Древнеримская обувь: § 3. (VI . . .- V . . .) [1987 ..

Итальянская коллекция весна-лето 100 года н.э.


Итальянская обувь славится во всем мире. Недавние археологические находки показали, что это не случайно. Оказалось, что сапожные традиции средиземноморских мастеров уходят корнями еще во времена Римской Империи. Древнеримская обувь, найденная в Германии, не только прекрасно сохранилась, пролежав под землей две тысячи лет, но и отличается изящным дизайном и функциональностью.

Небольшой германский городок Бад-Хомбург имеет уникальную достопримечательность – здесь реконструирована античная крепость Заальбург. Уже в 90-м году нашей эры здесь был организован римский форпост. Для тех времен эти места были настоящей глухоманью. Именно тут проходила граница великой империи, дальше находились земли германских племен. Тем не менее, в этой крепости, отдаленной от Рима, жили люди, следящие за модой и предпочитающие красивую обувь. На дне старинного колодца археологи обнаружили прекрасно сохранившуюся туфлю, которая пролежала там около двух тысяч лет, а теперь гордо заняла место в местном музее.

Древнеримская обувь прекрасно сохранилась за 2 тысячи лет

На самом деле, найденный предмет относится к одному из самых распространенных видов древнеримской обуви. Это калига – разновидность сандалии на толстой подошве. В отличие от изделий для дома, они делались из очень прочной кожи, а в подошву могли вбиваться шипы. Такую обувь носили и солдаты, и горожане. То, что образец сохранился до наших дней в неплохом состоянии, говорит о прекрасном качестве выделки кожи. Кроме того, обувь достаточно красива. Видно, что древний мастер тщательно продумывал дизайн. Фигурные вырубки в форме кругов и ромбов часто использовались в те времена, да и сейчас все еще являются актуальным вариантом украшения кожаных изделий. Несомненно, это предмет одежды не простолюдина, а знатного человека. Относительно обычной обуви, такая в те времена должна была стоить не меньше, чем современные дизайнерские бренды.

Коллекция древнеримской обуви в музее Заальбурга

Солдатская обувь Древнего Рима отличалась отменной прочностью и удобством. В зависимости от погодных требований на калигах либо делалось множество вырубок, либо они были сплошными, с отверстиями только для завязок. Высота их могла доходить до середины голени, и таким образом они являются прообразом сапогов. Надевалась такая обувь за 3-4 минуты и могла выдержать многокилометровые марши.

Римская калига (реконструкция)

Кстати, название «калига» через много веков закрепилось за особыми подвязанными сандалиями, в которые обувались паломники для пешего пути в Иерусалим. В этом последнем значении слово стало известно в Древней Руси, и от него произошло словосочетание «калики перехожие».

Подошвы древнеримских военных сапог, музей Заальбурга

Женская обувь в древности, конечно, была более тонкой и изящной, ее часто покрывали вышивкой, украшали жемчугом и драгоценными камнями. Впрочем, то же самое себе позволяли не только женщины, но и знатные мужчины.

Образец изящной обуви на древнеримской статуе

Древние римские мастера, несомненно, в те времена были не только законодателями моды, но и учителями для множества народов. Именно из империи основные принципы сапожного дела и стиль обуви распространились по всей Европе, как это видно на примере находки в Заальбурге. Модная обувь, пролежав на дне колодца пару тысячелетий, до сих пор выглядит изящной и удобной, поэтому мастерство древних ремесленников достойно огромного уважения.

Главные ворота форта Заальбург

Что же касается самой крепости на границе империи, то она стала со временем достаточно крупным населенным пунктом. Ученые считают, что в момент расцвета здесь жили несколько тысяч человек. Для тех времен это немалые цифры. Как это всегда бывает, рядом с защищенными стенами стали селиться крестьяне. Правда, просуществовал городок всего несколько столетий. Затем он был заброшен и вновь найден исследователями только в середине XIX века. Раскопки, которые велись по инициативе кайзера Вильгельма II, помогли обнаружить прекрасно сохранившийся римский лагерь с оборонительными сооружениями и хозяйственными постройками. Здесь был создан музей под открытым небом и научно-исследовательский институт.

Реконструкция и восстановление старинной римской крепости Заальбург началось еще в XIX веке

В 2005 году Заальбург был внесен в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Здесь создан археологический парк и весьма впечатляющий музей, в котором хранятся все найденные исторические артефакты и сделано много реконструкций. Однако, как видно по последним находкам, еще не все тайны Заальбурга были найдены и помещены за витрины выставочных залов.

Отдых римских патрициев – реконструкция в музее Заальбурга

Древние римляне были не только большими модниками, но и создали законодательство, основы которого до сих пор изучают студенты юридических специальностей. Правда, некоторые из законов Древнего Рима сегодня выглядят нелепыми и шокирующими.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:


Нравится

Римская обувь. Окончание: lilac2012 — LiveJournal

Начало — http://lilac2012.livejournal.com/457555.html

3. Калиги

Фото 1[1]. Зад­няя часть рим­ской калиги. Музей­ный № EA71828. Мате­ри­алы и тех­ника: сде­лана из цель­ного куска кожи, сши­того льня­ными нит­ками. Раз­меры: длина 18,5 см, ширина 10,5 см, высота 12,5 см. Культура/период: рим­ский; меро­ит­ский (III в. до н.э. – IV в. н.э.). Время созда­ния: I в. до н.э. – I в. н.э. Рас­копки: раз­ва­лины города Каср-Ибрима (Qasr Ibrim) Ниж­ней Нубии, Еги­пет. Бри­тан­ский музей[2]

Сло­варь гре­че­ских и рим­ских древ­но­стей Уильяма Смита опре­де­ляет калигу (caliga) как «проч­ный и тяже­лый баш­мак или, ско­рее, сан­да­лию»[3] рядо­вых рим­ских сол­дат. Эту обувь исполь­зо­вали и цен­ту­ри­оны (офи­церы), но стар­шие офи­церы ее не носили. Поэтому сол­даты и млад­шие офи­церы обо­зна­ча­лись как кали­гати (caligati) – «обу­тые в калиги».

Фото 2[4]. Рим­ские сол­даты (с колонны Траяна)

«На три­ум­фаль­ных памят­ни­ках в Риме, – гово­рится в сло­варе, – осо­бенно четко видна раз­ница между кали­гами рядо­вого сол­дата и каль­це­ями коман­ди­ров выс­шего ранга. Калиги имеют несколько рем­ней, сквозь кото­рые вид­не­ется часть ноги, как можно видеть на гра­вюре, при­ло­жен­ной к ста­тье Arma, с изоб­ра­же­нием фигуры рим­ского сол­дата; а каль­цеи – это обыч­ная закры­тая обувь. Подошва калиг была плотно усе­яна сапож­ными гвоз­дями…»[5].

Фото 3[6]. Рим­ские сол­даты в кали­гах. Фраг­мент колонны Тра­яна. Архи­тек­тор: Апол­ло­дор Дамас­ский. Открыта в 113 г. н.э. Форум Тра­яна, Рим, Италия

Гра­вюра (фото 2), упо­мя­ну­тая в сло­варе, пока­зы­вает рим­ских сол­дат, изоб­ра­жен­ных на баре­льефе колонны Тра­яна. Дру­гая сцена, пред­став­ля­ю­щая сол­дат в кали­гах, дана на фото 3. Здесь хорошо про­чи­ты­ва­ется чет­кая про­ра­ботка скуль­пто­ром голых паль­цев на ногах. На фото 4 и 5 изоб­ра­жены круп­ным пла­ном калиги со схо­жим дизай­ном ремеш­ков, кото­рый раз­ли­ча­ется только на пятке и щико­лотке. В то же время сол­даты на фото 3 изоб­ра­жены в кали­гах дру­гой модели. У них реме­шок, кото­рый нахо­дится перед паль­цами, имеет замет­ное утолщение.

Фото 4[7]. Фраг­мент колонны Тра­яна. Фото 5. Фраг­мент копии колонны Тра­яна. Музей рим­ской циви­ли­за­ции, Рим[8]

Исто­ри­че­скую калигу, похо­жую на те, что носят сол­даты колонны Тра­яна, а также рисунки калиг, их подошв с гвоз­дями, раз­вертку калиги можно видеть на фото 6 и 6а.

Фото 6. Калига рим­ского сол­дата I в. н.э. Госу­дар­ствен­ный музей Майнца, Гер­ма­ния[8а]

Фото 6а. Иллю­стра­ция из книги: Bishop M.C., Coulston J.C.N. Roman Military Equipment. Second edition. 2006: Oxbow Books. P. 7, 112[9]

Рим­ские офи­церы в каль­цеях пока­заны на фото 7. Их каль­цеи зна­чи­тельно отли­ча­ются от тех, что носят рим­ляне в тогах на мра­мор­ных и брон­зо­вых ста­туях. Вме­сто длин­ных ремеш­ков, кото­рые обкру­чи­ва­ются вокруг щико­лотки, они снаб­жены шну­ров­кой. Видимо, перед нами – каль­цеи воен­ного образца.

Фото 7[10]. Рим­ские офи­церы в каль­цеях. Фраг­мент колонны Тра­яна. Фото 8[11]. Рекон­струк­ци­он­ный рису­нок каль­цея из Майнца

На фото 9 засняты воен­ные каль­цеи, кото­рые были най­дены при рас­коп­ках нубий­ского города Каср-Ибрима в Египте и хра­нятся ныне в Бри­тан­ском музее.

Фото 9. Кожа­ный боти­нок со шну­ров­кой спе­реди и сохра­нив­шимся рем­нем. Музей­ный № EA71819. Мате­ри­алы: кожа, льня­ные нитки. Раз­меры: длина 24,3 см, ширина 9,5 см, высота 13,4 см. Культура/период: рим­ский; меро­ит­ский (III в. до н.э. – IV в. н.э.). Рас­копки: раз­ва­лин города Каср-Ибрима (Qasr Ibrim) Ниж­ней Нубии, Еги­пет. Бри­тан­ский музей[12]. Фото 10. Рекон­струк­ци­он­ный рису­нок каль­цея из Каср-Ибрима[13]

Срав­не­ние фото­гра­фий выяв­ляет оче­вид­ную раз­ницу между каль­це­ями и кали­гами. Каль­цеи вос­при­ни­ма­ются как ботинки, а калиги – как сандалии.

По мне­нию авто­ров Сло­варя гре­че­ских и рим­ских древ­но­стей, калиги, кото­рые изго­тав­ли­ва­лись для весто­вых, веро­ятно, были гораздо легче, чем обыч­ная сол­дат­ская обувь. Но как можно сде­лать сан­да­лии еще легче? Дума­ется, дело здесь в другом.

Между тем, Энцик­ло­пе­ди­че­ский сло­варь Брок­гауза и Ефрона пишет, что слово «калиги» «у рим­лян озна­чало сол­дат­скую обувь, полу­са­поги, покры­вав­шие голени до поло­вины»[14].

Чем же были калиги – сан­да­ли­ями, ботин­ками или сапо­гами? Я думаю, что калиги явля­лись сан­да­ли­ями, под кото­рые при необ­хо­ди­мо­сти наде­ва­лись кожа­ные сапоги или, ско­рее, кожа­ные чулки. Об этом сви­де­тель­ствует сни­мок фраг­мента брон­зо­вой ста­туи рим­ского кава­ле­ри­ста (фото 11). На нем хорошо видно, что нога в каль­цее закрыта сверху кожей, фак­тура кото­рой вели­ко­лепно пере­дана скуль­пто­ром. Откры­тыми оста­лись только кон­чики боль­шого и вто­рого пальцев.

Фото 11. Брон­зо­вая калига несо­хра­нив­шейся ста­туи рим­ского кава­ле­ри­ста. Город­ской архео­ло­ги­че­ский музей Боло­ньи, Ита­лия. Сни­мок с выставки «Гла­ди­а­торы – смерть и три­умф» в Музее Каль­кризе, город Брамше, Гер­ма­ния[15]

Еще один вари­ант защиты ноги сол­дата в калиге дает нам рекон­струк­ци­он­ный рису­нок из книги М.-С. Бишопа и Д.-С.-Н. Кул­стона «Рим­ское воен­ное сна­ря­же­ние» (фото 12). При пер­вом взгляде на рису­нок кажется, что ступня и щико­лотка обмо­таны широ­кой лен­той. Но, дума­ется, такая обмотка быстро сби­ва­лась. Ско­рее, здесь исполь­зо­вано нечто вроде кожа­ного носка с обре­зан­ными мыском и пят­кой, закреп­лен­ного лен­той на щиколотке.

Фото 12. Иллю­стра­ция из книги: Bishop M.C., Coulston J.C.N. Roman Military Equipment. Second edition. 2006: Oxbow Books. P. 7, 112[16]

Рекон­струк­ци­он­ный рису­нок пока­зы­вает ногу одного из сол­дат пре­то­ри­ан­ской гвар­дии – лич­ных тело­хра­ни­те­лей импе­ра­то­ров Рим­ской импе­рии, кото­рые изоб­ра­жены на мра­мор­ном рельефе из дворца Кан­це­ля­рии (фото 13 и 14).

Фото 13. Фраг­мент рельефа из дворца Кан­це­ля­рии, изоб­ра­жа­ю­щий ноги сол­дат пре­то­ри­ан­ской гвар­дии в кали­гах[17]

На круп­ном плане рельефа (фото 13) хорошо видно, что калиги пре­то­ри­ан­цев спе­реди снаб­жены кожа­ной петель­кой, кото­рая надета на вто­рой палец ноги. Сле­до­ва­тельно, ком­плек­та­ция их с кожа­ными чул­ками не преду­смат­ри­ва­лась, поскольку, веро­ятно, уси­лен­ная защита не тре­бо­ва­лась. Это был не поход­ный, а облег­чен­ный, двор­цо­вый вари­ант калиг, создан­ный именно для пре­то­ри­ан­ской гвардии.

Фото 14. Рельеф из дворца Кан­це­ля­рии. Мате­риал: мра­мор. Время созда­ния: I в. н.э.

Источник — http://premudrosti.in/index.php/history-of-knitting/chausses2/caliga/

Обувь древних римлян « IMPERIUM ROMANUM

Главы

Хождение босиком в Древнем Риме осуждалось и свидетельствовало о низком статусе человека. Точно так же запущенная и дырявая обувь считалась признаком бедности. В значительной степени римляне переняли обувь у этрусков и греков, создав собственные решения.

Обувь древних римлян состояла из нескольких типов: сандалии ( sandalia или soleae ) или туфли ( calcei ) чаще всего носят. Обычно родовитый римлянин ходил по дому в сандалиях и выходил в город в обуви, которая была непременным элементом одежды горожанина, кроме тоги. Обувь была похожа на нашу, за исключением того, что у нее была подошва из кожи, а кожаные ремешки обрамляли стопу и икры.

В зависимости от погодных условий толщина кожи, из которой изготавливались сандалии, варьировалась; в более прохладном климате сандалии делались из более толстой кожи. Сандалии крепились к ногам ремнями, закрывающими подъем и голень. Были также версии сандалий с дополнительным кожаным или металлическим верхом, закрывающим всю голень. Стоит добавить, что во время застолья домочадцы и гости снимали сандалии в 9 часов.0007 домус .

Ноги не были полностью закрыты, поэтому оставалось пространство для дыхания ног. В дождливую погоду носили обувь под названием pero , которая была сделана из дубленой кожи. Носили и более высокие сапоги до середины икр – так называемые алькамены c . В первые дни существования Рима носили обувь с загнутыми носками — calcei repandi. Однако поздние римские сапоги имели закругленный носок.

В дополнение к вышеупомянутой обуви полуботинки ( socci ), носили в основном женщины, но также и комические актеры. Театральная обувь была cothurnus, на высокой подошве при разыгрывании трагедии. Котурн обнимал теленка и иногда даже доходил до колен. Его также носили люди высокого положения и всадники. Римские сенаторы носили черные кожаные туфли ( calceus senatorius ) с 4 ремешками ( corrigiae ). Они были похожи по форме на красные на высоких подошвах патрициев – кальцевая скорлупа. Женщины, с другой стороны, носили caligae muliebres и calceoli , где последний был маленькой туфелькой.

Конечно, нельзя забывать и о римских военных сандалиях ( caligae ), имевших толстую подошву, утыканную железными или медными шипами ( clavi caligarii ), состоящую из нескольких слоев козьей, овечьей шкуры, коровьей или плачет. Прочная подошва гарантировала устойчивость и долговечность обуви. Этот вид обуви также обычно использовался горожанами, особенно теми, кто выполнял ручной труд (земледельцы, шахтеры).

Следует отметить, что обувь обычно носили под натуральный цвет кожи; однако у тех, кто мог себе это позволить, была крашеная обувь. Могут быть получены следующие цвета: черный (из-за красителя sutorium inkum , содержащего сульфат меди), красный, желтый, белый, золотой и фиолетовый. Кожу пропитывали своеобразной жидкостью коры дерева, минеральными солями и прочим для предохранения от гниения. Нестандартные цвета сандалий подвергались критике в Древнем Риме как чрезмерная роскошь; человек, носящий такую ​​обувь, чаще всего возражал, что он использовал такую ​​обувь только как защиту для ног. Интересно, что император Аврелиан должен был запретить ношение экстравагантной (разноцветной) обуви мужчинам, желая таким образом сохранить умеренность и скромность в обществе. На женщин это ограничение не распространялось.

В более холодном климате (например, в Британии) ногу также носили в виде носков (шерстяных или льняных тканей) для защиты от холода. Это подтверждается открытием 2010 года в Северном Йоркшире (Великобритания). Обнаружено 14 воинских могил, в которых рядом с телами погребенных римлян находились остатки сандалий, в том числе сохранившиеся волокна среди ржавчины от сандалиевых гвоздей. Это доказывает, что древние римляне могли носить носков вместе с сандалиями , и таким образом экстравагантная мода появилась гораздо раньше, чем мы думаем.

Наконец, стоит отметить, что римский сапожник ( sutor ) был ценным ремесленником, чьи услуги особенно ценились в армии.

  • Галилика — заимствованные у греков сапоги с деревянной подошвой из толстой кожи. Обувь такого типа в основном носили в дождливую погоду и пользовались популярностью у курьеров, путешественников и земледельцев.
  • Baxa это были сандалии из растительных волокон, листьев или коры. Тонкая конструкция и дешевое качество изготовления сделали обувь популярной, особенно в жарком климате (например, в Египте) и среди низших слоев общества.
  • Calceus был типичным римским сапогом, который закрывал всю ногу и завязывался на лодыжке и спереди. Патриции имели право носить обувь красного цвета; а новоназначенные сенаторы носили черные сапоги. Считается, что фиолетовый цвет носили во время крупных церемоний, таких как триумфы.
  • Babilonia hypodemata были элегантными вавилонскими сандалиями из кожи очень хорошего качества; цвета шафрана. Эта обувь была популярна среди римского высшего класса.
  • Sculponae были сандалиями на деревянной подошве с высоким каблуком; к его бокам был прибит широкий кожаный ремешок. Этот вид обуви римляне носили в банях, потому что деревянная подошва менее восприимчива к влаге, чем кожаная. Фермеры также использовали эти сандалии для работы в грязной местности.
  • Кампагус — вид обуви древних римлян, которую носили патриции и застегивали на пятке и между пальцами — пальцы были открыты. В эдикте Диоклетиана говорится, что такая обувь стоила 75 денариев.
  • Embromides были представительными армейскими ботинками до колен.
  • Campagi militares были солдатскими ботинками.
Кампагус
Кальцеоли
Кальцеус

Реконструкция калига

Эти ботинки были сделаны для римлян

Лондон обладает одной из самых важных коллекций римских изделий из кожи в Империи.

Owen Humphreys

Старший специалист по зарегистрированным находкам, MOLA

29 апреля 2020 г.

Заболоченные условия на набережной Темзы и в долине реки Уолбрук (недавно представленные на выставке «Тайные реки» в Музее лондонских доков) создали свободная среда, необходимая для выживания древних органических артефактов.

Было найдено около 3500 объектов, многие из которых очень хорошо сохранились. Однако до недавнего времени очень мало римских изделий из кожи из Лондона было изучено или опубликовано. Недавно был предпринят проект по каталогизации и переосмыслению около 750 предметов из коллекции материалов Лондонского музея, раскопанных в 19 веке.века до 1970-х гг.

89% этого материала составляет обувь. Это типично для римских памятников, где жесткая обувная кожа растительного дубления лучше сохранилась, чем более хрупкая кожа, используемая для изготовления мебели, палаток или одежды. Внедрение кожи растительного дубления и расширение обработки железа были одними из основных технологических новшеств римского периода; позволяя массовое производство прочной обуви с шипами. Как одноразовая форма моды кожаная обувь вскоре стала ключевой частью растущего материализма римского периода. Таким образом, лондонская римская кожа является жизненно важным ресурсом для изучения технологических и социальных изменений того периода.

Обувь на все случаи жизни

Калига I века из Лондона: 984

Фото доктора Оуэна Хамфриса, Кингстонского университета в Лондоне и AHRC

Мы склонны думать, что римляне носили только свои культовые сандалии калига; прочная походная обувь римской армии с шипованными гвоздями. Но эта обувь была в моде недолго, выйдя из моды менее чем через полвека после завоевания Британии и основания Лондиниума. На смену им пришло огромное количество модной обуви.

Самыми простыми являются карбатины; что-то вроде мокасиновых сандалий, сделанных из цельного куска шкуры крупного рогатого скота со швом сзади, разрезанным на петли и зашнурованным на ступне. Несмотря на свою простоту, карбатины часто украшались ажурными каблуками и замысловатым расположением петель.

Почти законченная карбатина из Лондона, ок. 70–125 гг. н.э.: 29.2001a

Фото доктора Оуэна Хамфриса, Кингстонского университета в Лондоне и AHRC. , и встречаются в основном в женских и детских размерах. Некоторые из них в Лондонском музее были отремонтированы с помощью дополнительных кругов кожи, прикрепленных к пятке и носку с помощью ремешков (известный как ремонт комков). У одной из этих туфель была разрезана подошва, чтобы сделать заплатки для другой.

Carbatinae из Лондона с ремонтом глыб

Фото доктора Оуэна Хамфриса, Кингстонского университета в Лондоне и AHRC

Одной из странностей римской обуви является то, что одни и те же стили носили по всей Империи; даже если они не кажутся подходящими для северного климата. Для тех, кто следит за модой, сандалии были вещью, которую носили на протяжении большей части римского периода. Римские сандалии имели форму, напоминающую ступни и пальцы ног, и крепились к ступне ремешком между пальцами, как современные шлепанцы. Стельки часто украшались штампованными рисунками, в том числе иногда астрологическими символами.

Фасоны сандалий быстро менялись, указывая на распространение модных тенденций по всей Империи, от Северной Британии до Египта. Хотя изначально их носили только женщины, в последующие века их переняли мужчины. Эти мужские сандалии довели моду до крайности, с такими широкими пальцами, что они изменили бы вашу походку.

Сандалии с римским носком из Лондона. I-III вв. н.э.

Фото доктора Оуэна Хамфриса, Кингстонский университет в Лондоне и AHRC

Даже закрытая обувь почти не уступала холоду. Сапоги этого типа носили в Германии и на Адриановом валу на крайнем севере, но они были украшены замысловатыми перфорированными узорами. Такая обувь не очень хорошо защищала от холода, но идеально подходила для демонстрации ярких носков.

Если обувь подходит…

Закрытый ботинок из Лондона, c.75-125 AD: 20004

Фото доктора Оуэна Хамфриса, Кингстонского университета в Лондоне и AHRC просто каталогизируя материал, который мы находим. Мы хотим использовать его для изучения прошлых мест и обществ. Одно из лучших качеств римской обуви — тесная связь с людьми прошлого.

Из-за того, что обувь плотно прилегает к ноге, она представляет собой источник биометрических данных, с которым могут соперничать только останки скелета. Индивидуальная изменчивость означает, что мы не всегда можем с уверенностью сказать, носил ли конкретный ботинок мужчина, женщина или ребенок, но мы можем с уверенностью предположить, что мужская обувь будет в среднем больше, чем женская и детская. Таким образом, глядя на пропорции обуви разных размеров, мы можем получить представление о демографии всего сайта.

Стельки римских туфель разных размеров из Лондона

Фото доктора Оуэна Хамфриса, Лондонский Кингстонский университет и AHRC

Изучение лондонской обуви таким образом обнаруживает нечто удивительное; женские и детские размеры превышают мужские. Взрослые мужчины могут составлять лишь 22% уцелевшей обуви. Другие римские памятники (в основном военные) имеют явный уклон в сторону мужчин. Это может выявить различия в населении древних фортов и городов. Более того, тот факт, что женщины и дети могли носить обувь, может свидетельствовать об их сравнительно высоком социальном статусе. В раннесредневековых поселениях или даже в Шотландии раннего Нового времени женщины и дети редко носили обувь.

Обувь также была изменена или изготовлена ​​с учетом проблем со здоровьем, затрагивающих ноги. В Лондоне у некоторых туфель есть гвозди на внутренней стороне обуви. Возможно, это было неудобно, но, возможно, они были добавлены из-за веры в целебные свойства металлов в римском мире. Один особенно странный пример имеет заклепку из медного сплава на пятке с имперским изображением. Это может быть не только лекарственным средством, но и интерпретироваться как акт частного политического протеста; буквально топчет Императора ногами.

Стелька для обуви с заклепкой из медного сплава из Лондона

Фото доктора Оуэна Хамфриса, Лондонский Кингстонский университет и AHRC

Это не единственный случай выражения личных убеждений или идентичности через обувь. Астрологические символы можно найти на стельках сандалий или на гвоздях.

Римские туфли с астрологическими символами из Лондона

Фото доктора Оуэна Хамфриса, Кингстонский университет в Лондоне и AHRC

В начале 3-го века Климент Александрийский (Педогог, глава 12) даже осудил эту тенденцию как заходящую слишком далеко, сетуя на то, как молодые женщины писали сообщения на гвоздях своих сандалий, вырезая «любовные объятия» на земле, когда они ходил. Женщины римского Лондона, похоже, не приняли эту особую моду, но городские богатые люди, безусловно, приняли «позолоченные и украшенные драгоценными камнями озорные сандалии», которые так не нравились Клименту. В то время как большая часть кожи, которую мы находим, черная из-за намокания, несколько исключительных изделий сверкают сусальным золотом.

Фрагмент позолоченного листа кожи из Лондона: 18449

Фото доктора Оуэна Хамфриса, Лондонский Кингстонский университет и AHRC

Этот проект обуви дал нам уникальную возможность заглянуть в общество римского Лондона; место с отчетливым городским характером, черпающее вдохновение в моде со всей Европы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *