Все, что мы можем рассказать о новом мистическом блокбастере «Мумия»
Мы не можем до выхода фильма в России раскрыть все его тайны, но мы многое можем рассказать о ленте, в которой современные американцы находят древнеегипетское захоронение и выпускают на свободу призрак дочери фараона, обретшей запредельную магическую мощь. Принцесса Аманет куда опаснее, чем самые безумные поклонницы Круза, и она столь же одержима!
Предыстория фильма
Даже в наши дни, когда Голливуд обычно находит сюжеты новых картин в старых фильмах, книгах и комиксах, американское кино часто обращает внимание на то, что творится по всему миру. В прошлом же, когда «ремейкать» еще было особенно нечего, такое случалось постоянно. Вот и «Мумия» 1932 года, к которой восходит нынешний блокбастер, началась с чтения газет, а не комиксов.
В 1922 году археолог Говард Картер после многолетних поисков нашел гробницу фараона Тутанхамона. Сокровища абсолютного большинства египетских гробниц и пирамид были разграблены еще в древние времена (египтяне считали фараонов богами, но крали у них как у людей), но гробница Тутанхамона почти не пострадала, и археологи были поражены ее богатствами. Вскоре к ним присоединились журналисты, а затем и читатели всего мира. Хотя для египетской истории Тутанхамон почти не имел значения (он правил девять лет и мало что совершил), в 1922 году он стал самым известным и популярным древним правителем. Ему посвящали популярные песни, его именем называли всевозможные товары, а президент США Герберт Гувер дал своей собаке кличку в честь «короля Тута», как ласково называли фараона.
У нахлынувшей на всю планету волны интереса к Древнему Египту была темная сторона – мрачные слухи о «проклятии фараона». Мол, многие из тех, вскрыли гробницу Тутанхамона, вскоре скончались от загадочных болезней, потому что разгневанный Тут отомстил им за нарушение его покоя.
Эти слухи были спровоцированы скоропостижной смертью спонсора раскопок лорда Карнарвона, который скончался через несколько месяцев после вскрытия гробницы. Он случайно расцарапал бритвой укус комара, и его убила инфекция – обычное дело до широкого внедрения антибиотиков. Однако нашлось немало желающих воскликнуть: «Совпадение? Не думаю!» Среди них был создатель «Шерлока Холмса» сэр Артур Конан Дойл, искренне увлеченный мистикой и всюду ее искавший.
После этого смерть любого посетителя гробницы стали приписывать проклятию. Чем дольше продолжалась эта истерия, тем больше смертей появлялось в списке, потому что на «проклятие» работала банальная теория вероятности. Никого при этом не волновало, что большинство первых посетителей гробницы живут и здравствуют. Картер, например, скончался лишь в 1939 году. Хотя, казалось бы, после Карнарвона призраки должны первым делом прикончить археолога, а не отвлекаться на случайных людей вроде финансиста Джорджа Гулда, который умер, заразившись лихорадкой во время турне по Египту и посещения гробницы.
Байки о проклятии фараонов и о древнеегипетской магии были столь популярны, что когда в начале 1930-х глава студии Universal Карл Леммле-младший (не путать с его отцом, основателем Universal Карлом Леммле-старшим) решил отметить десятилетие находки Картера мистической картиной, он поручил своим помощникам найти книгу подходящего содержания. Леммле был уверен, что кто-то наверняка подсуетился и сочинил о проклятии остросюжетный роман.
Однако найти удалось лишь короткий рассказ Конан Дойла «Кольцо Тота», написанный в 1890 году. Это была зарисовка о древнеегипетском жреце, который нашел секрет жизни, но не успел поделиться им со своей невестой, скончавшейся до принятия эликсира. Так что бедняга провел тысячи лет в поисках противоядия, которое бы сделало его смертным и позволило воссоединиться с возлюбленной в загробной жизни.
Идея связать несчастную любовь с египетской магией Леммле понравилась. «Готическое» сочетание пугающего и романтичного тогда было в моде, и Universal неплохо заработала на картинах 1931 года «Дракула» и «Франкенштейн». К работе над сценарием был привлечен соавтор обеих лент Джон Балдерстон, который кое-что знал о древности, поскольку бывал в Египте и освещал находки Картера как журналист.
Балдерстон сочинил историю о реальном древнеегипетском жреце Имхотепе – первом строителе пирамид, которого египтяне чтили как великого архитектора, инженера и врача. В «Мумии» Имхотеп пытался оживить свою скончавшуюся возлюбленную-принцессу, но ее отец-фараон пресекал святотатство и приговаривал Имхотепа к пыткам и мумификации заживо. Вместе с Имхотепом в гробницу положили свиток с дающим жизнь заклинанием, чтобы никто другой не мог использовать эту черную магию. Когда мумию нашли археологи, они прочли заклинание вслух, и Имхотеп ожил. После чего попытался превратить в вечно живую мумию современную красавицу, в которой опознал перерождение своей возлюбленной.
Постановка «Мумии» была поручена выдающемуся германскому оператору Карлу Фройнду («Метрополис», «Дракула»), который, будучи евреем, благоразумно перебрался в Голливуд, когда у него на родине начал набирать силу нацизм. «Мумия» стала официальным дебютом Фройнда в режиссуре. Впрочем, «Дракула» был в значительной мере поставлен им, а не формальным режиссером Тодом Браунингом.
Роль Имхотепа получил британский актер Уильям Пратт, игравший в театре и снимавшийся под псевдонимом Борис Карлофф. Пратт выбрал экзотический псевдоним, чтобы не «позорить» свою чинную семью и брата-дипломата. Рослый актер с суровым взглядом прославился, когда сыграл монстра во «Франкенштейне», и приглашение его в «Мумию» стало студийным признанием его международной популярности.
«Мумия» вышла в прокат в декабре 1932 года. Как и предыдущие хорроры Universal, она была весьма успешна, особенно в Великобритании, которая тогда еще оккупирована Египет. Сейчас фильм считается жанровой классикой, хотя он уже давно никого не пугает. Представление о страшном в 1930-е годы было не такое, как сейчас.
Если экранные эпопеи о Дракуле и Франкенштейне были продолжены в 1930-х, то следующий фильм о Мумии вышел лишь в 1940 году. Причем «Рука Мумии» была не сиквелом, а вольным ремейком, с актером вестернов Томом Тайлером в роли живой мумии по имени Харис. Тайлер известен тем, что в 1941 году он стал первым голливудцем, сыгравшим в кино комиксного супергероя. Он снялся в киноцикле «Капитан Марвел», основанном на комиксах DC Comics.
За «Рукой Мумии» в 1940-х последовало еще три картины о Харисе, где эту роль исполнял Лон Чейни-младший, заглавный герой «Человека-волка», еще одного знаменитого хоррора Universal. Затем в 1955 году Universal выпустила пародийную комедию «Эбботт и Костелло встречают Мумию», на которой студийная история древнеегипетского злодея надолго завершилась.
Правда, британская студия Hammer Film Productions с 1959 по 1971 годы выпустила четыре фильма о Мумии, первый из которых назывался просто «Мумия». Но это была не продукция Universal, а снятое по лицензии иностранное кино. В первой английской «Мумии» мумифицированного Хариса сыграл Кристофер Ли (будущий Саруман из «Властелина Колец»), а археолога Бэннинга изобразил Питер Кушинг (будущий Таркин из «Звездных войн»). Режиссером ленты был постоянный постановщик Hammer Films Теренс Фишер.
Universal вновь вывела Мумию на экраны лишь в 1999 году. Изначально предполагалось снять малобюджетный хоррор, но после нескольких переписываний сценария «Мумия» превратилась в иронический мистико-приключенческий фильм в духе похождений Индианы Джонса. Лента Стивена Соммерса обошлась в 80 миллионов долларов. Главные роли исполнили Брейндан Фрейзер, Рэйчел Вайс и Арнольд Вослу. Последний, южноафриканский актер белого происхождения, изобразил Имхотепа. Соммерс вернул злодею имя из самой первой «Мумии».
Мнения критиков по поводу фильма Соммерса разошлись, но публике лента понравилась. Оба заработала 415 миллионов долларов, и в дальнейшем Universal выпустила два сиквела, а также приквел «Царь скорпионов» и даже мультсериал «Мумия», который продержался в эфире два сезона.
Последний из фильмов с Фрейзером, «Мумия: Гробница Императора драконов», вышел в 2008 году. Он был принят куда хуже, чем «Мумия» 1999 года, но заработал лишь немногим меньше – 401 миллион долларов при бюджете в 145 миллионов долларов. Поэтому создатели ленты полагали, что продолжение обязательно последует.
Однако в 2012 году было официально объявлено, что работа над третьим сиквелом свернута. Вскоре после этого стало известно, что вместо продолжения Universal работает над перезагрузкой цикла. Еще позже мы узнали, что новая картина станет одной из первых лент киновселенной «Монстры Universal». Официально эта киновселенная именуется «Темная вселенная», но давайте использовать более понятное и конкретное неофициальное название, отражающее суть новой эпопеи, – в духе киновселенных Marvel и DC Comics связать сюжетом самых известных персонажей классических хорроров Universal, от графа Дракулы до Человека-невидимки.
Работа над фильмом
«Монстров Universal» логично было начать с фильма о Дракуле, и первой картиной цикла должен был стать «Дракула» 2014 года с Люком Эвансом в заглавной роли. Но по мере работы над проектом «Дракулу» решили сделать независимой, отдельно стоящей лентой и начать цикл с «Мумии». Благо, что в нее удалось залучить более известных знаменитостей, чем Эванс и режиссер Гари Шор.
Первым делом продюсер всех недавних «Мумий» Шон Дэниел привлек к проекту в качестве креативного продюсера Алекса Курцмана – сценариста «Легенды Зорро», «Трансформеров», «Звездного пути/Стартрека» и других известных фантастических и мистических блокбастеров и сериалов. Точнее, Дэниел привлек Курцмана и его постоянного соавтора Роберто Орси, но друзья вскоре после этого объявили, что дальше будут вместе работать лишь над телепроектами, а кинолентами будут заниматься раздельно. Так что, хотя Орси сохранил пост исполнительного продюсера «Мумии», картиной в основном занимался Курцман.
На должность режиссера был нанят постановщик «Другого мира» Лен Уайзмен. Но ни он, ни его аргентинский сменщик Андрес Мускетти, создатель успешного англоязычного хоррора «Мама», надолго в команде «Мумии» не задержались. Так что Курцман, который в 2012 году дебютировал в режиссуре с мелодрамой «Люди как мы», взял постановку «Мумии» на себя.
Сценарная группа тоже сложилась не сразу. Первым был нанят Джон Спэйтс, соавтор «Прометея» и «Доктора Стрэнджа», а также сценарист «Пассажиров». Он разработал концепцию ленты совместно с Курцманом и Дженни Люмет – дочерью классика режиссуры Сидни Люмета. Люмет известна по сценарию мелодрамы «Рэйчел выходит замуж», которая принесла Энн Хэтэуэй номинацию на актерский «Оскар».
К окончательному сценарию ленты приложили руку Кристофер МакКуорри («Подозрительные лица», «Миссия невыполнима: Племя изгоев»), актер и сценарист Дилан Кассман («Общество мертвых поэтов») и постоянно работающий в последние десятилетия Дэвид Кепп («Парк Юрского периода», «Человек-паук», «Война миров», «Индиана Джонс и Королевство хрустального черепа»).
Курцман начал с верности традиции «Мумии», и он долго работал над вариантами сценария, где заглавный персонаж был мужчиной. Но постепенно он осознал, что злодеем ленты должен быть не жрец, пытающийся оживить или вернуть из небытия принцессу, а сама принцесса, которая пыталась взять судьбу в свои руки и жестоко поплатилась за то, что нарушила устои патриархии. Мол, на дворе XXI век, и женщины уже давно могут быть не только объектами, но и субъектами блокбастерного повествования. Даже если это женщины из Древнего мира. Кроме того, Курцман решил предложить публике что-то новое, а не скучное повторение многократно пройденного. Ну и, наконец, такая злодейка вызывает определенную симпатию, что типично для хорроров Universal. Вспомним, например, монстра Франкенштейна.
Так появилась принцесса Аманет – девушка-воин, которая надеялась унаследовать отцовский трон и стать фараоном, а вместо этого стала воскресшей мумией с невероятными магическими способностями. В отличие от злодея из «Мумии» 1999 года, Аманет воскресает в современном мире, что, на взгляд Курцмана, куда страшнее, чем явление «Мумии» в прошлом.
Вообще, «страшно» было для продюсера-режиссера очень важным словом. «Мумия» Соммерса была увлекательной, а не страшной. Курцмана же пригласили для того, чтобы он вернул монстров Universal в их родной мир хорроров. Universal нравится, что хоррор-циклы не обязательно от фильма к фильму делать все более масштабными и дорогими и что картины в «Монстрах Universal» могут быть как эпическими, так и почти камерными – в зависимости от персонажей и их истории.
Когда в 2015 году начались переговоры с Томом Крузом об участии в фильме, со стороны могло показаться, что Курцман отказывается от плана снять хоррор и возвращается к концепции Соммерса. Ведь Круз приучил публику, что обычно изображает суперменов, которым все по плечу и которых ничто не пугает. Какой же это персонаж хоррора? Другое дело – боевик или комедийный боевик…
Однако это было не «предательство» Курцмана, а его хитрый план – взять на главную актера, за которого зрители не боятся, и сделать с его персонажем нечто такое, чего испугаются и герой, и публика. Персонаж Круза Ник Мортон – рисковый парень, военный наемник и искатель сокровищ, но с ним еще никогда не случалось того, что происходит, когда он сталкивается с Аманет. В сущности, принцесса-мумия производит на него такое же впечатление, какое в обычных слэшерах производит маньяк на девушек-жертв, и суровый мужик превращается в ошарашенного и напуганного мальчишку, который не знает, что ему делать, куда бежать, кого просить о помощи. В этом ключевой жанровый финт новой «Мумии», и Курцман им очень гордится.
Понятно, абы кто Круза не напугает. Но Курцману очень понравилась франко-алжирская танцовщица и актриса София Бутелла, когда он увидел ее в блокбастере «Kingsman: Секретная служба». У Бутеллы была почти немая роль, но она источала интригующую опасность, и Курцман решил, что нашел свою принцессу-монстра – симпатичную, но наделенную необузданной энергией. Добавить пластический грим и спецэффекты – и вот вам Аманет. Кроме того, Бутелла из Северной Африки. Кому же еще, как не ей, играть египетскую принцессу? Правда, сейчас в Америке многие настаивают, что древние египтяне были темнокожими, но серьезная наука считает, что они были ближе к нынешним египтянам, чем, скажем, к эфиопам.
Если в мире есть монстры, то есть и те, кто тайно собирает о них сведения и придумывает, как им противостоять. Для киноцикла такая организация – естественное связующее звено для самых разных историй. В киновселенной Universal эта организация базируется в Лондоне, и ее представителем служит доктор Генри Джекил – тот самый, который «Джекил и Хайд». Как говорится, «чтобы ловить монстров, нужно самому быть монстром». Кастинг на эту очень важную для фильма и для цикла роль был довольно жестким, и в итоге его выиграл Рассел Кроу, которому доводилось играть и воинов («Гладиатор»), и интеллектуалов («Игры разума»). Так что роль Джекила ему отлично подходит. Другой претендент на эту роль Хавьер Бардем в утешение получил образ монстра в будущей картине «Невеста Франкенштейна».
Кстати, у Кроу и Круза в фильме есть совместные боевые сцены. Актеры никогда раньше вместе не работали, но они давно дружат, и оба настояли на том, что драться будут без помощи дублеров, потому что «всегда об этом мечтали». К концу съемки обоим здорово досталось!
Как и в «Мумии» 1999 года, Курцман в своем фильме совместил образы главного археолога и главной положительной героини. В свою очередь, Круз, как большой поклонник британского криминального сериала «Заточенные козырьки», настоял на приглашении на роль археолога Дженни Холси английской актрисы Аннабель Уоллис. Вы могли видеть ее в хорроре «Проклятие Аннабель» и в недавнем блокбастере «Меч короля Артура», а также в комедии «Братья из Гримсби».
Джейк Джонсон из телесериала «Новенькая» и Кортни Вэнс из телесериала «Закон и порядок: Преступное намерение» изобразили военных офицеров. Британский актер с восточными корнями Селва Расалингам сыграл фараона Менефтре, а испанец Хавьер Ботет был привлечен для изображения египетского бога пустыни и хаоса Сета.
Ботет родился с генетическим отклонением, которое называется «синдром Марфана». У него неестественно вытянутые конечности, благодаря чему он весит менее 60 килограммов при росте в 2 метра. Ботет регулярно изображает пугающих персонажей в хоррорах. Он снимался в «Репортаже», «Маме», «Багровом пике», «Заклятии 2», а также участвовал в создании Чужих для фильма «Чужой: Завет». Между прочим, синдром Марфана, возможно, был у фараона Эхнатона, отца Тутанхамона, и у других представителей их царской династии.
Основные съемки «Мумии» проходили в Англии – в Оксфорде, в графстве Суррей, в Лондоне и на одной из крупнейших британских студий Shepperton Studios, чьи павильоны регулярно арендуют создатели эпических блокбастеров. Там, в частности, снимались многие хиты Marvel. В самом конце съемочного периода, который продолжался с апреля по август 2016 года, группа на две недели слетала в Намибию. Только смелые люди могут в августе «пахать» в африканской пустыне!
По традиции Круз снимался не только на земле, но и воздухе. Сцена авиакатастрофы, которую вы наверняка помните по трейлерам, снималась не в декорации самолета, а в настоящем самолете, пикирующем на землю. Эта техника используется для создания невесомости и подготовки космонавтов. В Америке такие полеты называют vomit comet («рвотная комета»), поскольку всех поначалу от такой невесомости выворачивает наизнанку. Случилось это с Крузом и с его коллегами. Так что им пришлось сперва «опорожниться», а уже потом изображать катастрофу. Всего потребовалось четыре полета, по 16 моментов невесомости в каждом полете. Это вам не вымышленные монстры, это настоящий кошмар!
Персонажи «Мумии»
Ник Мортон – главный герой картины. Циничный и эгоистичный наемник и искатель сокровищ, Ник на многое готов за деньги. В фильме его нанимают, чтобы он вытащил из подземелья и доставил в Лондон обнаруженный на Ближнем Востоке древний саркофаг с мумией принцессы Аманет. Однако рутинная операция оборачивается мистическим кошмаром, когда мумия оказывается живой. Мортона сыграл Том Круз.
Принцесса Аманет – главная злодейка картины. У ее отца-фараона долгое время не было сына, и он готовил Аманет к тому, что она займет его место на троне. Но когда сын все же родился, фараон отказался от своего обещания. Разъяренная Аманет заключила пакт с силами тьмы, и ее пришлось заживо мумифицировать и заточить в подземной тюрьме, чтобы ее зло не распространилось по миру. Когда ее саркофаг достают из-под земли, Аманет получает долгожданную свободу. Она обладает огромной магической силой, и она жаждет обрести власть, которая должна была принадлежать ей по праву. Аманет сыграла София Бутелла.
Дженни Холси – женщина-археолог, специалист по Древнему Египту. Дженни вместе с Мортоном участвует в раскопках на Ближнем Востоке. Она многое знает об Аманет, и она оказывается «моральным компасом» сюжета. Холси сыграла Аннабель Уоллис.
Генри Джекил – таинственный представитель тайной организации, которая уже много лет изучает мистических монстров и способы борьбы с ними. Джекил импозантен и интеллектуален, но у него есть темная сторона. Он сам – один из тех монстров, которым противостоит его организация. Джекила сыграл Рассел Кроу.
Ожидания
Предыдущие фильмы о Мумии пользовались большим успехом, и вряд ли картина с Томом Крузом и Расселом Кроу провалился там, где преуспело кино с Фрейзером. Нас явно ждет интригующая и эффектная постановка, на которую с толком потратили 125 миллионов долларов. Однако Курцман еще не показал себя как режиссер, а его послужной список как сценариста отнюдь не безупречен. Так что, даже если фильм удастся с коммерческой точки зрения, это не значит, что он получится творчески и что у студии будет мощный задел для будущих картин из цикла «Монстры Universal».
Кстати, одна из этих лент уже готовится. В 2019 году в прокат должна выйти «Невеста Франкенштейна». Фильмом занимается режиссер недавних «Красавицы и Чудовища» Билл Кондон, а монстра играет Хавьер Бардем. С интересом ждем, каким будет легендарное чудовище с испанским акцентом… Также в планах студии «Человек-невидимка», «Ван Хелсинг», «Человек-волк», «Дракула», «Призрак Оперы». Universal будет очень разочарована, если «Мумия» поставит крест на всех этих проектах.
«Мой внутренний египтолог плачет». Фильм «Мумия» как историческое недоразумение | Futurist
Рецензия
Автор: Александр Соколов |
20 июня 2017, 18:15
Вышел новый ремейк «Мумии». Знатоки кино пишут, что Том Круз «уже не торт», решают, справилась ли топ-модель София Бутелла с ролью египетской принцессы, рассуждают об «антифеминистском» посыле картины и о противостоянии блондинок и брюнеток. Нет только одного – анализа исторической составляющей. Редактор АНТРОПОГЕНЕЗ.РУ Александр Соколов не побоялся обвинений в бессмысленности затеи и проанализировал «Мумию» как «околоисторический» фильм. Помогал Александру египтолог Максим Лебедев.
Посмотрел новую «Мумию» и даже прочитал кучу рецензий на «Мумию», в том числе ругательных. Никто из критиков, как мне показалось, даже не пытался анализировать историческую, прости господи, достоверность картины. Вероятно, считая, что искать исторические факты в таком фильме – все равно, что требовать правды от РЕН ТВ. А я не побоюсь обвинений в бессмысленности такой затеи и откомментирую «Мумию» как «околоисторический» фильм. Кто я такой, спросите вы, чтобы рассуждать о Древнем Египте? Поэтому я попросил помочь египтолога, к.и.н., спикера форума «Ученые против мифов» Максима Лебедева.
Конечно, авторы блокбастеров в большинстве случаев плевать хотели на каких-то исторических консультантов. Но что меня особенно бесит, так это воспевание образа коллекционера – черного копателя. Главный герой картины Ник Мортон (Том Круз) именно такой, он – одновременно разведчик и охотник за антиквариатом, занимается тем, что, пользуясь войной в Ираке, грабит древние памятники. Причем даже не исторические ценности интересуют этого положительного (!) героя, а тупо золото.
Когда в результате бомбового удара по безымянному иракскому селу под землей открывается некий провал, в котором виднеется голова статуи исполинских размеров – кажется, бОльших, чем даже у колоссов Мемнона – Нику Мортону пофиг. Ну подумаешь, неизвестная гробница размером с аэропорт (и после этого я должен поверить, что это «черный археолог»?) Только когда прибывшая на место археологиня Дженни Хэлси (Аннабелль Уоллис) сообщает, что «это важная находка» (ваш кэп), до парня и его компаньона – постоянно ноющего дебиловатого Криса (Джейк Джонсон) доходит: там ведь может быть золотишко!
После этого полковник, только что собиравшийся чуть ли не арестовать двух авантюристов, вдруг велит именно этой сладкой парочке сопровождать Дженни при осмотре находки. Мудрое решение! При этом Ник и Крис корчат недовольные рожи и восклицают «О черт», как будто только что не пускали слюни при мысли о сокровищах, которые их ждут.
Спустившись, троица начинает осматривать подземелье. Грабители немедленно начинают пререкаться: «Видишь тут сокровища? Я нет. Тут только статуи, которые невозможно унести». Видимо, они ждали, что сразу же наткнутся на сундук с золотыми соверенами.
«Включите фонари!», – велит Дженни, и во тьме вспыхивают прожектора (откуда они взялись в пещере?)
Археолог быстро определяет: «Гробница». Но затем меняет мнение: «Нет никаких запасов провизии для путешествия в загробный мир, нет сосудов с внутренностями» (почему-то Дженни утверждает это, хотя еще, казалось бы, не осмотрела и четверти помещения). Зато есть статуи бога Сета, повернутые лицом к бассейну с ртутью, а в бассейне – нечто, удерживаемое цепями. Как мы позже увидим, саркофаг. «Это не гробница, а тюрьма!» (в это время за спиной глупой ученой, поглощенной своей исторической ерундой, наши герои начинают быстренько пихать в мешки все, что плохо лежит).
А я задумался: сколько паров ртути должно быть в подземной пещере с ртутным бассейном? Полагаю, хватит, чтобы не поздоровилось трем идиотам, залезшим незнамо куда без средств защиты. Кстати, зачем тут ртуть? «Древние египтяне верили, что ртуть ослабляет злых духов», – заявляет Дженни.
Египтолог Максим Лебедев иного мнения. «Упоминаний ртути в древнеегипетских магических текстах мне не известно, – сообщает он. – Древние египтяне ртуть в чистом виде, судя по всему, не использовали, однако применяли различные ее соединения. Например, сульфид ртути в качестве пигмента или сплавы с золотом и серебром для золочения/серебрения (видимо, это была античная технология, которую в Египте стали применять с Птолемеев)».
Еще у меня, хоть и не специалиста по Древнему Египту, возникает вопрос: если цель (как мы узнаем далее) – сделать так, чтобы «мумия» не сбежала, то зачем такое огромное пустое помещение? Сколько лет ушло бы на его создание? И зачем удерживать саркофаг цепями? Не проще ли все засыпать? Ведь именно таковы шахтные гробницы, например, в Саккаре – где вырывался колодец до нескольких десятков метров глубиной, саркофаг опускался на дно, а потом все заваливалось песком. Правда, не потому, что мумия может сбежать, а чтобы уберечь ее от грабителей, которые не давали покоя мертвым еще в Древнем Египте.
Но не таковы египтяне из фильма – нет, они даже добавляют удобный подъемный механизм(!): стоит герою Тома Круза перестрелить одну из цепей, как специальный груз начинает опускаться, и саркофаг выплывает из бассейна на всеобщее обозрение (ох уж эти голливудские клише! Конечно, со всех щелей начинают лезть полчища пауков).
Художники постарались придать саркофагу зловещий вид – поэтому его украшает рожа с раскрытым ртом, искаженная гримасой. Крайне не по-египетски выглядит, господа! Посмотрите на любую древнеегипетскую статую. Найдите хоть одну с открытым ртом. Да поправят меня специалисты, но на древнеегипетских лицах, как правило, бесстрастное выражение, максимум – легкая улыбка. Рот плотно сжат. Египетская принцесса явно сильно разозлила древних мастеров, если они столь резко отошли от канонов при изготовлении саркофага.
Но вернемся в прошлое: в начале фильма нам сразу раскрывают все карты – рассказывают историю «мумии». Оказывается, она – Аманет – была любимой дочерью фараона и единственной наследницей, но у царя родился сын, который должен был наследовать трон отца. И вот алчная принцесса вызвала Сета, «бога хаоса и смерти», заключив с ним договор, благодаря которому силы тьмы обретут свободу. После этого Аманет взяла некий ритуальный кинжал, коим зарезала папашу и наследника. Я, честно говоря, не понял, почему для отцеубийства нужна была помощь Сета. Тем не менее, Сет требовал платы: по условиям сделки Аманет должна вселить Сета в тело человека, впустив его таким образом в мир людей. «Тогда они будут править вместе».
Статья по теме
Александр Соколов: «Средний россиянин не очень представляет себе, как вообще происходит эволюция»
Но провести нужную операцию – пырнуть тем же кинжалом своего «избранного» – Аманет не успела: выскочили жрецы, схватили принцессу и «за свои грехи она была мумифицирована заживо», причем вдали от родины – в Месопотамии. Нам показывают, как Аманет заматывают бинтами и запихивают в гроб (не представляю, как можно мумифицировать заживо: ведь мумификация – это не заматывание бинтами, она предполагает бальзамирование и, вообще-то, для этого нужно вынуть из тела внутренние органы). И даже память о проклятой принцессе египтяне постарались стереть, уничтожив все упоминания о ней. Остается лишь гадать, откуда в таком случае у Дженни взялась карта с указанием расположения гробницы… Вот так я, зритель с профдеформацией, брюзжу при просмотре этого аттракциона.
А что скажет профессиональный египтолог?
Максим, реальна ли ситуация, когда дочь фараона убивает отца и его новорожденного сына, чтобы «взойти на трон»?
Заговоры при египетском дворе бывали, бывали и попытки убийства царя. Первые сведения о придворной борьбе за власть относятся к позднему Древнему царству, а наиболее известный пример, пожалуй, это заговор против Рамсеса III, в котором были замешаны дамы из гарема. Данная ситуация в принципе напоминает ту, что описана в отношении Рамсеса III. Заговор был устроен для того, чтобы возвести на трон другого сына по имени Пентаур, не официального наследника. Царь был убит, но довести дело до конца заговорщикам не удалось: на престоле все же оказался тот его сын, который и должен был наследовать царство – Рамсес IV.
Возможно ли было такое, когда нехорошую «принцессу» «мумифицировали заживо»?
С женщинами такого не известно, насколько я знаю. Зато хорошо известен пример с молодым мужчиной, предположительно это тот самый сын Рамсеса III Пентаур, которого похоронили в шкуре животного и, возможно, заживо.
Реально ли «захоронение дочери фараона вдали от Египта», в Месопотамии?
Египетские цари традиционно не выдавали своих дочерей замуж за чужеземных правителей. При этом сами с удовольствием брали в жены чужеземных принцесс, в том числе из Месопотамии. Египтяне за пределами своей страны, конечно, умирали, но их тела в этом случае старались эвакуировать на родину. Примеры известны с позднего Древнего царства.
Имеет ли какое-то отношение к древнеегипетским верованиям «возрождение Сета в теле человека» в результате «удара особым ритуальным кинжалом»?
По египетским представлениям классического периода бог не мог ни возродиться, ни воплотиться в теле человека. Единственное относительное исключение – это египетский царь, который был богом Хором на земле. Но это не совсем исключение, так как царь изначально бог. Это не бог в человеческом теле, по крайней мере, вплоть до Позднего периода. Зато египтяне имели представление о целевом перерождении древних мудрецов через поколения в новых телах. Это происходило в том случае, если Египту грозили какие-то опасности.
Случалось ли, чтобы египтяне «вырезали из истории» какого-то фараона или его родственника (чтобы стереть о нем всякую память)?
Было и не раз. Первые примеры относятся, опять же, к Древнему царству – рубежу V и VI династий.
Спасибо, Максим! Значит, некоторые правдоподобные детали в истории с мумией имеются, а прототипом для Аманет можно (с оговорками) считать царевича Пентаура. Правда, предполагаемая мумия царевича находилась отнюдь не в Месопотамии, а в Фиванском некрополе.
Впрочем, дальше в фильме случается наиболее, по-моему, вопиющий косяк. Когда саркофаг поднимают на поверхность, Дженни велит обращаться с ним бережно, добавляя, что этой штуке «5 тысяч лет». В этом случае саркофаг должен был бы относиться непосредственно к I-й династии – это раннее царство, вскоре после объединения Нижнего и Верхнего Египта. Правда, этому противоречит множество деталей, из которых самая очевидная: показ принцессы Аманет на фоне пирамид Гизы (построенных «всего» на 500 лет позже).
А затем, когда саркофаг погрузили на борт, археологиня разглядывает его и заявляет: «Судя по иероглифам, это Новое царство». Вот это поворот! Вообще-то Новое царство началось 3500 лет назад. Надо добавить, что специалисту-египтологу достаточно было бы беглого взгляда на саркофаг, чтобы определить, к какому периоду он относится.
Тем не менее, цифра «5 тыс. лет» звучит в фильме и позже. Как быть? Ну разве что списать на то, что в «параллельной вселенной фильма хронология Древнего Египта устроена по-другому».
Статья по теме
Историк Максим Лебедев о будущем египтологии
Затем начинаются совсем фантастические перипетии, от которых мой внутренний египтолог посыпает голову пеплом и умолкает, а вместо него включается внутренний литературовед, заявляющий, что появление в этом действе доктора Джекила-Хайда (из романа Стивенсона) – событие за пределами добра и зла.
А еще было неожиданно, как в Лондоне восставшая мумия оживила и заставила служить себе скелеты крестоносцев. Это как бы намекает: древний бог Сет круче Христа. Нет ли тут оскорбления чувств верующих?
Подпишись на еженедельную рассылку
Теги
кино
рецензия
Муммия
история
антропология
египтология
Фото: bokasiljan. visitdalarna.se, /www.denhelderactueel.nl, bloody-disgusting.com
«Мумия» является доказательством того, что Голливуду следует прекратить снимать фильмы о древнем Египте. Кино и телевидение
Этот фильм занимает видное место в длинном списке фильмов, представляющих собой не более чем бессмысленные акты культурного вандализма
«Пожалуйста, будьте менее резкими», — спросил меня мой коллега. Она имела в виду мой обзор Fast and Furious 8 .
Я мог бы быть, если бы меня попросили сделать обзор чего-то вроде Logan , но меня попросили просмотреть 9 Тома Круза0005 Мумия.
После просмотра первой части серии «Темная вселенная» от Universal Studio у меня возникла собственная просьба: могут ли белые люди перестать снимать фильмы о Древнем Египте?
«Мумия » занимает видное место в длинном списке голливудских фильмов, которые представляют собой не более чем бессмысленные акты культурного вандализма и убийства истории.
youtube.com/embed/IjHgzkQM2Sg?enablejsapi=1&showinfo=0″ allowfullscreen=»» frameborder=»0″ scrolling=»no»>
Я был в бешенстве во время просмотра фильма, и когда я вернулся домой, я просмотрел IMDB, чтобы найти много фактических ошибок.
Предполагаемый археолог говорит, что мумия была заперта на две тысячи лет. Однако две тысячи лет назад Египет был римской провинцией. Он был завоеван почти пятьдесят лет назад, и в нем не осталось волшебных принцесс. Кроме того, большие пирамиды были построены примерно четыре тысячи шестьсот лет назад. Не две тысячи.
Имя мумии, Ахманет, не является возможным древнеегипетским именем. Аналогичное имя Амунет является древнегреческим вариантом египетского имени I-m-n-t. I-m-n означает, грубо говоря, Скрытый, а Амунет, следовательно, означает «женщина, скрытая» или «Она Амона» (главный египетский бог). Однако имя в этом фильме, Ахманет, не может быть именем египтянина.
Знаки на лице и теле Мумии представляют собой новую систему письма. Это не египетские иероглифы, которые, безусловно, можно было бы использовать в любом религиозном, магическом или связанном с божествами контексте. Они не являются какой-либо формой древнеегипетского языка.
Ни один из предметов искусства/реквизита не имеет реального древнеегипетского стиля или особенностей. Саркофаг Мумии вовсе не древнеегипетский. Ни один из рисунков не соответствует древнеегипетской иконографии или археологической реальности.
Некритичные из вас скажут, что это просто фильм, но некоторые из нас не против того, что незападные культуры используются западными культурными институтами в качестве корма для мультяшных фантазий.
Не говоря уже об отсутствии энциклопедических достоинств, фильм пуст почти во всех остальных аспектах. Режиссер фильма Алекс Курцман, который также снял « Трансформеров » и, с самого начала, « Мумия » — это фильм Алекса Круцмана в худшем смысле.
Мумия о возвращении к жизни древнеегипетской принцессы Ахамнет
История о возвращении к жизни древнеегипетской принцессы Ахамнет, которая была мумифицирована и проклята навеки за то, что заключила договор с египетским богом смерть и убийство собственного отца и брата в попытке стать правителем Египта. Принцесса Аманет пробуждается от своего проклятия двумя ничего не подозревающими охотниками за головами, и ее миссия состоит в том, чтобы выполнить договор с Богом смерти, пожертвовав персонажем Тома Круза, ради которого она готова разрушить мир.
Так же, как и в Трансформерах , главная героиня в этом фильме смотрит в пупок (буквально, в одной сцене). Дженни Хэлси, которую играет Аннабель Уоллис, является археологом, выполняющим миссию по поиску гробницы принцессы Аманет, но ее главной достопримечательностью является не ее актерский талант, а тот факт, что она худая симпатичная блондинка.
Главная героиня Аннабель Уоллис привлекает не ее актерскими способностями, а тем фактом, что она худенькая, симпатичная блондинка
. И какой еще способ довести ее до конца, кроме как дать ей несколько невнятных реплик в фильме.
ВНИМАНИЕ, СПОЙЛЕР
Кроме того, источником постоянного раздражения является помощник Тома Круза, Крис Вейл (которого играет Джейк Джонсон), благодаря его совершенно неудачным попыткам стать комическим персонажем в фильме. Я почувствовал облегчение, когда его укусил паук, когда он охотился за гробницей Аманет, потому что казалось, что он умрет и больше никогда не появится, но я ошибался. Он был столь же достоин съеживаться после смерти.
Рассел Кроу излучает авторитет и присутствие, играя доктора Генри Джекила. Должен сказать, я был в восторге от него, не говоря уже о том, что наконец-то появилась хорошая игра. Доктор Джекилл возглавляет секретную организацию Prodigium, пытающуюся защитить мир от зла, которым в этом фильме является принцесса Аманет.
Ему дается приличное количество экранного времени, и мы видим другую сторону доктора Джекила, Эдварда Хайда. Есть также четкие отсылки к Дракуле и Франкенштейну, которые являются двумя другими фильмами из серии «Темная вселенная».
Рассел Кроу сыграл выдающуюся роль в «Мумии
». Несмотря на то, что сюжетная линия линейна и бесхитростна, она становится несколько интригующей ближе к концу, когда персонаж Тома Круза Ник Мортон оказывается своего рода антигероем. Однако, несмотря на это, фильм все же о нем. И под ним я подразумеваю Тома Круза, а не Ника Мортона.
Синоним агента Ханта из серии «Миссия невыполнима », трудно избавиться от визуальных воспоминаний, связанных с Томом Крузом. Если бы я не знал, что смотрю « Мумия », я бы подумал, что это агент Хант пытается выполнить задание где-то в Египте.
Подробнее: Том Круз снимается в новом фильме «Мумия», а Твиттер не справляется с изменением
Я не понимаю, в чем заслуга того, что он был главным героем. Если это была его звездная сила, она явно не сработала, поскольку фильм едва ли стал хитом в прокате.
Шутка в том, что Том Круз мумия, потому что он такой старый. Но я так не думал. Он мумия не потому, что он старый, а потому, что он такой же. Он был таким же в Отчет меньшинства , Миссия невыполнима и в Мумия . Том Круз на самом деле не очень разносторонний актер, и, как мумия, он не сильно изменился за пески времени.
Трудно избавиться от визуальной памяти, связанной с Томом Крузом. Если бы я не знал, что смотрю Мумия , Я бы подумал, что это агент Хант пытается выполнить задание где-то в Египте.
Говоря о мумии, София Бутелла играет принцессу Аманет. Хотя я всегда рад видеть небелые лица в Голливуде, это вызывает чувство трепета. Алжирско-французская актриса — компетентная исполнительница, но, к сожалению, фильм не отдает ей должного. Акцент делается больше на ее экзотическом факторе. Чувственный и манящий, спаситель принцессы Аманет — или Избранный — Том Круз, белый мужчина. Голливуд никогда не сможет правильно установить расовые отношения.
Единственным памятным моментом из «Мумия » является мощная игра Рассела Кроу, даже несмотря на то, что его размытые фразы ниже такого лауреата Оскара, как он. Помимо этого, единственное, о чем стоит задуматься в фильме, — это следующие части серии «Темная вселенная».
Финал фильма раскрывает то, что будет дальше. Я с нетерпением жду Дракулу и Франкенштейна, но надеюсь, что Universal Studios возьмутся за дело и отнесутся к остальным фильмам с уважением и серьезностью, которых так сильно не хватало в Мумия.
Мумия могла бы быть великолепной, если бы она была об Аманет
Мумия могла бы быть великолепной, если бы она была об Аманет
21:00 по восточноевропейскому времени, 19 июня 2017 г.
Насим Мансури
type=»text/javascript»>
В этом году Мумия оказалась упущенной возможностью, но что, если бы София Бутелла снялась в роли принцессы Ахманет, ищущей власти и справедливости в Древнем Египте?
Мумия 9«0006» попал в кинотеатры на прошлой неделе и получил крайне негативные отзывы. От мучительно ужасной игры Тома Круза до сюжетной линии, которая казалась смесью многих фильмов, которые мы видели раньше (что, по сути, является всей предпосылкой этой франшизы «Темная вселенная»), это было разочаровывающим перевоплощением оригинал. По словам самого Hypable из нашего обзора фильмов: «Голливуд дает киноманам контент, о котором они не просили».
Если и было что-то, что стоило спасти из фильма, так это очаровательное исполнение Софии Бутеллы в роли Аманет, Мумии, которую обыгрывали в трейлерах только для того, чтобы сам фильм ужасно испортил ее.
Несмотря на почти оскорбительно сокращенное экранное время и ненужное внимание к наготе Аманет, она по-прежнему остается тем аспектом истории, который заставляет нас хотеть узнать больше.
Начальные минуты дают нам то, что, безусловно, могло бы стать прекрасным полнометражным фильмом. Ахманет, способный боец и правительница, единственная наследница фараона Египта, любимая отцом. Но когда жена фараона рожает наследника мужского пола, будущее Ахманет на троне украдено у нее, и она прибегает к темному договору с богами, чтобы добиться справедливости.
Конечно, Мумия продвигает этот план на шаг вперед, необъяснимым образом заставляя ее нуждаться в мужчине, чтобы подтвердить свою власть над Египтом… план, который в конечном итоге сорвался, когда ее похоронили заживо.
Но что, если бы фильм был сфокусирован на древнеегипетской истории, а не на современном воскрешении Ахманет и поиске мужского сосуда? Что, если бы мы получили сложную драму о египетской принцессе, которая сделала все, чтобы заслужить трон, но жестоко лишена его по патриархальным законам? Что, если бы мы увидели ее попытки убедить отца, которого она любит, уважать ее право, или ее постепенное осознание того, что выход может быть только один? Что, если бы мы получили фильм о семье, власти и несправедливости, с темной магией и удивительной египетской пустыней в качестве фона?
К сожалению, в фильмах не хватает сильных цветных женских ролей, даже с нашей одержимостью Древним Египтом и историями, связанными с его богами. Хуже того, когда мы делаем видим их, особенно в фантазиях, они очень часто сводятся к сексуальным объектам — что мы видим в одержимости камеры обнаженным телом Бутеллы, даже с рейтингом PG-13 — и странным видом. По правилу кажется, что если женщина обладает властью, она должна быть злой. Это делает появление сильных, амбициозных женщин со сложными личностями и нюансами историй очень редким в кино в целом.
Фильм о Древнем Египте, снятый Бутеллой, даже не должен был заканчиваться хорошо. Все могло закончиться так, как в Мумия . Как ни удивительно было бы увидеть успешную историю женщины, ставшей фараоном, было бы не менее интересно, если бы герой в конечном итоге стал злодеем — до тех пор, пока решение сделать это было за ней. Как и в фильме Шарлиз Терон « Белоснежка и охотник » или его продолжении «Охотник: Зимняя война », он мог бы рассказать историю борьбы человека с человечеством, ставок, связанных с властью, и того, как далеко нужно зайти в поисках. справедливости.
Печально то, что это было именно то, что было задумано с Dracula Untold , который изначально задумывался как история происхождения злополучного Dark Universe от Universal . Хотя от этой идеи в конечном итоге отказались, и фильм был выпущен как отдельный фильм, это остается ошибочным решением со стороны сценаристов. Особенно, когда дело доходит до Ахманет, которого они, вероятно, надеются вернуть в других фильмах этой франшизы, такой фильм был бы гораздо более привлекательным.
Связанный: Для сторонников: Эй, Голливуд: не каждый фильм должен стать франшизой
Хотя существует достаточно боевиков/фильмов ужасов со злой женской сущностью, охотящейся на людей, их определенно недостаточно истории о женщинах-фараонах, сражающихся с несправедливостью своей политической системы с помощью магии.
Так что же послужило причиной странных решений, принятых для Мумия, и удивительного отсутствия самой Мумии в фильме, названном ее именем? Возможно, это был вклад Круза, который, по слухам, сильно изменил сценарий и фактически отнял экранное время у персонажа Бутеллы. Или, может быть, это был сам сценарий или сама концепция с самого начала — постоянное стремление от имени Universal делать все больше и больше перезагрузок вместо того, чтобы пробовать что-то новое.
Жаль, что такой хороший персонаж, как Аманет, и такой хороший актер, как Бутелла, были отодвинуты на второй план ради дешевого боевика Мумия . Если Universal когда-нибудь захочет максимально использовать то, что вышло из этого разочарования, они, возможно, захотят подумать о том, чтобы дать истории египетской принцессы шанс.
Хотите увидеть больше Ахманет?
Поделитесь этой статьей:
Мы хотим услышать ваше мнение по этой теме!
Напишите комментарий ниже или отправьте статью в Hypable.
by Karen Rought
- Disney
- Особенности
Если вы ищете новый подкаст о Перси Джексоне, не ищите дальше Prophecy Radio , в котором обсуждаются все проекты Риорана, новые и старые.
Карен Раут
Ищете новые книги, которые выйдут в сентябре 2021 года? Вот что мы читали за последний месяц, в том числе названия от Рика Риордана, Кендари Блейк и других.
by Pamela Gocobachi
Sister Act 3 , похоже, только что нашел своего директора в лице Тима Федерле.