Древнегреческие девушки: Учёные женщины Древней Греции

Содержание

Учёные женщины Древней Греции

Как правило, когда речь идёт об изобретениях, мужчины явно гордятся своим перевесом над женской половиной общества. Ими даже придумана фраза, что все великие открытия совершались во имя прекрасного пола, тем самым красиво намекая на то, что среди женщин не было великих…

Однако, все представители мужского пола несомненно не будут отрицать самого главного и весомого факта: всех великих изобретателей мира родили именно женщины! Кроме того, если Соломон и Сократ считались мудрейшими людьми своего времени, богинями мудрости были всё-таки женщины: греческая Афина Паллада, римская Минерва, древнеиндийская Сарасвати, абхазская Атана, японская Бэнтэн…

Во времена античности женский пол не представлял собой тот самый «слабый пол», о котором мы так часто говорим сегодня: он был достоен мужского.

Женщины античности имели возможность учиться в современных им философских школах и даже могли быть отмечены за свой труд. Нам известны представительницы женского пола, которые отличились не только в литературе, но и в естественных науках. В эпоху античности жили такие высокодуховные просвещённые женщины, как Гипатия Александрийская (370-415 н.э.) — феноменальное явление всесторонне образованной женщины.

Кадр из фильма Агора с участие Рэйчел Уайс в роли Гипатии

На протяжении последующих 15 веков Гипатия считается единственной женщиной-учёной в истории человечества. Даже сегодня в истории математической науки и астрономии очень часто упоминается только она.

Эта благородная женщина была последним учёным-язычником западного мира. Её смерть совпала с закатом Римской империи. И, поскольку с тех пор на всём Западе не наблюдалось значительных успехов в развитии математики, астрономии и физики на протяжении тысячи лет, Гипатия стала символом конца эпохи античной науки. После Гипатии настал хаос и варварство Тёмных веков Средневековья.

Гипатия Александрийская (340-415 гг.)

Философ, астроном и математик, последняя руководительница философской школы в Александрии и хранительница знаменитейшей и богатейшей Александрийской библиотеки — изобрела астролябию (прибор для измерения координат небесных тел) и прибор для определения плотности жидкости.

Отцом Гипатии был Теон — известный математик, астроном и механик своего времени. Жили они с дочерью в Мусейоне, в то время бывшим ведущим научным центром Египта. Там же находилась и Александрийская библиотека, основанная и собранная наследниками Александра Македонского.

Это было трудное время гонений, когда по приказу епископа Феофила в 391 году был уничтожен Мусейон и почти полностью Александрийская библиотека.

Однажды Гипатия в своей публичной лекции коснулась богословских взглядов епископа Кирилла — племянника и наследника Феофила, образованного человека своей эпохи, который в своё время даже слушал её лекции, указав на их расхождение с прежними постановлениями церковных соборов. Это не прошло бесследно: в 415 году группа сторонников Кирилла под предводительством некоего чтеца Петра напала на Гипатию и убила её. После этого события префект Александрии, Орест, — единственный сильный противник Кирилла — был сломлен.

«Смерть философа Гипатии в Александрии» из «Жития выдающихся ученых, от античности до девятнадцатого века». Луис Фигуер (1866)

События того времени отражены в историческом фильме режиссёра Алехандро Аменабара «Агора», снятом им в 2009 году.

Если ранее Гипатия рисовалась языческой мученицей, которая за религиозную нетерпимость была растерзана толпой коптских христиан, то сегодня многие полагают, что после смерти Гипатии Александрийская школа неоплатонизма превратилась в своего рода христианский богословский институт, просуществовавший до VII века. Синезий Киренский — ученик Гипатии — прямо говорит о том, что она была «гениальным философским учителем». Историки же упоминают о ней как об «образце интеллектуального аскетизма». Другими словами, Гипатии пришлось многим пожертвовать, включая семейное счастье, несмотря на свою необычайную красоту.

Именем легендарной Гипатии — одного из самых эрудированных в математике и астрономии людей в мире назван кратер на Луне.

Аглаоника (II век до н. э.)

Аглаоника (греч. Ἀγλαονίκη), упоминаемая Плутархом как Аганики (V век до н.э.), — древнегреческий астроном родом из Фессалии (хронологически — первый астроном Древней Греции). Точнее — Аглаоника Игиторас, потому что она была дочерью правителя Фессалии («Игитора» — «Ηγήτορα»).

Нам практически ничего неизвестно из жизни Аглаоника, кроме того, что она была известна своими предвидениями солнечных затмений с точностью до часа, как и её современник Фалес. Этот факт свидетельствует о больших знаниях в области математической астрономии по сравнению с астрономами древнего Вавилона. Сама же Аглаоника, согласно преданию, в вопросе, связанным с определением затмений Луны опять-таки с точностью до часа, утверждала, что спускала Луну с неба (Аполлодарий, ΡόδιονΔ΄ 59). Существует версия, что она была пророчицей и астрологом.

Именем Аглаоника назван кратер на южном полушарии Венеры, диаметр которого равен 64 километрам.

Гипатия из Александрии. Жюль Морис Гаспар (1908)Современный вымышленный образ Аглаоники, вдохновением которому послужил рисунок с древнегреческого сосуда. Eretria Painter

Агнодика (IV век до н.э.)

Агнодика (греч. Ἀγνοδίκη) — первый гинеколог, которой удалось, переодевшись в мужчину, присутствовать на уроках гинекологии. То, что она женщина, выявилось совершенно случайно, когда Агнодики осудили как «мужчину-врача, поддерживающего эротические отношения со своими пациентками»: в ходе судебного разбирательства с целью защитить себя, она вынуждена была раскрыться, в результате чего Агнодики оправдали. Причём оправдание дало основание для внесения изменений в законе, который отныне разрешал и женщинам заниматься медициной.

Арета Киренская (IV век до н. э.)

Арета или Арети из Кирены (др.-греч. Ἀρήτη) — дочь Аристиппа, основателя киренской школы философии, училась в академии Платона. Она преподавала математтику, физику и моральную философию в Аттике, написав по меньшей мере 40 книг, две из которых были посвящены изучению математики. После смерти своего отца она стала его преемницей и была избрана в руководство школы. Характерно, что среди её учеников было около 100 философов.

Джон Моранс в своём труде «Женщины в науке» отмечает, что эпиграмма на её могиле гласит: «Величие Греции заключается в красоте Елены, в пере Аристиппа, в душе Сократа и в языке Гомера».

АгнодикаАрета Киренская. Джон Уильям Годвард

Аригнота (VI век до н. э.)

Аригнота — философ, писатель, математик с острова Самос. По словам Порфирия, она была дочерью Пифагора.

Аригноти принадлежит много философских трудов и книга «Об арифметике», которая, к сожалению, не сохранилась до наших дней.

Дамо (VI век до н. э.)

Дамо (др.-греч. Δαμώ) — дочь Пифагора и Февны. Преподавала теории Пифагора в Кротонской школе.

Пифагор доверил дочери свои сочинения, наказав ей не оглашать их непосвящённым, а сам уехал в Афины. В течение долгого времени Дамо соблюдала пожелание отца. Позднее она опубликовала геометрическое учение Пифагора с помощью Филолея и Фимарида. Это издание, которое, согласно Ямвлиху (ок. 242-306 гг.), философу-неоплатонику из Сирии, называлось «О Пифагоровой жизни», представляло собой изложение геометрии высшего порядка. По словам греческого астронома Геминуса Родосского (66 г. до н.э.), Дамо принадлежит создание тетраэдра и куба.

Перед смертью Дамо передала философские труды своего отца — своей дочери Витале, знатоку пифагорской математики.

Дино (VI век до н. э.)

Дино (др.-греч. Δεινώ) — жена пифагорейца Вронтиноса Метапонтиноса, ученица и тёща Пифагора, знаток арифмософии. Она изучила неполные цифры. По её теории, цифра является неполной в том случае, когда действительное делимое (то есть делимое, кроме самого себя) при сложении даёт сумму, меньшую по значению с изначальной цифрой. Так, цифра 8 — неполная, потому, что 1+2+4=7.

Эфра (X век до н. э.)

Сквозь завесу истории проглядывает мифический образ Эфры (др.-греч. Αἴθρα) — дочери царя Трезена Питфея и матери Тесея, которая обладала другим даром: уже с Х века до н.э. она преподавала арифметику с помощью абака (счётной доски) и символов по критско-микенской системе.

А также почитайте:

Диолк — древняя дорога-волок через Коринфский перешеек

Кабирские мистерии: когда Филипп Македонский влюбился в Олимпиаду

Храм Зевса Олимпийского и Арка Адриана

Интересные факты о Греции для детей

Интересные факты о Древней Греции

История драхмы — путь из глубины веков

Священное место Древней Олимпии

Загадочный Антикитерский механизм: древний компьютер, обогнавший время

15 наиболее влиятельных древних греков

10 древнегреческих писателей, которых нужно знать

Галерея Аттала — один из крупнейших Торговых центров древности

«Греческий огонь» или Гиперболоид инженера Архимеда

Почти древний Гекзаметр

Семь архитектурных чудес Греции

Лекарственные препараты древних греков

Положение женщины в древнегреческом обществе

Древняя Греция (Эллада) была разделена на полисы, жизнь в которых сильно отличалась по законам, традициям и обрядам. В этой статье мы расскажем об одном из аспектов жизни Афинского полиса (Аттики) — о роли женщины в обществе.

Содержание

Воспитание афинских девочек

Девочка в древнегреческом обществе с юных лет обучалась игре на музыкальных инструментах, чтению и письму. Отсутствовала система воспитания как таковая, происходила передача знаний от матери к дочке. Женщину готовили к тому, что она в будущем будет содержать дом и слушаться во всем мужа. Греческий философ Ксенофонт в своих трактатах об идеальном воспитании писал, что девочки должны поменьше задавать вопросов, поменьше видеть и слышать.
Афиняне не запирали своих жен, но разрешали выходить во двор только со старшими. Девушки могли участвовать в религиозных и похоронных церемониях с разрешения мужа, при этом ее обязательно должна была сопровождать рабыня или старая родственница.

Свадебные обряды

Закон разрешал браки только между гражданами греческих полисов. Греки могли жениться только на свободных гречанках, браки с иностранками и рабынями были запрещены.

Женились в зимний период, в полнолуние, в дни, посвященные богине Гере. До свадебной церемонии в доме невесты приносились жертвы языческим богам. Больше всего обрадовать бога Аполлона можно было, если подарить ему прядь волос невесты. Двери невесты украшались оливковыми венками, сюда и являлся жених вместе с друзьями и роднёй. Отец невесты произносил речь, что девушка отныне уходит из дома к мужу. Затем начинался пир. Свадебные торжества сопровождались совместным обедом мужчин и женщин, на котором они угощались пирогами с кунжутом и мёдом. На пиру женщины сидели в дальнем от мужчин углу комнаты, но беседы велись общие.

Вечером невеста под музыку флейты садилась в повозку, звучали свадебные песни. Прохожие желали молодоженам счастливого будущего, пели религиозные песни, посвященные Гименею. Свадебная процессия подходила к месту жительства жениха, где всех встречала мать жениха. Из дома выбегал мальчик с корзиной фруктов и пел гимн. Невеста надо было на счастье съесть айву или фигу. Затем начиналось представление: девушка как будто не хочет входить в дом, родственники защищают супруга от невесты, а затем муж «похищает» невесту и вводит ее в свое жилище. Молодая жена в доме мужа у очага под пение хора девушек исполняла гимны и проводила обрядовые действия, в результате которых считалось, что предки супруга стали ее родственниками. Торжества на этом завершались.

На другой день молодожены принимали гостей. Девушка приносила покрывало в дар богине Гере и становилась полноправной хозяйкой дома.

Обязанности жены

В греческом обществе было принято, что муж был на 12-14 лет старше жены. Часто бывало, что жене всего от 12 до 16 лет, а мужу уже 24-30 лет. Прежде чем жена приступала к своим обязанностям, она слушала много советов мужа по ведению хозяйства и семейной жизни.

Жена должна оставаться скромной и трудолюбивой. Она с утра обязана была заниматься домашними делами: будить рабов и раздавать им работу, бережно относиться к имуществу. У женщин была личная половина дома, куда не могли заходить мужчины. Однажды был курьезный случай, когда в гинекей ворвались грабители и начали расхищать имущество, но на крики женщин не пришел ни один из мужчин.

Обстановка в доме

В холодные дни в доме, где проживала гречанка после замужества, было неуютно из-за плохого отопления. Второй этаж дома чаще всего сдавался, а окна в нижних этажах отсутствовали. Дома богачей были завалены изысканной мебелью. У владельца дома было кресло с большой спинкой (тронос), где мог сидеть только он. В жилище было много глиняной посуды. Сделанное из полированного металла зеркало было важнейшей вещью в жизни женщины. Одежду они предпочитали сделанную из шерсти и прозрачной ткани неизвестного происхождения. Ткани с узорами были золотисто-коричневых, серо-голубых и пурпурных цветов, которые были самыми любимыми у гречанок. Для выхода на улицу надевали пеплос, иногда краем этого большого куска ткани закутывали и голову.

Волосы у женщин были густыми и длинными. Любили применять белила, краски для бровей и ресниц. Несвободные гречанки должны были стричься.

Занятия греческих женщин

Женщины из бедных семей работали наравне с мужчинами. Бедственное положение вынуждало их браться за унизительный труд и работать кормилицами. Многие зарабатывали крестьянским трудом. Типичной картиной утра в Элладе было раннее пробуждение женщины, которая с утра пораньше вела быков на пастбище. После этого она готовила пищу для мужа, кормила детей, ткала одежду для всей семьи, доила коз, обрабатывала огороды, стирала в ручье груду одежды.

Гетеры были женщинами образованными и знакомыми с искусствами. Многие из них славились остроумием, к ним стекалась молодежь послушать отрывки греческим произведений или прекрасное пение.

Смерть и похоронные обряды

Итак, у женщины могло быть три возможные судьбы: стать женой, рабыней или гетерой. Но всех их рано или поздно застигала старость. В дверях больной женщины вешали оливковую ветвь для защиты от демонических сил, насылающих недуги. Домой приходили врачи и толкователи плохих снов больной. Выздоровевшая женщина делала фигурку болевшей части тела из глины для бога Асклепия. У умершей женщины брали прядь волос и подносили богам Аполлону и Артемиде. Во время похорон было принято сильно шуметь и окружать тело покойной друзьями и родственниками. Умершей закрывали рот и глаза, близкие родственники покрывали лицо полотном, тело омывали водой и клали ногами к наружной двери в знак невозможности возвращения, на голову клали венок. Так умершую готовили к царству мертвых, а ее волосы висели в знак траура на уличной двери дома. По законам Солона похоронная церемония должна была в полном молчании идти по улицам. Сперва шли мужчины, вслед за ними женщины — ближайшие родственницы, все в траурных одеяниях. Гроб, амфору с водой, посуду и еду (пригодится в загробной жизни) клали в выжженную землю. На могилу ставили стелу с вырезанным именем. В жилище умершей после похорон производили очищение жидкостью.

Такова была трудная судьба афинской женщины.

Все статьи про Грецию

Еще по теме
Афинский Акрополь — Метеоры — Дельфы — Мыс Сунион — Храм Посейдона — Арголида — Олимп — Идра — Порос — Коринф — Лутраки — Каламата — Парфенон

женщин в Древней Греции: жизни, факты, работа и права Племя независимых, свирепых и могущественных воинов, их легенда вдохновлена ​​реальными женщинами-кочевниками, которые жили в евразийской степи, и это очень показательно о роли, которую женщины играли в греческом обществе. Для древних эти сильные женщины представляли угрозу патриархальному порядку, и в большинстве версий мифа их обманывает и побеждает герой Геракл, высший символ мужской силы.

В качестве древнегреческого идеала вы могли бы обратиться к Пенелопе, жене Одиссея из гомеровской Одиссеи . Окруженная более чем сотней поклонников, она остается спокойной, преданной своим домашним обязанностям и, что наиболее важно по меркам того времени, верной своему мужу.

Однако при рассмотрении жизни древнегреческих женщин важно, как говорит классик Пол Картледж, различать разные греческие города-государства. Хотя многие источники того периода происходят из Афин, мы не можем предполагать, что роль женщины в афинском обществе была репрезентативной для жизни женщин в остальной части Греции. Жизнь спартанских женщин сильно отличалась от жизни их афинских сестер.

  • УЗНАЙТЕ больше по этой теме | Женский анамнез

Другим ключевым отличием является статус. Хотя в древнегреческом обществе ни одна женщина не оказалась бы наравне с мужчинами, жизнь женщин во многом зависела бы от того, насколько богатым был их отец или муж. Однако большее богатство не обязательно означало, что они пользовались большей свободой. «Если вы были женщиной в Афинах, то чем богаче вы были, в широком смысле, тем более ограниченным вы были», — объясняет Картледж.

Здесь мы подробно рассмотрим различные аспекты жизни женщин в Древней Греции. ..

В «Одиссее» Гомера Пенелопа демонстрирует свою верность мужу, когда ее окружают женихи. (Фото Print Collector/Getty Images)

Материнство и дом

Жизнь древних греческих женщин в основном ограничивалась домом. Мужчины будут служить полису — государству, а областью женщин будет ойкос — домохозяйство. Женские помещения дома, gynaikon располагались на верхних этажах, а жены должны были рожать и воспитывать детей и выполнять домашние обязанности. Сам брак обычно заключался, когда коре (девушка) было от 13 до 15 лет; только после рождения первого ребенка она технически станет гинекологией (женщиной).

В древнегреческом обществе репутация женщины во всех случаях должна была сохраняться. Афинский историк Фукидид, писавший в пятом веке до нашей эры, сказал о женщинах: «Величайшая слава заключается в том, чтобы о ней меньше всего говорили мужчины, будь то похвала или порицание». Это означало, что многие богатые афинские женщины находились на улице под присмотром и сопровождением родственников-мужчин, а в некоторых случаях им вообще не разрешалось выходить из дома.

Однако жизнь спартанских женщин отличалась от жизни их афинских сверстниц. Они редко выходили замуж до 20 лет, а материнство повысило их статус; воспитание будущих воинов считалось одной из важнейших ролей в спартанском обществе. Женщины в Спарте (а также в Дельфах, Гортине, Фессалии и Мегаре) также могли владеть землей, а из-за военных кампаний, которые уводили мужчин на длительные периоды времени, они часто контролировали свои дома.

Работа

Хотя жизнь афинских женщин была сопряжена со многими ограничениями, религия предоставляла жизненную возможность карьерного роста для аристократок. На самом деле высшая религиозная должность государства — верховная жрица Афины Полиас — была женской ролью. Это и другие подобные должности в афинских религиозных культах давали чиновникам определенную степень общественного влияния, а в некоторых случаях — оплату и собственность.

Больше похоже на это

Существует также история афинской акушерки-первопроходца по имени Агнодис. Согласно легенде, Агнодис, обеспокоенная большим количеством местных женщин, умирающих при родах, решила переодеться мужчиной и изучать медицину. Согласно некоторым версиям сказки, акушерка «раскрывала» пациентам свой истинный пол, чтобы завоевать их доверие, из-за чего завистливые врачи-мужчины обвиняли ее в совращении беременных женщин. Хотя существование Агнодис до сих пор обсуждается учеными, ее легенда использовалась женщинами для поддержки своей роли в медицине с 17 века.

  • Узнайте больше о родах на протяжении всей истории с нашим A-Z акушерства и родовспоможения

Однако более распространенной и, безусловно, реальной профессией для многих женщин того времени была профессия проститутки. Из них известно, что существовали две особые группы рабочих, называемые hetairai и pornai . Гетера умела читать и писать и могла работать на высшие классы общества. Они также служили бы компаньонами — возможно, более сравнимыми с ролью гейши в японской культуре.

Между тем, pornai (от которого мы получили современное слово «порнография») должны были проводить свое время, работая в борделе, и должны были обслуживать всех уровней мужчин города, от элиты до представителей низших классов.

Образование и политика

Как и их большие свободы как матерей и в домашней сфере, спартанские женщины также имели лучший доступ к образованию, чем их коллеги в других греческих городах-государствах. Хотя их раннее образование проходило дома, а не в школе, женщины считались ключевой частью спартанского общества и им разрешалось совершать деловые операции.

Одним из известных примеров больших возможностей, доступных спартанским женщинам (хотя и благородным), является спартанская царица Горго, жившая в пятом веке до нашей эры. Единственный известный ребенок Клеомена I, царя Спарты, Горго (который позже женился на царе Леониде I) обучался литературе, культуре и физическому воспитанию, последнее из которых включало борьбу и боевые искусства. Действительно, Горго была отмечена греческим историком V века до н.э. Геродотом как женщина великой мудрости; она консультировала своего отца по военным вопросам, и иногда ее считают одним из первых криптоаналитиков в истории.

  • ПОДРОБНЕЕ: Настоящие амазонки: как легендарные женщины-воины вдохновляли бойцов, феминисток и Чудо-женщину жизнь. Даже если они были обучены ведению бизнеса, по закону они не могли заключать какие-либо контракты, превышающие стоимость одного medimnos ячменя — небольшой суммы, которая гарантировала, что любая сделка будет ограничена покупками внутри страны.

    И хотя Афины превозносятся как родина демократии, афинские женщины никогда не были настоящими «взрослыми» в глазах закона. Это неравенство давно отозвалось эхом в 20 веке; женщины в современной Греции не имели безусловной возможности голосовать до 1952 года.

    Искусство и культура

    Хотя женщины, как правило, были исключены из искусства, одной из самых знаменитых поэтесс Древней Греции была женщина по имени Сапфо. Лирика и поэзия Сапфо родилась в Эрессосе или Митилене на острове Лесбос, вероятно, в богатой семье (учитывая, что она умела читать и писать). Лирика и поэзия отличались искренним изображением страсти и сексуальности, особенно между женщинами. Поэта седьмого века до нашей эры была даже названа Платоном «Десятой музой» и отмечена на древних монетах.

    Также можно найти свидетельства существования женщин-художниц, таких как Кора, которая была родом из Сикиона и работала около 650 г. до н.э. Вместе со своим отцом-художником Дибутадесом ей приписывают изобретение рельефного моделирования. Согласно популярной сказке, Кора влюбилась в одного из учеников своего отца и начертила контур его лица углем на стене. Позже Дибутад заполнил контур глиной, создав первый рельеф.

    Кора, очевидно, обвела контур лица своего возлюбленного на стене, пока он спал. (Фото The Print Collector/Heritage Images через Getty Images)

    Другим примером женщины, которая сломала стереотипы, была художница пятого века до нашей эры Тимарета, которая, по словам римского писателя Плиния Старшего, «пренебрегала женскими обязанностями и практиковала искусство своего отца».

    На этой неделе Неделя Древней Греции на HistoryExtra!

    Присоединяйтесь к нам, чтобы исследовать одну из величайших цивилизаций мира — от зарождения демократии и древних Олимпийских игр до войны, прав женщин и капризов богов.

    Сегодняшние события

    Эта статья впервые появилась в Важнейшем путеводителе BBC History Revealed по Древней Греции

    Быть девушкой в ​​Древней Греции – женщины в древности Греция, особенно девичество в архаический период, простирающийся с седьмого века до н.э. до 480 г. до н.э., и классический период, который сразу же последовал за ним и длился до 323 г. до н.э. Свидетельства, представленные здесь, почти исключительно из самой Греции, а некоторые свидетельства получены из Италии. Я расскажу о рождении дочерей, их младенчестве и отрочестве, их роли в ритуалах и религии, а также об их подготовке к браку.

    Рождение дочерей

    В Древней Греции рождение девочек редко фиксировалось, не говоря уже о праздновании[1]. В то время как родительская любовь была и всегда была вещью, рождение дочери вызывало экономическое напряжение, поскольку от семей ожидалось, что они предоставят приданое (денежную сумму, материальные блага или имущество), которое девушка должна была принести с собой в брак, чтобы привлечь мужа[2]. Высокий уровень детоубийства женского пола в результате воздействия, вероятно, связан с этим восприятием дочерей как обременительным[3].

    Изысканные и дорогие надгробия, воздвигнутые скорбящими родителями, демонстрируют любовь, которая, несмотря на культурное предпочтение мальчиков, часто существовала между родителями и дочерьми. ©Giovanni Dall’Orto/Wikimedia Commons

    Детство и юность

    Первые шесть лет жизни девочек и мальчиков обычно проводились в gyneikeion, или женской части дома, под присмотром их матери, медсестры и рабыни[4].

    Древнегреческие детские бутылочки! © Джованни Далл’Орто/Wikimedia Commons

    Братья и сестры играли в одни и те же гендерно-нейтральные игры с одними и теми же игрушками и домашними животными, хотя жонглирование куклами и игра с балансировкой на руке считались исключительно женскими[5].

    Поэт Эринна из Теоса, жившая в четвертом веке до н. черепаха отвечает: «Я тку шерсть и милетские нити». Оба навыка передавались от матери к дочери[6]. Затем окружающие девушки спрашивают: «Что делал ваш сын, когда погиб?» на что черепаха отвечает: «С белых коней в море он перепрыгнул ». С последним словом присевший ребенок вскакивает, чтобы преследовать и «помечать» кружащуюся девочку, чтобы заменить ее черепахой[7]. Очень похоже на нашу современную Утку-Утку-Гуся!

     

    Дети также играли в игру, похожую на современные валеты, которая тогда называлась Astragaloi [8], а также в Ephidrismos , игру, в которой одна команда детей подпирает камень, а противоположная команда должна постучать его, бросая в него мелкие предметы. Что-то вроде современного боулинга, но с изюминкой: те, кто не попал в камень, ездят на спине, и их глаза закрыты их победившим противником, пока кому-то не удастся сбить камень[9].].

    Девушка или женщина верхом на другой девушке или женщине на спине. ©Wikimedia Commons

     

    Подборка древнегреческих игрушек. Я полагаю, что мелкие предметы, вываливающиеся из мешка в крайнем левом углу, — это костяшки пальцев животных, которые использовались для игры в Astragaloi. © Wikimedia Commons

    Эфидрисмос звучит довольно напряженно, и это служит доказательством того, что девочкам не мешали играть в игры, требовательные к физической нагрузке. Спартанские девушки даже получали физкультуру наравне со своими сверстницами-мужчинами и участвовали в Heraea игр на Олимпии!

    Но древнегреческое детство было не сплошным весельем и играми. В возрасте семи лет мальчиков-граждан отправляли в школу, а их сверстницы оставались дома, чтобы научиться вести домашнее хозяйство[10]. Однако у низших классов и рабынь была более суровая участь: первые часто работали в поле, а вторые выполняли все виды тяжелого физического труда [11].

    Девушки в ритуалах

    Молодые девушки в Древней Греции исполняли роли в религиозных ритуалах, вероятно, потому, что у них было мало других обязанностей, и из-за святости, которая возлагалась на женскую девственность[12]. Комический греческий драматург Аристофан Lyristrata показывает хор женщин, которые перечисляют ритуальные обязанности, которые они выполняли, как parthenoi (незамужние, девственные девушки), иллюстрируя центральное место религиозного ритуала в жизни (особенно граждан) девочек:

    Когда мне было семь лет лет

    Я был аррефоросом,

    тогда я был «кукурузником» в десять лет

    для Архегетиса (Артемиды),

    , а затем в мантии шафранового цвета

    .

    медведь на Брауронии,

    и как красивая девушка я была корзиноносицей

    с ожерельем из сушеных инжиров[13].

    (Аристофан, Листрата 641-47  [412 г. до н. э.]; пер. Элен П. Фоули)

    Как показывает этот отрывок, религиозных обязанностей у элитных девственниц было много. Несут ли они воду ( Hydrophoi ), корзины ( Kanepheroi ) или Mysteries (сосуды, содержимое которых неизвестно по сей день — Arrepheroi ) в религиозном шествии молодые девушки активно участвовали в религиозных мероприятиях Древней Греции.

    Переход к замужеству

    Самой младшей девушке, которую можно было отдать замуж в Древней Греции, было, вероятно, двенадцать лет. Угу. Среднестатистическая древнегреческая девушка выходила замуж в четырнадцать или пятнадцать лет, за исключением спартанских девушек, которые выходили замуж несколько позже, между шестнадцатью и восемнадцатью[14]. Как обсуждалось ранее, девичество обычно проводилось в подготовке к замужеству, когда девочек учили вести домашнее хозяйство.

    Непорочное целомудрие девушки до брака, как показывает роль девственницы в ритуале, имело первостепенное значение[15]. Для тех, кто втянулся в свое зрелое девичество, не дав повода спекулянтам поверить в то, что она занималась добрачным сексом, брак не всегда или даже часто предвещал романтику и семейное счастье. Брак означал внезапный конец короткого детства и депортацию из семейного дома в дом мужа[16]. Мужья часто жили далеко от семейного дома своих жен и почти всегда были намного старше. Аристотель предположил, что идеальный возраст для вступления в брак для женщин — восемнадцать, а для мужчин — тридцать семь[17]. Опять же, эй.

    На этом сосуде изображена свадебная процессия, в ходе которой молодую невесту везут из дома ее отца в дом мужа. © Marie-Lan Nguyen / Wikimedia Common

     

    Интересный факт: мальчишники зародились в Спарте.

    Подводя итоги

    Рождение дочери, хотя часто встречалось родительской радостью, оказалось экономическим ударом и не считалось достойным регистрации. Женское детство очень напоминало мужское детство, тогда как женское детство резко отличалось от мужского, и их относительная свобода от ответственности, а также освященная женская девственность ставили девочек на передний план религиозного ритуала. Наконец, брак ознаменовал внезапную смерть детства и часто был травмирующим изменением.

    Прочтите эту статью о древнегреческом девичестве, опубликованную в 1893 году!

    [1A] Neils & Oakley 2004: 1.

    [2] Neils & Oakley 2003: 114

    [3] Neils & Oakley 2003: 114

    [4] Neils & Oakley 2003: 114

    [4] Neils & Oakley 2003 500 900 3 900 1 1 Neils & Oakley 2004: 16-17

    [6] Neils & Oakley 2003: 119

    [7] Neils & Oakley 2003: 119

    [8] Neils & Oakley 2004: 19

    [8] Neils & Oakley 2004: 19

    [8] Neils & Oakley 2004: 19

    [7] : 19

    [10] Neils & Oakley 2004: 19

    [11] Neils & Oakley 2004: 21

    [12] Диллон 2002: 37

    [13] Диллон 2002: 37

    4:

    [1] Neils & Oakley 2002: 37

    [15] Dillon & James 2015, James: 82

    [16] Neils & Oakley 2003: 122

    [17] Neils & Oakley 2004: 23

    References

    Все фотографии взяты из Wikimedia Common.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *