Фаберже пасхальное яйцо: Шедевры коллекции — находящиеся в музее Фаберже в Санкт-Петербурге!

Содержание

Шедевры коллекции — находящиеся в музее Фаберже в Санкт-Петербурге!

Раздел

Пасхальные шедевры

Фирма

Карла Фаберже

Место создания

Санкт-Петербург

Материалы

Золото, Алмазы-«розы», Жемчуг, Стекло, Рубины, Кость

Зал

Синяя гостиная

Мастер

Михаил Перхин

Миниатюрист

Иоганнес Цейнграф

Техника

Литье, Чеканка, Гравировка, Эмаль по гильошированному фону, Акварель, Золочение

Дата

1898

Яйцо «Ландыши», поднесенное императором Николаем II супруге на Пасху 1898 года, украшено любимыми цветами молодой императрицы Александры Федоровны, символизирующими чистоту, юность и невинность, и столь нравившимися ей жемчугом и бриллиантами. Скорлупа яйца покрыта прозрачной розовой эмалью по гильошированному фону, украшена полосками алмазов и оплетена внизу ландышами на золотых стеблях с зелеными эмалевыми листьями и жемчужными цветками. На лепестках ландышей, подобно утренней росе, сияют алмазы.

 

Сюрпризом яйца являются миниатюрные портреты трех самых дорогих Александре Федоровне людей – обожаемого супруга и двух старших дочерей: Ольги (род. 1895) и Татьяны (род. 1897). Медальоны, написанные акварелью на пластинах слоновой кости датским миниатюристом Иоганном Цейнграфом, укреплены в верхней части яйца на металлических «стеблях» по принципу веера. Они появляются изнутри при вращении штифта с жемчужиной. В закрытом состоянии отверстие прикрывает миниатюрная копия императорской короны, усыпанная алмазами огранки «роза».

 

Современники отмечали, что в императорской семье царила идеальная атмосфера, а самыми счастливыми государь считал часы, которые он проводил в кругу семьи. Пасхальный подарок «Ландыши», выполненный в любимом императрицей стиле модерн, лишенном официальности, присущей классическим стилям, как нельзя лучше соответствовал тем глубоким и трогательным чувствам, которые Николай II питал к своей супруге.

 

Впрочем, модерн не характерен для «привыкших к известной художественной дисциплине» мастеров прославленной фирмы. В связи с этим интересно вспомнить о реакции на «Ландыши» на ставшей триумфом Нового Искусства (стиля Art Nouveau) Всемирной выставке 1900 г. в Париже, где экспонировались императорские пасхальные шедевры Фаберже. На фоне свободного, не терпящего никаких ограничений и слегка экзальтированного модерна академизм петербургского ювелира, безусловно, выглядел неорганично, но даже самые рьяные защитники нового стиля не могли не восхищаться листьями и цветами яйца «Ландыши», называя их произведением «утонченного вкуса», хотя и досадуя на то, что веточки «слишком близко прилегают к яйцу», ножек не три, а четыре, да и заканчиваются они банальными завитками.

 

Несмотря на критику, все выставленные работы Фаберже, отличавшиеся, по заключению экспертной комиссии парижской Выставки, «совершенством исполнения и безукоризненной монтировкой», были распроданы и привлекли ряд заказов и клиентов. Сам же талантливый ювелир, бывший членом жюри и оценивавшийся вне конкурса, был награжден орденом Почетного Легиона и памятной медалью выставки.

пасхальные яйца, описание залов, 211 фото и история

поделиться:

Музей Фаберже в Санкт-Петербурге открылся совсем недавно — 19 ноября 2013 года и стал первым частным музеем, в котором экспонируется самая большая коллекция пасхальных яиц фирмы Карла Фаберже, а также уникальная, одна из лучших в мире коллекция декоративно-прикладного искусства.


Содержание




Здесь представлены работы таких прославленных мастеров ювелирного искусства России, как Игнатий Сазиков и Павел Овчинников, Иван Хлебников и Федор Рюкерт.


Уникальная коллекция находится в музее Фаберже благодаря фонду «Связь времен», основанному российским олигархом Виктором Вексельбергом. Увидеть шедевры ювелирного искусства, выполненные лучшими мастерами XIX — начала XX века можно в одном из лучших дворцов Северной столицы — во Дворце Шувалова.


Парадная лестница Дворца Шувалова ведет на 2 этаж, где находятся 11 залов.


Пасхальные яйца Фаберже



+211 фото

автор: Дмитрий Казаков

Синяя гостиная, здесь представлены знаменитые пасхальные яйца Фаберже.



+211 фото

156329

автор: Дмитрий Казаков

Среди них 9 яиц с сюрпризами, выполненные по заказу последних Российских императоров — Александра III и Николая II.


Всего за свою историю фирма Карла Фаберже создала 54 пасхальных яйца, в Синей гостиной находится 13 из них.





Ценность коллекции состоит в том, что здесь представлено самое первое пасхальной яйцо «Курочка» и самое последнее яйцо «Орден Святого Георгия».





Пасхальной яйцо «Курочка»


Пасхальной яйцо «Курочка» было изготовлено к пасхе 1885 года по заказу Александра III для императрицы Марии Фёдоровны.

С виду это пасхальное яйцо выглядит просто — оно покрыто белой эмалью, имитирующей скорлупу. Внутри же находится желток из матового золота, а в нём — золотая курочка с рубиновыми глазами, внутри которой — миниатюрная алмазная императорская корона. А в короне — золотое кольцо, позже заменённое по просьбе царя на кулон с рубиновыми глазами.

Подарок пришелся Марии Федоровне по душе, а Густав Фаберже стал ежегодно получать заказы на изготовление пасхальных яиц.





Пасхальное яйцо «Коронационное»



+211 фото

156312

автор: Дмитрий Казаков

В 1896 году состоялась коронация Николая II. В честь этого события ювелиры фирмы Фаберже изготовили для супруги императора Александры Федоровны пасхальное яйцо «Коронационное».



+211 фото

156427

автор: Дмитрий Казаков

Использовалось разноцветное золото, зеленовато-жёлтая, чёрная и синяя эмаль, бриллианты и подкладка из белого бархата. Внутри яйца находится сюрприз — миниатюрная копия кареты, в которой ехала Александра Фёдоровна на церемонию коронации. Внутри кареты был подвешен миниатюрный изумрудный или бриллиантовый кулон (к сожалению, утерян).








Пасхальное яйцо «Ренессанс»



+211 фото

156304

автор: Дмитрий Казаков

Пасхальное яйцо «Ренессанс» в 1894 году Александр III подарил своей супруге Марии Фёдоровне. Это было последнее пасхальное яйцо, подаренное им — в этом же году император скончался.

Яйцо изготовлено в виде шкатулки из прозрачного голубовато-молочного агата. Основание овальной формы выполнено из золота. Шкатулка украшена вкраплениями рубинов и алмазов, на верхней половине из бриллиантов выложена дата создания. Ручки шкатулки сделаны в виде золотых скульптурных львиных голов с кольцами в зубах.

Сюрприз этого яйца считается утерянным. Впрочем, многие исследователи полагают, что им могло быть Пасхальное яйцо «Воскресение Христово».





Пасхальное яйцо «Воскресение Христово»



+211 фото

156415

автор: Дмитрий Казаков

Пасхальное яйцо «Воскресение Христово» создано из горного хрусталя с бордюром из алмазов. Внутри него — скульптура Христа и двух ангелов, стоящих на коленях по обе стороны гробницы. Подставка украшена пятью жемчужинами.

Полагают, что яйцо было сюрпризом для яйца «Ренессанс», поскольку внутренние размеры последнего совпадают с размерами яйца «Воскресение Христово». К тому же, в счёте на «Ренессанс» присутствовал жемчуг, которого не было в его оформлении.





Пасхальное яйцо «Бутон розы»



+211 фото

156307

автор: Дмитрий Казаков

Пасхальное яйцо «Бутон розы» император Николай II подарил на Пасху в 1895 году своей супруге Александре Фёдоровне. Яйцо покрыто прозрачной эмалью земляничного цвета и украшено символами любви и прочности брака — стрелами из алмазов, лиственными гирляндами и венками из зеленоватого золота.

Бутон розы, спрятанный внутри, покрыт жёлтой эмалью. Лепестки цветка раздвигаются при нажатии маленькой кнопки на стебле. В бутоне находились золотая корона с бриллиантами и рубинами, а также кулон с рубином. Оба сюрприза утеряны.





Пасхальное яйцо «Весенние цветы»


Считается, что это пасхальное яйцо было подарено Марии Фёдоровне кем-то из друзей и не относится к императорским. Сверху яйцо покрыто красной эмалью и украшено золотыми завитками. Створки окантованы алмазами, открыть их можно с помощью алмазной защелки.

Внутри находится сюрприз — букет весенних цветов, подснежников, лепестки и пестики которых изготовлены из редких минералов. Дата создания яйца и то, кто его подарил Марии Федоровне, остаются загадками.





Пасхальное яйцо «Ландыши»



+211 фото

156433

автор: Дмитрий Казаков

Этот подарок преподнес Николай II своей супругу Александре Фёдоровне на пасху 1898 года. Пасхальное яйцо, выполненное из розовой эмали, украшено ландышами, любимыми цветами императрицы. Цветы изготовлены из золота, жемчуга и зелёной эмали.

Если нажать на боковые жемчужины, из верхней части выдвигаются три медальона. На двух нижних изображены княгини Ольга и Татьяна, а на верхнем — портрет Николая II, увенчанный короной с бриллиантами и рубином.





Пасхальное яйцо-часы «Петушок»



+211 фото

156322

автор: Дмитрий Казаков

Пасхальное яйцо-часы «Петушок» Николай II заказал для своей матери Марии Фёдоровны. Яйцо покрыто фиолетовой эмалью, циферблат часов украшен алмазами и золотым лавровым венком.

Подставка в виде пьедестала оформлена эмалью, золотом и алмазами. Каждый час или при нажатии кнопки в верхней части яйца ажурная крышка открывается и появляется петушок с настоящими перьями. Он раскрывает клюв, кукарекает и машет крыльями, затем скрывается внутри, крышка закрывается.





Пасхальное яйцо «Пятнадцатилетие царствования»



+211 фото

156418

автор: Дмитрий Казаков

В 1911 году исполнилось 15 лет со дня царствования императора Николая II. К этой дате он преподнес своей супруге пасхальное яйцо «Пятнадцатилетие царствования». Это единственное яйцо с изображением портретов, а также повествовательных исторических картинок с изображением событий, важных для Николая II и его супруги.

Среди них: коронование в Успенском соборе Кремля, открытие музея Императора Александра III (Русского музея) в Санкт-Петербурге, торжественный прием членов Первой государственной Думы в Зимнем дворце, открытие памятника Петру I в Риге и другие значимые события.





Яйцо герцогини Мальборо



+211 фото

156331

автор: Дмитрий Казаков

Это яйцо изготовлено фирмой Фаберже для герцогини Консуэло Мальборо, представительницы семьи американских миллионеров Вандербильтов.

Яйцо-часы покрыто розовой эмалью и украшено поясом, обрамленным мелким жемчугом. Римские цифры выложены на нём бриллиантами. Стрелка в виде золотой змеи указывает на время. Наверху — золотой жёлудь, инкрустированный алмазами. Трёхсторонний постамент оформлен золотым растительным орнаментом.





Пасхальное яйцо «Орден Святого Георгия»



+211 фото

156336

автор: Дмитрий Казаков

Пасхальное яйцо «Орден Святого Георгия» было изготовлено в годы Первой мировой войны (в 1916 году) и стало последним из серии 50 императорских пасхальных яиц, созданных фирмой Фаберже для двух последних русских императоров. Это яйцо, изготовленное в память о награждении императора орденом Святого Георгия, единственное, которое Мария Фёдоровна вывезла сама из России в 1919 году.

Яйцо покрыто белой эмалью, на которую нанесены сетка бледно-зелёного цвета и лента ордена Святого Георгия. Если нажать на кнопки, устроенные по бокам, то на месте георгиевских крестов появятся портреты императора Николая II и цесаревича Алексея Николаевича.

Яйцо вернулось в Россию, когда на аукционе Сотбис в 2004 году, его приобрел Виктор Вексельберг.


Мастера фирмы Фаберже, начиная с 1898 года, изготовили семь пасхальных яиц по заказу российского промышленника Александра Кельха для его супруги Варвары Петровны. В 1904 году Варвара Петровна покинула Россию, уехав в Париж, взяв с собой ценности, в том числе и пасхальные яйца. Со временем все семь яиц разошлись по миру, а два из них (первое и последнее) приобрел Малкольм Форбс. С 2004 года оба они экспонируются в Музее Фаберже в Санкт-Петербурге.





Пасхальное яйцо «Курочка Кельха»



+211 фото

156435

автор: Дмитрий Казаков

Первым для семьи Кельх в 1898 году было создано яйцо «Курочка Кельха». Поверхность яйца покрыта красной эмалью. Под плоским бриллиантом закреплена миниатюра императора Николая II.

Кнопка в виде другого плоского бриллианта позволяет открыть створки. Внутри находится «желток», а в «желтке» на замшевой подкладке сидит золотая курочка с глазами из алмазов. Курочка открывается с помощью шарнира в хвосте. Внутри неё в рамку, окантованную алмазами, был помещен портрет Варвары Петровны. Позже его заменили на миниатюрный портрет царевича Алексея Николаевича.




Пасхальное яйцо «Шантеклер»



+211 фото

156434

автор: Дмитрий Казаков

Это пасхальное яйцо схоже с императорским яйцом-часами «Петушок». Название «Шантеклер» (французское Chantecler) означает породу кур из Канады. Но яйцо для госпожи Кельх на несколько сантиметров выше, чем императорское, покрыто более яркой голубой эмалью и выглядит более помпезно.

Сам петушок тоже крупнее, а его хвост выполнен не из перьев, а из алмазов и золота.



Залы музея

Аванзал — в нём можно увидеть ювелирные изделия и часы, аксессуары и драгоценные предметы туалета и личного обихода, а также изделия, украшенные эмалью.


В Белой и Голубой гостиных экспонируются предметы из фарфора и изделия, покрытые эмалью.



+211 фото

156482

автор: Дмитрий Казаков

В Красной гостиной можно увидеть ювелирные изделия, созданные в первой половине XIX века, таких предметов осталось немного и поэтому они представляют особую ценность.



+211 фото

156369

автор: Дмитрий Казаков

Готический зал — здесь находится коллекция икон и окладов к ним. Также представлены царские врата, живопись которых относится к 1600 году и это самый старый музейный экспонат.



+211 фото

156501

автор: Дмитрий Казаков

+211 фото

156503

автор: Дмитрий Казаков

В Рыцарском зале представлены серебряные изделия, в том числе чаши для вина и рюмки к ним, которые дарили командирам по случаю какого-либо торжества. Кроме того, здесь экспонируются закладные доски военных морских кораблей.


+211 фото

156355

автор: Дмитрий Казаков

+211 фото

156354

автор: Дмитрий Казаков

В Золотой гостиной представлены царские подарки и художественные ювелирные изделия, это табакерки и шкатулки, а также другие предметы, чаще всего совершенно ненужные вещи.



+211 фото

156445

автор: Дмитрий Казаков

+211 фото

156479

автор: Дмитрий Казаков

+211 фото

156472

автор: Дмитрий Казаков

В Выставочном зале находятся картины русских художников XIX века.



+211 фото

156505

автор: Дмитрий Казаков

В Бежевом зале Вы увидите предметы декоративно-прикладного искусства, в том числе фарфоровую посуду.


В Верхней буфетной можно ознакомиться с работами импрессионистов, причем картины освещаются только лучами, идущими сверху и создается впечатление, что светятся сами произведения искусства.







История создания

В 2004 году русский олигарх Виктор Вексельберг основал фонд «Связь времен», основной задачей которого было возвращение в Россию утраченных культурных ценностей.

В этом же году был объявлен аукцион на продажу коллекции из 180 предметов коллекции Фаберже, которую собирал в течение 50 лет американский предприниматель Малкольм Форбс. Распродажа отдельных предметов на аукционе привела бы к распылению уникальных работ русского мастера по многим странам.

Неожиданным для всех стала отмена аукциона и приобретение всей коллекции Виктором Вексельбергом, что обошлась бизнесмену в 100 миллионов долларов. В коллекцию входили и уникальные 9 пасхальных яиц, созданных фирмой Фаберже.

Фонд «Связь времен» принял решение создать в России несколько музеев для демонстрации экспонатов, созданных мастерами знаменитой фирмы. Первым таким музеем стал музей в Санкт-Петербурге, учредителем которого и стал этот Фонд.

В 2006 году началась реставрация Дворца Шуваловых на набережной Фонтанки, продлившаяся 7 лет. Обновленный дворец Шувалова стал одним из красивейших дворцов Северной столицы и 19 ноября 2013 года здесь состоялась церемония открытия Музея Фаберже.



+211 фото

156441

автор: Дмитрий Казаков

В настоящее время на хранении находится более 4000 предметов, многие из которых принадлежали семьям последних Российских императоров — Александра III и Николая II.



+211 фото

156465

автор: Дмитрий Казаков

Несмотря на то, что многие предметы уникальной коллекции безвозвратно пропали, Музей Фаберже в Санкт-Петербурге предоставляет нам возможность увидеть шедевры ювелирного искусства XIX–XX века, созданные русскими мастерами.

Императорские пасхальные яйца Фаберже – роскошь и тайна

В императорских пасхальных яйцах Фаберже есть что-то волшебное. Они являются символом абсолютной роскоши, но также и символом давно ушедшей и безвозвратно утерянной эпохи. Физические предметы способны вернуть наше сознание в прошлое, в другой мир.

Дом Фаберже, коронационное яйцо, 1897 год, коллекция Forbes. Ювелирный редактор.

Немного истории

Император Александр III заказал первое яйцо Фаберже для своей жены Марии Федоровны в 1885 году. Это трогательный подарок; роскошный предмет, внутри которого спрятан сюрприз, у которого нет иной цели, кроме как доставить удовольствие. Забавно и очаровательно одновременно, а для ювелира это возможность продемонстрировать свое мастерство. Подарок так понравился Марии Федоровне, что она попросила еще один на следующий год, так родилась традиция. После смерти Александра III царь Николай II обеспечил продолжение традиции. Однако, будучи преданным сыном и мужем, теперь он заказывал по два яйца в год. Так продолжалось до 1917, когда она прекратилась по понятным причинам. Также общепризнано, что яйца не производились в 1904 и 1905 годах, когда Россия воевала с Японией.

Учитывая временные рамки с 1885 по 1917 год, а также тот факт, что они были подарком на Пасху, количество яиц неизбежно ограничено. Поэтому открытие любого нового яйца вызывает сенсацию. Но это также вызывает бесконечные подозрения.

Дом Фаберже, Яйцо эпохи Возрождения, 1894 г. Фото Нинары с Wikimedia Commons (CC-BY 2.0).

Александр Иванов и его коллекция

Иванов — российский бизнесмен, миллиардер, олигарх и коллекционер произведений искусства. Помимо прочего, он коллекционирует изделия Фаберже. Его самым известным приобретением было яйцо Ротшильда в 2007 году за 8,9 миллиона фунтов стерлингов. Интересен тот факт, что это яйцо было изготовлено специально для императорской семьи. Однако с момента первой покупки он принадлежал семье Ротшильдов. Это было одно из самых дорогих яиц, когда-либо изготовленных и проданных Фаберже.

Большая часть коллекции Фаберже Иванова сейчас находится в сердце Музея Фаберже в Баден-Бадене. Это же источник вопросов Ружникова.

Дом Фаберже, Яйцо на годовщину свадьбы, 1904 год, Музей Фаберже, Баден-Баден, Германия.

Претензии Ружникова

Выставка Фаберже, ювелир императорского двора проходила в Государственном Эрмитаже с ноября 2020 года по март 2021 года. И всего через несколько недель после открытия ее содержание вызвало большие споры. Андрей Ружников в открытом письме директору Эрмитажа заявил, что многие экспонаты выставки являются подделками. Главным яблоком раздора стала так называемая «1904 Годовщина Пасхальное Яйцо».

Я рекомендую вам прочитать письмо Ружникова, чтобы понять, на чем основаны его аргументы. Но я сделаю все возможное, чтобы обобщить это здесь, если у вас мало времени. Ружников остановился на «Юбилейном пасхальном яйце 1904 года», которое вы можете видеть выше. Как упоминалось ранее, общепризнано, что в 1904 году яиц не производилось. Это первый тревожный сигнал. Кроме того, Ружников поставил под сомнение представленные Ивановым документы, подтверждающие происхождение яйца, и считает их недостаточными.

Яйцо включает в себя миниатюры императорской семьи, которые, кажется, основаны на фотографиях, сделанных после 1904 года. Это сбило бы всю временную шкалу. Кроме того, это яйцо похоже на яйцо 15-летия, что необычно. Фаберже стремился к оригинальности и не использовал ни один узор более одного раза. Каждое яйцо должно было стать уникальным подарком. Это не давало утешения фамильярности, а, скорее, преподносило получателю восхитительный сюрприз.

Дом Фаберже, Георгиевское Яйцо, 1916, Музей Фаберже, Баден-Баден, Германия.

Другие яйца, чтобы полюбоваться

Но не волнуйтесь; не все потеряно. В мире насчитывается около 50 императорских пасхальных яиц с подтвержденным происхождением, и многие другие изготовлены в мастерской Фаберже. Некоторые из них находятся в публичных коллекциях, поэтому, хотя вы, возможно, и не сможете их купить, есть шанс, что вы их увидите. Вы можете найти полный список яиц с дополнительной информацией здесь.

Куриное яйцо, 1885 г.

Дом Фаберже, Куриное яйцо, 1885 г. Ювелирный редактор.

Вы только посмотрите на это! Такая простота и в то же время такой класс. Это забавно, это красиво, и это совершенно бесполезно. Идеальный подарок! Куриное яйцо имеет непрозрачную белую эмалированную внешнюю «скорлупу», которая открывается с поворотом, открывая первый сюрприз — желток из матового желтого золота. Он, в свою очередь, содержит эмалированную чеканную золотую курицу, которая когда-то держала копию Императорской короны с драгоценным яйцом с рубиновой подвеской внутри. Кулон сам по себе стоил более половины общей стоимости яйца. К сожалению, оба были утеряны и известны только по старой фотографии.

Яйцо «Бутон розы», 1895 г.

Фирма Фаберже, Яйцо «Бутон розы», 1895 г. Фаберже.

Это было первое яйцо, которое царь Николай II подарил своей жене Александре Федоровне. Он изготовлен из разноцветного золота, украшен полосами бриллиантов огранки «роза» и покрыт полупрозрачной красной эмалью по гильошированному фону. Бутон розы-сюрприз выполнен из непрозрачной желто-зеленой эмали. На вершине яйца находится миниатюрный портрет молодого императора под бриллиантом плоской огранки. Внутри они содержали дополнительные сюрпризы. Корона с бриллиантами и рубиновая капля известны только по старой фотографии.

Яйцо «Ландыши», 1898 г.

Дом Фаберже, Яйцо «Ландыши», 1898 г. Фаберже.

Яйца эволюционировали вместе с модой. Это образец стиля модерн. Ландыш был любимым цветком императрицы Александры Федоровны. Этот дизайн также был в ее любимом стиле. Сюрприз? Когда одна из жемчужин скручивается, корона на вершине яйца открывается, открывая миниатюрные портреты Николая II и их двух дочерей, Татьяны и Ольги.

Лавровое яйцо, 19 шт.11

Фирма Фаберже, Лавровое яйцо, 1911. Фаберже.

Кто сказал, что яйцо не может быть деревом? Это яйцо, подаренное императором Николаем II своей матери, вдовствующей императрице Марии Федоровне, вдохновлено французским певчим автоматом XVIII века. Согласно накладной Фаберже, лавровое дерево состоит из «325 листьев нефрита, 110 опалесцирующих цветков из белой эмали, 25 бриллиантов, 20 рубинов, 53 жемчужин, 219 бриллиантов огранки «роза» и один большой бриллиант огранки «роза». Когда заводная автоматика заводится и приводится в движение, появляется пернатая птица, машет крыльями, вертит головой, открывает клюв и поет. Яйца были не только триумфом ювелирного искусства, но и искусной инженерной мысли.

Ледяное яйцо Нобеля, 1914 г.

Дом Фаберже, Нобелевское ледяное яйцо, 1914 год. Фаберже.

Как я уже говорил, не только Императорская семья заказывала знаменитые Императорские пасхальные яйца Фаберже. Этот был заказан доктором Эмануэлем Нобелем, племянником Альфреда Нобеля, лауреата Нобелевской премии. Эмануэль Нобель, один из ведущих деятелей нефтяной промышленности того времени, был одним из самых известных клиентов Фаберже. Гравировка на этом яйце из платины и полупрозрачной белой эмали выполнена подглазурными кристаллами инея. Сюрпризом стали часы из платины и горного хрусталя, инкрустированные бриллиантами.

Яйца Фаберже красивы и глупы одновременно. Вы можете думать о них как о признаке расточительного упадка. Или как праздник для глаз, демонстрирующий любовь к красоте, а не к функциональности. Такой подход редко встречался в прошлом столетии. Это еще реже сейчас с одержимостью производительностью, функциональностью и скоростью. Мы редко перестаем удивляться.

Пасхальные яйца Фаберже: русское ювелирное искусство

Яйцо Гатчинского дворца (1901)
Изготовлено Домом Фаберже.
Художественная галерея Уолтерса, Балтимор, США.
Подарок царя Николая II
вдовствующей императрице.

НАПРАВЛЕНИЯ В ИСКУССТВЕ РОССИИ
Для величайших иконописцев:
Русская средневековая живопись
(до 1100 г.)
Новгородская иконопись
(до 1500)
Московское училище живописи
(до 1700 г.)
Петровское искусство (1686-1725 гг.)
Русская живопись 18 века.

Декоративный Фаберже
Предметы искусства

Изысканная форма декоративного
искусство, яйца Фаберже изготавливались из золота, серебра, малахита, нефрита,
лазурит , а также различные бриллианты и другие драгоценные камни, в
стиль традиционных пасхальных яиц. Уникальная форма украшений
искусства, они были самыми известными произведениями Русского Дома
Фаберже. Эта фирма, основанная Густавом Фаберже (1814–1893)
в 1842 г., позже преобразован его сыном Петером Карлом Фаберже (1846–1919 гг.).20)
в «художников-ювелиров», ставших ведущим поставщиком ювелирных изделий
Российскому двору Романовых, а международный символ роскоши навсегда
связано с его имперскими пасхальными яйцами. Специализируется на ремеслах
ювелирного дела (ювелирного дела) и драгоценных
изделия из металла — как и их прославленные исторические
предшественники, создававшие прекрасные изделия из драгоценных металлов, в том числе
золотой ошейник Broighter
(и Миниатюрная лодка) (ок. 50 г. до н.э.) — Дом Фаберже усовершенствовал
техника перегородчатой ​​эмали
и выемчатая эмаль,
и достигли новых высот в обработке золотой филиграни и расплавленного стекла.
Ответственный за около 150 000 объектов в период 1882-1919 гг. 17, компания
работали десятки русских художников,
дизайнеры, мастера-ювелиры и другие мастера (например, миниатюрные
маляры), а также более 500 работников филиалов, расположенных в Санкт-Петербурге.
Петербург, Москва, Одесса, Киев и Лондон. Больше, чем Тиффани, Картье,
Аспри или любой другой ювелир 20-го века, Фаберже остается легендой.
в области творческих украшений и других подобных видов
искусства.

Штандарт Яхта Яйцо Фаберже (1909 г.)
Оружейная палата Кремля, Москва.

РАННИЕ РУССКИЕ ХУДОЖНИКИ
Для крупнейших иконописцев:
Феофан Грек
Основатель новгородской школы.
Андрей Рублев
Величайший русский иконописец.
Дионисий (1440-1502)
Ранний мастер московской школы.

Густав Фаберже
(1814-93)

Французского гугенотского происхождения, Густав Фаберже
родился в городе Пярну, Эстония, тогда входившая в состав Российской империи.
В возрасте 18 лет он отправился в Санкт-Петербург, чтобы начать обучение в качестве
ювелир под руководством Андреаса Фердинанда Шпигеля. После этого он продолжил свою
стажировка в именитой фирме Кейбеля, ювелиров и ювелиров
к русским царям. В 1841 году, в возрасте 27 лет, он завершил свое обучение.
и был удостоен звания мастера-ювелира. В следующем году он основал
фирма Фаберже в подвальном магазине элитного петербургского дома
Район Большая Морская, и — вместе со своей новой датской женой
Шарлотта Юнгштедт , дочь датского художника — вскоре установлено
себя как ювелира и торговца прекрасными декоративными предметами. компании
Французское имя было грубой уловкой, чтобы использовать благоговение русской аристократии.
для французской культуры. В 1846 году у него родился старший сын Петер Карл, за которым последовал
со временем вторым сыном Агафоном. В 1860 году вместе с женой
и детей, Густав удалился в культурный немецкий город Дрезден, оставив
петербургский ювелирный бизнес в руках опытных менеджеров.

Питер Карл Фаберже
(1846-1920)

Карл Фаберже получил свою
начальное образование в Санкт-Петербургской гимназии святой Анны, которая обслуживала
для сыновей зажиточного среднего класса и мелкой знати: явный
знак успеха ювелирного бизнеса его отца. Когда Густав Фаберже
удалился в Дрезден, Карл оставался в церкви Святой Анны до 15 лет, когда
он уехал, чтобы поступить в Школу искусств и ремесел в Дрездене. После этого
он был отправлен в интенсивное 8-летнее образовательное турне по Европе в
чтобы обучиться ювелирному делу, получив подробный инструктаж
от мастеров-ювелиров нескольких основных ювелирных производств
центры, включая Лондон, Париж, Антверпен, Франкфурт, Нюрнберг, Рим
и Флоренция. Кроме того, он получил дополнительное обучение прикладному
искусства и коммерции, и изучал произведений искусства в ряде искусств
и музеи ремесел. В 1872 году он вернулся в Петербург, чтобы заниматься ювелирным делом.
для семейного бизнеса. В то же время он женился на Августе Джулии.
Джейкобс
, от которого у него было четверо сыновей: Юджин (1874-1960), Агафон
(1876-1951), Александр (1877-1952) и Николай (1884-1939),
все они стали ювелирами и присоединились к бизнесу. В 1872 году он принял
в качестве соруководителя Фаберже, которым он руководил в течение десяти лет вместе с
помощь Хискиас Пендин , опытный мастер, которому доверяют.

Примечание: Мастер Фаберже
был независимым мастером-ювелиром или ремесленником со своим
мастерская, производившая ювелирные изделия и другие драгоценные предметы исключительно
для Дома Фаберже по эскизам, предоставленным
твердый. Большинство мастерских, как правило, специализируются на немного другом аспекте
ювелирного дела. Этот метод децентрализованного производства был разработан
со временем: так, пока Густав Фаберже все делал сам,
к Первой мировой войне компания почти полностью зависела от
его сеть из примерно 40 мастеров, а также специализированных поставщиков
нравится Юлий Раппопорт , (1864-1916).

В конце 1870-х — начале 1880-х гг.
а также изготовление украшений в популярном французском стиле 18 века,
фирма занималась ремонтом и реставрацией предметов декора
в Эрмитаже. Бизнес
процветал, и в 1881 году он переехал в более просторное помещение. В 1882 году Петр
Карл получил звание мастера-ювелира. Вскоре после этого вслед
после смерти своего «опекуна» Хискиаса Пендина он взял на себя единоличное управление
Фаберже. К этому времени к делу присоединился его
брат Агафон, очень талантливый художник-декоратор. Но это был Карл
гениально игнорировать обычный яркий акцент на драгоценных камнях и
подчинить жемчужины общему замыслу произведения. При разработке
портсигар, например, мастера Фаберже использовали полупрозрачные
синяя, красная или розовая эмаль
в качестве основного материала, окаймляя края рядом крошечных ромбов.

Всероссийская выставка, организованная в Москве
в 1882 году, оказалось огромным успехом для компании. Фаберже
братья завоевали несколько наград, в том числе золотую медаль и медаль Св. Станисия.
Медаль, удостоившаяся высокой похвалы от царя Александра III (1881-94),
который постановил, что отныне продукция фирмы должна выставляться в
Эрмитаж, как образцы лучших русских ремесел.
Это королевское одобрение вызвало всплеск интереса к фирме со стороны самых разных
дворян при дворе Романовых и за его пределами. В 1885 году царь пошел дальше,
присвоение Фаберже титула Ювелир по особому назначению
к Императорской короне
.

Пасха Фаберже
Яйца

Царь Александр тоже поручил фирме
создать пасхальное яйцо в подарок жене,
императрица Мария Федоровна. Готовое изделие имело внешнюю «оболочку».
эмалированное золотом, чтобы выглядеть как настоящее куриное яйцо. Это открылось, чтобы показать
золотой «желток», который сам открылся, чтобы показать золотую курицу
который также открылся, чтобы показать копию Императорской короны, от которой крошечный
рубиновое яйцо было приостановлено. Потрясающий образец личного визуального
искусство. Царь был так доволен результатом, что в 1887 г.
Романовская традиция каждый год заказывать новое пасхальное яйцо. Карл Фаберже
была предоставлена ​​полная свобода дизайна при условии, что каждый драгоценный объект
содержал сюрприз. преемник Александра Николай II (1894-1918),
продолжил традицию, ежегодно заказывая два яйца: одно для своего
жена, императрица Александра Федоровна, и одна для его матери, вдовствующей
Императрица. Традиция сохранялась до большевистской революции в
1917.

В 1900 году Карл представлял Россию на
Всемирная выставка в Париже, где он был награжден золотой медалью, а также назначен
Рыцарь Почетного легиона, как и два его старших сына и его
Главный мастер. Выставка имела выдающийся успех для компании,
которая приобрела множество новых клиентов со всей Европы. К настоящему времени это было
Крупнейшая в России фирма ювелиров , а в начале 1900-х гг.
он переехал в отдельное многоэтажное здание на Большой Морской.
Карл Фаберже мог быть официальным придворным ювелиром
русский царь, но его клиенты были интернациональны. За один день 1898 г.
он принимал у себя короля и королеву Норвегии, королей Дании и
Греция и английская королева Александра.

Характеристики
из яиц Фаберже

Дом Фаберже представил 50
Императорские пасхальные яйца семье Романовых (исключая два Императорских яйца
запланированные к презентации и частично выполненные, которые не были представлены
Созвездие Голубого Царевича и Берёза), из которых 42 имеют
выжил. Некоторые из них были простыми, искусно раскрашенными яичными скорлупами, из которых
желтки были вытянуты. Другие были настоящими произведениями искусства:
сказочные инкрустированные драгоценными камнями чудеса художественного ювелирного искусства. Основная особенность
этих императорских яиц Фаберже был «сюрприз» внутри. Один
одним из лучших из этих украшенных драгоценностями шедевров был Великий Сибирский
Железнодорожное пасхальное яйцо
. Он состоял из яйца синего, зеленого и желтого цветов.
эмали, на которой тонкими серебряными вставками нанесена карта Сибири и
маршрут транссибирского поезда. Внутри была масштабная модель, один фут
длинной, шириной пять восьмых дюймов, из пяти вагонов и локомотивом из
Сибирский экспресс. Все колеса и другие движущиеся части были изготовлены с высокой точностью.
так что, несколькими поворотами золотого ключа, золотой и платиновый локомотив,
с рубином, сверкающим в его фарах, действительно мог тянуть поезд.
К багажному вагону был прицеплен вагон, половина мест которого была забронирована.
для дам, еще одну машину для детей, а еще одну для курящих и
церковный вагон с русским крестом и золотыми колокольчиками на крыше. На Пасху
1913 января Николай подарил Александре яйцо Фаберже, в котором была миниатюра.
портреты всех царей и цариц Романовых в русских двойных рамах
орлы. Также внутри был глобус из вороненой стали с двумя картами России.
Золотая вставка в стиле ампир, одна 1613 года, а другая 1913 года, в память
триста лет династии Романовых.

Мастера Фаберже
Мастера-ювелиры, ответственные за эти изысканные шедевры
было Майкл Перчин (1860-1903) и Хенрик Вигстром (1862-1923),
хотя были задействованы и многие другие узкоспециализированные мастера.
в живописи и каменной скульптуре,
а также различные процессы ювелирного дела. Среди последних был Йохан
Виктор Аарне (1863-1934), Федор Алексеевич Афанасьев (1870-1937),
Карл Густав Ялмар Армфельдт (1873–1959), Август Фредерик Холлминг (1854–1915),
Йоханнес Ценграф (1857-1919 гг. )08), Эрик Август Коллин (1836-1901), Карл
Густав Йохансон Лунделл, Оскар Вольдемар Пиль (1860-97), Феодор Рюкерт
(1840-1917), Василий Зуев (1878-1941).

Прочее Фаберже
Ювелирные изделия, драгоценности и предметы искусства

В дополнение к своим знаменитым пасхальным яйцам для
русских царей, фирма создала широкий спектр других объектов, в том числе
золотые шкатулки, столовое серебро, позолоченное серебро, эмаль по гильошированному фону, твердый камень
предметы с позолоченным серебром, небольшими эмалированными оправами и золотыми портсигарами,
мелкие ювелирные изделия, такие как булавки для галстука, изделия с перегородчатой ​​эмалью,
иконы в позолоченных рамах, а также
как обычный ассортимент украшений, ожерелий, серег и других ценных
безделушки из драгоценных металлов и слоновой кости. Действительно, в конец века
Россия, ни княжеской свадьбы, ни великокняжеского дня рождения, ни полкового или
светский юбилей не обошелся без россыпи брошей Фаберже,
ожерелья, подвески, портсигары, запонки, письменные принадлежности и часы.
Компания также создала большое количество резьбы в русском стиле (рус.
крестьяне, казачьи всадники, цыганские певцы) и миниатюрная резьба по твердому камню.
людей, цветов и животных — многие инкрустированы или украшены золотом,
серебро и драгоценные камни, ставшие предметами коллекционирования по всему миру.
Британская королевская семья, например, имеет более 250 изделий Фаберже.
в королевском искусстве
Коллекция.

Национализация
Компании

В 1918 году фирма была национализирована и
его активы экспроприированы большевиками. Карл и его жена Августа бежали
в Швейцарию с детьми Евгением и Александром. опустошен
потеряв свой бизнес, Карл умер в Лозанне в 1920 году; его жена пережила
его на пять лет.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *