Египетский костюм мужской: Мужская одежда Древнего Египта — Мужской костюм: время и вещи

Мужская одежда Древнего Египта — Мужской костюм: время и вещи

Основные черты мужской одежды  Древнего Египта в принципе  прослеживаются на протяжении всех трех периодов истории Древнего царства (3000-2400 гг. до н. э.), Среднего царства (2400-1710 гг. до н. э.), Нового царства (1580-1090 гг. до н. э.).  О типах одеяний разных слоев населения можно судить по фресковым живописям храмов и гробниц, по фигуркам из камня и терракоты. Прежде всего стоит сказать несколько слов о культуре развитого ткачества, которое  определило типы одеяний жителей страны на Ниле.

 

Египетские ткани из льна и хлопка
Египетское земледелие дало возможность жителям страны — житницы античного мира — получать легкие и прочные ткани из льна и хлопка. Выращивать эти культуры египтяне научились за много тысяч лет до  расцвета культур Греции и Рима.
 Мастерство египетских ткачей за столетия упорного труда достигло недосягаемой высоты.  В гробницах  Долины царей археологи находят фрагменты древних тканей, очень прочных, служивших эталоном качества в античном мире. На квадратный сантиметр такого полотна  египетские ткачи прокладывали не менее 84 основных и 60 уточных нитей. Лучшие сорта тканей  были полупрозрачными, настолько легкими, что накидки и рубахи  можно было пропускать  через кольцо. Впечатляет цифра — сверток в 300 метров ткани весил чуть более одного грамма. Пять слоев одеяния из тончайшего египетского льна  не скрывали тела человека.
Фактура тканей поражала воображение. ткали на льне узоры, расшивали полотно нитями, в том числе золотыми и серебряными, нанизывая на нити бисер и бусинки из кораллов. Из-за жаркой погоды почитался белый цвет одежд, отталкивавший солнечные лучи. Ткачи Мемфиса, Фив и других городов получали также  ткани кремовые, желтоватые, серые, синеватые, голубые. На цветных фонах использовали узоры коричневых, желто-охренных и зеленоватых оттенков, краски были растительного происхождения. Черный цвет ткани был достаточно редок. Это не был цвет траурного одеяния.
 Из орнаментов тканей самыми популярными оказывались полосы, треугольники, зигзаги. Популярный орнаментальный мотив — листья нильского лотоса, а также растений, которые можно было отыскать на берегах великой реки. На одеждах жрецов и знатных придворных чинов размещались символы святости и принадлежности к господствующему сословию — жуки-скарабеи, змеи, бичи и жезлы, птицы с раскрытыми крыльями.
Кожа и мех носились египтянами в самые древние столетия. Позднее эти материалы для одеяний   в основном  применяла каста жрецов, которые  изготавливали из буйволовой кожи передники и накидки для ритуальных одежд.

 

Орнаменты тканей в Древнем Египте

 

Виды набедренных повязок в Египте времен фараонов

 

Набедренные повязки и передники, рубахи
Первоначально, в самую древнюю пору, египтяне не знали тканых материалов. Простейшей одеждой для земледельцев и скотоводов служила повязка из стеблей нильского тростника. Пластинки собирали в пучок и подвешивали к поясу на бедрах.  Такую примитивную одежду носили и местные  племенные вожди, которые впоследствии превратились в царей — фараонов.
Возможно, отсюда  берет начало традиционный силуэт египетской одежды, украшенный драпировками. Набедренные повязки меняли свою форму на протяжении столетий, виды повязок исчисляются если не десятками, то сотнями. В каждой местности по-своему драпировали ткани,  собирая  материю в ниспадающие складки спереди.
Набедренную повязку в Египте называли схенти. Тонкий ремешок украшался узелками и накладками даже у простых  мужчин,  не говоря уже про знать. Пояс спереди завязывали на узел в самом центре талии.  К схенти полагался особенно на праздниках  передник треугольной формы, а  иногда и овальной. Повязки были характерны для ношения в эпоху Древнего Царства.
Во времена Среднего Царства в быт входят накидки и рубахи. Знатные мужчины могли носить несколько рубах, набрасывая на плечи плащ из тонкой льняной ткани. Одеяния расширяли свой объем книзу,  силуэт получался пирамидальный,  складки обильные и мелкие, популярны плиссировки.  Носили сразу три и четыре схенти, наматывая ткань слоями на бедра.
Надевали схенти так — сначала полосу ткани прикладывали к животу, пропускали ткань между ногами, сворачивали по талии, стягивали все пояском. Для молодых воинов или рабочих характерны короткие схенти. Старые египтяне предпочитали длинные повязки.
 В столетия Нового Царства экономические связи Египта с  другими областями античного мира разрастаются и укрепляются. Египетские торговцы проникают в Сирию, Вавилон, торгуют с Африкой. Из покоренной армией фараона Сирии приходит  мода на покрывала и накидки, на ношение длинного прямоугольного полотнища (нарамника), которое складывалось вдвое, а затем сшивалась по бокам. Для головы прорезалось в середине отверстие. Нарамник обвязывался через плечо  синдоном —  шарфом, который потом обертывали вокруг бедер и связывали  узлом спереди.
Знать — жрецы, чиновники, командиры войск — носили такие полотнища с расшивкой золотом, драгоценными  бисерными нитями. Атрибутом  власти и силы  в мужском костюме влиятельных людей были шкуры тигра, леопарда, льва, которые носили на перевязи, прикрывая плечо. Обязательный элемент знатного одеяния — нагрудник, собранный из полосок золоченой кожи или нитей бисера.
Египетский калазирис  представлял собой рубаху почти до пят, плиссированную юбку и тонкое покрывало.   
В эллинистический период одежда египтян, жителей Александрии и прибрежных селений, мало чем отличается от  костюмов греков, македонцев, римлян. мужчины носят туники из местного льна и хлопка, плащи из шерсти для путешествий, накидки для защиты от палящего солнца. 

Одежда египетских мужчин

 

 Ювелирные мужские украшения Египта
Обереги, амулеты и ладанки, связанные с культами богов, для мужчин Древнего Царства были не данью моде, а символом верности божественным силам. Египтяне верили в магию украшений. И магические подвески, как казалось жителям селений на берегах Нила, даровали  покой и счастье. Впоследствии вера в богов стала не столь трепетной. но страсть к украшениям у египтян осталась.
Простые строители пирамид, пахари, скотоводы изготавливали бусы и ожерелья из обожженной на солнце глины, из морской гальки. Для знати предназначалось золото — металл Солнца, великого Божества, культ которого пытался ввести в стране фараон Эхнатон. Солнечный диск в ювелирном искусстве Египта символизировало нашейное украшение, которое дополнялось массивными браслетами из золота на руках и ногах. В ходу были драгоценные сверкающие диадемы, пояса с накладками из кораллов и лазурита, бирюзы. Считалось, что бирюза обладает защитными свойствами, охраняя человека от темных сил.
Египтяне любили чистые камни с ярким и насыщенным цветом. Фавориты среди ювелиров Египта:

  • —сердолик
  • —лазурит,
  • — сардоникс,
  • — малахит,
  • — бирюза

Египетское искусство и культура не имела представления о ценности спфиров, алмазов, изумрудов и рубинов.
Самые популярные и могущественные амулеты ( по мнению египтян):

  • — Символ Солнца — «глаз Гора»
  • — Крест с петлей: знак возрождения  и вечной жизни — «анх»
  • — Символ загробного мира и воскрешения из мертвых — жук-скарабей.

 В государственной системе египетских царств украшения выполняли еще и роль наград. Тяжелые, весом в килограмм и более, украшения из золота свидетельствовали о высоком ранге вельможи, о его крупных заслугах перед царем.  

 

 

Египетский вельможа

 

Головные уборы и обувь египтян
Долгое время находиться на открытом воздухе без головного убора в Египте было чревато перегревом , солнечным ударом. Потому так популярны и в простом народе, и  у знати были накладки на голову. Египетские мужчины  имели моду брить головы наголо. Парики изготавливались из шерсти овец, из пучков льна, сухой  плетеной травы,  расщепленного тростника. Среди чиновников и придворных  нередки были парики  с трубчатыми локонами, с многочисленными косичками, длинные, шерстяные.
Платки (клафт) являлись предметом для разных слоев населения. Носили платки, завязывая сзади и оставляя уши открытыми. Для рабочей поры предназначались круглые маленькие шапочки на затылок и косынки из льна.
Для царей существовала разновидность клафта — платок немес, полосатый, ткань расшивалась лазурью и золотом. Этот платок, как и  накладная борода, знаменовал принадлежность к царскому дому.
Ноги, если требовалось, обертывали лыком или листами растений, пучками травы. Простолюдины обычно вообще обходились без обуви. Но знать пользовалась сандалиями, внешний вид которых сохранился на папирусах и наскальных фресках, рельефах. Обувь знати была очень простой — кожаная подошва с парой ремешков, никаких задников.  Дорогая обувь могла украшаться тиснением по коже — сцены охоты или войны.
Вообще, египтяне обувь, если она у них имелась, очень берегли. Даже придворные или состоятельные купцы старались нести в руках свои дорогие сандалии, надевая их только во время торжеств.

Источники:
Мерцалова М. Н. Костюм разных времён и народов. Т.1. М.,1993.
Монтэ П. Повседневная жизнь египтян во времена великих фараонов. М.,2000.
А. Блейз. История в костюмах. М.. 2002 г.

Добавить комментарий

История костюма. Часть I. Древний Египет.

Tags:История костюма
Security:
Subject:История костюма. Часть I. Древний Египет.
Nuværende humør:Вот ввязалась в авантюру 🙂
Time:08:33 pm

Задумала сделать цикл статей об истории костюма с древнейших времен до нашего времени.

(если мне не будет лень довести это дело до конца. 🙂
Потихоньку и до викторианства доберемся… *задумчиво глядя на Кэрри и Карлотту*)


Еще на заре своего существования человек создал первый покров для защиты тела от холода и помощи в непрерывной борьбе за существование. Защитник и помощник — вот чем был для человека первобытный костюм. Существуя и видоизменяясь вместе с людьми, самый близкий из всех предметов материальной культуры — костюм стал выполнять множество функций: и прямых и косвенных, более тонких, интимных, способных лишь создать еле уловимое настроение. Эта психологическая связь между человеком и одеждой возникла очень рано; в различные эпохи одежда имела свою форму, свою окраску и влияла на формирование внешнего облика человека. Одежда указывала на национальную и сословную принадлежность человека, его имущественное положение и возраст. И с течением времени число сообщений, которые можно было донести до окружающих цветом и качеством ткани, орнаментом и формой костюма, наличием или отсутствием некоторых деталей и украшений, увеличивалось в геометрической прогрессии.

Однако эстетический критерий человеческой красоты постоянно меняется, ибо рождающая его почва настолько разнообразна и зыбка, что с трудом можно разыскать и выделить основные причины, создающие тот или иной идеал времени. Материальный прогресс, технические изобретения, знакомство с дальними странами, возникновение городов или их разрушение, появление новых народов и исчезновение старых культур, отношения между людьми — социальные и личные, сложившиеся в данном обществе,— все отразилось в костюме.
Но его форма, понятная и интересная современникам, создается конкретными художественными средствами, поэтому он никогда не может остаться вне сферы влияния художественного стиля эпохи.
В костюме, в его чистом виде, неизменно присутствует эстетическая ценность времени.

Часть I.
Древний Египет

Солдаты! Века смотрят на вас с вершин этих пирамид!
Наполеон Бонапарт.

Если «все дороги ведут в Рим», то начинаются они для Западной цивилизации однозначно с Египта. Одна из первых высокоразвитых культур мира — египетская — позволяет нам впервые говорить о каком-то развитом стиле. Египетский стиль к тому же и прародитель почти всех последующих европейских.
Основными признаками одежды культуры Древнего Египта являются ее неизменность, постоянство и однообразие, а также геометрическая стилизация.

Древнее царство

История Древнего Египта начинается с IV тысячелетия до н. э. Ручной труд ремесленников создает в это время предметы быта и ткани добротного качества, но мало разнообразные по материалу, форме и отделке. Такой же простой и незатейливой была и одежда египтян в эпоху Древнего царства (2780—2280 гг. до н. э.)

Примечание: даты (как и 80% текста) даются по книге М. Мерцаловой «Костюм разных времен и народов», а поскольку эта статья ставит своей задачей рассказать об истории костюма, а не истории Древнего Египта, я не стала их менять. Так что по поводу неточности данной периодизации, терминологии и т.п. — пожалуйста, все дискуссии в ru_egypt

Мужской костюм.
Основной одеждой египтян в эпоху Древнего царства был передник — схенти (ил. 1) — полоса неширокой ткани, которую обертывали вокруг бедер и укрепляли на талии поясом.
Основная одежда всех сословий была одинаковой по форме и отличалась лишь качеством материала.
Так, схенти фараона был сделан из тонкого, хорошо отбеленного полотна; бедра ремесленника покрывал грубый и довольно толстый холст натурального цвета.

Еще более простой была одежда рабов — она состояла из небольшой повязки из очень грубой небеленой ткани или кожи (ил. 2).

Одежда рабов. Набедренная повязка из грубого полотна или кожи состоит из пояса и куска ткани, прикрывающего перед. Бритые головы покрыты плотно облегающими шапочками из светлого грубого полотна.

С появлением растительных красителей— желтого, голубого, коричневого (конец Древнего царства) — цветную одежду довольно долгое время могли носить только привилегированные сословия: крупные землевладельцы, жрецы, придворные.

Несравненно более очевидными признаками отличия служили прически, головные уборы и обувь (право носить обувь принадлежало только фараону). Все египтяне тщательно брили волосы, но голову всегда покрывали париком из растительных волокон, завитых мелкими локонами, или шапочкой из грубого холста, плотно облегавшей голову. Чем длиннее были локоны парика, тем знатнее был его владелец, поэтому самыми пышными париками обладали фараоны и члены их семей.

Этот простой мужской костюм оставался во всеобщем употреблении и в эпоху расцвета Древнего царства. Даже знатные сословия носили только плотно обернутый вокруг тела кусок ткани.
В то же время стали входить в употребление и другие формы этого одеяния. В сущности, тот же продолговатый и плотно охватывавший поясницу кусок материи, но только сложенной мелкими и правильными складками. Впоследствии и знатные лица стали носить схенти самых разнообразных форм и гораздо больших размеров, которые закрывали большую часть тела.

Мужская одежда. Схенти (передник) из полотна. Левый конец от середины бедра заложен в мелкую складку и скруглен. Пояс из плотной ткани или кожи застегнут костяной пряжкой. Бритая голова египтянина покрыта париком из растительных волокон.
Женская одежда. Калазирис из полотна. На голове парик.

Женский костюм. В эпоху Древнего царства женский костюм также предельно прост. Это была длинная прямая рубашка — «калазирис» на одной или двух бретелях, оставляющая грудь открытой (ил. 1).
У знатных египтянок уже в эту эпоху на калазирисе появляется отделка — вышивка, плиссировка. Калазирис остается основной женской одеждой на протяжении всей истории Древнего Египта и изменяется лишь в некоторых деталях кроя — иногда вместо отдельных бретелек делают цельнокроеную рубашку с круглым вырезом горловины. По этой одежде, изображенной в мелкой пластике и на фресках, можно проследить, какое разнообразие пестрых (или вышитых) тканей вырабатывалось в Древнем Египте.
Женщины, как и мужчины, носили парики из растительных волокон, завитых крупными спиральными локонами, более длинными, чем у мужчин.

Костюм фараона. Многие фараоны эпохи Древнего царства изображены в схенти, парике и сандалиях из тростника или босыми.
Первые отступления от общепринятого схенти появились в костюме фараона. Это были как бы вторые передники из плиссированной ткани, надетые сверх обычной набедренной повязки. Знаками царского достоинства фараона были золотая подвязанная борода, корона и посох.

В эпоху архаики, до объединения Верхнего и Нижнего Египта, властитель каждой их этих стран имел свою корону. После объединения фараоны стали носить сдвоенную корону, символизируя этим важный этап в истории страны. Посох — один из древнейших атрибутов власти на земле у многих народов, источником жизни которых когда-то было скотоводство,— у фараона сохранялся на протяжении нескольких тысячелетий. Однако на фресках и других изображениях фараонов посох присутствует сравнительно редко.

К древним символам царской власти относится и головной убор — «клафт» или «немес» состоящий из большого куска полосатой ткани, ленты и обруча с «уреем». Поперечную сторону ткани клафта накладывали на лоб горизонтально, укрепляли лентой, сверху—обручем со скульптурным изображением урея; падающую сзади материю собирали и заматывали концами ленты. Боковые опускающиеся на плечи стороны клафта вырезали полукругами, чтобы спереди падали четкие прямые куски ткани.

.

Среднее царство

В эпоху Среднего царства (ок. 2065—1660 гг. до н. э.) древнеегипетская одежда заметно усложняется. Развитие сельского хозяйства, ремесел и торговли оживляет экономическую жизнь страны: активно растут города, усложняется быт, стремление к роскоши принимает более широкие масштабы. Классовая дифференциация в египетском обществе были велики, что это не могло не сказаться на костюме.
Появление новых тканей и привоз материй и различных предметов роскоши из Передней Азии способствуют созданию более сложных форм костюма.

Мужской костюм. Египетская знать уже не довольствуется скромным схенти Древнего царства. Количество ткани, затраченной на одежду, теперь свидетельствует о сословном и имущественном положении ее владельца. Египтяне начинают понимать красоту пластических свойств ткани, все чаще и чаще появляются плиссированные и гладкие длинные схенти. Схенти прежней формы у знати сохраняются как обрядовая одежда, а у большинства населения — как повседневная.

Жрец преподносит ладан Сеннеджему с супругой. Упрощенный вариант ритуального костюма жреца. Сверх белого полотняного схенти надета шкура пантеры. Парик из растительных волокон. Одежда вельможи — схенти и синдон, на голове парик и венец-повязка из цветных керамичесих пластинок. На женщине — калазирис и покрывало из тонкой ткани, так называемый «хаик Изиды» и венец-повязка, как у мужа. (Прим. Бренты: вообще-то, это уже роспись гробницы Нового царства, но костюм почти такой же)

Женский костюм. В период Среднего царства калазирис сохраняет прежний покрой, прибавляются лишь отделка и украшения, которые носят женщины привилегированных сословий. Однако постепенно и в женском костюме проявляется то же стремление использовать пластические свойства мягких и тонких тканей.
На некоторых памятниках позднего периода Среднего царства встречаются изображения женщин в тонких, слегка драпированных покрывалах, то есть женские покрывала становятся тоньше, грудь обнажается все больше; просвечивающее сквозь тончайшую ткань смуглое женское тело выглядит особенно привлекательно. Основная же масса женщин продолжает носить калазирисы прежней формы.

Нововведением является короткий женский парик, который имели право носить только очень знатные женщины.
Совершение туалета царевны Кавит Слуга церавны, наливающий ей напиток, одет в удлинненный схенти. Калазирис царевны имеет одну широкую фигурного покроя бретель. Короткий женский парик, указывающий на ее знатность. Костюм служанки — традиционный калазирис и длинный парик

Костюм жреца. При совершении жертвоприношений и ритуальной службы спину жреца покрывала шкура пантеры. Часть шкуры (с головой) располагали спереди и прикрепляли к поясу. Голову и лапу украшали золотыми с эмалью пластинками.

Слева направо: Служитель храма, несущий сосуд для жертвенных возлияний.
Верховный жрец из Гелиополя в шкуре леопарда (с прикрепленными серебряными звездами). Одежды жрецов не сшивались.
Жрец с курильницей, совершающий жертвоприношение. Передник, шкура леопарда, белая повязка вокруг верхней части корпуса. Соломенные сандалии.

.

Новое царство

Расцвет египетской культуры, искусства, художественной промышленности в эпоху Нового царства (1570—950 гг. до н. э.) падает на период XVIII династии (1584—1338 гг. до н. э.). Успешные войны сильно расширяют территорию государства, влияние Египта распространяется в Передней и Малой Азии и достигает бассейна Эгейского моря. Завоевание ряда восточных государств, знакомство с их культурой обогащают кругозор египтян, а получение дани драгоценными товарами и торговля привносят еще большую роскошь в быт египетской знати. Во всех предметах быта египтяне стремятся к изысканным пропорциям, плавным линиям — будь то мебель или туалетная ложечка для косметики в виде плывущей девушки с цветком лотоса в руках. Эти же черты утонченности и изысканности проявляются в настенных фресках, по-своему звучат они и в новом решении костюма.

Мужской костюм. Первые попытки использовать пластические свойства ткани, чтобы сделать костюм более красивым, получают дальнейшее развитие в эпоху Нового царства. Появление тонких прозрачных тканей дает возможность носить одновременно несколько одежд. Легкие, тонкие ткани, плиссированные или слегка драпированные, окружают тело прозрачной дымкой, создают новые пропорции, придают внешнему облику человека черты изнеженности и изящества. Таким образом, новая одежда, прежде всего, украшала человека, видоизменяла его облик, позволяла скрывать и скрашивать недостатки, в то время как примитивный схенти Древнего царства оставлял тело обнаженным и служил всего лишь некоторой защитой. Возможно, под влиянием Востока в это время появляются элементы кроя.

Большое распространение получает и новая одежда — сусх, состоящая из рубашки—калазириса и большого куска прямоугольной ткани, названного греками «синдон». (Прим. Бренты: египетского названия, насколько мне известно, не сохранилось. ) Синдон, чаще всего плиссированный в долевом направлении, обертывали поверх калазириса вокруг бедер, спереди завязывали, а концы прикрепляли с внутренней стороны.

Фараон и его приближенные носили так же калазирисы из прозрачной ткани, сверху плиссированный или драпированный схенти, а иногда только один прозрачный схенти поверх нижнего схенти. Наряду с этим появились и новые мужские одежды из пестрых цветных тканей.

Сменх-ка-ра и Меритатон. Костюм фараона состоит из белого схенти, сверх которого задрапирован синдон из легкой прозрачной ткани. Концы синдона, перекинутые спереди, богато вышиты и закончены рельефными металлическими нашивками. С внутренней стороны синдон укреплен поясом, длинные концы которого спускаются с правой и левой сторон. Они вышиты поперечными полосками. Небольшой парик украшен уреем, а сзади — двумя лентами из такой же ткани, как и пояс. Правая рука фараона опирается на посох — один из символов его власти. Плечи и грудь покрыты ускхом из цветных пластинок. Костюм жены фараона декорирован значительно меньше и состоит из двух основных частей—длинного калазириса из легкой прозрачной ткани и покрывала «хаик Изиды» из такой же легкой белой, но еще более прозрачной ткани и задрапирован определенным образом на фигуре. Пояс из плотной цветной ткани, укрепляющей изнутри хаик, спускается спереди (с правой стороны) двумя длинными концами. На голове повязка с уреем. Концы повязки развиваются сзади. На плечах – ускх.

Женский костюм. В эпоху Нового царства происходит сближение форм женского и мужского костюмов. Это явление, неизвестное египтянам Древнего царства, становится одной из наиболее характерных особенностей одежды рассматриваемого периода.

Высокая, подчеркнутая талия, легкие прозрачные одежды из плиссированных тканей то окружают фигуру египетской женщины прозрачным колокольчиком, то облегают все формы легкой плиссировкой в различных направлениях.

Статуэтка знатной египтянки в парике.Новый вид женской одежды, в котором расположение плиссировки в разных направлениях создает новую ритмическую и иллюзорную структура костюма аристократки эпохи Нового царства.

В эпоху Нового царства к традиционному женскому цветному калазирису (шафрановому, голубому, красному) делают бретели контрастных цветов или украшают ткань калазириса чешуйчатым узором как и в эпоху Среднего царства, имитирующим крылья кобчика (ястреба) — символа Изиды. В таких калазирисах иногда изображены царицы при свершении жертвоприношений.
Все чаще в одежде встречаются пестрые цветные ткани с геометрическим орнаментом.

Статуэтка девушки с жертвенными дарами.Костюм служительницы храма Изиды. На девушке традиционнной формы калазирис из цветной ткани, имитирующий оперение ястреба сине-зеленых и сине-блекло-красных тонов. Внизу широкая плиссированная оборка из ткани. Запястья и щиколотки украшены золотыми с эмалью браслетами.

Цветная иллюстрация — фигурка богини Маат

Знатные египтянки часто покрывали плечи небольшой пелериной из плотной или из тонкой прозрачной ткани, которую драпировали на груди, но существовали и большие покрывала. Они окутывали всю фигуру или изящно драпировались на бедрах.
Наибольшего разнообразия и изощренности египетский костюм достиг во XVIII династии. Большее предпочтение отдавалось тонким, прозрачным, упругим белым тканям, в том числе виссону. Их плиссировали, гофрировали, добиваясь при этом того, что прозрачность впервые в истории костюма создавала эффект тела раздетого и одетого одновременно.

Тутанхамон и Анхесенпаатон.(Спинка кресла). Они одеты в торжественные царские облачения. Особенную торжественность их нарядам придают сложные короны, которыми так увлекались фараоны эпохи Нового царства. Большую роль играло и усложнение символики этих предметов. Составные части одежды Тутанхамона — схенти (внизу) и плиссированный синдон, пояс, укреплявший синдон (его концы спускаются сбоку) и священный пояс из золотых пластинок с цветной эмалью, ожерелье ускх. У Анхесенпаатон — плиссированный калазирис, хаик Изиды и ускх. Небольшие короткие парики покрывают головы фараона и его жены.

Женский костюм простолюдинки остается почти без изменений. Рубашку-калазирис на бретелях или с небольшими рукавами делают из цветных, белых и натурального цвета льняных и хлопчатобумажных тканей. Культура хлопка широко распространяется в это время.

Профессиональные певцы и танцовщицы носили такие же прозрачные платья, как и знатные дамы. А зачастую выступали обнаженными, и весь их наряд состоял из нескольких украшений – пояска, ожерелья, браслетов и сережек. Совсем юные служанки без стеснения ходили обнаженными.

Современные реконструкции древнеегипетских костюмов:

.

Обувь.

Обувь древние египтяне практически не носили, даже жена фараона ходила босой. В сандалии обувались только фараоны и высшая знать. Обувь берегли. Знатные египтяне, отправляясь по делам, часто несли сандалии в руках, а надевали их только на месте.
Сандалии плелись из разрезанных на узкие полоски листьев папируса и волокон пальмы. Судя по изображениям на древних памятниках, представители знатных сословий носили сандалии с золотыми или позолоченными украшениями. Сандалии прикреплялись к ноге посредством двух ремней — широкого, охватывавшего подъем ноги, и узкого, прикрепленного к носку сандалии. Узкий ремень пропускался между большим и вторым пальцами и пристегивался к широкому. Иногда эти ремни связывались наглухо, и тогда сандалию можно было надевать на ногу как башмак. По дошедшим до нас египетским сандалиям видно, что описанный простой способ прикрепления их впоследствии усложнился и стал разнообразнее.

.

Прически.

Археологические находки показывают, что эволюция причесок проходила очень медленно, форма долго сохранялась в различных слоях египетского общества.

Прически знати отличались пышностью, простонародья — скромностью и сдержанностью. Но при более глубоком изучении тех и других можно подметить общность линий и силуэтов: прически походили на геометрическую фигуру — трапецию. Хотя основным атрибутом прически был парик, она все же не отличалась большим разнообразием, особенно у мужчин.
Женские прически постепенно нарушали это однообразие, становились более декоративными. Все свободное население Египта носило парики, форма, размеры и материал которых указывали на социальное положение его владельца. Парики изготовлялись из волос, шерсти животных, шелковых нитей, веревок, волокон растений, окрашенных в темные тона, так как темно-коричневый и черный цвета считались модными, особенно в период Нового царства.
Фараон и его приближенные носили большие по размеру парики. Воины, земледельцы, ремесленники — маленькие, круглой формы. Парики были не только сословной принадлежностью, но и выполняли роль головных уборов, защищая от палящих лучей солнца. Часто во избежание солнечного удара знатные вельможи надевали несколько париков один на другой, создавая тем самым воздушную прослойку.
Дети, юноши и девушки сбривали волосы, оставляя одну или несколько прядей на левом виске, которые завивались в локон или заплетались в плоскую косу. Концы волос перехватывали заколкой или цветной тесемкой. Применялись накладные косы из шелковых цветных нитей, лент или полосок кожи, шерсти животных.

Со временем прическа усложнилась, особенно на париках. Волосы стали заплетать в тугие многочисленные косички, располагая их плотными рядами, или делать завивку при помощи холодной укладки, называемой «мокрой».
Волосяные пряди наматывали на деревянные коклюшки и обмазывали грязью, по высыхании комки грязи отваливались, волосяные пряди завивались красивыми, легкими волнами или крутыми завитками. По длине волосы стали достигать плеч. Челки над лбом были заменены продольными или поперечными проборами.

В торжественных случаях надевали длинные парики, завитые крупными параллельными локонами. Иногда завивка заменялась рядами плотно уложенных косичек. При этом иногда из-под парика выпускали собственные волосы. Прически обильно пропитывались ароматическими маслами, духами, эссенциями, клейкими составами.

Жрецы — служители культа обычно брили голову и лицо, знатные придворные и землевладельцы носили парики или делали короткие стрижки из собственных волос. Но из-за жаркого климата многие мужчины в целях гигиены полностью сбривали волосы, умащивали кожу головы ароматическими маслами.

Женские прически во все времена были значительно длиннее мужских и более замысловатые, особенно прически цариц и знатных дам.

С развитием египетского общества женские прически удлинились, появился «трехчастный» парик, три бриды которого спускались на грудь и спину, а также громадный парик из крупных завитых волн. Форма такого парика была необычной — «каплевидной». Волосы в такой прическе разделялись пробором, волны с двух сторон перехватывались плоскими металлическими лентами. При этом уши оставались открытыми. Концы прядей, спадавших на грудь, завивались в крупные улиткообразные локоны. Прядь волос, спадающая на спину, плоская, состояла из прямых волос или мелких косичек.

Концы парика нередко украшали горизонтальными цветными полосками.

Прически делали и из собственных волос, свободно распуская их по спине, концы украшали кистями. Иногда волосы завивали мелкими волнами — такая завивка получалась после расчесывания мелких, тонких косичек.

Во времена Нового Царства по стране распространилась новая прическа — по крайней мере, среди вельмож. Она имела два слоя. Верхний состоял из тонких, длинных завитков; нижний слой представлял собой ряды более коротких завитков или же завитых локонов, свисающих до плеч.

Во времена XVIII династии этот завитой мужской парик имел две разновидности — длинную и короткую. Короткий тип, иногда называемый «нубийским стилем», носили также и женщины при дворе Эхнатона. (По этой причине некоторые из скульптурных изображений амарнского периода трудно идентифицировать.)

На женские парики на темени помещались небольшие керамические сосуды в форме конуса, из которых медленно, по каплям сочились благовония. Эти сосуды прикреплялись к парику лентами.

Головные уборы. Простейшими из них были шнурки из кожи и шелковых нитей; носили лобные повязки, обручи из металла и материи, которые надевались поверх прически как на парики, так и на собственные волосы. Фараоны в торжественных случаях надевали специальные головные уборы из драгоценных металлов. .
Головные уборы украшались изображениями птиц, животных, иероглифами, носившими декоративный характер. Часто использовался растительный орнамент. Лепестками и листьями лотоса, заполненными цветной пастой, украшали плоские головные повязки, диадемы, ленты. Символом неограниченной власти и божественного происхождения фараона было изображение маленькой змейки, которое называли урей, или уреус. Змею изготовляли из золота, цветных эмалей, укрепляли надо лбом или у виска на парике, головном уборе.
Воины носили шлемы, войлочные шляпы; служители культа — платки, шапочки с укрепленными на них тяжелыми масками животных.

Женщины редко носили головные уборы, за исключением цариц. На росписях жены фараонов часто изображаются в головном уборе в виде распростершего крылья ястреба, сделанного из золота, драгоценных камней и эмалей. Были и другой формы головные уборы, цилиндрической формы. Дамы высшего сословия надевали венки, цветы, диадемы, ленты, золотые цепочки с височными подвесками из стекла, смол, драгоценных камней.
Во времена Нового царства было широко распространено инкрустирование головных уборов.
В головных уборах XVIII династии очень популярен мотив лотоса.

.

Украшения и косметика.

Косметика.
Древние египтяне отличались чистоплотностью и были весьма искусны в изготовлении косметики. Они славились во всем античном мире умением изготовлять всевозможные мази, притирания, пудры, краски.
Египтянки подводили брови и ресницы черной краской, а веки — зеленой.
Сохранились древние папирусы с различными советами о том, как избавиться от морщин, покрасить волосы, удалить бородавки и др. Египтяне применяли компрессы, паровые маски, ванны, бани, массаж. Они изобрели рецепт для окраски седых волос в черный цвет и особые румяна и белила для осветления темного цвета лица, они умели придавать блеск глазам специальными каплями и знали, как защитить кожу от лучей палящего солнца.
Ароматические масла, благовония, мази и другие косметические средства хранились в красивых амфорах и флаконах.
Косметикой в Египте пользовались и мужчины, и женщины всех сословий.

Украшения.

Высокий уровень мастерства ремесленников особенно ярко проявился в производстве украшений. Еще в эпоху Древнего царства египтяне изобретают цветные пасты и ими покрывают крупный бисер или делают его из цветных смальт. Из этого бисера на протяжении всей истории Древнего Египта изготовляли много различных украшений. Из него плели сетки, которыми украшали калазирисы, браслеты и многое другое.
Женщины украшали все части тела, и даже бедра. В ушах у них были серьги в виде колец, на голове — золотые диадемы, украшенные лазуритом и бирюзой, узорные повязки.

Традиционным украшением египтян был ускх — широкое плоское ожерелье-воротник, изготовленное из множества рядов бус или разноцветного бисера.
Особенно широкими и нарядными становятся такие ожерелья в эпоху Нового царства. Их стали делать из золота с украшениями из эмали; из сетки, по ячейкам которой нашивались бусы, золотые фигурки, имевшие символическое значение; из полотна, расшитого золотом.
Ускх фараона состоял из нескольких рядов золотых пластинок и бусин и застежки в виде двух соколиных голов. Еще в эпоху Древнего царства египтяне научились делать крупный цветной бисер.

Любили египтяне носить разнообразные украшения и драгоценности. Запястья и плечи украшали золотыми с эмалью браслетами, женщины надевали такие же браслеты на ноги. Браслеты изготовляли из золотых пластинок, соединенных застежками, из нанизанных бусин или золотых шнуров. Мужские браслеты обычно представляли собой массивные кольца или обручи из золота и других металлов. Они могли быть также плоскими с узором из цветной эмали.

Египтяне славились и обработкой драгоценных металлов. Золотые украшения эпохи Нового царства отличаются не только высокой техникой, но и изысканным художественным решением — тонким рисунком, изящной простотой, красотой умело стилизованных форм.
Особенно высокого уровня ювелирное искусство достигло в эпоху Нового царства. Украшения стали особенно изысканными и изящными.

Древние египтяне ценили в изделии не столько стоимость материала, сколько искусство ювелира. Именно поэтому даже в царских украшениях драгоценные камни и самоцветы нередко соседствуют со стеклом, бисером, а золото служит всего лишь «подкладкой» вещи.

Простые люди тоже носили украшения, но у них они были совсем недорогими — из керамики и бронзы.

© М. Мерцалова «Костюм разных времен и народов»
© Г. Вейс «История цивилизации»
© И. Сыромятникова «История прически»

Анонс: Следующая запись в журнале —
галерея «Древний Египет в изобразительном искусcтве ХIX века»

comments: Skriv kommentar

египетских мужчин в костюмах — Etsy.de

Etsy больше не поддерживает старые версии вашего веб-браузера, чтобы обеспечить безопасность пользовательских данных. Пожалуйста, обновите до последней версии.

Воспользуйтесь всеми преимуществами нашего сайта, включив JavaScript.

Найдите что-нибудь памятное,
присоединяйтесь к сообществу, делающему добро.

(590 релевантных результатов)

Мужской костюм царя Египта

  •      

    Я убил как новый царь Египта

    Адам В
    | 17 мая 2020 г.

    Высота 5 футов 11 дюймов |  Вес 159 |  Размер Средний

    Я обратил на себя внимание, когда пошел на костюмированную вечеринку на лодке. Столько фото и комплиментов.

    Практический результат Да, я бы порекомендовал это другу.

    Помог ли вам данный обзор?

    Проголосовать «за» в обзоре «Я убит как новый царь Египта»
    Да (1)
    Проголосуйте против в обзоре под названием «Я убит как новый царь Египта».
    Нет (0)

  •      

    Пять звезд

    Текущим клиентом
    | 18 ноября 2018 г.

    Никаких дополнительных аксессуаров не требуется. Все подошло и было удобно.

    Помог ли вам данный обзор?

    Проголосовать «за» в отзыве «Пять звезд»
    Да (1)
    Проголосовать против в отзыве под названием «Пять звезд»
    Нет (0)

  •      

    Пять звезд

    Анонимно
    | 11 ноября 2022 г.

    Размер Средний

    Отличный костюм. Истинная посадка. Следуйте таблице размеров. Выглядит и носится как рекламируется. Обязательно купите сандалии.

    Практический результат Да, я бы порекомендовал это другу.

    Помог ли вам данный обзор?

    Проголосовать «за» в отзыве «Пять звезд»
    Да (0)
    Проголосовать против в отзыве под названием «Пять звезд»
    Нет (0)

  •      

    Очень понравилось

    Бен
    | 7 ноября 2022 г.

    Высота 5 футов 8 | Вес 145 | Размер Малый

    Отличный костюм….определенно потрясающий…..получил много комплиментов

    Bottom Line Да, я бы порекомендовал это другу.

    Помог ли вам данный обзор?

    Проголосовать «за» в обзоре «Понравилось»
    Да (0)
    Проголосуйте против отзыва под названием «Понравилось»
    Нет (0)

  •      

    Какой замечательный костюм

    Михал Губи про
    | 15 марта 2022 г.

    Рост 173 см | Размер Средний

    Идеальный костюм! Отличное качество ткани и фурнитуры. Подходит идеально

    Практический результат Да, я бы порекомендовал это другу.

    Помог ли вам данный обзор?

    Проголосовать «за» в обзоре «Какой замечательный костюм»
    Да (0)
    Проголосуйте против в обзоре Какой замечательный костюм
    Нет (0)

  •      

    Костюм фараона

    Брюс
    | 1 ноября 2021 г.

    Высота 5 футов 10 дюймов |  Вес 195 |  Размер Большой

    В целом отличный костюм и получил много комплиментов. Рекомендуется добавить бороду Фараона и иметь посох. Кроме того, добавление бедуинского макияжа глаз завершает образ. Я также использовал ожерелье, которое я только что получил в Египте, для дополнительного блеска. Я заказал большой костюм, опасаясь маленького размера, но мои размеры были в среднем диапазоне и нуждались в английской булавке на талии. Будьте осторожны с липучками на рукавицах, так как они могут вызвать натяжение ткани на рубашке.

    Помог ли вам данный обзор?

    Проголосовать «за» в обзоре «Костюм фараона»
    Да (0)
    Проголосуйте против в обзоре «Костюм фараона»
    Нет (0)

  •      

    Потрясающий костюм

    Текущим клиентом
    | 21 ноября 2015 г.

    Этот костюм потряс. Выглядит так же, как на фото. Очень хорошо. Нет претензий!

    Помог ли вам данный обзор?

    Проголосуйте «за» в обзоре «Потрясающий костюм»
    Да (5)
    Проголосуйте против в обзоре под названием «Потрясающий костюм»
    Нет (0)

  •      

    Пять звезд

    Леон
    | 5 ноября 2022 г.

    Высота 5 футов 7 | Вес 172 | Размер Малый

    Получил мой костюм, когда они заявили, что он прибудет. Костюм был просто выдающимся, получил всевозможные комплименты. Рад, что заказал маленькую, потому что она идеально подошла.

    Практический результат Да, я бы порекомендовал это другу.

    Помог ли вам данный обзор?

    Проголосовать «за» в обзоре «Пять звезд»
    Да (0)
    Проголосовать против в отзыве под названием «Пять звезд»
    Нет (0)

  •      

    хороший костюм для танцев.

    Анонимно
    | 4 ноября 2022 г.

    Я пошел на вечеринку и закончил танцевать. Я мог свободно двигаться в костюме и не перегревался. И я хорошо выгляжу. Мне удалось разгладить накидку и головной убор, чтобы убрать морщины. Просто установите утюг на минимум и будьте особенно осторожны.

    Итог Да, я бы порекомендовал это другу.

    Помог ли вам данный обзор?

    Проголосовать «Да» в отзыве «Хороший костюм для танцев».
    Да (0)
    Проголосуйте «Нет» за обзор «Хороший костюм для танцев».
    Нет (0)

  •      

    Пять звезд

    Анонимно
    | 31 октября 2022 г.

    Высота 5 футов 7 дюймов | Вес 190 | Размер Большой

    Выглядит очень красиво за такую ​​цену

    Итог Да, я бы порекомендовал это другу.

    Помог ли вам данный обзор?

    Проголосовать «за» в отзыве «Пять звезд»
    Да (0)
    Проголосовать против в отзыве под названием «Пять звезд»
    Нет (0)

  •      

    Пять звезд

    Анонимно
    | 26 октября 2022 г.

    Хороший костюм. Головной убор немного хлипкий.

    Практический результат Да, я бы порекомендовал это другу.

    Помог ли вам данный обзор?

    Проголосовать «за» в отзыве «Пять звезд»
    Да (0)
    Проголосовать против в отзыве под названием «Пять звезд»
    Нет (0)

  •      

    Пять звезд

    По рыжему
    | 14 октября 2022 г.

    Высота 6 3 | Вес 29 т | Размер Большой

    Отличный костюм для парня больших размеров. Очень удобно и привлекательно. Рекомендую!

    Итог Да, я бы порекомендовал это другу.

    Помог ли вам данный обзор?

    Проголосовать «за» в отзыве «Пять звезд»
    Да (0)
    Проголосовать против в отзыве под названием «Пять звезд»
    Нет (0)

  •      

    Пять звезд

    Анонимно
    | 21 марта 2022 г.

    моего мужа нелегко угодить костюмами, но этот ему очень понравился. под ним были короткие черные штаны, и это выглядело великолепно! у нас была небольшая проблема с костюмом, обслуживание клиентов очень помогло и быстро решило проблему.

    Итог Да, я бы порекомендовал это другу.

    Помог ли вам данный обзор?

    Проголосовать «за» в отзыве «Пять звезд»
    Да (0)
    Проголосовать против в отзыве под названием «Пять звезд»
    Нет (0)

  •      

    Пять звезд

    Анонимно
    | 31 октября 2021 г.

    Помог ли вам данный обзор?

    Проголосовать «за» в отзыве «Пять звезд»
    Да (0)
    Проголосовать против в отзыве под названием «Пять звезд»
    Нет (0)

  •      

    Отличный костюм, но……..

    Мистер Египет II
    | 30 октября 2021 г.

    Рост 172 | Вес 5’10 | Размер Малый

    Я люблю костюм, и маленький подходит хорошо. Все на вечеринке думали, что это здорово. Было бы идеально.

    Но…..рубашку не отправили. Я не хотел ходить без рубашки, поэтому мне пришлось купить дополнительную рубашку, чтобы закончить костюм. Дополнительные расходы и хлопоты.

    Итог Да, я бы порекомендовал это другу.

    Помог ли вам данный обзор?

    Проголосовать «Да» в отзыве «Отличный костюм, но……. .
    Да (0)
    Голосуйте против в обзоре под названием Отличный костюм, но……..
    Нет (0)

  •      

    Пять звезд

    Анонимно
    | 26 октября 2021 г.

    Помог ли вам данный обзор?

    Проголосовать «за» в отзыве «Пять звезд»
    Да (0)
    Проголосовать против в отзыве под названием «Пять звезд»
    Нет (0)

  •      

    Три звезды

    Анонимно
    | 26 октября 2021 г.

    Размер Большой

    Помог ли вам данный обзор?

    Проголосовать «за» в обзоре «Три звезды»
    Да (0)
    Проголосовать против отзыва под названием Три звезды
    Нет (0)

  •      

    Пять звезд

    Анонимно
    | 25 октября 2021 г.

    Помог ли вам данный обзор?

    Проголосовать «за» в отзыве «Пять звезд»
    Да (0)
    Проголосовать против в отзыве под названием «Пять звезд»
    Нет (0)

  •      

    Три звезды

    Анонимно
    | 23 октября 2021 г.

    Помог ли вам данный обзор?

    Проголосовать «за» в обзоре «Три звезды»
    Да (0)
    Проголосовать против отзыва под названием Три звезды
    Нет (0)

  •      

    Пять звезд

    Анонимно
    | 20 октября 2021 г.

    Помог ли вам данный обзор?

    Проголосовать «за» в отзыве «Пять звезд»
    Да (0)
    Проголосовать против в отзыве под названием «Пять звезд»
    Нет (0)

  •      

    Пять звезд

    Анонимно
    | 20 октября 2021 г.

    Помог ли вам данный обзор?

    Проголосовать «за» в отзыве «Пять звезд»
    Да (0)
    Проголосовать против в отзыве под названием «Пять звезд»
    Нет (0)

  •      

    Три звезды

    Анонимно
    | 19 октября 2021 г.

    Помог ли вам данный обзор?

    Проголосовать «за» в обзоре «Три звезды»
    Да (0)
    Проголосовать против отзыва под названием Три звезды
    Нет (0)

  •      

    Пять звезд

    Анонимно
    | 16 октября 2021 г.

    Помог ли вам данный обзор?

    Проголосовать «за» в отзыве «Пять звезд»
    Да (0)
    Проголосовать против в отзыве под названием «Пять звезд»
    Нет (0)

  •      

    Пять звезд

    Анонимно
    | 14 октября 2021 г.

    Помог ли вам данный обзор?

    Проголосовать «за» в отзыве «Пять звезд»
    Да (0)
    Проголосовать против в отзыве под названием «Пять звезд»
    Нет (0)

  •      

    Пять звезд

    Анонимно
    | 7 октября 2021 г.

    Помог ли вам данный обзор?

    Проголосовать «за» в отзыве «Пять звезд»
    Да (0)
    Проголосовать против в отзыве под названием «Пять звезд»
    Нет (0)

  •      

    Три звезды

    Анонимно
    | 5 октября 2021 г.

    Помог ли вам данный обзор?

    Проголосовать «за» в обзоре «Три звезды»
    Да (0)
    Проголосовать против отзыва под названием Три звезды
    Нет (0)

  •      

    Четыре звезды

    Анонимно
    | 3 октября 2021 г.

    Помог ли вам данный обзор?

    Проголосовать «за» в отзыве «Четыре звезды»
    Да (0)
    Проголосуйте против в отзыве под названием «Четыре звезды»
    Нет (0)

  •      

    Четыре звезды

    Анонимно
    | 11 марта 2020 г.

    Помог ли вам данный обзор?

    Проголосовать «за» в отзыве «Четыре звезды»
    Да (0)
    Проголосуйте против в отзыве под названием «Четыре звезды»
    Нет (0)

  •      

    Пять звезд

    Текущим клиентом
    | 23 января 2019 г.

    в реале выглядит еще лучше, чем на картинке.

  • Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *