История хиджаба и платка — Реальное время
Общество
00:00, 11.10.2020
Почему женщины покрывают голову не только в исламе и как хиджаб связан со эмансипацией
Вопрос о хиджабе никогда не вызывал таких бурных дискуссий, как последние 200 лет. После развала Советского Союза религия стала активно возвращаться в публичное пространство, и вопрос женского платка снова оказался актуальным и политичным. В отличие от наших предшественников, для многих этических мусульман платок — это уже не одежда матери и бабушки. Это одежда, подразумевающая соблюдение и приверженность религии.
Мы предлагаем посмотреть на феномен хиджаба с разных сторон. Мы покажем, что покрывало не является частью исключительно исламской культуры, но было распространено и до ислама. Кроме того, мы объясним, каким образом хиджаб утвердился как часть ислама и как хиджаб связан со свободой женщины и ее высоким статусом.
Платок в культуре народов
Вся палитра одежды, ассоциирующаяся сегодня с традиционным Каиром и Багдадом, от хиджаба, никаба, паранджи и открытых нарядов, существовала у арабов и до ислама. С другой стороны, это не сугубо арабская традиция. Так, подобные порядки существовали в античной Греции (Aphrodite’s Tortoise, The Veiled Woman of Ancient Greece), в Византии (Gabriel Radle, The Veiling of Women in Byzantium) или в Иудее. Верующие иудеи до сих пор закрывают волосы, но делают это при помощи шляпки или парика (хотя есть и носящие платок).
«Покрытая танцовщица», Александрия, III—II век до н.э. Фото: metmuseum.org
Покрывало в древнеперсидской, ассирийской и месопотамской культурах было показателем высокого статуса женщины. Ношение платка рабынями и проститутками было уголовно наказуемо. Позже, как мы покажем далее, это понимание перешло в ислам.
Кроме того, покрытие головы являлось необходимым элементом отправления культа. В языческой культуре голову покрывали жрицы богини Весты. В Новом Завете строго сказано о том, что женщина должна покрывать свою голову в храме: «Но всякая женщина, которая молится или пророчествует с непокрытой головой, навлекает позор на свою голову. Она подобна женщине, которая обрила себе голову» (1-е Коринфянам 11:5). Понимание покрывала как части культа также вошло в ислам, где покрытие определенных частей тела является условием действительности молитвы.
На протяжении тысячелетий покрывало было неотъемлемой частью как ближневосточной, так и европейской или даже индийской культур. Неприятие Запада закрытой одежды обострилось на фоне теракта 11 сентября 2001 года и войны в Афганистане, когда афганская паранджа — «бурка», закрывающая все тело вплоть до глаз, стала ассоциироваться с закрепощением и унижением женщины на Востоке. Все это соседствовало с необходимостью обоснования начавшейся контртеррористической войны и стало переломным моментом Новейшей истории. Изменился и образ Востока: если в колониальный период Восток больше ассоциировался с гедонизмом, удовольствием и таинственной мудростью, то теперь он стал ассоциироваться, наоборот, с ханжеством, невежеством и фанатизмом.
Подобно другим практикам, например, паломничеству-хаджу, «запретным месяцам» и обрезанию, покрытие женщин существовало в арабском обществе и до ислама. С точки зрения мусульман, до пророка Мухаммада к арабам (как и к другим народам) приходили другие пророки и, вероятно, устанавливали эти практики. Тем не менее нельзя утверждать, что ислам «обязал» женщин носить покрывало, он лишь легитимировал уже имевшиеся в обществе обычаи.
Одежда арабских женщин до ислама. Фото: siue.edu
Хиджаб в исламе
Интересна история ниспослания «аята о хиджабе», которая приводится в «Сахихе» Бухари, второй по важности книге в исламе после Корана. В соответствии с ней, интенция на введение хиджаба как религиозной обязанности была задана Умаром бин аль-Хаттабом, вторым праведным халифом. Кроме того, в этом предании используется само слово «хиджаб» в форме глагола повелительного наклонения «ухджуб».
«Что же касается ‘Умара, то он часто говорил Пророку, да благословит его Аллах и приветствует: «Покрывай (ухджуб) своих жён», однако Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, не делал этого. Однажды вечером жена Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, Сауда бинт Зам’а, которая была высокой женщиной, вышла из дома, а ‘Умар обратился к ней: «Мы узнали тебя, о Сауда!» (Он сделал это,) желая, чтобы было ниспослано (откровение о необходимости ношения) покрывала, и Аллах действительно ниспослал аят. («Сахих» Бухари, 146)».
Слово хиджаб с арабского переводится как «преграда» или «завеса». В самом Коране слово «хиджаб» не используется в том смысле, который нас интересует. Вместо этого использованы два других слова, родственные по смыслу, — «химар» и «джильбаб».
«Пусть они не выставляют напоказ свою красоту, помимо того, что видно. И пусть прикрывают покрывалом (хумур, мн. ч. от «химар») вырез на груди (ан-Нур, 31)».
Химар, если обращаться к арабским словарям, переводится как «кусок ткани, покрывающий голову». Это слово происходит от глагола «хамара», означающее «скрывать, покрывать». В одном из хадисов передается, что женщины города Медина, услышав этот стих, покрыли тканями свои волосы.
«…О Пророк! Скажи твоим женам, твоим дочерям и женщинам верующих, чтобы они опускали свои покрывала» (джалябиб, мн.ч. от «джильбаб»; аль-Ахзаб, 59).
Джильбаб — это слово, означающее свободную длинную одежду. Потому подразумевается, что одежда мусульман должна не только покрывать все тело, но и не быть обтягивающей и скрывать силуэт.
Исламские богословы постановили, что авраты (части тела, которые подобает скрывать) включают в себя все тело, кроме лица, ступней и кистей. Часть теологов утверждает, что степень покрывала зависит от традиций и «испорченности общества». Считая, что в обществе начали распространяться пороки, некоторые теологи стали считать желательным или обязательным покрывать и лицо. В правовой школе шафиитов же и вовсе распространилось мнение, что хиджаб желательно носить и мужчинам, в особенности молодым и красивым, дабы не смущать женщин.
У самого хиджаба есть лишь общие условия, но нет установленной формы. Хиджаб не обязательно должен быть черным, похожим на то, что носят женщины из Залива. Это вполне может быть европейская одежда, но соответствующая условиям покрытия «аврата».
Костюм старообрядцев из Нижегородской губернии. Фото: ruvera.ru
Древние тексты добавляли к этому, что эти ограничения касаются только свободных женщин, и не касаются рабынь. Все это писалось тогда, когда во всем мире процветало рабовладение. И в исламском обществе хиджаб являлся инструментом определения свободных женщин, субъектов общества. Хиджаб здесь выступал инструментом защиты женщины от посягательств на ее честь со стороны мужчины. В этом смысле исламская философия проста: мужчина есть мужчина и женщина есть женщина, мы не будем менять их природу. Вместо этого мы изменим среду.
Хиджаб и объективация
В Новое время эпоха рабовладельческих обществ начала сходить на нет. В сущности, в самом исламе существует интенция на освобождение рабов: это предписано за большое количество провинностей (например, пропуск поста) и считается благим делом. В то же время существовал только один способ закрепощения — военный поход. Сами рабы, таким образом, могут пониматься как военнопленные. Экономическое рабство в шариатском праве запрещено. Это также одна из причин запрета ростовщичества.
Интересный взгляд на вопрос рабства предложил Джоннатан Браун, ученый-исламовед из Джорджтаунского университета, в своей книге «Рабство в исламе». Браун говорит, что «рабство» является словом, меняющим свое значение от общества к обществу. Запрещая «рабство», нужно конкретизировать, что именно имеется в виду. Рабы в исламском обществе были прежде всего военнопленными и их потомками, но также являлись предметом торга.
Мы живем в капиталистическом обществе, где красоте и сексуальности уделено такое значение, которого не было никогда в истории. Феминистическая теория дала этому феномену определение «объективация», когда человек и его тело представляется лишь инструментом для удовлетворения собственных нужд, без учета его личности и чувств. Особенно подвержены объективации женщины.
Фото: Олег Тихонов
Критика объективации занимает важное место в современном левом (критика капитализма за овеществление тела) и феминистическом движениях. Удивительно, как перекликаются в этом левая и исламская повестка, при этом предлагая совсем разные решения. Ведь, в сущности, для исламской теологи фигура платка означает, что женщина не является товаром и частью рыночных отношений.
Наличие платка не мешало женщине занимать видное положение в исламской среде и не умаляло значение женского образования. Мы можем найти великих женщин в разные периоды истории ислама: начиная от жен пророка Мухаммада, игравших значимое положение на ранних этапах развития исламского халифата, до царицы Сююмбике. Наконец, хочется упомянуть Фатиму аль-Фихри, построившую в марокканском Фесе старейший в мире университет аль-Карауин.
Более того, в книгах по исламскому праву платок рассматривается как право и привилегия женщины. Андалузский теолог Ибн Хазм так описывал знатную девушку: «из благородной семьи, высокого положения, сокрытая за плотной завесой».
Платок являлся инструментом для построения общества, которое, без изменения человеческого естества, образовало бы культуру, не зацикленную на сексуальности. К сожалению, такой смысл платка разделяется не всеми. Для многих мусульман и немусульман платок представляется символом закрепощения женщины и ее подчиненного положения. Просто одни преступно довольствуются этим, а другие, напротив, враждуют с любым проявлением религиозности.
Хиджаб носили и татарки еще два века назад. Особо ценились роскошно расписанные покрывала. В сборнике «Народы России» 1878 года, изданном в Санкт-Петербурге, наряд татарок описывался так:
«На голову бедныя повивают узорчатыя по концам полотенца, а богатыя надевают шелковыя, в виде повязки, с дорогою бахромою, позументами и драгоценными камнями, или же бархатныя шапочки, отороченныя соболем. Сверх всего они покрываются длинным вуалем из тюля… Поверх рубашки, как и мужчины, татарки носят два камзола, из коих нижний, зилян, без рукавов, из шелковой материи, обшитый по краям галуном и с карманом на боку. Верхний камзол делается из парчи, с очень длинными рукавами. Вместо камзола теперь, впрочем, чаще носят просто халат из парчи, шелковой материи или из китайки с длинными съуживающимися к концам рукавами, халат этот накидывается на голову и служит, таким образом, вместо чадры».
Конечно, само ношение хиджаба не означает аскетизм и высокие моральные качества, как некоторые полагают. Ислам рассматривает это как один из божественных заветов. С другой стороны, покрывало занимает особое место во всей авраамической традиции — иудаизме, исламе и христианстве. Это неотъемлемая часть традиционных религий Российской Федерации.
В светских демократиях религия не занимает положения источника государственного права. В соответствии с Конституцией Российской Федерации, каждый имеет право выбирать для себя религию или не выбирать никакой. Там же есть важное уточнение: «и действовать в соответствии с ними (религиозными убеждениями)». Хиджаб является религиозным предписанием, тем самым «религиозным убеждением», но не только им. Хиджаб — это и часть мировой культуры, ее интенции на «скромность», которая проявлялась в разные исторические эпохи и в разных цивилизациях.
Карим Гайнуллин
ОбществоИсторияКультура БашкортостанТатарстан
Девушки в хиджабах — о профессии в немусульманской среде
Пока мир встречает процесс глобализации с распростертыми объятиями, а компания Nike разрабатывает хиджабы для тренировок, женщины в платках, встречаемые в спортивных залах до сих пор сталкиваются с недоуменными взглядами.
Косметолог, психолог и инструктор рассказали Enter о том, как они пришли в свою профессию, с какими стереотипами столкнулись и какие современные тенденции являются грехом, несмотря на технологический процесс.
инструктор по горным лыжам, 34 года
«Людям порой сложно сопоставить мой активный образ жизни с вероисповеданием»
Я встала на горные лыжи в восемь лет: каждые выходные мы с семьей ездили на горнолыжную базу, расположенную за городом. Во время обучения в университете я стала задумываться, что было бы прекрасно превратить свое хобби в профессию, и вот уже 13 лет я работаю в этой сфере, получая от нее и удовольствие, и отдачу. Быть тренером по горным лыжам особенно в выходные дни зимой — высокооплачиваемое занятие, совмещающее приятное с полезным.
Горные лыжи — прекрасный вид спорта для мусульманок: во время тренировок на мне надеты свободный костюм и шлем поверх завязанного платка, а в помещении я надеваю шапку или завязываю бандану. Мой внешний вид не привлекает внимание окружающих на горнолыжном курорте, поскольку почти все инструкторы одеваются так. Вообще, для мусульманок разработали спортивные теплые юбки для занятия зимними видами спорта, но, мне кажется, в них невозможно кататься на горных лыжах, а вот на сноуборде вполне удобно.
Я была близка к исламу с детства, знала суры (главы Корана, — прим. Enter), но не покрывала голову и не читала намаз. Когда я постепенно начала приходить к религии, меня мучал вопрос: «Возможно ли читать намаз, носить хиджаб и при этом вести активный образ жизни: кататься на горных лыжах и выезжать в походы летом?». В 2010 году, перед месяцем Рамаданом, я надела платок и начала практиковать ислам.
Людям сложно сопоставить мой активный образ жизни с вероисповеданием. Как-то раз я проезжала мимо мечети Аль-Марджани на велосипеде, оттуда выходили два студента медресе и воскликнули: «Смотри, мусульманка едет на велосипеде!». Это было довольно странно — подобные вещи уже давно должны восприниматься как норма. Ни на одной из моих работ — а я также являюсь преподавателем химии и английского языка — никогда не возникало никаких проблем из-за того, ношу я или не ношу хиджаб.
Ни вероисповедание, ни возраст не являются противопоказанием для занятия спортом. Однако до сих пор встречаются случаи, когда девочки-мусульманки сидят на скамейках на уроках физкультуры по собственному желанию или из-за запрета родителя. Своим детям я стараюсь привить любовь к спорту с самого детства: мы вместе проводим время и выезжаем кататься на горных или беговых лыжах. Надо показывать на личном примере, что существует альтернативное, активное времяпрепровождение по сравнению с регулярным использованием гаджетов. Что касается социальных сетей, здесь все так же неоднозначно: я знаю тех, кто против открытых аккаунтов и публикации своих фотографий. Но технологический прогресс берет свое, и, на мой взгляд, необходимо идти в ногу со временем.
косметолог, 35 лет
«Увеличение губ, груди или ягодиц, изменение формы носа и скул — грех»
Хирургические манипуляции с собственным телом — такие как увеличение губ, груди или ягодиц, изменение формы носа и скул — грех, так как являются проявлением недовольства к Творцу. Как косметолог-эстетист я предлагаю услуги по уходу за лицом: чистки, пилинги, биоревитализация, мезотерапия и массаж лица, и в скором времени начну практиковать косметическую хиджаму (кровопускание, совершаемое в лечебных целях, — прим. Enter). А вот процедур по контурной пластике не провожу принципиально. Здоровое питание, регулярные занятия спортом, ухоженные волосы, красивые ногти, посещение косметолога с целью профилактики старения в виде массажа лица, пилингов, чисток, аппаратных методик омоложения — естественный способ ухаживать за своей внешностью.
Ко мне часто приходят мусульманки, переехавшие в Казань из других регионов России, и делятся своими историями о дискриминации со стороны работодателя. Я, в свою очередь, ни от одного из своих клиентов или арендодателей не слышала ни одного провокационного вопроса о хиджабе. Наша республика — благоприятное место для жизни и работы мусульман. Татарстан всегда был сосредоточением исламской культуры: здесь ежегодно проводится множество мероприятий в поддержку ислама — как небольшие встречи, так и крупные события.
В исламе не приветствуется, чтобы женщина выставляла себя напоказ, однако, среди мусульманок мнение относительно социальных сетей разделилось. В Instagram можно встретить массу регулярно обновляющихся аккаунтов, тогда как есть и закрытые страницы, где только девушки подписываются друг на друга. Лично я сохраняю нейтральную позицию, и, в основном, использую свою страницу в Instagram для работы, выкладывая свои фотографии лишь с целью, чтобы пациенты знали, к кому они записаны на процедуру.
психолог, 25 лет
«Те простые истины, которые я изучаю в психологии, есть и в религии»
Я работаю в творческом коллективе «Бэхет ачкычы» педагогом-психологом и методистом, составляю программы для концептуальных лагерей, как психолог консультирую детей и родителей и веду уроки нравственности. Еще работаю в образовательном центре «Хакима», где провожу вебинары, семинары, тренинги, курсы по детской и семейной психологии. Третья область моей занятости — это Федеральный ресурсный центр КФУ, куда меня пригласили проводить курсы по повышению квалификации для педагогов, работающих в религиозной структуре при мечетях и медресе. Также часто приходится выезжать в другие города в командировки.
Мое первое образование религиозное, именно благодаря ему я открыла для себя целый мир ислама. Я проходила обучение в Российском Исламском Университете, в центре подготовки хафизов Корана (хафиз — хранитель Корана, запоминающий его наизусть, — прим. Enter). На протяжении 10 лет я преподаю исламские дисциплины взрослым и детям при мечетях и в детских лагерях. В этой деятельности я не сталкивалась с проблемами, так как она напрямую связана с исламом.
Те простые истины, которые я изучаю в психологии, есть и в религии. Я провожу лекции по семейной психологии для матерей и жен, делая отсылки к исламу и цитируя высказывания Пророка, поэтому меня называют исламским психологом. Ко мне обращаются за консультациями и мусульмане, чтобы проанализировать свои отношения с богом. Например, частый случай: в семье был суровый отец, который не уделял достаточного внимания ребенку. Безусловно, этот факт оставляет отпечаток в виде детской травмы, и приходящий в религию человек начинает видеть этот недостаток заботы и любви в боге.
Ситуации бывают еще печальнее: люди воспринимают бога как фигуру наказания из-за неправильной психологической проекции, возникшей в прошлом. Я помогаю пациентам бороться с этими неправильными убеждениями. Помимо этого, ко мне приходят по разным запросам, связанным с поведением ребенка или супружескими отношениями: детская агрессия, непослушание, регулярные истерики, психосоматические заболевания и конфликты между мужем и женой, отсутствие взаимопонимания, желание развестись, сильная ревность, непринятие многоженства.
В исламе глава семейства — муж, имеющий особые полномочия: что-то разрешать или запрещать жене, но, конечно, в рамках разумного. Работа женщины делится на два понятия: саморазвитие и занятость ради дохода. Но второе (даже с точки зрения психологии) — больше мужская прерогатива. Рассмотрим классическую систему семейной психологии, если роль главенства и финансирования берет на себя женщина. В семье происходит смена ролей, а это может послужить причиной для разрыва отношений или изменения поведения ребенка. В исламе мужчина вправе сказать: «Нет, зарабатывать деньги — не твои обязанности, этим буду заниматься только я». Что касается саморазвития: муж не должен препятствовать получению новых знаний и навыков, скорее наоборот — он должен обеспечить возможность развиваться.
В каждой стране есть свои традиции и мировоззрения — культура региона или страны накладывает отпечаток на религию. Мусульмане в Татарстане добавляют свои национальные особенности в ислам, а на Северном Кавказе и Ближнем Востоке интерпретируют религию по-своему из-за воспитания. Существует мнение среди татар, что младший ребенок должен остаться жить с родителями, аргументируя это тем, что рай под ногами матерей (отсылка к Корану, согласно которой «врата рая открыты для тех, кто ценит и уважает матерей», — прим. Enter), и нужно проявлять уважение к родителям. Хотя у любой молодой семьи есть право на отдельное жилье.
Например, на Кавказе считают так: жена — это тень мужа, если она высказывает свое мнение, то с ней не все в порядке. В исламе отсутствует такая трактовка, а у некоторых представителей тех наций она лежит в основе традиций. Необходимо разделять национальные устои и настоящие религиозные догматы. На Ближнем Востоке женщины сталкиваются с домашним насилием, тогда как в исламе запрещено нарушение личностных границ, и тем более мужчины не имеют права поднимать руку на женщину. Побои, которые совершают мужчины в тех странах, как акт действия не относится к религии. Такие люди лишь прикрываются ею и совсем не обладают внутренней духовностью, богобоязненностью и истинными знаниями об исламе.
Фото: Анастасия Шаронова
Почему некоторые мусульманки чувствуют себя увереннее в хиджабе и головном платке
Для людей, которые хотели бы узнать больше об исламе, The Conversation публикует серию статей, доступных на нашем веб-сайте или в виде шести электронных писем, доставляемых через день, написанных Старший редактор отдела религии и этики Калпана Джайн. За последние несколько лет она заказала десятки статей об исламе, написанных учеными. Эти статьи взяты из этого архива и проверены религиоведами на точность.
Некоторые американцы считают, что ислам угнетает женщин. На Западе, особенно во Франции, хиджаб или головной платок, который носят многие мусульманки, стал символом этого предполагаемого угнетения.
В этой статье будут объяснены некоторые из сложных вопросов, которые возникают при выборе многими мусульманскими женщинами ношения хиджаба, в том числе почему некоторые женщины рассматривают его как знак расширения прав и возможностей. Это также привлечет внимание к некоторым глобальным мусульманским феминистским движениям, которые часто остаются незамеченными в западном мире.
Социолог Кейтлин Киллиан объясняет, что еврейские, христианские и индуистские женщины покрывали голову с доисламских времен.
Для некоторых современных мусульманок ношение хиджаба может быть религиозным актом – способом продемонстрировать свою покорность Богу. Коран предписывает и мужчинам, и женщинам соблюдать скромность в одежде и поведении. Тем не менее, мусульманская женская одежда не полностью посвящена вере. Он использовался в прошлом — и настоящем — как утверждение идентичности.
При колониальном правлении мусульманских женщин поощряли быть более похожими на европейских женщин и снимать чадру. По мере роста требований независимости от колониального господства вуаль, по словам Киллиана, стала «символом национальной идентичности и оппозиции Западу».
Назма Хан (на фото) основала Всемирный день хиджаба в 2013 году.
Агентство Атилган Оздил / Анадолу через Getty Images
Сегодня некоторые мусульманки в Америке могут носить хиджаб, чтобы заявить о своей гордости перед лицом исламофобии. Всемирный день хиджаба, отмечаемый 1 февраля, начиная с 2013 года, появился благодаря усилиям Назмы Хан, иммигрантки в США из Бангладеш, которую стыдили за ношение хиджаба. Она решила начать день, когда и мусульманки, и немусульманки могли носить головной убор.
Несмотря на это, в большей части западного мира хиджаб по-прежнему считается символом угнетения мусульманских женщин. В Швейцарии избиратели в марте 2021 года одобрили закон о запрете ношения хиджабов, в то время как Франция настаивает на более строгой политике в отношении хиджабов.
В решении от 14 марта 2017 года Суд Европейского союза, который толкует законодательство ЕС, разрешил частным компаниям во Франции запрещать сотрудникам носить «религиозные, политические и философские знаки» в интересах «нейтралитета». ”
Женщина на акции протеста против исламофобии в Тулузе, Франция, показывает рисунок с надписью «Моя вуаль, мой выбор, свободен» на французском языке.
Ален Питтон/NurPhoto через Getty Images
Социолог З. Фарин Парвез говорит, что закон, запрещающий ношение хиджаба, стал «поворотным моментом» в жизни мусульманских женщин, стремящихся к признанию и интеграции во французском обществе. Платок для многих женщин является не просто религиозным символом; это способ существования.
Но такой акцент на одежде мусульманских женщин отвлекает внимание от других вопросов и от того, как мусульманские феминистские движения пытаются внести изменения. В Индонезии, например, женщины-мусульманки-религиоведы, или улемы, помогают изменить понимание и практику ислама.
Как говорит социолог Рэйчел Ринальдо, за последние три десятилетия в Индонезии появилось новое поколение женщин-религиозных лидеров, которые толкуют Коран таким образом, который расширяет возможности женщин. По словам Ринальдо, слова женщин-улемов более распространены по сравнению с активистками за права женщин, поскольку они являются подготовленными исламскими учеными.
Конференция женщин-мусульманок-религиоведов, состоявшаяся в 2017 году в Индонезии с участием участников из Кении, Пакистана и Саудовской Аравии, издала фетвы — необязательные религиозные указы — против детских браков, сексуального насилия и разрушения окружающей среды.
Дело в том, что, как и другие конфессии, ислам – религия многогранная, и мусульманки сами выбирают, как они хотят, чтобы их услышали и увидели.
Эта статья была проверена на точность Джессикой Марглин, адъюнкт-профессором религии Колледжа литературы, искусств и наук USC Дорнсайф.
Факт: Женщины-улемы в Индонезии восходят к 17 веку. Королева Таджул Алам Сафиатуддин Шия правила исламским королевством Ачех (ныне самая северная провинция Индонезии) в течение 35 лет и заказала несколько важных книг с исламскими комментариями и теологией. В то время, когда женщины-правители в любой точке мира были необычными, она была главным сторонником религиозной власти в тогдашнем процветающем и мирном королевстве. — Из статьи Рэйчел Ринальдо, профессора социологии Университета Колорадо в Боулдере.
В следующем выпуске: Что такое исламское право?
Вы можете прочитать все шесть статей из этой серии «Понимание ислама» на TheConversation.com, или мы можем доставить их прямо в ваш почтовый ящик, если вы подпишитесь на наш курс рассылки новостей по электронной почте.
Почему мусульманки носят хиджаб?
Как растущее число женщин-мусульманок бросает вызов традиционным верованиям
Суд ЕС разрешает компаниям запрещать ношение головных платков. Как это отразится на женщинах-мусульманках?
Дополнительная литература и ресурсы :
«Североафриканские женщины во Франции», Кейтлин Киллиан. Социолог Киллиан исследует, как женщины-мусульманки конструируют и управляют своей идентичностью в чужой культуре.
«Навигация по исламу: хиджаб и американское рабочее место» Фатимы Куры исследует жизненный опыт 35 американских мусульманок, носящих хиджаб.
Почему только некоторые мусульманки носят хиджаб? | Факты о мусульманах и религии ислам
Перейти к содержимому
Предыдущий Следующий
Посмотреть увеличенное изображение
Автор Мина Малик
Когда вы думаете о мусульманке, вы, вероятно, представляете себе женщину с платком. В этом нет ничего плохого, и вполне естественно так думать, поскольку ношение головного убора является частью того, что ислам требует от мусульманских женщин. Однако далеко не так, что каждая мусульманка носит головной платок. Возможно, вы даже встретили женщину, которую давно знали, и были удивлены, узнав, что она мусульманка, потому что она не носит хиджаб — это случается и с мусульманами! Будь то в Соединенных Штатах или в другой стране, где большинство населения составляют мусульмане, вы столкнетесь со многими женщинами-мусульманками, которые не носят хиджаб. Но почему это?
Скромность — один из аспектов Ислама
Ислам очень четко определяет свои стандарты скромности для тех, кто его практикует. Может показаться, что исламская скромность касается только одежды человека. Это неправда — исламские представления о скромности выходят далеко за рамки одежды и включают действия, речь и поведение. Вот почему вы, возможно, слышали, например, о коллеге-мусульманине, отказывающемся пожать руку человеку противоположного пола.
Однако скромность и, в частности, скромная одежда не являются всеобщностью веры мусульманки. Ознакомьтесь с полным заявлением Пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха, относительно того, что скромность является ветвью веры:
«Вера имеет более семидесяти ветвей или более шестидесяти ветвей, самая превосходная из которых — провозглашение того, что нет бога, кроме Аллаха, и самая смиренная из которых — удаление [чего-то вредного] с пути: а скромность — это ветвь веры».
Он проповедует о том, что вера мусульманина подобна дереву, у которого много ветвей. Хотя скромность — это одно, это не самое важное и не главное в вере мусульманина. Таким образом, хиджаб — это лишь один элемент веры мусульманки, а не вся ее совокупность. Быть мусульманином влечет за собой целый набор верований и обычаев, и хотя ношение хиджаба может быть очень простым способом узнать мусульманку, это не единственный и не самый важный элемент ее веры. Что на самом деле делает человека мусульманином? Вера в шесть основных убеждений, а также следование пяти столпам ислама.
Что говорит ислам в сравнении с тем, что делают мусульмане
Как и во многих других конфессиях, вы найдете мусульман, которые исповедуют ислам в той или иной степени. Выборочный подход к обязательным практикам, требуемым от мусульман, — это не то, чем должны заниматься мусульмане, но неизбежно будут люди, которые попадутся на это. Все мусульмане имеют разные связи и приверженность своим убеждениям и религиозным практикам — эти различия не отражают того, что ислам требует от мусульман.
Если вам интересно, почему некоторые мусульманки на самом деле предпочитают не носить хиджаб?
Одной из причин является дезинформация о принуждении женщин носить его в первую очередь. Иногда то, что мусульмане понимают или узнают об исламе, даже от других благонамеренных мусульман, не соответствует тому, чему на самом деле учит ислам. Что касается меня, то я не знала, что ношение хиджаба является обязательным для женщин, пока мне не исполнилось шестнадцать, и я ходила в мечеть на воскресную школу, училась читать Коран на арабском языке и посещала неформальные занятия по изучению Корана. кружков с моей семьей, так как я был ребенком.
Другая причина, по которой некоторые мусульманки не носят хиджаб, связана с их личной связью с Исламом и Аллахом, другими словами, с их общим духовным состоянием. В зависимости от того, насколько человек предан развитию своей духовной связи со своей верой, некоторые мусульмане могут иметь более слабый или более сильный уровень веры по сравнению с другими мусульманами. Это не означает, что все женщины, которые не носят хиджаб, имеют более слабое духовное состояние, у некоторых действительно могут быть сильные духовные связи, но это причина, по которой некоторые женщины этого не делают.
Еще одна причина, по которой некоторые женщины не носят хиджаб, — это огромное давление, которое они испытывают в своих социальных кругах, на работе, в семье, в культурной или политической среде. Когда женщина носит хиджаб и выходит из дома, она фактически объявляет себя мусульманкой. Некоторым людям с этим трудно справиться. Есть много других неуверенностей в отношении образа тела, самооценки и красоты, с которыми женщинам приходится бороться. Живя в Соединенных Штатах, все женщины, мусульманки или нет, испытывают давление из-за того, как они выглядят и кажутся другим людям. Ношение хиджаба — это акт поклонения, предназначенный только для Бога, но также и то, что другие могут легко увидеть.
Может ли женщина быть хорошей мусульманкой, если она не носит хиджаб?
А давайте поговорим о слоне в комнате – может ли мусульманка быть хорошей мусульманкой, если она не носит хиджаб? Единственный, кто может судить об этом, — это Аллах, поскольку Бог — Всезнающий и Вечно Бдящий в исламской традиции. Хиджаб является обязательным актом поклонения для женщин-мусульманок, но есть много других актов поклонения, которые также являются обязательными или добровольными, и женщины-мусульманки могут участвовать в этом, чтобы повлиять на то, насколько они хорошие мусульманки. На личном уровне некоторые из моих друзей и членов семьи, которые не носят хиджаб, опережают меня на дрожжах, когда дело доходит до щедрости на благотворительность или служения другим добрыми делами или хорошим характером.