Архетипический образ это: Разбираем архетипические образы в рекламе

Разбираем архетипические образы в рекламе

Можно ли препарировать яркую историю на отдельные элементы, из которых в будущем — свободно создавать новые вирусы? Анатомировать саму «виральность», добраться до строительного материала эмоции?

Давайте попробуем.

Кирпичики успешной истории

Хорошая история состоит из узнаваемых образов, которые вызывают у пользователя ассоциации с личными переживаниями.

В маркетинге слова «архетип», «архетипические образы» — не редкость. Причем авторы на голубом глазу считают, что используют эти термины в юнгианском смысле. На самом деле после публикаций старика Карла Густава понятие «архетипический образ» претерпело множество интерпретаций и в контексте рекламы корректнее говорить об узнаваемых образах, «базовых сюжетных ролях». Впрочем, патент на термин «архетипический образ» автору теории о коллективном бессознательном не принадлежит, так что используем эти слова как синонимы.

В чем суть? Если аудитория признает архетипический образ, символизм вашего бренда, велики шансы, что она будет готова любить и принимать то, что вы предлагаете от его имени.

Что касается количества (обычно пишут о 12 архетипах, даже круги рисуют), ловите цитату Юнга:

Архетипов существует столь же много, как и типичных ситуаций в жизни.

Персона

Речь о том, каким человек предстает обществу. И в этом отличие от личности — Персона подобна коже, оберегающей внутреннее, личное и ранимое от внешнего прикосновения. Среди множества атрибутов Персоны — одежда и косметика, обеспечивающие их владельца определенным статусом и социально значимыми чертами.

H&M призывает освободить Персону пользователя от принятых стандартов, чтобы сделать ее уникальной. Месседж оказался настолько внятным, что его крадут почти без изменений.

Тень

Личные качества, эмоции, которые человек не хочет признавать в себе (хотя они есть) составляют образ Тени. Пример «Бойцовского клуба», пожалуй, будет ближе читателю, чем «Портрет Дориана Грея» или «Макбет». В большинстве случаев Тень содержит отрицательные характеристики, являясь темной стороной личности. Встреча героя со своей тенью завершается битвой.

Но не в рекламе Disney:

Создатели ролика в обложку, присущую Тени, вложили ребячество и веселье — черты другого образа — Ребенка. Впрочем, момент, когда тени выходят из-за занавеса, наполнен скрытым напряжением — а не прячет ли Микки пистолет?

Ребенок

Этой сюжетной роли присущи удивительные таланты, стремление спасти мир, игривость и легкомыслие. Ребенок всегда отличается от окружающих в силу своего божественного или звериного происхождения и регулярно сталкивается со зловещими персонажами или катастрофами (пример — подвиги юного Геракла). Образ Ребенка становится символом надежды, веры в преодоление несправедливости.

Интересный момент: в рекламе Sainsbury главный герой Mog (Ребенок) сам не справляется с обстоятельствами и на помощь ему приходит община соседей — одно из воплощений архетипического образа Матери.

Мать

Кроме родоначальницы, это может быть обожествленный образ женщины, далекая родная страна или город, связанные с ними элементы ландшафта, сообщество, которое готово защитить и приютить в случае опасности.

«Вы найдете Мать, даже лишившись 90% информации о внешнем мире», — говорят пользователям создатели ролика Pandora.

Истории бизнеса и полезные фишки

Отец

Пожалуй, самый динамичный образ во всем пантеоне. С одной стороны, ему свойственны отстраненность, желание наставлять, строгость, с другой — забота и жертвенность. Все легко становится на свои места, если вспомнить мифологию: Зевс вначале боялся своих детей, так как сам был отцеубийцей, а затем все чаще действовал вместе с ними и даже выносил Диониса в собственном бедре.

Из отстраненного небесного правителя Отец превращается в заботливого опекуна.

В ролике отлично показан момент раскрытия человеческих слабостей Отца, что делает его образ более привлекательным.

Создатель

Основное желание творца — создать нечто нерушимое временем, что прославит его на века. Посредством своей работы он хочет достичь личного бессмертия. Создатель — свободный и деятельный.

Герой

Необыкновенное происхождение, выполнение опасных заданий (часто связанных с погружением в другой мир), отвага, смерть, воскрешение — мотивы, связанные с образом Героя. В приключении Героя часто сопровождают спутники-помощники.

Часто Герой идет на верную смерть, но затем воскресает, чтобы опять пасть в битве. Круг замыкается.

Трикстер

Источник изменения и трансформации, тесно связанный с воровством, ссорами, капризами, дурацкими поступками. Персонаж, не терпящий постоянства, Трикстер постоянно двигается и превращается во что-то новое. Из мифологических фигур — это Гермес, Локки. Ближе к нашему времени — Джокер.

Трикстер — традиционно мужской образ, но кто сказал, что традиции нельзя нарушать?

Кстати, в первой версии этого сюжета у Спайка Джонса в безудержного танцора превращался мужчина — Кристофер Уокен.

Мудрый Старец

Образ символизирует специфическое качество маскулинного духа, не связанное с архетипическим Отцом или Героем,— спокойствие, затворническую замкнутость, исходящую изнутри магическую силу, руководящую человеком и поддерживающую его во внутренней борьбе.

Чаще всего Мудрый Старец изъясняется иносказательно, оставляя собеседнику право самостоятельно решить — волшебник он или просто персонаж, умело использующий обстоятельства.

Обыватель

Для него счастье заключается в том, чтобы быть нормальным и получать удовольствие от обычных вещей. Бренды, ориентированные на образ Обывателя, делают ставку на привлекательность простоты в повседневной жизни.

«Не надо усложнять», — говорят авторы ролика IKEA.

На игре с образом Обывателя построен модный сегодня нормкор-маркетинг.

Если вы забыли, что это такое:

Выводы

Архетипические образы — обязательные кирпичики любой успешной истории. Трансформация, обыгрывание, комбинирование базовых сюжетных ролей, как мы видим на примерах, — ключ к виральности рекламы.

Единственное, чего не стоит делать, — насыпать гору кирпичей в чистом поле и называть это домом. Чтобы история стала успешной, ее нужно талантливо рассказать, и мы, в частности (в dimbrowsky.com), стремимся к этому.


Мнение авторов гостевого поста может не совпадать с позицией редакции и специалистов агентства Netpeak.

понятие, определение, исторические факты, мотивы и психологические нюансы

Архетипом называется общий образ, заложенный в коллективном бессознательном. Архетипы неизменны в каждом поколении и в каждой культуре. Данное слово было введено в обиход К. Г. Юнгом.

Понятие

Общепринятое определение архетипического образа звучит так: это термин, введенный Юнгом для обозначения первичных первобытных образов, универсальных символов, присущих коллективному бессознательному. Они проявляются в сновидениях каждого человека вне зависимости от расы, пола, возраста.

В психологии архетипические образы позволяют понять закономерности поведения человека, наиболее вероятные сценарии развития его судьбы. Ведь эти мотивы повторялись сотни раз в сказаниях и мифах различных народов. Например, во многих сказках встречается архетип героя, побеждающего огромного дракона. Архетипический образ в волшебной сказке – это мать, старый мудрец, воин. Именно из этих персонажей и складывается коллективное бессознательное.

Само слово «архетип» происходит от греческих корней «архос» — «начало» и «типос» — «отпечаток», «форма». Можно повстречать и такое определение данного термина: архетип – это врожденный психический образец, который свойственен каждому человеку вне зависимости от его культурной принадлежности.

История

Впервые термин «архетип» был употреблен учеником Фрейда К. Г. Юнгом в его докладе под названием «Инстинкт и бессознательное». В работе психоаналитик разъясняет, что взял данный термин из трудов Аврелия Августина (тот говорит о таких образах в XV книге своего трактата «О граде Божьем»).

Широкое употребление слова «архетип» началось в первой половине XX века. Произошло это благодаря публикации работ К. Г. Юнга. Впервые это произошло в 1912 году, когда увидела свет его работа под названием «Метаморфозы и символы либидо».

Несмотря на существовавшие между Юнгом и Фрейдом разногласия, данное произведение было написано психоаналитиком с позиций концепции Фрейда. В работе либидо описывалось с позиции персонификации. Юнг перечислил основные образы, за которыми оно может скрываться – герой, демон, мать. Также в данной работе была создана основа для будущей концепции путешествия архетипического персонажа – например, схватка героя с драконом.

Мотивы

В сказаниях и легендах встречаются целые архетипические сюжеты, повторяющиеся в различных культурах. Примером такого мотива может послужить борьба добра со злом. Еще один популярный мотив – похищение красавицы змеем. В различных сказаниях возможны вариации основного мотива. Например, красавица может быть дочерью, матерью и т. д. Змей – кощеем, чертом, колдуном и пр.

Распространен и мотив пути, предполагающий прохождение героем препятствий на пути к цели. Этим героем может быть обычный крестьянин, царевич или царь, Иван-дурак.

Мать: архетипический образ в волшебной сказке

Материнский образ в народных сказаниях может быть представлен тремя образами:

  • Родная мать. Она опекает своего ребенка, заботится о нем. В детстве и отрочестве такая мать является идеальной. Но для взрослой жизни этот архетип уже неактуален – он не дает развиваться.
  • Злая мачеха. Данный архетип также относится к материнскому. Однако содержит он в себе совершенно другие свойства. Данный архетипический образ матери является гнетущим. Обычно ей принадлежат слова: «Из тебя ничего не выйдет», «Куда ты полез», «Ты не сможешь ничего изменить» и пр. В реальной жизни дети таких матерей нередко оказываются бессильными перед подобными деструктивными установками.
  • Баба-Яга. Также является материнским архетипическим образом. В сказках Баба-Яга не просто является родительницей – это Ведающая Мать. Ей известны тайны мироздания, и именно она является истинной наставницей. Баба-Яга внушает гостям своей избушки новый жизненный порядок. В ее владениях могут происходить чудеса. Именно она является образцом верности самому себе. Баба-Яга не является ни злой, ни доброй. Этот архетип не является слишком гиперопекающим или же наказывающим без оснований. Те люди, в которых он преобладает, обычно знают, что им придется пожинать плоды своих поступков, а радости и несчастья порождены ими самими.

Другие образы в народных сказаниях

Существует большое количество архетипических образов в сказках. Сказок у каждого народа также немало, однако эти персонажи переходят из одной культуры в другую, практически не видоизменяясь по своей сути. В восточнославянских сказаниях это образы дурака, богатыря, Ивана-Царевича, друга, Василисы Прекрасной, черта, матери, Кощея.

В западных сказках также встречаются подобные образы. Например, в сказке Андерсена «Снежная Королева» сама Королева являет архетип Матери в ее негативном аспекте. Герда олицетворяет образ Друга. Старушка-цветочница является представительницей архетипа Матери в позитивном аспекте.

Образы в Книге книг

Что касается архетипических образов в Библии, то их также можно найти немало. Например, образами мужчины и женщины являются Адам и Ева, Христос и Мария Магдалина. В Книге книг есть и архетипы соперников – Иаков и Исав, Каин и Авель. Примером образов праведника могут послужить Иосиф, Ной, Моисей.

Классификация Ш. Болен. Архетип Артемиды

Американским автором Шинодой Болен были выделены 11 женских архетипов. Важнейшие из них, и наиболее часто встречающиеся – это Артемида, Афина, Гестия, Гера (Юнона), Деметра, Персефона и Афродита, Геба, Фортуна, Геката. Что касается архетипического образа Артемиды, то более всего он проявляется у тех женщин, что умеют чувствовать свою внутреннюю целостность, независимость от чужого мнения. Артемида обычно выбирает мужские профессии, и стремится добиться в карьерном поприще высоких результатов. Она постоянно находится в поиске чего-то нового. Главное для Артемиды – ощущение свободы. Она не терпит никаких границ. С другой стороны, своим союзникам Артемида помогает отстаивать личные интересы.

Подобной даме свойственно обостренное ощущение справедливости, принципиальность. Артемида следует своим принципам в ущерб чувствам. ТЕ женщины, в которых более всего выражен данный архетипический образ, хорошо знают, чего они хотят от жизни.

Однако позитивные качества Артемиды имеют и негативные стороны. Хотя такая женщина свободна, внутренне она очень одинока. Она неспособна состоять в крепких взаимоотношениях с другими людьми (хотя обычно у нее хорошо складывается дружба с другими женщинами). Артемида неэмоциональна, ей не хватает чувств.

Афродита

Главная черта данного архетипического образа – это ее привлекательность для представителей сильного пола. Афродита всегда излучает тепло. Она обворожительна, даже если ее внешность и не кажется на первый взгляд привлекательной. Такая женщина живет по принципу «здесь и теперь». Она легко погружается в эмоции, чувства – причем неважно, идет ли речь об отношениях или о занятии творческим хобби.

Но в силу своей чувственности Афродита нередко ощущает затруднения в тех сферах жизни, которые касаются этики, морали, религиозности. Подобная дама может чувствовать вину за свои переживания.

У Афродиты хорошо складываются отношения с другими женщинами, ведь она легка и беззаботна в общении. Хотя многие могут видеть в ней соперницу, она искренне недоумевает подобному отношению. Афродите неведомо чувство собственности, и в вопросах любви она руководствуется принципом изобилия. «Мужчин хватит на всех, поэтому не стоит слишком зацикливаться на ком-то одном» — вот ее основной принцип.

Афина

Женщинам, в которых основным является данный архетипический образ, по душе атмосфера концентрированности, собранности, достижения цели. Афина обычно не поддается эмоциям. И именно это ее качество позволяет ей с успехом добиваться решения нужных ей задач, достигать необходимых целей.

Афина хорошо умеет сотрудничать с мужчинами. Она руководствуется логикой, здравым смыслом. У такой дамы обычно большое количество разнообразных интересов. Она умеет правильно оценивать свое прошлое, и успешно учится на прошлых ошибках.

Как правило, у тех дам, в чьих характерах более всего выражен данный архетипический образ, мало подруг. Афина очень реалистично смотрит на мир. Многие проблемы тех дам, которые видят его традиционно, ей попросту непонятны. Афина не склонна к пустым мечтаниям – она просто ставит перед собой цель, а затем добивается ее. И подобное поведение пугает своей силой тех девушек, которые могли бы стать ее подругами.

Что касается мужчин, то носительницам данного архетипа личности обычно интересны только сильные люди, сумевшие достичь многого в своей жизни. У Афины хорошая интуиция, и своим чутьем она ощущает победителей. Ей глубоко наплевать на планы и мечтания тех кавалеров, которые лишь обещают ей золотые горы. Когда же Афине попадается интересный человек, путем ловких манипуляций она легко направляет его в свою сторону.

Другие женские образы

Помимо упомянутых архетипов личности, выделяются еще и такие:

  • Гера. Это типичная женщина, являющаяся соратницей для своего мужа. Она верная помощница, но при этом в ней сильны чувства собственности по отношению к нему. Гера является покровительницей брака.
  • Деметра. Женщина-мать. Она всей душой любит детей и хочет дать им только лучшее. Она олицетворяет собой женский материнский инстинкт. Даже в построении взаимоотношений с другими людьми, женщина-Деметра занимает позицию матери, стремится опекать окружающих.
  • Персефона. «Вечная девочка». Этот тип женщин, которые не желают взрослеть. Ответственность за свою жизнь они склонны перекладывать на кого угодно, но только не на себя. Часто такая женщина или девушка попадает под влияние других людей. Персефона любит быть в центре внимания противоположного пола, но страстной ее назвать нельзя. Психологически она не является зрелой.
  • Геба – та дама, которая всеми силами противится своему возрасту. Она стремится быть вечно молодой, и избегает малейших проявлений зрелости. Самое страшное для нее — это старость. Но к мужчинам она относится спокойно. Ее не назовешь распутной.
  • Фортуна. Женщина с достаточно противоречивым характером. Все события она стремится держать под своим контролем, однако не предусматривает их последствий.
  • Немезида. Для женщины с этим архетипом души главной ценностью является честность. Дамы с подобным образом обычно неспособны на прощение несправедливости.
  • Геката. Достаточно глубокий архетип. Женщина-Геката склонна к мистификации всех тех событий, что происходят в ее жизни. Нередко дамы с этим образом архетипа с головой уходят в оккультные практики – или же становятся глубоко верующими.

В одной и той же женщине обычно наблюдается сочетание двух-трех основных архетипов. Иногда эти образы могут «соперничать» между собой за первенство. Распространенным примером такого соперничества является стремление женщины иметь и успешную карьеру, и крепкую семью.

Другие типологии

Некоторые психологи считают, что в жизни женщины существует всего лишь три основных архетипа. Это Возлюбленная, Мать, Хранительница. Первая все свои силы пускает на служение мужчине. Мать – на воспитание детей. Что касается Хранительницы, то объектом ее стараний является она сама. Считается, что действительно счастливой дама может быть только в том случае, если в ней развиты все эти образы.

Греческие мужские образы

Выделяют следующие архетипы греческой мифологии, свойственные мужчинам:

  • Зевс. Уверен в себе, авторитетен, склонен командовать другими.
  • Посейдон. Мужчина, который руководствуется эмоциями, однако в нем, как и в Зевсе, сильны патриархальные инстинкты.
  • Гадес. Замкнутый, погруженный в собственный мир мужчина.
  • Аполлон. Гармоничный человек, который следит за своей внешностью. Приятный в общении.
  • Гермес. Умный, проницательный мужчина. Любит перемены, склонен получать от жизни все и сразу.
  • Арес. Эксцентричен, живет только эмоциями, сиюминутными удовольствиями.

Другие мужские архетипы

Представители сильного пола могут проявлять себя также по-разному: как воины, вожди, цари; а также в качестве охотников, купцов. Другим более близки архетипы мудрецов, святых, шаманов.

В мужчинах, как и в женщинах, обычно сочетается несколько образов. В качестве примера можно рассмотреть Конана-варвара. Данный персонаж – яркий представитель образа Воина. Однако в нем также сильны качества Правителя (он стремится им быть), а также Философа (он любит учиться).

Архетип | Развитие человека | Энциклопедия мировых проблем

Человеческое развитие

Описание:

Архетипический образ — это символизированное или графическое представление в бессознательном образца человеческого поведения, полученного, согласно К. Г. Юнгу, из жизненного опыта всех прародителей считается человек. Таким образом, коллективный опыт человечества, его типичные идеи, способы мышления и образцы реакций присутствуют в каждой индивидуальной психике. Они по определению бессознательны; их присутствие можно уловить только в мощных мотивах и символах, придающих определенную форму психическому содержанию. Архетипы актуализируются как внешне, так и во внутреннем сознании; они обеспечивают систему, из которой можно действовать, и в то же время содержат образы и эмоции. Они могут выражаться в глубочайшем человеческом опыте и возникать в религиозной мысли и в великой литературе; они также проявляются в психотическом мышлении, когда система эго подавляется архетипами коллективного бессознательного. Архетипы порождают образы в первобытных племенных знаниях, мифах и сказках, а также в современных средствах массовой информации. Свидетельства общих для всех людей архетипических образов обнаруживаются в появлении одних и тех же мотивов в совершенно разных культурах и в «мифизации» исторических персонажей. Можно сказать, что миф — это «отыгрывание» архетипических образов, а боги — образы архетипического поведения. Особенно схожие архетипы связаны с базовыми и универсальными переживаниями — рождением, браком, смертью. В сновидениях и вообще в психическом опыте архетипические образы обладают нуминозным качеством. Именно присутствие архетипов в сновидениях может указать психотерапевту, как человек продвигается к индивидуации.
Хотя количество архетипов не ограничено, основные четыре основных класса имеют особое значение с точки зрения человеческого развития. Во-первых, это маски, через которые воспринимается или проецируется [персонаж] — совокупность образов, которые человек сознательно или бессознательно проецирует в определенных обстоятельствах или ситуациях. Затем есть [тень], козел отпущения, представляющий собой центр обвинения или нападения, когда человек чувствует необходимость оправдать себя или оправдать свое поведение. Обычно он не признается частью себя, и поэтому обвинение или нападение обычно получает кто-то другой, кто вызвал тревожный взгляд. В-третьих, это образы, представляющие качества противоположного пола в психике человека, аниму у мужчин и анимус у женщин. Сначала они проецируются на мать или отца соответственно, а затем относятся к типу человека, в которого человек влюбляется. Наконец, есть центральные архетипические образы, относящиеся к самой личности человека. Это больше, чем эго, которое включает в себя только сознание, это то, что объединяет сознательный и бессознательный уровни и осознает вселенную, частью которой оно является. Это самость, реализация которой является целью мистических путей востока и запада.

Контекст:

Термин происходит от греческого и может означать форму, общую для всех, будь то создание творения как копии реальности или создание человека по образу Бога. В традиционных культурах архетипы имеют сверхъестественное или трансцендентное происхождение как сакральная реальность, открытая человечеству; они обеспечивают модели для социальных институтов и нормы для категорий поведения. Говоря современным языком, архетип — это образец или парадигма, определяющая человеческий опыт.

У более узких:

Androgyny

Связанный:

SymbolsdualTricdream Therapypypychotherapyguiding Imagesrites of Passagecepting Thenowschizophrenic Fantasy

Carl Jung на «Архетип» и «Архетипное изображение». психика человека. (См. также архетипический образ и инстинкт.)

Архетипы – это системы готовности к действию, и в то же время образы и эмоции. Они наследуются вместе со структурой мозга — на самом деле они являются его психическим аспектом. Они представляют собой, с одной стороны, очень сильный инстинктивный консерватизм, а с другой стороны, они являются наиболее эффективными средствами инстинктивной адаптации. Таким образом, они, по сути, являются хтонической частью психики. . . та часть, через которую психика связана с природой. [«Разум и Земля», CW 10, пар. 53.]

Это не так. . . это вопрос унаследованных идей, но унаследованных возможностей идей. Они также не являются индивидуальными приобретениями, но, в основном, являются общими для всех, как видно из [их] всеобщего возникновения. 136.] Архетипы непредставимы сами по себе, но их действие

различимо в архетипических образах и мотивах.

Архетипы. . . представляются в виде идей и образов, как и все остальное, что становится содержанием сознания. [«О природе психики», CW 8, пар. 435.]

Архетипы — это, по определению, факторы и мотивы, которые упорядочивают психические элементы в определенные образы, характеризуемые как архетипические, но таким образом, что их можно распознать только по производимым ими эффектам. [«Психологический подход к Троице, CW 11, пар. 222, примечание 2.]

Юнг также описал архетипы как «инстинктивные образы», ​​формы, которые принимают инстинкты. Он проиллюстрировал это, используя сравнение со спектром.

Динамизм инстинкта заложен как бы в инфракрасной части спектра, тогда как инстинктивный образ лежит в ультрафиолетовой части. . . .

Реализация и усвоение инстинкта никогда не происходит на красном конце, т. е. путем погружения в сферу инстинкта, а только через интеграцию образа, обозначающего и в то же время вызывающего инстинкт, хотя и в совершенно отличной от него форме. тот, который мы встречаем на биологическом уровне. [«О природе психики», CW 8, пар. 414.]

Архетип

Психологически . . . архетип как образ инстинкта есть духовная цель, к которой стремится вся природа человека; это море, к которому текут все реки, приз, который герой вырывает в битве с драконом. [Там же, пар. 415.]

Архетипы проявляются как на личном уровне, через комплексы, так и коллективно, как характеристики целых культур. Юнг полагал, что задачей каждой эпохи является новое понимание их содержания и их последствий.

Мы никогда не сможем законно освободиться от наших архетипических основ, если мы не готовы заплатить цену невроза, так же как мы не можем избавиться от своего тела и его органов, не совершая самоубийства.

Если мы не можем отрицать архетипы или иным образом нейтрализовать их, то на каждом новом этапе дифференциации сознания, к которому достигает цивилизация, мы сталкиваемся с задачей найти новую интерпретацию, соответствующую этому этапу, чтобы связать жизнь прошлого, все еще существующего в нас, с жизнью настоящего, которая грозит ускользнуть от него. [«Психология детского архетипа», CW 9я, пар. 267.]

Архетипический образ

Форма или представление архетипа в сознании. (См. также коллективное бессознательное.)

[Архетип — это] динамизм, который дает о себе знать в нуминозности и завораживающей силе архетипического образа. [«О природе психики», CW 8, пар. 414.]

Архетипические образы как универсальные закономерности или мотивы, исходящие из коллективного бессознательного, составляют основное содержание религий, мифологий, легенд и сказок.

Архетипическое содержание выражает себя прежде всего в метафорах.

Если такое содержание должно говорить о солнце и отождествлять с ним льва, короля, клад золота, охраняемый

драконом, или силу, обеспечивающую жизнь и здоровье человека, то это ни то, ни другое. ни то, ни другое, а неизвестное третье, которое находит более или менее адекватное выражение во всех этих сравнениях, однако — к вечному томлению ума — остается неизвестным и не укладывается в формулу. Архетип», CW 9я, пар. 267]

На личностном уровне архетипические мотивы — это модели мышления или поведения, общие для человечества во все времена и во всех местах.

В течение многих лет я наблюдал и исследовал продукты бессознательного в самом широком смысле этого слова, а именно сны, фантазии, видения и бредовые идеи душевнобольных.

Мне не удалось избежать признания некоторых закономерностей, т. е. типов. Существуют типы ситуаций и типы фигур, которые часто повторяются и имеют соответствующее значение. Поэтому я употребляю термин «мотив» для обозначения этих повторений. Таким образом, в сновидениях существуют не только типичные сновидения, но и типические мотивы. . . .

[Эти] можно отнести к ряду архетипов, главным из которых является . . .

тень, мудрый старик, ребенок (включая ребенка-героя), мать («Первобытная Мать» и «Мать-Земля») как высшая личность («демоническая», потому что высшая), и ее аналог дева, и, наконец, анима в мужчине и анимус в женщине.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *