Цвета ренессанса: Цветовая символика в эпоху Ренессанса

Цветовая символика в эпоху Ренессанса

Содержание

  • Цветовая система да Винчи
  • Идеи цвета Фичино
  • Цветовой код одежды в Европе
  • О красоте в эпоху Возрождения
  • Цветовые системы темперамента

Эпоха Возрождения – эпоха интеллектуального и  художественного расцвета, который начался в Италии в XIV в. и достиг пика в XVI в., оказав значительное влияние на европейскую культуру. В это время сложилось представление о гармонии природы и о человеке, как венце её творения.

С началом эпохи первых буржуазных революций, реформации, становления капиталистической формы хозяйства цвет постепенно теряет в Западной Европе свои мистические ассоциации. Содержание цветовых символов становится более бытовым, а отношение к цвету — практическим.

Самые выдающиеся представители этой эпохи:

  1. итальянский гуманист, философ, писатель, архитектор, скульптор и художник Альберти,
  2. архитектор, художник, математик и учёный Леонардо да Винчи.

Цветовая система да Винчи

Леонардо да Винчи создал новую цветовую систему. Он считал, что основных цветов шесть:

  1. Красный,
  2. Жёлтый,
  3. Зелёный,
  4. Синий,
  5. Белый,
  6. Чёрный.

Это он описал в своём трактате «О свете и тени, цвете и красках»:

«Простые цвета таковы: первый из них белый, хотя некоторые философы не причисляют ни белого ни черного к числу цветов, так как одно является причиной цветов, а другое — их лишением. Но все же, раз живописец не может без них обойтись, мы поместим их в число других и скажем, что белое в этом ряду будет первым из простых цветов, жёлтое — вторым, зелёное — третьим, синее — четвертым, красное — пятым и чёрное — шестым. Белое примем мы за свет, без которого нельзя видеть ни одного цвета: жёлтое — за землю, зелёное — за воду, синее — за воздух, красное — за огонь, чёрное — за мрак, который находится над элементом огня, так как там нет ни материи, ни плотности, где лучи солнца могли бы задерживаться и в соответствии с этим освещать».

Простыми красками Леонардо называл те, которые не могут быть составлены путём смешения других красок. Чёрное и белое он не причислял к цветам («так как одно есть мрак, а другое свет»), но считал, что в живописи они являются главными, потому что живопись состоит из света и тени.

Художники и учёные начинают постигать физическую природу света и цвета. Если Леонардо да Винчи говорит об «основных» цветах (белый, жёлтый, зелёный, красный, синий и чёрный) и связывает их со стихиями, то это для него, скорее, ассоциации художника, чем метафизическая систематика.

Идеи цвета Фичино

В эпоху Возрождения создавались также и метафизические концепции цвета. Марсилио Фичино, в духе Платона, вводит категорию «идеи цвета». Каждый (из 12) цвет в его систематике символизировал какую-либо стихию или силу.

Например, чёрный — материя, коричневый — земля, синий — воздух, белый — духовный свет, блеск и сияние — Бог. Подобная символика оказала заметное влияние на многих выдающихся художников Возрождения (в частности, Рафаэля), которые опирались на неё при создании своих произведений.

Цветовой код одежды в Европе

Существовала и бытовая сторона цветовой символики в Европе. Например, существовал «цветовой код» одежды. По Коронато Оккольти (XVI в.) белый и красный цвет в одежде выражают любезность, уверенность, достоинство. Коричневый и серый в быту уже не считались символически негативными. Они означали умеренность, практичность, трезвый расчёт.

О красоте в эпоху Возрождения

Красота считается таким же благом, как здоровье и сила. Её основные признаки и значение подробно разбираются в трактатах итальянских гуманистов — философов и художников Лоренцо Валлы, Луки Пачоли, Аньоло Фиренцуолы и др.

Теорию прекрасных пропорций человеческого тела, его пластику, колорит, форму изучают и воспевают в своем искусстве Леонардо да Винчи, Тициан, Дюрер и многие другие великие художники эпохи.

В трактате «О красоте женщин» Аньоло Фиренцуолы дано описание идеальной женской красоты:

«… волосы женщин должны быть нежными, густыми, длинными и волнистыми, цветом они должны уподобляться золоту или же меду, или же горящим лучам солнечным. Телосложение должно быть большое, прочное, но при этом благородных форм. Чрезмерно рослое тело не может нравиться, так же как небольшое и худое. Белый цвет кожи не прекрасен, ибо это значит, что она слишком бледна; кожа должна быть слегка красноватой от кровообращения… Плечи должны быть широкими… На груди не должна проступать ни одна кость. Совершенная грудь повышается плавно, незаметно для глаза. Самые красивые ноги — это длинные, стройные, внизу тонкие с сильными снежно-белыми икрами, которые оканчиваются маленькой, узкой, но не сухощавой ступней. Предплечья должны быть белыми, мускулистыми…».

Цветовые системы темперамента

В эпоху Возрождения возникли первые цветовые системы психологических свойств человека. Это ознаменовало новый этап в развитии цветовой символики. Джан Паоло Ломаццо (XV в.) поставил цвет в соответствие тому или иному темпераменту.

По Ломаццо, белому соответствует флегматический темперамент, черному — меланхолический, красному — сангвинический, а жёлтому — холерический.

Тёмные, землянистые, свинцовые оттенки он связывал с печалью и меланхолией. Зелёные и светло-красные — с весельем и радостью. Как и Телезио, Ломаццо видит связь между цветами и температурными ощущениями.

Самым «холодным» он полагал белый, а «тёплым» — чёрный.

Цвета, используемые в архитектуре, в картинах, в одежде теряют свои символические значения и передают красоту реальной жизни. Доминирует синий цвет, затем следуют розовый, коричневый и светло-зелёный цвета.

В Европе синий — это спокойный, божественный цвет, символизирующий гармонию, единство и преданность. Его любили в живописи и прикладном искусстве. Он считался мистическим цветом, символизировал тайны и вечную божественную истину. Синюю краску (ультрамарин) делали из полудрагоценного камня ляпис-лазури, ввозимого из восточных стран, поэтому она была очень дорогой.

Красный цвет ассоциируется с любовью и желанием, с силой и энергичностью, а также с опасностью. Этот цвет используется на стоп-сигналах и знаках, военных и революционных плакатах.

Оранжевый цвет — это тёплый, воодушевляющий цвет. В Европе этот цвет символизирует сбор урожая и достигнутые успехи.

В эпоху Возрождения желтый цвет стал символом подозрения, неверия. Во Франции жёлтый был цвет рогоносцев. До XVI века в Европе дома предателей мазали жёлтой краской.

Белый цвет – это цвет торжества, также божественный цвет. Он означал радость, веселье, чистоту. Например, торжественное богослужение по случаю вступления Карло Малатесты во владение городом Римини сопровождалось шествием процессии, состоявшей из девяти тысяч одетых во всё белое мужчин и восьми тысяч женщин. (А. Венедиктов, Ренессанс в Римини, 1970г).

В культуре Европы нового времени семантика белого сдвигается в сторону негативных значений. Белый означал холод, молчание, истощение сил, смерть, одиночество, даже ненависть и жестокость.

В эпоху позднего Возрождения приобретает ценность серый цвет. Он становится цветом изящества, элегантности, благородства.

Флорентийские дворяне носят серый бархат и парчу, испанские принцессы и голландские знатные дамы щеголяют в сером атласе, на полотнах Ф. Сальвиати («Вирсавия, идущая к Давиду» ) все краски как бы выцвели и стали более или менее серыми, у Эль Греко («Поклонение имени Христа» («Сон Филиппа II») оттенки серого заняли почти всё поле картины, создавая оправу для «драгоценных камней» — хроматических цветов.

Таким образом, цвет, спускаясь с «горних» высот, начинает всё больше становиться символом человека, его чувств, мыслей и отношений, что заложило основы будущих исследований взаимосвязи между цветом и психикой.

Использованная литература:
Б.А. Базыма «Цвет и психика».
Я.Л. Обухов «Символика цвета» (интернет).
Энциклопедия символов, знаков, эмблем / автор-сост. К Королев. (Изд-во Эксмо)
Дж.К. Арган «История итальянского искусства»
Т. Антропова «Интернациональный язык цвета» (интернет)

Цвета эпохи Возрождения | Stilouette Стилист, эксперт по архетипам онлайн и офлайн

 Posted by i.korunkova    05.11.2015

 Leave a Comment

Пока я готовлю новый онлайн-курс, вернемся к художникам и картинам. Прошлый пост тогда очень многим понравился, да и мне работы художников кажутся отличным наглядным пособием в процессе изучения сочетаний цветов. Собственно, зачем изобретать велосипед, если великие мастера уже давно изучили принципы гармонии, сочетаний оттенков и активно использовали их при написании картин. Я планирую написать серию постов на тему и буду опираться на книгу Иттена “Искусство цвета”.

Часто проблема с сочетаниями цветов идет от того, что нам не хватает насмотренности и глаз не натренирован видеть удачные сочетания, накладываются определенные стереотипы, от незнания не хватает смелости и уверенности в подборе цветов. Будем с этим бороться 🙂

Иттен в своей работе по цвету проводит нас через самые значимые эпохи в становлении искусства и работы с цветом и приводит в пример великих художников. И сегодня мы начнем с художников эпохи Возрождения. Ян ван Эйк, Пьеро делла Франческа, Леонардо да Винчи, Тициан, Грюневальд.

Ян ван Эйк начал создавать картины, композиционную основы которых определяли собственно цвета изображенных людей и предметов. Через блеклость и чистоту, осветленность и затемненность этих цветов звучание картины все более приближалось к реалистически подобному. Цвет становился средством передачи естественности вещей.”

“Портрет четы Арнольфини” выполнен в приглушенных теплых тонах темной Осени

“Гентский алтарь” написан теплыми красками, но цвета уже более ясные и чистые, ближе к весенним 

Пьеро делла Франческа писал людей, резко очерчивая фигуры отчетливыми экспрессивными красками, используя при этом дополнительные цвета, которые обеспечивали картинам живописное равновесие.”

“Портрет Федериго да Монтефельтро и Баттисты Сфорца” тоже выполнен в теплой гамме, в цветах Осени

“Алтарь Монтефельтро”: очень красивое сочетание цветов, мягкие оттенки, весенне-летняя гамма.

Получается сочетание трех базовых тонов и двух акцентных:

Леонардо да Винчи отказался от яркой красочности. Он строил свои картины на бесконечно тонких тональных переходах.”

“Мона Лиза”

“Поклонение волхвов”

Тициан стал стремиться к живописным модуляциям холодного и теплого, блеклого и насыщенного.”

“Красавица”

“Цветовая характеристика его поздних картин формировалась им, исходя из различных темных и светлых оттенков одного цвета.”

“Коронование терновым венцом”. Жизнерадостная такая картина и по теме, и по цветам. Самое то в ноябре :))

Но зато очень хорошо видно цветовые переходы в рамках одного цвета.

Грюневальд противопоставлял один цвет другому. Из так называемой объективно существующей цветовой субстанции он умел находить свой цвет для каждого мотива картины.”

“Изенгеймский алтарь”

В рамках одной работы Грюневальд использовал различные цветовые гаммы и жертвовал общей гармонией ради передачи смысла отдельных частей произведения.

Остается сделать вывод, что если вы Осень, то вам стоит посмотреть и другие работы художников эпохи Возрождения 🙂

Хороших и ярких вам выходных!

©  Stilouette, 2015

Пигменты, используемые итальянскими художниками эпохи Возрождения

Советы по комбинированию оттенков
см. в разделе Советы по смешиванию цветов.
Список важных художников
пигментов от А до Я, от Античности до
Средневековья, Ренессанса, Барокко,
Импрессионизма и современного искусства, см.:
Цветные пигменты: типы, история.
Для определения и значения цветовой терминологии
в живописи см.:
Глоссарий цветов для художников.

Развитие средневековой цветной живописи:
Пигменты и оттенки

Средневековый период стал свидетелем двух значительных
разработки в технологии цвета, в виде двух новых пигментов — оба
из Азии. В конце 8-го или начале 9-го века торговцы привезли
новая и улучшенная версия красного киновари (римского миниума), известного
как китайский красный. Полученный из руды киновари и высокотоксичный, он был
первый из современных ярких, но стойких оттенков. Он широко использовался
в евангельских иллюминациях, хотя он оставался непомерно дорогим до тех пор, пока
1300-х годов, когда в конечном итоге была произведена синтетическая версия. Позже
12 век, еще один красивый цвет — тоже яркий и мощный
— прибыл в Венецию. Этот сказочный пигмент, названный ультрамарином («из
за границей»), был, как и известный Лазулиновый Синий, получен из
драгоценный камень лазурит, хотя он был неизмеримо богаче, глубже и
более могущественный. Мечта художника, этот чрезвычайно дорогой пигмент был
развитые персами в Афганистане, и сыграют огромную роль в
Цветовая палитра эпохи Возрождения.

Цвета, используемые художниками эпохи Возрождения

Вообще говоря, Ренессанс развернулся
в течение 15 века ( кватроченто )
и 16 век ( чинквеченто ).
Раннее Возрождение
(c.1400-1490) последовал Высокий
Ренессанс (ок. 1490-1530), за которым, в свою очередь, последовал маньеризм.
(ок. 1530-1600). В этот период, хотя техники живописи — которые
охватывал все с точки зрения линейной перспективы, ракурса и сфумато
к тенебризму и светотени
— неизмеримо улучшились, как и теория и практика колоризма,
появилось только два новых пигмента. Синтетическая версия Naples Yellow была
произведено, и ряд Красных озер был разработан.

Картина маслом

Однако главное новшество, которое совпало
живописи эпохи Возрождения и полностью преобразившей ее, было развитие
масляной живописи. Самый ранний пример
этого нового средства массовой информации было записано в 11 веке, но только после
15-го века, благодаря художникам Северного Возрождения, таким как Ян
ван Эйка, что она зарекомендовала себя как альтернатива темпере.
Появление масляной краски изменило все. Раньше художники были
ориентированы на фрески или религиозные диптихи и триптихи из навесного деревянного
панели. Живопись была на водной основе, хотя древние греки разработали
энкаустические краски на восковой основе для
станковые картины. Использование масел (с последующим использованием холста) разрешено.
картины, которые можно использовать для более широкого спектра ситуаций и предметов
соответственно расширен. Кроме того, более глубокое понимание перспективы и
глубина в картинной плоскости стимулировала потребность в большем реализме. Как это
было, естественная яркость и пластичность масляных красок позволили Ренессансу
художникам достичь совершенно новых эффектов цвета и реализма, а также значительно
усилили мощь своих цветовых палитр. Отчасти из-за влажного климата.
который менее подходил для фрески и
темперные краски и ее положение
в качестве крупного торгового центра и импортера (например) красителей, Ренессанс
Венеция стала ведущим итальянским центром масляной живописи во время
16 век, на примере таких художников-колористов, как Тициан, Тинторетто
и Паоло Веронезе.

Цветные пигменты, используемые Ренессансом
Художники

Красители и красители, обычно используемые в
использование в течение двух столетий искусства эпохи Возрождения включало следующее:

Красные цвета

В дополнение к полному использованию оранжево-красного
пигмент Vermilion в его новой версии China Red, которую Тициан
использовал для создания красных оттенков на его великой фреске Успение
Богородицы
— см. также Тициан
и венецианская цветная живопись — художники-колористы эпохи Возрождения значительно расширили
доступных красных, во многом благодаря новым находкам пигмента насекомых в
Америки и Индии. Из Америки пришел кармин, полученный из высушенного
тела насекомого Coccus cacti (Cochineal) — пришел меньший вариант
от бескрылого насекомого, обитающего на некоторых видах живого европейского дуба
(Кермес). Из Индии пришел «Лак», также полученный из насекомых.
Именно этот пигмент (кстати, третий по дороговизне пигмент
Ренессанс после золота и ультрамарина), что и дало название
термин «озеро», который относится к любому органическому красителю, преобразованному в
пигмент путем соединения его с инертной основой. В чуде раба
(1548), венецианский художник Тинторетто
(сын мастера-красильщика) использовал пигмент Кармин для достижения драматического эффекта.
цветовые эффекты.

Как и в классической античности, в эпоху Возрождения
В цветовой палитре также присутствовал желто-красный Реалгар, полученный из
природное соединение мышьяка Реалгар. Для ярко-красного они использовали «Драконы».
Кровь», краситель, изготовленный из смолы азиатской камеди.
также использовались красные цвета, такие как венецианский красный, специфический голубоватый оттенок.
красного оксида, хотя он также имел разные тона, которые были оранжевыми.
или фиолетового оттенка.

Синий цвет

Как отмечалось выше, большое развитие в
эта цветовая область была доступностью чрезвычайно дорогого, но ослепительного
пигмент ультрамарин. Широко использовался художниками эпохи Возрождения, масляными красками.
используется во фресковой живописи «секко», т. е. когда пигмент
смешивали со связующим и наносили на сухую штукатурку. Остатки
оставшиеся после того, как самый качественный Ultramarine Blue был удален из
Камень лазурита также использовался. Этот меньший пигмент, известный как ультрамарин
Пепел был постоянного, но слабого серо-голубого цвета.

Для остальной части их синей палитры,
Художники эпохи Возрождения использовали те же пигменты, что и древние греки.
и римляне, а именно азурит и египетский синий (фритта). Азурит был зелено-голубым
цвет, химически близкий к зеленому пигменту малахиту, в то время как египетский
Синий, который по-прежнему использовался для произведений искусства, неспособных продаваться дороже.
Ультрамарин — темно-синий пигмент, пригодный для использования в самых разных областях.
таких опор, как камень, дерево, гипс и холст.

Фиолетовые цвета

Для пурпурных и подобных оттенков, флорентийских,
Венецианские художники и художники Северного Возрождения использовали традиционные пигменты, такие как
Индиго, переработанный из растения Indigofera, и марена — растительный пигмент.
из растений марены. Последний краситель был возвращен в
Европа, вернувшаяся крестоносцами в конце 12 века.

Зеленый цвет

На нем было три основных зеленых пигмента.
Цветовая палитра эпохи Возрождения. Первым был Verdigris, синтетический сине-зеленый,
(название происходит от старофранцузского «verte de gris», что означает
«зелень Греции»), которая была самой яркой зеленой доступной
во время итальянского
эпохи Возрождения и барокко. Его прозрачность привела к тому, что его часто
смешивают со свинцовыми белилами или свинцово-оловянными желтыми или используют в качестве глазури. Другая
была Green Earth, природный пигмент различных тонов, также известный как Terre.
Verte, Verona Green или Celadonite. Это было популярно в эпоху раннего Возрождения.
художники в Италии, которые использовали его в качестве подкраски для середины и тени
телесные тона. Его альтернативное название Verona Green происходит от Green Earth’s.
распространенность в районе Вероны, Италия. Третий зеленый краситель
был малахит, ярко-зеленый минеральный пигмент, известный также как Verdeazzuro.

Желтые цвета

Новый желтый пигмент, известный как Gamboge,
появились в эпоху позднего Возрождения. Это был яркий и прозрачный
желтый, который оставался популярным до 20 века. Полученный
от слова «Камбоджа», гамбодж представлял собой смолу, полученную из
дерево Юго-Восточной Азии, мало чем отличающееся от процесса с участием красного красителя
«Кровь дракона». Другие желтые пигменты цвета эпохи Возрождения
палитры были Massicot (оксид свинца), Naples Yellow (антимониат свинца).
известный также как Giallorino), традиционный насыщенный лимонный оттенок Orpiment, и
Свинцово-оловянный желтый. Последний был чрезвычайно популярен среди художников эпохи Возрождения.
которые использовали его вместе с земляными пигментами при рисовании листвы.

Коричневый цвет

Как правило, ренессансные коричневые оттенки были
получают из глиняных пигментов, таких как сиена и умбра. В сыром виде Сиенна
напоминает желтовато-коричневую охру, а жженая сиена — красновато-коричневую.
Точно так же умбра, глинистая земля, используемая со времен палеолита, естественным образом
темно-желтовато-коричневый, а умбра жженая темно-коричневая.

Белый цвет

Новых белых на Ренессансе не было
цветовая палитра. Художники использовали свинцовые белила, которые имели тяжелую консистенцию.
и самый теплый масстон из всех белых пигментов. Другие белые красители
включены гипс и мел.

Черный цвет

Для своих чернокожих художников эпохи Возрождения
полагался в основном на сажу, доступную в трех основных формах: черная слоновая кость,
производится путем сжигания костей или слоновой кости; Лампа черная, сделанная из собранной сажи
из масляных ламп; и Vine Black из обугленных виноградных лоз.

Мелки для рисования

Следуя традиции, заложенной в каменном веке
наскальная живопись , итальянские художники эпохи Возрождения использовали натуральные мелки
из минеральных пигментов, для рисования. Выкопанный из земли, затем
превращенные ножами в палочки, эти мелки были мгновенно готовы к
использовать. Красные мелки с их насыщенным теплым оттенком были очень популярны примерно с
с 1500 до 1900, как показано в работах известных старых мастеров, таких как Леонардо,
Микеланджело,
и Рафаэль.

Пигменты и техника живописи эпохи Возрождения 16-го века

Венецианский colore , или цвет, вызывает восхищение своим чистым блеском и смелостью. Художники, называемые фигуристами , были частью более крупной индустрии цвета, которая процветала в Венеции. Красильщики, стеклодувы, портные и декораторы мебели и керамики использовали яркие цвета. В цветной индустрии владельцы магазинов — vendecolori — возникли как специалисты. Сегодня мы бы назвали их колористами: их профессия впервые возникла в Венеции, где они торговали к концу 15 века. Они предлагали множество материалов для цветной промышленности, включая сырье для производства красителей и красителей, производства стекла и готовых пигментов. Они занимались международной торговлей и предлагали много импортных цветов в дополнение к местным. В их инвентаре среди многих других предметов есть азурит, аурипигмент и киноварь.

Ассортимент материалов в vendecolori отличался своей широтой. Торговая марка vendecolori продавала материалы высочайшего качества и, по-видимому, могла предлагать высокоочищенные и очищенные красители. На vendecolori художники могли приобретать материалы всех видов; некоторые предназначались для других профессий, но могли использоваться художниками-масляными красками. Среди них были стеклянные пигменты, сделанные для декораторов майолики и стеклянной посуды, а также пигменты, используемые иллюминаторами рукописей. Их доступность на vendecolori увеличила гамму цветов, доступных художникам, а диапазон свойств новых материалов облегчил эксперименты с цветовыми эффектами.


 

Для живописи Джорджоне характерна изысканная манера письма, которую он использовал для изображения цвета и текстуры. Качество и уникальность его живописи были достигнуты благодаря его владению масляной средой и использованию красителей исключительного качества, которые можно было приобрести у продавцов красок в Венеции. Его краска наносилась несколькими тонкими слоями. Поперечный разрез мантии Богородицы показывает, как он нарисовал слой чистого темно-красного цвета в качестве нижнего слоя, чтобы еще больше согреть и обогатить оттенок ультрамаринового синего цвета плаща. Блеск красного пигмента усиливается добавлением тонкоизмельченного стекла.


Джованни Беллини и Тициан, Пир богов , 1514/1529, холст, масло, Национальная художественная галерея, Коллекция Уайденера, 1942.9.1

Джованни Беллини был художником-новатором на протяжении всей своей карьеры. Он использовал материалы и цвета, которые не только обогатили, но и определили венецианскую палитру, такие как индиго, пара пигментов аурипигмента и реальгара, а также обильное использование темно-зеленого резината меди. В Пир богов , Беллини нарисовал оранжевую одежду Силена аурипигментом, смешанным с прозрачным красным озерным пигментом.

Беллини смешал с азуритом немного оранжевого стеклообразного вещества, похожего на то, что используют декораторы керамики, чтобы добиться идеального оттенка, напоминающего холмы на горизонте вдалеке.

Непревзойденный колорист, Беллини добавил прозрачный красный пигмент в зеленую глазурь из резината меди, чтобы приглушить резкий насыщенный тон и подобрать правильный цвет для туники Приапа.

Рентгенограмма картины показывает, что Беллини нарисовал деревья и добавил пейзаж вокруг них. На инфракрасной рентгенограмме видно, что стволы и некоторые ветки были обведены темной краской. Боги и нимфы не были обрисованы таким образом, но сложность композиции, кажется, требует некоторой подрисовки. Взмах кисти, наполненной масляной краской, поднимает рисунки углем, так что, возможно, Беллини, предвидя описания того, как рисовать, написанные более поздними писателями, стряхивал пыль со своего рисунка во время рисования. На одном образце видны следы подрисовки, всего несколько черных точек, лежащих на тонком белом свинцовом грунте, нанесенном поверх левкаса на холсте.

Для получения дополнительной информации о Пир Богов : Дэвид Булл и Джойс Плестерс, «Пир Богов: сохранение, исследование и интерпретация». Том. 40, Исследования по истории искусства Серия монографии II. Вашингтон: Национальная художественная галерея, 1990.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *