Древнегреческая девушка: Женщины в Древней Греции — Всемирная историческая энциклопедия

Содержание

Женщины в Древней Греции — Всемирная историческая энциклопедия

В сравнении с гражданами мужского пола, древнегреческие женщины имели намного меньше прав. Не имея права голосовать, владеть землей или наследовать, женщина в основном находилось дома, и цель ее жизни состояла в воспитании детей. Это, однако, общее описание, и, рассматривая роль женщин в Древней Греции, следует помнить, что информация о конкретных городах-государствах часто отсутствует, и почти всегда представлена через призму восприятия авторов-мужчин. Только в Афинах статус и роль женщин могут быть определены и описаны в подробностях. Мы также не уверены в практическом и повседневном применении правил и законов, уцелевших с древности. Нам тем не менее достоверно ведомо, что к спартанским женщинам относились несколько иначе, чем в других городах. Как и мужчины, они должны были тренироваться, а так же имели право владеть землей и пить вино.

Также существовали категории женщин, информация о которых была менее тщательно задокументирована, чем о таких, как профессиональные женщины, которые работали в магазинах или же проститутки. Социальные правила и обычаи, которые распространялись на последних, были еще менее четко очерчены, чем для женщин-членов семей граждан. В заключение, в отличие от большинства женщин, некоторые, особенно одаренные, поднимались выше ограничений греческого общества и достигали признания в качестве поэтесс (Сапфо), философов (Арета Киренская), лидеров (спартанская царица Горго и Аспасия Афинская) и врачей (Агнодика Афинская).

Симпозиумы и Хетайра

Sebastià Giralt (CC BY-NC-SA)

Женщины в мифологии

Учитывая их ограниченную роль в реальном обществе, греческая религия и мифология наполнена удивительно сильным составом женских персонажей. Афина, богиня мудрости и покровительница Афин, выделяется как могущественная фигура, наделенная неподражаемым умом, храбростью и честью. Как и для большинства древних культур, где сельское хозяйство имело решающее значение для общества. Неудивительно, что богини плодородия Деметра и Персефона были самыми почитаемыми среди греков.

От ревнивой Геры до Афродиты, использовавшей свои чары, заставляя мужчин потерять рассудок, древнегреческие авторы-мужчины часто представляли женщин как нарушительниц спокойствия. Мифы и литература изобилуют женскими персонажами, которые изо всех сил пытаются сорвать планы героев-мужчин, от верховной ведьмы Медеи до смертоносных, хотя и милых, сирен. Женщин также часто представляли как управляемых лишь дикой страстью и экстатическими эмоциями (напр. менады). Напротив, идеальная целомудренная женщина, верная отсутствующему мужу, воплощена в Пенелопе в «Одиссее» Гомера. Музы — воплощение еще одного позитивного женского образа. Они нам известны не только своей физической красотой, но и широким спектром навыков в искусстве. Вопрос о том, имели ли эти вымышленные персонажи какое-либо отношение к роли женщин в реальной жизни, остается открытым, равно как и более интригующий вопрос о мнении самих греческих женщин о созданных мужчинами образцах для подражания. Возможно, мы никогда не сможем найти ответы на эти немаловажные темы.

Афина (после восточного фронтона Парфенона)

Mark Cartwright (CC BY-NC-SA)

Девочки

Как и во многих других аграрных культурах, где преобладают мужчины, младенцы женского пола подвергались гораздо более высокому риску быть покинутыми родителями при рождении, чем дети мужского пола. Сыновья горожан ходили в школы, где в программу обучения входили чтение, письмо и математика. После освоения этих основ, дети обращались к литературе (напр. Гомер), поэзии и музыке (особенно к лире). Легкая атлетика также является важным элементом образования молодых людей. Девочек воспитывали так же, как мальчиков, но с большим упором на танцы, гимнастику и музыкальные достижения, которые впоследствии можно было бы демонстрировать на музыкальных конкурсах, религиозных фестивалях и церемониях. Конечная цель образования девочки — подготовить ее к женской роли в воспитании семьи, а не напрямую стимулировать ее интеллектуальное развитие.

ЦЕЛЬ ОБРАЗОВАНИЯ ДЕВОЧКИ — ПОДГОТОВИТЬ ЕЕ К ЖЕНСКОЙ РОЛИ В ВОСПИТАНИИ СЕМЬИ, А НЕ НАПРЯМУЮ СТИМУЛИРОВАТЬ ЕЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ.

Важной частью воспитания девочек была педерастия (ее практиковали не только зрелые мужчины и мальчики). Это были отношения между взрослым и подростком, которые включали в себя сексуальные отношения, но в дополнение к физическим отношениям старший партнер действовал в качестве наставника для молодежи и обучал сквозь призму своего мирского и практического опыта.

Молодые Девушки

Женщины должны были выходить замуж девственницами. Бракосочетание, как правило, организовывалось отцом, который выбирал жениха и принимал от него приданое. В случае, если женщина не имела отца, ее интересы (перспективы брака и управление имуществом) находились под присмотром опекуна (kurios), дядя или другой родственник мужского пола. При вступлении в брак традиционно в возрасте тринадцати лет, любовь не имела ничего общего с сочетанием мужа и жены. Конечно, между парой могла развиться любовь, но лучшее, на что, в основном, можно было надеяться, — это philia — общее чувство дружбы/любви. Еros, любовь желания, по крайней мере в случае мужчин, находили в другом месте.

Греческое платье Peplos

Mark Cartwright (CC BY-NC-SA)

Замужние Женщины

В семейном доме женщины должны были воспитывать детей и выполнять повседневные обязанности. Им помогали рабы, если муж мог их себе позволить. Контакты с несемейными мужчинами не поощрялись, и женщины в основном занимались домашними делами, такими как работа с шерстью и ткачество. Они могли выходить и посещать дома друзей, а также участвовать в общественных религиозных церемониях и фестивалях. Могли ли женщины посещать театральные представления — все еще спорный вопрос среди ученых. Более достоверно то, что женщины не могли посещать публичные собрания, голосовать или занимать государственные должности. Даже женское имя нельзя было упоминать публично — вне зависимости от цели.

Замужние женщины, по крайней мере в глазах закона, находились во власти своих мужей. Такие писатели, как Аристотель, даже не подвергали сомнению мнение, что женщины интеллектуально неспособны принимать важные решения за себя. На практике, конечно, отдельные пары вполне могли вести свою жизнь более справедливо. Ожидалось, что женщины будут хранить верность своим мужьям, но не обратное, поскольку мужья могли свободно пользоваться услугами проституток, любовниц и куртизанок. Любая женщина, которая не защищала честь семьи (и, таким образом, не защищала законность мужской линии), была виновна в серьезном преступлении moicheia, в результате чего ей было запрещено участвовать в публичных религиозных церемониях. Муж, обнаруживший, что его жена вступает в сексуальные отношения с другим мужчиной, мог убить любовника, не опасаясь преследований.

Если у женщины умирал отец и у нее были братья, все наследство переходило к ним. Если женщина была единственным ребенком, наследство переходило к ее опекуну или мужу (если женщина была замужняя). В некоторых случаях, когда имущество отца унаследовала одинокая женщина, ей приходилось выходить замуж за ближайшего родственника мужского пола, обычно за дядю. Женщины могли унаследовать после смерти родственников-мужчин при условии, что в очереди не было других родственников-мужчин. Личное же имущество женщин, ограничивалось подаренными членами семьи одеждой и украшениями. Женщины не не имели права составлять завещание, а в случае смерти все их имущество переходило к мужу.

Глава Пенелопы

Carole Raddato (CC BY-SA)

Браки могли быть расторгнуты по трем причинам. Первая и самая распространенная — отречение мужа (apopempsis или ekpempsis). Объяснение не требовалось и лишь ожидалось возмещение приданого. Следующая — случай, когда жена покидала семейный дом (apoleipsis). В этом случае, новый опекун был обязан действовать как ее юридический представитель. Однако это было редкостью, и в результате была подорвана репутация женщины в обществе. Третьим основанием для расторжения была просьба отца невесты вернуть дочь (aphairesis), часто, чтобы предложить ее другому мужчине с более привлекательным приданым. Однако этот последний вариант был возможен лишь в том случае, если у жены не было детей. Если женщина оставалась вдовой, она должна была выйти замуж за близкого родственника мужского пола, чтобы гарантировать сохранение собственности в пределах семьи.

Другие роли

Женщины, конечно, также присутствовали в различных других классах неграждан. Как рабыни, они выполняли всевозможные обязанности, а также работали магазинах и пекарнях. Группа, о которой у нас больше всего информации, — это секс-работницы. Здесь женщины представляли две категории. Первой и, пожалуй, самой распространенной были проститутки в борделях (pornē). К второй категории принадлежали проститутки высшего класса (hetaira). Эти последние женщины получали образование в области музыки и культуры и часто имели продолжительные отношения с женатыми мужчинами. Именно этот класс женщин развлекал мужчин (во всех смыслах) на знаменитом симпозиуме, приватных вечеринках для гостей-мужчин.

Наконец, некоторые женщины участвовали в культах и ​​выступали в роли жриц определенных женских божеств (особенно Деметры и Афродиты), а также — Диониса. Жрицы, в отличие от своих коллег-мужчин, имели дополнительное ограничение, заключающееся в том, что их выбирали лишь в случае если те были девственницами или находились за пределами менопаузы. С другой стороны, прихожане могли быть обоих полов, кроме тех ритуалов, где присутствовали определенные ограничения. Фестиваль плодородия Фесмофория был самым распространенным из подобных мероприятий, и его посещали только замужние женщины. Каждый год в Афинах отбирали четырех молодых женщин, чтобы те служили жрице Афины Полиас и ткали священную одежду (пеплос), которая украшала культовую статую богини. Одной из самых известных женских религиозных ролей обладала престарелая жрица-прорицательница Дельфийского оракула Пифия, истолковывавшая провозглашения Аполлона.

Пневма, баланс четырех гумор и никакого секса. 10 советов от древнегреческих атлетов

  • Ричард Фишер
  • BBC Future

Подпишитесь на нашу рассылку ”Контекст”: она поможет вам разобраться в событиях.

Автор фото, Getty Images

Рассказывают, что один из древнегреческих борцов во время схватки мог растопыренными пальцами проткнуть кожу живота соперника и разорвать внутренности. Другой был известен тем, что в начале схватки имел обыкновение ломать пальцы сопернику. Но уважаем мы их не за это.

Эллины знали толк не только в философии, войнах и Олимпийских играх. Они ухитрились все это объединить, чтобы повсюду достигать успехов — побеждать в диспутах, сражениях и спортивных соревнованиях. И за всем этим стояла продуманная система, из которой, возможно, стоит что-то позаимствовать и нам.

Вот руководство, состоящее из 10 шагов, которые помогут вам приблизиться к пониманию того, как греческие атлеты готовили свое тело и свой разум к схваткам.

Но сначала — о Милоне Кротонском

Как гласит легенда, древнегреческий атлет Милон из Кротона был так силен, что одним движением брови рвал веревку, обвязанную вокруг головы, мог на плечах носить четырехлетнего быка, и никто был не в силах разогнуть его мизинец или вырвать яблоко из его ладони.

В VI веке до н.э. он слыл непобедимым борцом, выиграв шесть олимпийских турниров. Судя по всему, Милон Кротонский обладал поразительным контролем над своими мышцами: в ходе схватки он был способен по желанию напрягать и расслаблять те или иные группы мускулов — в зависимости от того, что предпринимает соперник.

Каким образом он стал таким сильным? Атлеты в те времена не пользовались белковыми коктейлями. Рассказывают, что метод Милона Кротонского был необычен, но очень эффективен.

Для тренировок он использовал в качестве штанги подрастающего бычка. По мере того, как животное взрослело, его вес становился все больше, поднимать его становилось все тяжелее.

Когда теленок превратился во взрослого быка, Милон Кротонский обогнул с ним на плечах олимпийское ристалище, после чего ударом кулака убил быка и в тот же день съел. Учитывая то, что взрослый бык может весить от 500 кг до тонны, в такой подвиг обжорства трудно поверить.

Однако более удивительно другое: метод тренировки Милона из Кротона явно напоминает нынешний метод прогрессивной нагрузки (постепенного повышения сложности тренировок).

Ну хорошо, это Милон Кротонский, единственный в своем роде. Или всё же не единственный? Как тренировались остальные атлеты Древней Греции?

Да, спортивные технологии в то время были, мягко говоря, неразвиты, спортивная психология как наука вроде бы не существовала… Однако методы подготовки атлетов были гораздо более продвинутыми, чем можно предположить.

  • Что, если олимпийцы вернулись бы к традиции соревноваться обнаженными?
  • Правда ли, что мы сейчас живем гораздо дольше, чем наши предки?
  • Круче, чем футбол, скандальней, чем рок-н-ролл? Когда-то этот вид спорта собирал полные стадионы

Первые «всегреческие» Олимпийские игры прошли в 776 году до н.э., и сначала там соревновались только в беге. Затем в программу были добавлены прыжки, борьба, кулачные поединки (своего рода бокс) и соревнования по ныне забытому виду боевых искусств панкратиону, своего рода эквиваленту нынешним смешанным единоборствам. Схватки в панкратионе часто заканчивались увечьями и даже смертью.

Автор фото, Getty Images

Подпись к фото,

На горшке, найденном в захоронении одного из знаменитых атлетов, изображена сцена схватки. Обратите внимание на выпяченные животы: означает ли это, что спортсмены тогда использовали специальные дыхательные техники?

Пропустить Подкаст и продолжить чтение.

Подкаст

Что это было?

Мы быстро, просто и понятно объясняем, что случилось, почему это важно и что будет дальше.

эпизоды

Конец истории Подкаст

Историки собирали данные о том, как древние атлеты готовились к таким схваткам, по очень скудным источникам — отрывкам из книг, изображениям на посуде и так далее, говорит Клейтон Леманн из Университета Южной Дакоты, изучавший тренировки спортсменов того периода.

«Росписи на горшках оказались очень полезными, потому что на них очень живо изображены моменты тренировок и соревнований».

Один из немногих специализированных источников, дошедших до нас, — труд под названием «О гимнастике» философа Филострата Афинского.

Филострат не вдается в подробности ежедневных тренировок, он пишет о спорте как о благородном занятии. Но порой упоминает довольно любопытные детали подготовки некоторых атлетов: тренируя свое тело и свой дух, они преследовали животных, гнули железные пластины или плавали в океане прямо в боевых доспехах.

Итак, какие же главные 10 пунктов подготовки эллинского атлета мы можем выделить, основываясь на этом и других древнегреческих источниках?

Камни, мешки и животные — твои лучшие друзья

Чтобы накачать мускулы, были и другие методы, помимо таскания на себе молодого бычка на протяжении нескольких лет.

Практиковался, например, такой способ: удерживание четырех коней (которые могли тащить атлета в разные стороны). Популярны были тренировки с помощью других атлетов, которые норовили столкнуть тебя с места или разогнуть твои пальцы.

Борцы упражнялись с набитыми песком мешками, а те, кто послабее, — с мешками с мукой или семенами.

Борцы метали диск (вес которого значительно превышал вес нынешнего спортивного снаряда), поднимали тяжелые камни.

В городе Тера (на острове Санторини) найден кусок вулканической породы весом 480 кг, на котором высечено имя силача, сумевшего оторвать его от земли.

Автор фото, Egisto Sani/Wikimedia Commons CC-BY-SA 2.0

Подпись к фото,

Небольшой камень, так называемый галтер, использовали как для тренировок, так и во время прыжков

Атлет должен быть умным: иди в библиотеку

Атлеты тренировались в спортивных залах и палестрах (гимнастических школах), но этим всё не кончалось. Подготовка проходила и в библиотеках и лекционных залах.

Древние греки считали, что обязанность каждого гражданина — совершенствовать как тело, так и ум.

Занятия спортом рассматривались как еще одна форма мудрости (софии), наряду с искусствами, философией, математикой или астрономией.

Так что не было ничего удивительного в том, что укрепление мускулов и тренировка мышления происходили в одном и том же месте.

Как подчеркивает Леманн, многие диалоги тогдашних великих философов происходили в гимнастическом зале, что помогало взрастить более открытую форму демократии (хотя и только среди мужской элиты общества).

«Излюбленным местом общения древних римлян были бани, — отмечает ученый. — У древних греков — гимнастический зал и палестра».

Не экономь на масле

Учитель гимнастики в Древней Греции назывался «педотриб» (от слов «дитя» и «тренирую»). Однако второе слово можно перевести и как «втираю», что говорит о том, какое значение придавалось массажу.

Борцы натирали себя маслом — как во время тренировок, так и на соревнованиях, а затем обсыпали кожу песком для улучшения хватки.

После тренировки или поединка они соскабливали с себя масло с песком специальным скребком из дерева, бронзы или железа. «Такие поскрёбки с тела знаменитых атлетов очень ценились, — рассказывает Леманн. — Часто они продавались в бутылках: пот и песок с тела великого спортсмена».

Автор фото, Getty Images

Подпись к фото,

Скребок для очистки кожи от песка, пота и грязи

Главное — верный настрой

Уже в те далекие времена Филострат жаловался на упадок атлетической традиции в эллинском мире, называя своих современников-спортсменов вялыми и изнеженными (не правда ли, напоминает нынешние сетования по поводу ленивых и получающих неоправданно высокие зарплаты спортсменов?).

Филострат винил в этом разделение атлетики и военного дела, растущую жадность до денег и роскошной пищи.

Философ описывал идеальный для атлета психический настрой и то, как его достичь. Он подчеркивал, что вспыльчивым, раздражительным спортсменам нужно сдерживать себя, а флегматичных, слишком спокойных надо подгонять.

А как насчет меланхоликов? Философ считал таковых абсолютно непригодными.

Никакого секса

Воздержание всячески приветствовалось. Филострат называл секс «постыдным удовольствием» и «разлагающей формой роскоши, неподобающей и вредной для атлетов».

«Он даже сравнивал секс с жадностью как источником жульничества и разложения среди атлетов», — пишет Хезер Рейд из Университета Монингсайд (штат Айова), изучающая взаимоотношения спорта и философии в античности.

Есть свидетельства того, что атлеты сознательно избегали половых искушений. Один из чемпионов по панкратиону «отворачивался, когда видел на улице совокуплявшихся собак, и уходил с пира, когда мужчины начинали обсуждать половую жизнь — а всё для того, чтобы поддерживать внутреннюю силу и концентрацию», пишет Лукас Христопулос из Хиросимского университета в работе о спортивных единоборствах Древней Греции.

Женщинам было запрещено присутствовать при тренировках мужчин и на соревнованиях, хотя известна история Каллипатеры, которая прокралась на кулачный бой, чтобы посмотреть на выступление своего сына.

Она была в таком восторге от победы сына, что обнаружила себя. Каллипатеру должны были казнить, но в итоге помиловали — только потому, что ее отец, ее брат и сын были олимпийскими чемпионами.

Есть, однако, и доказательства того, что были у древних греков и женщины-атлеты. Как однажды отметила историк Бетти Спирз из Массачусетского университета, на вазе VI века до н.э. нарисована женщина по имени Аталанта, соревнующаяся с мужчинами в борьбе, а статуэтка, сделанная за 500 лет до н.э., изображает девушку-бегунью. Некоторые женщины из знати принимали участие в соревнованиях колесниц.

Есть и примеры (довольно редкие) описания тренировок девушек по бегу, метанию диска и копья. По словам одного философа того времени, это было важно, чтобы «плод их чрева имел мощный корень в мощном теле».

Дыши глубоко, бей больно

Древние греки знали толк в том, как стать сильнее, но их представления о физиологии организма были слегка мистическими.

Они верили в необходимость обуздания эфирной субстанции под названием пневма (жизненное дыхание, дух, нечто вроде китайского ци). Для этого надо было затаить и удерживать дыхание, напрягая дыхательные мышцы и расслабляя живот и диафрагму, таким образом «проталкивая вниз экскременты», как говорит Лукас Христопулос.

Используя эту технику, один из участников панкратиона будто бы так сильно ударял своими растопыренными пальцами в живот сопернику, что мог проткнуть кожу и разорвать внутренности. Другой был известен под прозвищем «Кончики пальцев», потому что в начале схватки имел обыкновение ломать пальцы сопернику.

Автор фото, Getty Images

Подпись к фото,

Приемы в панкратионе были жестокие: соревнующийся мог остаться калекой на всю жизнь

Занимайся по тетраде

Тетрадой (от греческого «группа из четырех») называлась популярная система, имевшая много общего с современными системами подготовки атлетов, когда периоды интенсивной физической нагрузки чередуются с отдыхом и восстановлением (интервальная тренировка).

По словам Леманна, тетрада предусматривала один день коротких и интенсивных занятий, один день серьезной нагрузки, затем — день отдыха, а потом день упражнений средней тяжести.

Правда, не всем эта система была по вкусу. Некоторые критиковали ее за отсутствие гибкости. Один атлет умер после того, как тренер заставил его возобновить интенсивные упражнения после двух дней отдыха.

Интересно, что древние греки, по-видимому, были осведомлены о принципе суперкомпенсации, используемом в подготовке современных спортсменов.

Будь готов! Всегда готов!

Вне спортивного зала древнегреческие атлеты использовали для тренировок всё, что попадалось под руки.

Филократ описывал, как спортсмены забирались на деревья, поднимались по канату, толкали телеги, бегали по мягкому (или, наоборот, жесткому) песку, развивая силу ног.

Один атлет из Таноса проплыл вокруг своего родного острова (примерно 50 км), а другой прославился тем, что в девятилетнем возрасте утащил из храма бронзовую статую и принес ее домой, рассказывает Христопулос.

Милон Кротонский уже в почтенном возрасте пытался разорвать руками дубовый пень, но не рассчитал сил. Пень защемил ему руки. В беспомощном состоянии Милон якобы стал жертвой льва (или, по другой версии, волков). Сюжет этот был отражен во многих произведениях живописи и скульптуры.

Автор фото, Wikimedia Commons

Подпись к фото,

Жозеф-Бенуа Суве был одним из художников, кто изобразил смерть Милона Кротонского

Не стоит забывать, что спорт рассматривался в немалой степени как подготовка к военным сражениям — и наоборот. Как сказал один известный философ того времени: «Ни один гражданин не имеет права быть дилетантом в физической подготовке: это часть его обязанности как гражданина — поддерживать себя в хорошей форме, готовым послужить своему государству в любой момент. Этого же требует инстинкт самосохранения: как беспомощно государство, чья молодежь плохо подготовлена к войне и опасности!»

Следи за своими гуморами

До того, как его самого съели хищные животные, Милон Кротонский, по рассказам, каждый день съедал по восемь килограммов мяса. С другой стороны, четких и однозначных рекомендаций атлетам по поводу питания до нас не дошло.

Поначалу диета спортсменов была вегетарианской — им советовали есть инжир, свежий сыр, пасту и ячменную кашу, говорит Христопулос, однако к V веку до н.э. говядина и свинина прочно вошли в рацион атлетов.

Тренеры экспериментировали с разными диетами. «Иногда это было белковое питание, а иногда — с упором на углеводы», — рассказывает Леманн. То ешь рыбу, то не ешь. То ешь белый хлеб, то — хлеб из муки грубого помола.

«Они бросались из крайности в крайность. Я не сомневаюсь, что за каждой из таких диет стояли свои обоснования, но тогдашняя наука о питании мало напоминала сегодняшнюю».

Древние греки сосредотачивались на поддержании баланса четырех гумор (жидкостей, или соков) — крови, флегмы (слизи), желтой желчи и черной желчи.

Впрочем, к одному совету по питанию из прошлого мы можем смело прислушаться. Леманн цитирует философа, который поделился нестареющей истиной: «Если ты хочешь выиграть Олимпиаду, соблюдай правила и не ешь сладкое».

Пробуди в себе добродетель

Знаменитые своей силой и мастерством, многие древнегреческие атлеты пользовались не меньшим обожанием, чем нынешние звезды спорта.

Однако, в отличие от большинства современных спортсменов, древние заслужили славу не только своими победами, но и идеалами, которые они исповедовали, подчеркивает Хезер Рейд.

«Кредо современной атлетики, напичканной электроникой, измеряющей пульс, потребление кислорода и всё прочее, сводится к тлетворной идее, что цель спорта — лишь беспрестанное улучшение всех этих цифр», — пишет она.

Однако древние греки считали, что звезда спорта может быть воплощением добродетели. В античной этике это называется термином калокагатия — нравственная красота.

«Хотя с древних времен спорт очень изменился, критерии красоты и нравственности для атлетов остались неизменными. И это не деньги, это не почет и даже не победа — это высокий идеал».

Таким образом, спорт для древних греков был не просто развлечением или средством поддержания себя в хорошей форме. Он был устремлением к идеалу, к тому, что значит быть настоящим греком.

Как сказал один философ: «Какой же это позор, когда мужчина стареет, так и не узнав, насколько красивым и сильным может быть его тело! Максимально развить эту красоту и эту силу — обязанность гражданина».

7 очаровательных древнегреческих женщин, которых вы должны знать

Терракотовая статуэтка женщины, 2 век до н.э., Музей Метрополитена; Мраморная надгробная стела с изображением сидящей женщины, IV век до н.э., Музей Метрополитена; и Мраморная голова молодой женщины из погребальной статуи, 4 век до н.э., Музей Метрополитена

 

Имеющиеся у нас данные о древнегреческих женщинах в основном представлены глазами мужчин, что часто приводит к искажению и идеализации. Однако были случаи, когда женщины оказывались в центре внимания благодаря своей необычной жизни. Семь женщин в этой статье охватывают весь спектр древнегреческого общества, от цариц до жриц и поэтов. Каждая из этих очаровательных женщин сумела сломать шаблон своим неповторимым образом.

 

Права и обязанности древнегреческих женщин

Терракотовая курильница в виде группы женщин, сидящих у колодца, 4 век до н.э., Музей Мет, Нью-Йорк

 

Величайшая слава женщины заключается в том, чтобы о ней меньше всего говорили мужчины, будь то похвала или порицание.
(Отрывок из похоронной речи Перикла, Фукидид 2:46)

 

Большинство древнегреческих женщин жили в обществе, которое стремилось контролировать свою жизнь. Свидетельства этого можно увидеть на протяжении всех периодов древнегреческой истории. Как показывают приведенные выше слова Перикла, в идеале женщин не должны были видеть и слышать. Возможно, именно поэтому подлинный женский голос в значительной степени отсутствует в истории и литературе Древней Греции.

 

Права и обязанности древнегреческих женщин были тесно переплетены с идеалами общества о том, какой должна быть женщина. В первую очередь ожидалось, что женщины будут производить законных наследников мужского пола для своих мужей. Эти наследники мужского пола, в свою очередь, укрепили гражданское население мужского пола.

 

Женские обязанности были сосредоточены на доме. Их жизнь была домашней и внутренней, в отличие от мужчин, которые должны были стать солдатами, политиками, философами и спортсменами. Замужняя женщина-глава семьи была известна как кирия . kyria отвечал за управление oikos , термин, который относился ко всему домашнему хозяйству, включая всех членов семьи и даже рабов. Это ведение домашнего хозяйства включало: приготовление пищи, производство ткани для изготовления одежды, а также наблюдение за домашними финансами и здоровьем детей и рабов.

Вам нравится эта статья?

Подпишитесь на нашу бесплатную еженедельную рассылку новостей

 

Thesmophoria , Фрэнсис Дэвис Милле, 1894–1897, Художественный музей Университета имени Бригама Янга, Прово

 

Образование большинства древнегреческих женщин ограничивалось ранними годами. Ожидалось, что после 12 лет они сосредоточатся на подготовке к семейной жизни. Таким образом, уровень грамотности среди женщин в Древней Греции был низким. Однако из этого были некоторые исключения, в основном среди дочерей элиты, которые могли позволить себе частное обучение.

 

Юридических прав женщин было немного. Они не могли наследовать богатство или имущество независимо от мужчин. Им также не разрешалось голосовать на выборах или участвовать в общественной жизни. Важным исключением из этого правила была религиозная жизнь. Женщины могли занимать должности жриц и участвовать в праздниках и жертвоприношениях в определенное время года. Важным примером была Фесмофория. Этот праздник был предназначен исключительно для женщин и включал посвящение Деметре и Персефоне в честь плодородия и урожая.

 

1. Сафо: первая известная женщина-поэт Древней Греции

В дни Сапфо , Джон Уильям Годвард, 1904, Музей Дж. Пола Гетти, Лос-Анджелес

 

Девушки, гонитесь за фиалкогрудыми Музами светлыми / Дарами и протяжной лирой, любительницей гимнов.
(Сафо, фрагмент)

 

Сапфо, первая женщина-поэт в западной литературе, имеет наследие, которое продолжает сиять и по сей день. Большая часть того, что мы знаем о жизни Сапфо, исходит из фрагментов ее стихов и подробностей, предоставленных другими древними авторами. Часть этой информации из вторых рук сомнительна, но мы можем быть достаточно уверены в некоторых биографических деталях. Сапфо родилась в богатой купеческой семье на острове Лесбос в конце 7 века до нашей эры. Из ее стихов видно, что она была высокообразованной. Некоторые ученые считают, что она обучала девочек искусству поэзии, музыки и танцев.

 

Помпейская фреска с изображением женщины, пишущей на восковой табличке, часто идентифицируемой как Сапфо, ок. 55–79 гг. н.э., Национальный археологический музей, Неаполь

 

Любовь и переживания чувств лежат в основе поэзии Сапфо, принадлежавшей к жанру, известному сегодня как лирическая поэзия. Она была пионером этого вида искусства со своими нежными и интимными виньетками, богатыми образностью и чувственностью. Сложность и тонкость ее работы восхищали даже в древности. Платон называл ее «десятой музой», и Катулл бесконечно вдохновлялся ее творчеством.

 

Многие считают, что ее поэзия свидетельствует о ее гомосексуальности, поскольку некоторые из ее любовных стихов адресованы женщинам. Именно от Сапфо произошли термины «лесбиянка» и «сапфик». Мало что известно о жизни древнегреческих женщин 7 века до нашей эры и еще меньше о женской сексуальности того периода. Сапфо и ее прекрасные слова предлагают нам редкий взгляд на мир женщин того времени и их отношения друг с другом.

 

2. Аспазия: Советник по интеллектуальным и политическим вопросам

Мраморный портрет-бюст Аспазии, изображающий ее как добродетельную афинскую даму, римская копия греческого оригинала, II век н.э., музеи Ватикана

 

Аспазия была одной из самых могущественных женщин, живших в Древней Греции V века. Она родилась в Милете, древнегреческом городе на западном побережье Малой Азии, и в юном возрасте приехала в Афины. Позже она вошла в дом известного полководца и политика Перикла.

 

Точно неизвестно, какова была ее роль в этом доме. Все древние источники о ее жизни написаны мужчинами и поэтому подвержены предвзятости. Некоторые даже описывают ее как гетеру , термин, используемый для описания элитных проституток в Древней Греции.

 

Мы можем быть достаточно уверены, что Аспазия стала любовницей Перикла около 445 г. до н.э. после того, как он развелся со своей женой. Как важный член его семьи, она обладала бы уровнем независимости, неизвестным большинству древнегреческих женщин. Было известно, что она часто выходила на публику, а также принимала и развлекала многих членов афинского высшего общества.

 

Спор Сократа и Аспазии , Николя-Андре Монсио, 1801, ГМИИ им. Пушкина, Москва

 

Интеллект Аспазии часто упоминается в древних источниках. В древней энциклопедии Suda говорится, что она была учителем риторики. Плутарх сообщает нам, что у нее даже были философские дискуссии с Сократом. Говорят также, что она оказала необычайное влияние на Перикла и его политические решения. Это вызвало резкую критику со стороны политических соперников Перикла, а также драматургов того времени, которым нравилось включать в свои пьесы политических деятелей. Аристофан даже обвиняет ее в развязывании Пелопоннесской войны в 9 г.0021 Ахарнийцы .

 

Таким образом, Аспасия представляет собой очаровательный и редкий пример древнегреческой женщины, чей ум и ум позволили ей подняться до беспрецедентного положения в греческом обществе.

 

3. Горго: Царица Спарты

Юные спартанцы на тренировке , Эдгар Дега, ок. 1860 г., Национальная галерея, Лондон

 

Спартанки обладали гораздо большей физической свободой, чем другие древнегреческие женщины. С раннего возраста к ним относились так же, как к мальчикам, в плане ухода и воспитания. Их важность заключалась в их способности оставаться здоровыми и, таким образом, давать спартанскому государству здоровое потомство, которое станет успешными воинами. Они женятся только тогда, когда достигают полной половой зрелости, и их поощряют регулярно заниматься спортом на открытом воздухе, часто обнаженными.

 

Спартанские женщины неудивительно прославились своей уверенностью, стойкостью и напористостью. Королева Спарты Горго представляет нам идеальную фигуру для архетипической спартанской женщины.

 

‘Афинянка: «Почему вы, спартанки, единственные, кто правит своими мужьями?»

Горго: «Потому что только мы матери мужчин».

 

Бронзовая статуя женщины из Спарты, ок. 550–500 гг. до н.э., Британский музей, Лондон

 

Горго была дочерью царя Клеомена I, правившего Спартой с 520 по 490 год до н. э. Как дочь короля, а также его единственный ребенок, она с юных лет очень баловалась. Характер ее детства, возможно, объясняет ее самоуверенность и напористость. Геродот сообщает нам, что она посоветовала своему отцу не вступать в персидские войны в возрасте 9 лет.

 

К 490 г. до н.э. Горго женился на Леониде I, который позже стал царем Спарты. Леонид сыграл очень мужественную роль в персидских войнах, встретив свою смерть в знаменитой битве при Фермопилах в 480 г. до н.э. Но Горго также помогал Спарте в их военных действиях. Судя по всему, когда-то спартанским старейшинам было отправлено важное стратегическое сообщение в виде, казалось бы, пустой восковой таблички. Именно Горго умно посоветовал им соскоблить воск, чтобы открыть спрятанное под ним послание.

 

4. Артемизия I: известный воин и союзник персов

Битва при Саламине , Вильгельм фон Каульбах, 1868 г., Максимилианеум государственного парламента Баварии, Мюнхен

 

Царица Артемизия I была правительницей восточных греческих городов Галикарнаса, Коса, Нисируса и Калимноса в начале 5 века до нашей эры. Во время персидских войн в начале V века большая часть этой части древней Греции была в союзе с персами против остальной Греции. Сама Артемизия стала близким союзником царя Персии Ксеркса во время войны.

 

Очевидно, она пыталась предостеречь Ксеркса от участия в битве при Саламине в 480 г. до н.э. из-за рисков, связанных с ее местоположением. Как оказалось, значительно превосходящие по численности греки использовали умную тактику, чтобы победить большой персидский флот и его союзников. Это сражение считается поворотным моментом в войне, и сегодня историки считают его решающим моментом в западной истории.

 

Алебастрон, используемый для хранения дорогих масел, имя «Ксеркс» выгравировано четыре раза на разных языках, считается подарком Ксеркса Артемизии, ок. 485—465 до н. э., Британский музей, Лондон

 

Артемизия пустила пять своих кораблей против греков при Саламине и лично была капитаном одного из кораблей. Она уникальна среди древнегреческих женщин тем, что активно участвовала в военных действиях и сражалась бок о бок с мужчинами.

 

Геродот рассказывает о ее роли в битве. Вскоре она оказалась в ловушке между вражескими и персидскими кораблями. Чтобы сбежать, она потопила ближайший корабль, чтобы дать ей свободный проход. Этот корабль оказался союзным судном. Но, не подозревая об этом, царь Ксеркс наблюдал с берега, восхищаясь ее умением и храбростью. Говорят, что когда он наблюдал, как его флот терпит поражение, он произнес знаменитые слова: «Мои мужчины стали женщинами, а мои женщины — мужчинами».

 

5. Anyte: поэт и автор эпитафий

Надгробная стела, посвященная Гегезо, знатной афинянке, V век до н.э., Национальный археологический музей, Афины

 

Анит из Тегеи, древнего поселения на греческом Пелопоннесе, жил в начале 3 века до н.э. Мало что известно о ее жизни, но она одна из четырех женщин-поэтов, чьи произведения включены в Греческую антологию . Это собрание сочинений разных авторов, составленное в период поздней античности. Аните наиболее известна своими надгробиями, написанными женщинам и, что интересно, животным.

 

В ее работах есть отголоски Сапфо, которые представляют собой прекрасные снимки жизни древнегреческих женщин. Следующая эпитафия дает нам острое представление о типах мемориалов, установленных женщинами, чтобы почтить память других женщин.

 

Вместо брачного ложа и священных обрядов бракосочетания твоя мать поставила здесь, на твою мраморную гробницу, девицу, подобную тебе ростом и красотой, Терсис. Итак, теперь мы можем говорить с вами, хотя вы мертвы .’
(Анюте, АП 7:649)

 

Римская мозаика с изображением колесницы с четырьмя лошадьми, 4 век н.э., Rheinisches Landesmuseum Trier, Трир

 

Аните также была очарована миром природы и царством животных. Греки считали, что между людьми и животными можно провести много параллелей. Эпитафии Аните являются прекрасным примером этого. Упоминаемый ниже боевой конь описывается в стиле одного из умирающих героев Гомера в Троянской войне.

 

Эту гробницу построил Дамис для своего стойкого боевого коня, пронзенного насквозь кровью Аресом. Черная кровь пузырилась в его упрямой шкуре, и он заливал землю в своих мучительных смертельных муках .
(Anyte, AP 7:208)

Тот факт, что работы Аните сохранились до наших дней, является свидетельством вечной привлекательности ее кратких изображений человеческого и животного существования.

 

6. Олимпиада: царица Македонии и мать Александра Македонского

Резная подвеска-камея из оникса с изображением Александра Македонского и Олимпиады рядом, 17 век, Фонд Королевской коллекции, Лондон

 

Олимпиада, родом из Эпира, вышла замуж за царя Филиппа II Македонского около 357 г. до н.э. Она родила ему двоих детей, один из которых вырос и стал величайшим воином Древней Греции Александром Македонским. Невероятные военные достижения Александра сделали его легендарной фигурой даже сегодня, но Олимпиада также вела увлекательную собственную жизнь.

 

Когда Александр был еще ребенком, Филипп развелся с Олимпиадой и женился во второй раз на женщине по имени Клеопатра. После развода отношения между Филиппом и Олимпиадой стали враждебными, и позже она удалилась в свой родной Эпир.

 

В 336 г. до н.э. Филипп был убит неизвестным убийцей. Вскоре после этого Олимпиада вернулась в Македонию и воспользовалась возможностью убить Клеопатру и ее маленькую дочь. Этот жестокий поступок проложил Александру путь к восхождению на престол.

 

Золотой медальон с изображением Олимпиады, выпущенный от имени императора Каракаллы в честь Александра Македонского, 215–243 гг. н.э., Художественный музей Уолтерса, Балтимор

 

В 323 г. до н.э. Александр умер в возрасте 32 лет после непродолжительной болезни. Затем Олимпиада оказалась втянутой в борьбу за свой трон. Два человека, Полиперхонт и Кассандр, соперничали за власть. Полиперхонт заручился поддержкой Олимпиады в надежде, что ее прославленные связи с престолом принесут ему пользу. Они начали совместную атаку на Кассандра, но его силы были слишком сильны, и Олимпиада в конце концов была вынуждена сдаться. Она была осуждена Македонским собранием, а затем убита родственниками тех, кого она убила.

 

Олимпиада представлена ​​в древних источниках как женщина, питавшая сильную ненависть и страсти. Акцент также сделан на ее преданности культу Диониса, известному своими дикими, экстатичными ритуалами. Трудно сказать, руководствовалось ли ею отчаянием или безжалостностью. Но она, безусловно, была уникальной в своей способности стоять лицом к лицу с самыми влиятельными мужчинами своего времени.

 

7. Лисимаха: жрица Афин

Победная амфора Панафиниев с изображением Афины Полиас в полном боевом облачении у жертвенного алтаря, 550–540 гг. до н.э., Музей Метрополитен, Нью-Йорк

 

Большинству древнегреческих женщин запрещалось участвовать в общественной жизни. Но было одно важное исключение — жрицы. Самой уважаемой жрицей в Афинах была жрица Афины Полиас, богини Акрополя. Необычно, что замужние женщины могли занимать этот религиозный пост, и это была работа на всю жизнь. Одной из самых известных жриц Афины Полиады была Лисимаха.

 

Лисимах дожила до 88 лет и воспитала в своей семье четыре поколения детей. Это экстраординарно само по себе, учитывая низкую продолжительность жизни в то время. Плиний Старший рассказывает нам, что она занимала пост жрицы невероятные 64 года. Он также говорит, что город Афины почтил ее заслуги портретной статуей работы скульптора Деметрия. Это была исключительная привилегия для женщины.

 

Мраморный портрет головы старухи, часто идентифицируемой как Лисимах, римская копия греческого оригинала 4 века до н.э., Британский музей, Лондон

 

Некоторые ученые считают, что драматург Аристофан основал своего персонажа Лисистрату в одноименной пьесе на Лисимахе. Лисистрата появляется в комедийной пьесе, но это серьезный и прагматичный персонаж. Это было необычно для Аристофана, но вполне уместно для персонажа, основанного на респектабельной афинской жрице. Лисистрата также представлена ​​как идеализированная гречанка. Она берет на себя ткачество ткани и организует женщин в пьесе, как женщина в своем доме.

 

Было ли это отражением самой Лисимахи, мы, пожалуй, никогда не узнаем. Но эта очаровательная афинская дама представляет собой редкий пример женщины, занимающей престижное положение в обществе. Это общество также принадлежало самому могущественному городу-государству Древней Греции в V веке до нашей эры.

 

Чему мы можем научиться у этих очаровательных древнегреческих женщин?

Краснофигурная ваза с изображением группы женщин с различными женскими аксессуарами, c. 420–410 гг. до н.э., Музей Метрополитен, Нью-Йорк

 

Подробности из жизни этих семи выдающихся женщин дают нам ценную информацию о жизни женщин Древней Греции. Мы можем получить информацию о роли женщин-лидеров из разных частей Греции и о том, как они утверждали и поддерживали свой контроль. Мы также можем кое-что узнать о роли женщин в религиозной жизни. Некоторые, такие как Сапфо и Аните, могут даже говорить с нами своими словами. Однако также важно отметить, что представленные здесь древнегреческие женщины в основном представляют представительниц элитных слоев общества. Печально, но голос работающей женщины или даже голова среднестатистического грека oikos в основном отсутствует в свидетельствах, которые сохранились до наших дней.

Женщины в Древней Греции — Энциклопедия Всемирной Истории

Статья

Женщины в древнегреческом мире имели мало прав по сравнению с гражданами мужского пола. Не имея возможности голосовать, владеть землей или наследовать, место женщины было в доме, и ее целью в жизни было воспитание детей. Это общее описание, и при рассмотрении греческих женщин следует помнить, что наши источники неполны и не всегда беспристрастны.

К сожалению, информация о конкретных городах-государствах относительно женщин часто отсутствует и почти всегда исходит от авторов-мужчин. Только в Афинах их статус и роль могут быть подробно описаны. Не уверены мы и в практическом и повседневном применении правил и законов, сохранившихся с древности. Мы знаем, что к спартанским женщинам относились несколько иначе, чем в других государствах. Например, они должны были заниматься физическими упражнениями, как мужчины, им разрешалось владеть землей и пить вино.

Удалить рекламу

Реклама

Были также категории женщин, которые менее хорошо задокументированы, чем другие, такие как женщины-профессионалы, работавшие в магазинах, а также проститутки и куртизанки; применяемые к ним социальные правила и обычаи еще более расплывчаты, чем для женщин-членов гражданских семей. Наконец, в отличие от большинства женщин, некоторые исключительные и исключительные поднялись над ограничениями греческого общества и получили прочное признание как поэты (Сапфо Лесбосская), философы (Арета Киренская), лидеры (Горго Спартанская и Аспасия Афины) и врачей (Агнодис Афин).

Симпозиаст и Гетайра

Себастья Хиральт (CC BY-NC-SA)

Женщины в мифологии

Учитывая их ограниченную роль в реальном обществе, в греческой религии и мифологии на удивление много женских персонажей. Афина, богиня мудрости и покровительница Афин, выделяется как могущественная фигура, наделенная умом, отвагой и честью. Опять же, как и в большинстве древних культур, где сельское хозяйство имело решающее значение для общества, женщины-богини плодородия были чрезвычайно важны и особенно почитались — Деметра и Персефона были наиболее почитаемыми у греков.

Удалить рекламу

Реклама

YouTube
Следите за нами на Youtube!

Как и в другой древней литературе, где доминируют мужчины, женщины часто изображаются в роли возмутителей спокойствия, от ревнивой Геры до Афродиты, использующей свои чары, чтобы сводить мужчин с ума. Мифы и литература изобилуют женскими персонажами, изо всех сил пытающимися сорвать планы героев-мужчин, от верховной ведьмы Медеи до смертоносных, хотя и прекрасных Сирен. Они также могут быть представлены как управляемые только дикой страстью и экстатической эмоцией, такие как менады. Напротив, идеальная целомудренная женщина, верная своему отсутствующему мужу, представлена ​​Пенелопой в гомеровском «9».0369 Одиссея . Музы — еще одно положительное представление, прославленное не только своей физической красотой, но и своими широкими навыками в искусстве. Имели ли эти вымышленные персонажи какое-либо отношение к роли женщин в реальной жизни — открытый вопрос, как и более интригующий вопрос: что сами греческие женщины думали о таких созданных мужчинами образцах для подражания? Возможно, мы никогда не узнаем.

Афина (после восточного фронтона Парфенона)

Марк Картрайт (CC BY-NC-SA)

Девушки

Как и во многих других аграрных культурах, где доминируют мужчины, младенцы женского пола подвергались гораздо большему риску быть брошенными родителями при рождении, чем дети мужского пола. Дети горожан посещали школы, где учебная программа включала чтение, письмо и математику. После освоения этих основ занятия перешли к литературе (например, Гомер), поэзии и музыке (особенно к лире). Легкая атлетика также была важным элементом в образовании молодого человека. Девочек обучали так же, как мальчиков, но с большим упором на танцы, гимнастику и музыкальные достижения, которые можно было продемонстрировать на музыкальных конкурсах, религиозных праздниках и церемониях. Конечной целью образования девочки было подготовить ее к роли в воспитании семьи, а не непосредственно стимулировать интеллектуальное развитие.

Любите историю?

Подпишитесь на нашу бесплатную еженедельную рассылку по электронной почте!

Целью обучения девочки было подготовить ее к роли в воспитании семьи, а не стимулировать интеллектуальное развитие.

Важной частью воспитания девочки была педерастия (она практиковалась не только зрелыми мужчинами и мальчиками). Это были отношения между взрослым и подростком, которые включали сексуальные отношения, но в дополнение к физическим отношениям старший партнер выступал в качестве наставника для молодежи и обучал их через мирской и практический опыт старшего.

Общество молодых женщин

От молодых женщин ожидалось, что они выйдут замуж девственницами, и брак обычно устраивал их отец, который выбирал себе мужа и принимал от него приданое. Если у женщины не было отца, то ее интересами (перспективами замужества и управлением имуществом) занимался опекун ( kyrios или kurios ), возможно, дядя или другой родственник мужского пола. Женившись в обычном возрасте 13 или 14 лет, любовь не имела ничего общего с совместимостью мужа и жены (9).0369 дамар ). Конечно, между парой могла возникнуть любовь, но лучшее, на что можно было надеяться, это philia — общее чувство дружбы/любви; eros , любовь желания, муж часто искал в другом месте. Ожидалось, что все женщины выйдут замуж, в греческом обществе не было места и роли для одиноких зрелых женщин.

Удалить рекламу

Реклама

Греческое платье Peplos

Mark Cartwright (CC BY-NC-SA)

Замужние женщины

В семейном доме женщины должны были воспитывать детей и обеспечивать повседневные нужды семьи. Им помогали рабыни, если муж мог себе это позволить. Контакты с мужчинами, не входящими в семью, не поощрялись, и женщины в основном занимали свое время домашними делами, такими как работа с шерстью и ткачество. Они могли выходить и посещать дома друзей и могли участвовать в публичных религиозных церемониях и праздниках. Ученые до сих пор спорят о том, могут ли женщины посещать театральные представления или нет. Более ясно, что женщины не могли посещать публичные собрания, голосовать или занимать государственные должности. Даже женское имя нельзя было упоминать публично – по уважительной или плохой причине.

Древние любовники

Игры могавков (Авторское право)

Замужние женщины, по крайней мере, в глазах закона, находились под полной властью своих мужей. Такие писатели, как Аристотель, не сомневаются в том, что женщины интеллектуально неспособны принимать важные решения самостоятельно. На практике, конечно, отдельные пары вполне могли разделить свою жизнь более справедливо. От женщин ожидалось, что они будут верны своим мужьям, но не наоборот, поскольку мужья могли свободно пользоваться услугами проституток, любовников и куртизанок. Любая женщина, которая не сохранила честь семьи (и таким образом не защитила законность мужской линии), была виновна в серьезном преступлении moicheia , что приведет к запрету на участие в публичных религиозных церемониях. Муж, обнаруживший, что его жена вступает в сексуальные отношения с другим мужчиной, мог убить любовника, не опасаясь судебного преследования.

Если у женщины умирал отец, она обычно ничего не наследовала, если у нее были братья. Если она была единственным ребенком, то ее опекун или муж, выйдя замуж, перенимали наследство. В некоторых случаях, когда одинокая женщина наследовала имущество своего отца, она была обязана выйти замуж за своего ближайшего родственника мужского пола, обычно дядю. Женщины могли наследовать смерть других родственников мужского пола при условии, что в очереди не было родственников мужского пола. У женщин действительно было некоторое личное имущество, обычно приобретаемое в качестве подарков от членов семьи, которое обычно представляло собой одежду и украшения. Женщины не могли составить завещание, и после смерти все их имущество переходило к мужу.

Голова Пенелопы

Кэрол Раддато (CC BY-SA)

Браки могут быть расторгнуты по трем причинам. Первым и наиболее распространенным был отказ мужа ( апопепсис или экпемпсис ). Причин не требовалось, ожидалось только возвращение приданого. Второй причиной увольнения был уход жены из семейного дома ( аполипсис ), и в этом случае новый опекун женщины должен был действовать как ее законный представитель. Однако это было редкостью, и в результате репутация женщины в обществе была подорвана. Третьим основанием для расторжения брака было требование отца невесты вернуть дочь (9).0369 aphairesis ), вероятно, чтобы предложить ее другому мужчине с более привлекательным приданым. Однако этот последний вариант был возможен только в том случае, если у жены не было детей. Если женщина оставалась вдовой, от нее требовалось выйти замуж за близкого родственника мужского пола, чтобы гарантировать, что имущество останется в семье.

Удалить рекламу

Реклама

Другие роли

Женщины, разумеется, присутствовали и в различных других классах неграждан. Будучи рабами, они выполняли всевозможные обязанности, а также работали на предприятиях, таких как магазины и пекарни. Группа, по которой у нас есть больше всего информации, — это секс-работники. Женщины здесь делились на две категории. Первой и, пожалуй, самой распространенной была публичная проститутка ( порно ). Вторым типом была проститутка высшего сословия ( гетера ). Эти последние женщины получили музыкальное образование (особенно игру на флейте) и культуру и часто устанавливали прочные отношения с женатыми мужчинами. Именно этот класс женщин развлекал мужчин (во всех смыслах) на знаменитом симпозиуме, частной попойке только для гостей мужского пола.

Наконец, некоторые женщины участвовали в культах и ​​выступали в качестве жриц определенных женских божеств (особенно Деметры и Афродиты), а также Диониса. Жрицы, в отличие от своих коллег-мужчин, имели дополнительное ограничение: их часто, но не всегда, выбирали, потому что они были девственницами или после менопаузы. С другой стороны, прихожанами могли быть представители обоих полов, и эти ритуалы с ограничениями могли исключать как мужчин, так и женщин. Фестиваль плодородия Фесмофория был самым распространенным из подобных мероприятий, и на нем присутствовали только замужние женщины. Каждый год в Афинах выбирались четыре молодые женщины, которые служили жрице Афины Полиас и ткали священную мантию пеплоса, которая украшала бы культовую статую богини. Возможно, самой известной женской религиозной ролью была пожилая Пифия, оракул в Дельфах, интерпретировавшая воззвания Аполлона.

Вам понравилась эта статья?

Редакционный обзор
Перед публикацией эта статья прошла проверку на точность, надежность и соответствие академическим стандартам.

Библиография

  • Bagnall, R. et al. Энциклопедия древней истории. Уайли-Блэквелл, 2012 г.
  • Бойс-Стоунз и др. Оксфордский справочник по греческим исследованиям. Издательство Оксфордского университета, 2009 г.
  • Хорнблауэр, С. Оксфордский классический словарь. Издательство Оксфордского университета, 2012.
  • Kinzl, H. Спутник классического греческого мира. Уайли-Блэквелл, 2016 г.

Переводы

Мы хотим, чтобы люди во всем мире изучали историю. Помогите нам и переведите эту статью на другой язык! На данный момент мы перевели его на: испанский, персидский, русский, французский, болгарский, арабский, греческий

Об авторе

Марк Картрайт

Марк является штатным автором, исследователем, историком и редактором. Особые интересы включают искусство, архитектуру и изучение идей, которые разделяют все цивилизации. Он имеет степень магистра политической философии и является директором издательства WHE.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *