Бакст картины с названиями: Леон Бакст — 106 произведений

картины, театральная графика, иллюстрации, биография

Автопортрет

Леон Николаевич Бакст (настоящее имя — Лейб-Хаим Израилевич, или Лев Самойлович Розенберг; 1866—1924) — российский художник, сценограф,  книжный иллюстратор, мастер станковой живописи и театральной графики, один из виднейших деятелей объединения «Мир искусства» и театрально-художественных проектов С. П. Дягилева.


Биография Бакста

После окончания гимназии учился вольнослушателем в Академии Художеств, подрабатывая иллюстрацией книг.  В 1889 г. художник впервые экспонировал свои работы, приняв псевдоним — сокращенную фамилию бабушки по материнской линии (Бакстер). 1893-99 гг. он провел в Париже, часто наезжая в Петербург, и упорно работал в поисках собственного стиля. Сблизившись с А. Н. Бенуа, К. А. Сомовым и С. П. Дягилевым, Бакст стал одним из инициаторов создания объединения «Мир искусства» (1898).  Известность Баксту принесли его графические работы для журнала «Мир искусства». В оформлении журнала сформировался  характерный стиль Бакста:  изысканно-графичный, полный острого чувства ирреальности окружающего бытия.

Органичней всего талант Бакста проявился в сценографии. С 1902 он работал для Эрмитажного и Александринского театров. ). Но по-настоящему талант Бакста развернулся в балетных спектаклях «Русских сезонов» Дягилева. «Клеопатра» (1909), «Шехерезада» и «Карнавал» (1910), «Видение розы» и «Нарцисс» (1911), «Синий бог», «Дафнис и Хлоя» и «Послеполуденный отдых фавна» (1912), «Игры» (1913) поражали пресыщенную западную публику декоративной фантазией, богатством и силой цвета, а разработанные Бакстом оформительские приемы положили начало новой эпохе в балетной сценографии. Как декоратор Русских сезонов Бакст стилизовал античные и восточные мотивы, создавая утонченно-декоративное фантастическое зрелище.

С 1907 года Бакст жил в основном в Париже и работал над театральными декорациями.   В 1914 году Бакст был избран членом Академии художеств,  но Первая мировая война окончательно отрезала его от родины. Он продолжал сотрудничать с дягилевской труппой, однако между ним и С. П. Дягилевым постепенно нарастали противоречия, и в 1918 г. Бакст покинул труппу. 27 декабря 1924 года Бакст умер в Париже от отёка лёгких.

Талант Бакста чрезвычайно разносторонен. По словам Максимилиана Волошина,  «Бакст с одинаковым искусством пишет портрет светской дамы в современном платье, рисует декоративную обложку для книги со всем четким изяществом восемнадцатого века, воссоздает в балете петербургские костюмы николаевского времени, компонирует декорации к «Ипполиту» и в широкой панораме изображает гибель Атлантиды. И всегда он остается блестящим живописцем, сквозь вещи и искусство эпохи видящим внешние формы и лики жизни«.

У Бакста есть хорошие итальянские и английские пейзажи, виды Лидо, Версаля, Финляндии: в книжной иллюстрации он достиг виртуозной техники, его обложки и виньетки в журналах: «Мир Искусства», «Золотое Руно», «Аполлон» и в других изданиях по художественной форме и благородству линий являются образцами современной графики; Бакст не чужд и сатиры: он дает меткие и остроумные карикатуры в журналах «Жупел», «Адская почта» и «Сатирикон». Написал много разнообразных по технике и богатых внутренним содержанием портретов: Вел. кн. Елены Владимировны и Вел. кн. Кирилла, Бориса и Андрея Владимировичей, И. Левитана , Александра Бенуа, графини Келлер, В. Розанова , Андрея Белого , г-жи Коровиной, С.П. Дягилева, Зинаиды Гиппиус , К. Сомова , Е.И. Набоковой и автопортрет. Прелестны его акварели-миниатюры, иллюстрирующие русский быт начала XIX века. Выдаются также его «Императрица Елизавета Петровна на охоте» (1903), «Коппелиус» (1909), очень интересно написанный «Ужин» (1903) и два панно: «Осень» (1906) и «Элизиум», эскиз занавеса (1906). Но всё-таки ярче всего выразился талант Бакста в его театральных постановках;  по словам Александра Бенуа, они поражают богатством и силой колористической фантазии, разнообразием и изысканностью костюмов; он обдумывает каждую деталь и руководит всем ensemble’ем, он делает самые серьезные археологические изыскания, но не губит при этом непосредственного настроения, поэзии драмы.

Костюм к балету «Нарцисс»

К балету «Нарцисс»

Молодой беотиец. Эскиз костюма к балету Н. Н. Черепнина «Нарцисс». 1911. Акварель, карандаш

Декорации к балету «Шехерезада» 1910

Портрет Зинаиды Гиппиус 1906

Танцовщица из балета «Жар-птица». 1910. 25 x 18 см. Акварель.

Карнавал

Карнавал

Ужин. 1902

К балету «Садко»

Декорации к балету «Дафнис и Хлоя» 1902

 

Древний ужас

Бакст Л. С. Автопортрет 1906

Балет «Шехерезада»

Костюм к балету «Шехерезада»

Костюм к балету «Шехерезада»

Две беотийки. Эскиз костюмов к балету Н. Н. Черепина «Нарцисс». 1911. Акварель, гуашь

Костюм Тамары Карсавиной

Султан

Эскиз костюма для Иды Рубинштейн

Эскиз к балету «Елена Спартанская»

Декорации «Дафнис и Хлоя»

 

Декорации «Дафнис и Хлоя»

Эллизиум. 1906

Портрет Александра Бенуа. 1898

Бакст Л.С. Портрет Сергея Дягилева с няней 1906

Портрет герцогини с собакой 1924

Иллюстрация к повести Н.В.Гоголя «Нос»

Tags:

  • александр бенуа
  • бакст
  • картины бакста
  • книжный иллюстратор
  • максимилиан волошин
  • мир искусства
  • русские сезоны
  • сергей дягилев
  • сценограф
  • сценография
  • театральная графика
  • театральные декорации

↓↓ Ниже смотрите на тематическое сходство (Похожие материалы) ↓↓

Купальщики на Лидо. Венеция

Купальщики на Лидо. Венеция




Назад в коллекцию




Аудиогид








Об экспонате

Живописные произведения Льва Самойловича Бакста 1900-х годов характеризуются значительным стилистическим разнообразием. Они отличны по характеру исполнения, подходу к объекту изображения, целям в искусстве. Все это свидетельствует о напряжённом поиске индивидуальной манеры, который ведёт художник, а также о его открытости влияниям разных тенденций, стилей, направлений искусства.

Гораздо раньше многих своих современников Бакст смог оценить значительность и жизненность современного европейского авангардного искусства. Однако, даже понимание закономерности и своевременности возникновения новых течений, высокая оценка многих приёмов и принципов, которые были положены их представителями в основу творчества, не сделали Бакста убеждённым последователем авангардизма. Впрочем, несколько картин, концептуально и формально ориентированных на новые течения французского искусства, и прежде всего, на фовизм, художник написал. К данному ряду работ относится и полотно «Купальщики на Лидо. Венеция», представленное в корпоративной коллекции ОАО «Белгазпромбанк».

Лев Бакст никогда не декларировал свою причастность ни к авангарду в целом, ни к фовизму в частности, хотя внимательно следил на выставках за работами французского художника Анри Матисса (ведущего представителя фовизма), восхищаясь свежестью и чистотой цвета их цвета. В 1905 году сообщая жене, Любови Гриценко-Бакст, о своих впечатлениях от парижского Осеннего салона, на котором громким скандалом о своём рождении заявило это первое направление живописного авангарда, Бакст проницательно отметил: «Мне многое нравится, хотя дико!». Термин «фовизм», вскоре закрепившийся за молодыми французскими художниками, образован от слова, переводящегося на русский язык как «дикие».

Свободная живописная манера, цветовая и ритмическая раскованность «Купальщиков» сближает Бакста с фовистами. Вместе с тем, полотно не является попыткой подражать им или следовать за ними. Чувствуя и смело используя цвето-пластические новации современного искусства, художник не столько заимствует, сколько выходит за границы собственного творчества. В противовес изысканной линейности, арабесковости своих графических работ, Бакст пишет полотно широко и свободно, использует яркую гамму тонов, формирует изобразительный ряд обобщенным выразительным контуром. В письме своему другу, художнику Александру Бенуа Бакст сообщает: «Я сам утонул в красках и о графике слышать не хочу. .. форму легче почувствовать и синтезировать через краску, подлиннее и реальнее выходит».

Сюжет полотна вполне автобиографический. После триумфального успеха первого «Русского сезона» в Париже в театре Шатле в 1909 году вся труппа во главе со знаменитым импресарио Сергеем Дягилевым отправилась отдыхать в Венецию на остров Лидо. Бакст живет в Гранд-отеле, проводит много времени на пляже, но при этом продолжает интенсивно работать. За два месяца он создаёт венецианскую серию – четыре форматных картины, которым дает одинаковые названия: «Этюды. На пляже Лидо».

Запечатлевая на полотне отдыхающих людей, возможно, и своих друзей, Бакст отказывается от индивидуальной прорисовки лиц, скрупулезного воспроизведения натуры, чёткости контуров. Художник пишет полуобнаженные загорелые фигуры обобщенно и экспрессивно, стремясь, прежде всего, передать состояние радости бытия, красоты жизни, безмятежности и  неповторимости атмосферы Венецианской Ривьеры.

Свобода пространства, свежий воздух, горячее южное солнце привносят в колорит художника насыщенность цвета, яркий свет. «Упиваюсь… всей красотой, которая вокруг меня… Ничто так не напоминает палитру Веронезе, Тьеполо и Каналетто, как именно Венеция в солнечный яркий день… враньё импрессионистов претенциозно рядом с синтезом цвета «венецианцев», – пишет он Александру Бенуа. Ликование красок и полнота жизненных ощущений «Купальщиков на Лидо» в полной мере соответствовали внутреннему состоянию художника, стремительному взлету его творческой карьеры.

Судьба венецианской серии также была весьма успешной. Сразу же после её создания полотна экспонировались в Санкт-Петербурге на VII выставке Союза русских художников, в 1911 году – на персональной выставке художника на самой престижной площадке Франции – в Лувре, а в 1912 году – в Лондоне. После смерти Льва Бакста картины венецианской серии были показаны на мемориальной выставке художника в Париже в 1925 году под названием «Купальщики (Лидо)».

Сегодня полотна из этой серии входят в собрания Нью-Йоркского музея современного искусства (МоМА), Фонда Роберта Тобина, музея Израиля в Иерусалиме и корпоративной коллекции ОАО «Белгазпромбанк».

Леон Бакст | 630 произведений искусства на аукционе

Купальщицы на Лидо Венеция, 1910 — 1912 гг.

Холст, масло

93×143см

Юдифь с головой Олоферна, 1923 г.

бумага, карандаш, гуашь и акварель

24¾ x 18¾ дюйма (62,9 x 47,6 см)

Эскиз костюма для «La Belle au Bois Dormant»: Ле Лу, 19 лет.21

карандаш и акварель, бумага

19¼ x 13 дюймов (49 x 33 см)

Посмотреть все произведения искусства

Текущие выставки

Музей Артизона

Тюо-ку | Токио | Япония

05 ноября 2022 г.
— 05 февраля 2023 г.

Прошедшие выставки

Третьяковская галерея

Москва | Россия

14 апр. 2022 г.
— 18 сентября 2022 г.

Музей русского импрессионизма

Москва | Россия

16 сентября 2021 г.
— 16 января 2022 г.

Посмотреть все выставки

На аукционе

Предстоящие лоты

Последние результаты аукциона

ЛЕОН БАКСТ РУССКАЯ АКВАРЕЛЬ СЦЕНАРИЙСКАЯ ЖИВОПИСЬ

Леон Бакст

Аукционы Гелиос

РУССКАЯ КУЗНЕЦОВСКАЯ ФАРФОРОВАЯ ТАРЕЛКА С ИЗОБРАЖЕНИЕМ БАКСТА КЛЕОПАТРА БАЛЕТНЫЙ КОСТЮМ

Леон Бакст

Аукционы Гелиос

ЛЕОН БАКСТ РУССКИЙ РУЧНОЙ РАСКРАШЕННЫЙ РИСУНОК КОСТЮМА

Леон Бакст

Аукционы Гелиос

Просмотреть все результаты

Артикул

Врубель и Поленов на Малой художественной выставке в Москве.

РУССКОЕ ИСКУССТВО + КУЛЬТУРА
27.05.2021

Сегодня Еврейский музей и Центр толерантности в Москве открывает выставку «Малое» искусство с более чем 130 работами Исаака Левитана, Василия Поленова, Валентина Серова, Ильи Репина, Михаила Врубеля, Константина Сомова, Казимира Малевича, Антонины Софроновой, Льва Бакста, и другие художники.

Просмотреть все статьи

Леон Бакст | Русский художник

Бакст Леон

Смотреть все СМИ

Дата рождения:
10 мая 1866 г.
Гродно
Беларусь
Умер:
27 декабря 1924 г.(58 лет)
Париж
Франция

Просмотреть весь связанный контент →

Резюме

Прочтите краткий обзор этой темы

Леон Бакст , настоящее имя Лев Самойлович Розенберг , (родился 27 апреля [10 мая по новому стилю] 1866 года, Гродно, Россия [ныне Гродно, Беларусь] — умер 27 декабря 1924 года, Париж, Франция), еврейский русский художник, который произвел революцию в театральном дизайне как в декорациях, так и в костюмах. . Его проекты для Русского балета, особенно в период его расцвета (1909–1914), были роскошными, новаторскими и необычными, а его влияние на моду и дизайн интерьеров было широко распространено.

Происхождение принятой фамилии Бакста неясно. Бакст был подростком, когда в России началась эпоха яростного антисемитизма. Несмотря на это, он всю жизнь гордился своим наследием (хотя был вынужден «обращаться», чтобы жениться на христианке, а с 19с 03 по 1910 г. он был номинально лютеранином). Он интересовался изобразительным искусством с раннего возраста, хотя его первая попытка (примерно в 16 лет) поступить в Академию художеств в Санкт-Петербурге не удалась. После года дальнейшего обучения он был принят в 1883 году, и там у него сложилась прочная дружба со старшим учеником, художником Валентином Серовым. В 1887 году, когда Бакст представил на школьный конкурс «Пьету», на которой знакомые библейские персонажи — Мария с глазами в красных ободках и ученики — изображались бедными евреями, школьное начальство возмутилось и уволило его.

О деятельности Бакста в ближайшие годы известно немного. Он создал множество иллюстраций для журналов и детских книг, а в 1890 году познакомился с Александром Бенуа и его кругом, неофициально известным как «невские пиквикисты». В составе этой группы Бакст познакомился с Сержем Дягилевым и другими людьми, которые повлияли на его искусство и жизнь. В начале 1890-х годов Бакст путешествовал по Европе, а с 1893 по 1896 год жил в Париже и учился в Академии Жюлиана у Жана-Леона Жерома. После завершения учебы в Париже и дальнейшего путешествия он вернулся в Россию. Он входил в группу художников, образовавших движение «Мир искусства», вместе с Дягилевым и Бенуа основал одноименный журнал (1898–1904). Участники движения пытались посредством статей, лекций и выставок информировать российскую общественность о тенденциях, движениях и проблемах в искусстве. Оплачиваемая работа над журналом освободила Бакста от системы меценатства и позволила сосредоточиться на графике и живописи.

Под влиянием художника, промышленника, мецената Саввы Мамонтова Бакст и другие участники группы «Мир искусства» увлеклись театральной постановкой. Бакст начал проектировать декорации в начале 19 века.00-х, впервые в Эрмитажном театре. Участвуя в театральных постановках, он также выставлял свои работы на огромной передвижной выставке русского искусства, организованной в 1906 году Дягилевым. В 1909 году Бакст уехал в Париж, где начал создавать декорации и костюмы для только что созданной дягилевской балетной труппы.

Первой постановкой труппы, получившей название «Русские балеты», стала смешанная программа с отрывками из русских опер и балетов, с участием русской музыки и танцоров. Для этой программы Бакст разработал эффектные декорации и костюмы к балету Михаила Фокина «9».0119 Cléopâtre (1909; первоначально назывался Une Nuit d’Egypte ). Это был признанный кульминационный момент вечера. Эта постановка — с ее новшествами в одежде и акцентом на восточном, жестоком и чувственном — послужила образцом для будущих экстравагантных спектаклей «Русского балета», а Бакст стал главным сценографом труппы. Он продолжил этот успех другим, создав сцену и декорации для чрезвычайно популярных Le Carnaval и балета . Шехерезада (оба 1910 г.). Последний обычно считается одним из определяющих произведений Русского балета. Богатство цвета и фактуры сценических декораций и костюмов оказали мощную поддержку его сенсационной истории. Далее Бакст разработал декор и костюмы для Le Spectre de la rose и Narcisse (оба 1911 г.) и для L’Après-midi d’un faune и Daphnis et Chloé (оба 1912 г.), а также разработал костюмы. только для Les Papillons (1912 г.) и La Legende de Joseph (1914 г.). На протяжении этого периода он работал с другими компаниями и в других СМИ.

Благодаря этим и другим произведениям Бакст добился международной известности. Его смелый дизайн и роскошные цвета в сочетании с тщательно продуманными деталями явно повлияли на ткани и моду того времени. Тем не менее, после 1912 года его влияние и участие в Ballets Russes стало ослабевать, поскольку Дягилев искал новых артистов. Однако у Бакста не было недостатка в работе, он подружился с такими людьми, как танцовщицы Анна Павлова и Ида Рубинштейн, обе из которых создали свои собственные труппы, и он продолжал создавать декорации и костюмы для театра в качестве фрилансера.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *