передать эмоции и характер моделей. Портреты художнику заказывали многие петербургские дворяне и члены императорской семьи.

      Творчество Фёдора Рокотова объединило европейскую и национальную художественные традиции. Как каждый крупный портретист Рокотов имел и дар исторического живописца, запечатлевая внешние приметы времени — в мундирах, орденах, моде, но главное — передавал «исторические характеры» и сам дух времени в образах своих портретов — будь то монаршее величие, сановная важность или внимательная благосклонность его героев.

      Большую часть работ коллекции Исторического музея составляют произведения 1770‑х гг. — центрального периода творчества художника, когда он создал свой неповторимый тип камерного портрета. Рокотов умел убедительно передать представление об уникальности и драгоценности каждой человеческой души, оценить ее достоинство, почувствовать её глубину и трепетность. Герои его портретов — люди разных возрастов, судеб и характеров: это — В. И. Стрешнев, переживший долгие годы опалы при Елизавете Петровне, известная московская красавица Васильчикова, мать большого семейства Ф. Н. Ржевская, юные кузины княжна М. А. Волконская и княгиня А. Ф. Белосельская. Один из наиболее глубоких в творчестве Рокотова — образ поэта А. П. Сумарокова.

      Редкие не только для творчества Рокотова, но и для всего искусства XVIII в. изображения детей представлены в собрании Исторического музея портретами двух совсем маленьких персонажей — Александры Глебовой и великого князя Александра Павловича. Они приоткрывают ещё одну привлекательную страницу творчества мастера, сумевшего в своих детских образах почувствовать «тайну детства».

      Портрет Александра Петровича Сумарокова

      Портрет Александры Фёдоровны Глебовой

      Портрет Анны Кирилловны Васильчиковой

      Портрет Петра Ивановича Панина

      Портрет Василия Ивановича Стрешнева

      Портрет графа Дмитрия Михайловича Матюшкина

      Портрет великого князя Александра Павловича в детстве

      Портрет императрицы Екатерины II

      Как хорошо вы знакомы с этими портретами?

      Портрет Александра Петровича Сумарокова

      Портрет Александра Петровича Сумарокова. Ф. С. Рокотов. 1770‑е гг.

      Всю жизнь Александр Сумароков принимал участие в литературной и в политической жизни России: он пробовал себя в различных жанрах: писал оды, статьи, эпиграммы, идиллии и зарисовки. Был директором первого русского профессионального театра (Александринский театр Санкт-Петербурга) и советником императрицы Екатерины II. В театре поэт сам писал сценарии, подбирал актёров, присутствовал на репетициях. В 1761 г. Александр Сумароков оставил театр, а в 1762 г.  он, поддержав воцарение Екатерины II, стал её советником.

      Портрет Александры Фёдоровны Глебовой

      Портрет Александры Фёдоровны Глебовой (1766–1796) в детстве (в замужестве — княгиня Щербатова). Ф. С. Рокотов. Начало 1770‑х гг.

      Александра — дочь генерал-аншеф екатерининского времени Фёдора Ивановича Глебова и Александры Ивановны Дашковой. Жена генерал-майора князя Дмитрия Михайловича Щербатова.

      Портрет Анны Кирилловны Васильчиковой

      Портрет Анны Кирилловны Васильчиковой, урождённой графини Разумовской (1754–1826). Ф. С. Рокотов. Конец 1770‑х гг.

      Анна Кирилловна Разумовская — дочь генерал-фельдмаршала К. Г. Разумовского и младшая сестра Н. К. Загряжской и фрейлина Екатерины II.

      Портрет Петра Ивановича Панина

      Портрет Петра Ивановича Панина (1721–1789). Ф. С. Рокотов. Вторая половина 1770‑х гг.

      Пётр Иванович Панин — генерал-аншеф и сенатор из рода Паниных. Покрыл себя славой в сражениях Семилетней войны, а в последовавшей войне с турками взял Бендерскую крепость. Затем командовал подавлением Пугачёвского восстания.

      Портрет Василия Ивановича Стрешнева

      Портрет Василия Ивановича Стрешнева. Ф. С. Рокотов и мастерская. 1760‑е гг.

      Василий Иванович Стрешнев — русский государственный и придворный деятель, сенатор, действительный камергер и тайный советник. С 1727 г. камер-юнкер императора Петра II. В 1730 г. пожалован в действительные камергеры Императорского двора. В 1741 г. произведён в тайные советники с назначением сенатором Правительствующего сената.

      Портрет графа Дмитрия Михайловича Матюшкина

      Портрет графа Дмитрия Михайловича Матюшкина. Ф. С. Рокотов. 1760‑е гг.

      Граф Дмитрий Михайлович Матюшкин (1725–1800) — действительный камергер, тайный советник. Старший сын генерал-аншефа Михаила Афанасьевича Матюшкина, связанного родством с императорской фамилией. Участвовал в Семилетней войне. В правление Петра III был причислен ко двору камер-юнкером. Екатерина II отправила Матюшкина в июле 1762 г.  в Вену с известием о смене власти в Петербурге и о своём вступлении на престол.

      Портрет великого князя Александра Павловича в детстве

      Портрет великого князя Александра Павловича в детстве. Ф. С. Рокотов. Начало 1780‑х гг.

      Великий князь Александр Павлович — будущий российский император Александр I. Старший сын великого князя Павла I и великой княгини Марии Фёдоровны.

      В начале 1780‑х гг. Рокотовым было написано несколько портретов великого князя Александра Павловича. Самый первый находится в Русском музее в Санкт-Петербурге, остальные портреты — авторские повторения.

      Портрет императрицы Екатерины II

      Портрет императрицы Екатерины II. Ф. С. Рокотов. Конец 1770‑х–1780‑е гг.

      Написанный Рокотовым портрет Екатерины II точно повторяет композицию её большого парадного портрета, созданного в 1776 г. знаменитым парижским портретистом Александром Росленом. Портрет Рослена не понравился императрице и вскоре она распорядилась: при создании копий — голову писать по оригиналу Рокотова. Подобные изображения называют иконографическим типом Рослена-Рокотова.

      Портрет Екатерины II, 1763, 155×139 см.: Описание произведения императрица. Чеканный профиль, как на монетах великих империй, выработанные годами упражнения и беспощадная корсетная поза настолько импонировали новоиспеченной российской императрице, что она повелевает и дальше изображать себя, ориентируясь на рокотовские подлинники.

      Почему рев, который по официальной версии своего происхождения был всего лишь крепостным, получил разрешение на образ императрицы, до сих пор не ясно до конца. Аргунов, художник в то время куда более известный, к этой работе не допускался. Малоизвестный и относительно молодой (в 1763-м году ему было меньше тридцати).. – был. И насацать на престоле в результате государственного переворота Екатерину не остановило даже то, что ранее.. уже написал несколько портретов низложенного ее ненавистного супруга Петра Федоровича. Более того, императрица будет доверять Рокотову и портреты собственных малолетних сыновей — будущего императора Павла I и внебрачных отпрысков от связи с Григорием Орловым Алексея Бобринского.

      Как бы то ни было, но коронационный портрет вышел удачным и даже единственным в своем роде. Роарс выбрал редкий для восемнадцатого века тип – профиль, выстраивая композицию вокруг полукругло сидящей фигуры Екатерины. Ее дикая врожденная властолюбие, стоившее жизни Петру III, выглядит у Рокотовой утонченно и несколько красиво.
      Голландец Георг Гроот писал ее раньше с мужем – еще по-юношески худой, с острым, выдвинутым вперед подбородком, с плотно сжатыми тонкими губами. У этого портье она выглядит отстраненной и напряженной – вряд ли такой она рисовала себе в воображении. Итальянец Пьетро Ротари позже напишет еще один портрет – уже начавший полнеть и худеть, психически аморфный (какой Екатерина никогда не была), подозрительно похожий на антипатию к ней, императрице Елизавете Петровне. Конечно, оба портрета инопланетян не могли понравиться Екатерине. Но Рокотову удалось уловить русскую ее природу, ее сущность: ум, энергию, всепоглощающую волю к власти, и она воплотила в себе мощь, которая для императрицы превыше всего.

      1763. Год написания Рокотовым и когда восходит на престол Екатерина. Понимая шаткость собственного положения, она ловко играет на усталости придворных кругов от крайностей самодержавия. Она заранее рисует всю программу оздоровления государства: либеральные послабления, уважение законности и человеческого достоинства, обещает расцвет просвещения, вербует сторонников, зачаровывает врагов. Судя по всему, Рыков в полной мере осознает все подробности этой политической ситуации, потому что изображает императрицу так, как будто она ведет диалог с невидимым собеседником. Взгляд у нее по-королевски снисходительный и в то же время стресс-внимательный. Она готова слушать и слышать, слушать и учиться (вспомним ее переписку с философами), но неизбежно поджатые губы и характерный сильный подбородок и произнесенное право окончательного решения отныне и навсегда оставляет за Екатериной.

      Надо сказать, что в подавляющем большинстве своих картин Рев почти никогда не выписывает ткань и никогда не уделяет внимания фону, оставляя лишь нейтральный и однородный темный фон. Однако в случае с коронационным портретом Екатерины он смиренно принимает все неизбежные условности главного образа, причем делает это с легкостью и свободой истинного мастера.

      Античная колонна на заднем плане, обитый бархатом трон, скипетр и держава (символ власти), детали платья и жемчуг в волосах – все это говорит, во-первых, об уровне художницы, а во-вторых, о том, что его последующее обращение к камерному портрету было преднамеренным и программным. Несмотря на все плюсы близости ко двору, Рокотовой явно интереснее семейная жизнь модели, чем статусные атрибуты. Через несколько лет после написания коронационного портрета Екатерины.. мы не знаем мотивов самовольного разрыва с Академией, Петербург уходит и уходит в далекие от придворных интриг, чтобы уже не зависеть от переменчивых милостей двора и стать первым Русский «свободный художник».

      Автор: Анна Вчера

      Федор Степанович Рокотов | Русский художник

      Дата рождения:
      1735 или 1736 год
      Москва
      Россия
      Умер:
      24 декабря 1808 г.
      Москва
      Россия

      Просмотреть все материалы по теме →

      Федор Степанович Рокотов , (род. 1735/36, Москва, Россия — ум. 12 декабря [24 декабря по новому стилю] 1808, Москва), русский художник и выдающийся мастер камерного портрета, были близки идеям сентиментализма и рококо. Ему приписывают изобретение уникального индивидуального стиля в русской портретной живописи.

      Несмотря на то, что по рождению он был крепостным или вольноотпущенным, в искусстве Рокотова не было и следа его скромного происхождения. Скорее, лица на его картинах были отмечены утонченностью, которой не было в других портретах того времени. Хотя он пережил головокружительные успехи, обеспечившие ему императорские ордена, звание академика и дворянство, он никогда не забывал своего происхождения.

      Викторина «Британника»

      Викторина «Известные картины»

      Узнайте, сможете ли вы узнать несколько самых знаковых картин западного искусства.

      Стремительный взлет Рокотова начался под покровительством графа Ивана Шувалова, основателя первого в России университета в Москве (1755 г. ) и Академии художеств в Петербурге (1757 г.), фаворита императрицы Елизаветы Петровны. Именно благодаря графу Шувалову 20-летнему Рокотову представилась возможность написать портрет наследника престола великого князя Петра Федоровича (впоследствии Петра III), а в 1760 году по приказу графа Рокотов был принят в академию. В 1762 году при представлении своего портрета только что вступившему на престол Петру III Рокотов был произведен в придворные живописцы. Через год он написал портрет новой императрицы Екатерины II (1763 г.), который должен был стать образцом для более поздних портретов и был много копирован. Рокотову стало трудно справляться с растущим количеством заказов, иногда ему приходилось работать одновременно примерно над 50 портретами. Наконец в 1765 году ему было присвоено звание академика. Но на пике своей славы Рокотов неожиданно уехал из Петербурга в более провинциальную Москву, воспользовавшись вновь обретенным чином, чтобы дистанцироваться от посягательств императорского двора на его художественную свободу.

      В Москве он, насколько мог, избегал всех официальных запросов на картины, но охотно писал членов московского общества в небольших интимных портретах. Это были портреты до плеч или до талии, их оттенки основаны на нежных выцветших оттенках, освещенных так мягко, что очертания расплывались, а холст просвечивал сквозь хрупкие цвета. В этих портретах формы утратили свой предметный характер, их хрупкость стала отражением деликатности духовной жизни субъекта. Эта драгоценная сущность в образах не меняется от портрета к портрету: душа, управляющая воображением Рокотова, идеальна и вкраплена в самые разные черты. Иногда его портреты ставились клеймом сословия по желанию мецената, как это видно, например, на изображенном портрете графини Екатерины Орловой, одной из фрейлин Екатерины II. в подобающем одеянии и с непроницаемо-надменным, но вежливым выражением лица ( с. 1779). Реже, когда хрупкий идеал совпадает с действительностью, он получает открытое проникновенное воплощение, как в портрете (1772) 18-летней Александры Струйской, с семьей которой был дружен Рокотов, и молодого князя Ивана Барятинского.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *