Женские платья Российской Империи XVIII — начало XX века
Шелковое платье из гардероба Елизаветы Петровны.
Платье XVIII века изменялось медленно. Они состояло из двух частей: лифа и юбки, которые не всегда шились из одной и той же ткани. Лиф или корсет-корсаж с круглым большим декольте держался на косточках из эластичных пластин китового уса, вставленных в подкладку и плотно облегал фигуру. Широкая густо сборенная юбка крепилась на кринолине или фижмах — специальном приспособлении или каркасе из ивовых прутьев, тростника или китового уса и плотной ткани. Размах фижм иногда достигал полутора метров.
В 1790-е намечается стремление к упрощению силуэта женского платья, постепенный отказ от громоздких фижм. В моду входят ткани в полоску, появляются платья из светлых легких материй. Самым модным силуэтом 1790-х гг. были платья покроя «шемиз» ( от chemise — рубашка). Такие платья шили из легких льняных и хлопчатобумажных тканей: муслина, батиста, кисеи, кружева, крепа, тюля и «дымки». Предпочтение отдавалось тканям с мелким цветочным узором, полосатым или однотонным, особенно белым. Платья покроя шемиз — любимая одежда казненной королевы Марии -Антуанетты.
Платье женское из кремовой шерсти с шелком. Фрак из коричневого сукна.
В начале XIX века в моде платья с высокой талией, большое круглое декольте, короткие рукава, фасон подчеркивает естественные формы и красоту человеческого тела. Женщины в подобных туалетах напоминали изображения с античных ваз, барельефов.
Платье из кремовой кисеи
В конце 1820-х гг. снова появляется корсет из китового уса, лиф платья приобретает вид венчика цветка. В моде покатые плечи мраморной белизны. Вырез часто отделывался рюшами, кружевом или поперечной оборкой «бертой». Юбка становилась все шире и напоминала форму колокольчика.
Платье из набивного узорного линобатиста
Начиная с середины века пышные юбки достигают гигантских размеров, доходят в ширину до 6 метров, держатся они при помощи кринолинов. В моду входят оборки, фестоны, воланы. Количество их на одной юбке- от двух до десяти, такие же оборки к лифу, вырезу, рукавам. В моду входит рукав фасона «пагода» — узкий у плеч, он расширяется от локтя к кисти, завершаясь пышным подрукавником, схваченным на запястье узким манжетом. Нарядные платья шьются из шелковых материй, шерсти.
Платье из коричневой тафты
Нарядные накидки шили из бархата. Самыми популярными были черный, темно-синий и темно-серый цвета. Такие накидки эффектно отделывали бахромой, тесьмой, плетением, шнуром.
Платье из серой тафты, отделано выпуклыми ромбами, пелерина черного кружева машинной работы типа «шантильи» французского производства.
Платье. Репс, цветные шелковые нити.
В 1870-х гг. пышные и широкие юбки с кринолинами сменяются юбками, заднее полотнище которых причудливо драпируется на турнюре. К таким фасонам очень подходили плотные рубчатые шелка типа репса, крепа, плюш, а так же бархат и шерсть. Платье, сравнительно узкое спереди, украшалось сзади каскадом сложных бантов, лент, кружевных розеток, бахромой.
Платье императрицы Марии Федоровны — 1880 гг. Белый узорный атлас вышивка искусственным жемчугом. Мастерская A. Corbay -Wenzel
Утренняя домашняя одежда — пеньюары, кофты-матине, чепчики, ночные рубахи было принято украшать великолепными узорами ручной вышивки. Эти тончайшие изделия производились руками крепостных мастериц в помещичьих усадьбах и профессиональными белошвейками в модных мастерских. Для утренних туалетов использовались белый газ, органди, кисея, льняной батист, тюль, тонкое кружево, шелк, пике, коленкор. Вышивали белыми хлопчатобумажными тканями, для чего применялись односторонняя и двусторонняя гладь, ажурная сетка, английская гладь.
В 1890-х гг. женский костюм делается более строгим и деловым, турнюр постепенно выходит из моды, хотя торс по-прежнему затягивают в корсет. Появляется юбка, скроенная по косой, узкая у бедер и расширенная книзу; у вечерних туалетов остается в моде трен — длинный шлейф.
Платье из лилового репса из трех частей — лифа, юбки, пояса. Приталенный лиф на «косточках», подкладка из хлопчатобумажной ткани. Пышные, густососборенные рукава с буфами заужены к кисти. Юбка из семи расклешенных клиньев, с трепом и оборкой по подолу.
Платье сшитое из тонкого сукна и шифона, отделано по рукавам, лифу , подолу юбки гирляндами цветов из скрученных белых атласных и шифоновых лент. Выполнено в мастерской Ламановой.
Вечернее платье из черных машинных кружев. Платье принадлежало преподавательнице иностранных языков в петербургской частной гимназии М.Ф. Тимм — привелегированном учебном заведении, где учителями были обедневшие дворяне.
Платье из синего шифона, подложенного кремовым репсом, отделано вышивкой гладью. Линия высокой талии подчеркнута лентой и бантом из черного бархата.
Придворное платье статс-дамы, фирма «г-жа Ольга»
Характер придворного платья, введенного указом 1834 года, в общих чертах сохранился до 1917 года.
Платье состояло из бархатного лифа на косточках с удлиненной талией. с двумя узкими мысами-шнипами на талии в центре, белой атласной юбки и шлейфа, закрепленного на талии с помощью пояска. По указу статс-дамы и камер-фрейлины имели зеленое верхнее бархатное платье с золотым шитьем вокруг. Фрейлины Императрицы и Великих Княжон носили платья синего, пунцового и прочих цветов.
Платье Великой княгини Марии Федоровны лилово-розового бархата
«Костюм в России XV — начало XX века»
платья из собрания Государственного исторического музея
Tags: 18 век, 1810, 1820, 1830, 1840, 1850, 1860, 1870, 1880, 1890, 19 век, Россия, турнюр
Posted on Jan. 18th, 2011 at 06:25 pm | Link | Leave a comment | 18 comments | Share | Flag
Все о женской моде 19 века (XIX) — интересные факты
Автор: Иляна Полякова
Рубрика: Мода
Время чтения: 2 мин
19 век известен каждой моднице, как век эталонной женственности и красоты. 19 век — это второе рождение рококо, но уже более современный, пышный с добавлением эстетики в деталях. Второе рождение рококо чуть позже заменили на «выставочный стиль», где именно второе слово ясно дает понять все празднество и пышность женских нарядов 19 века.
Содержание
Основы женского костюма 19 века
И снова в 19 веке Франция выступает в качестве основателя женской и мужской моды. Все европейцы смотрят только на французские детали одежды и копируют подобие образов в свои. Женский костюм приобретает вычурность, но это только идет на пользу многим дамам.
Самым главным отличием женских платьев 19 века стал кринолин. Кринолин — это конструкция из гибких ивовых прутьев, которые собираются вместе с металлическими обручами, китовым усом формируя тем самым каркас под нижнюю юбку. Благодаря кринолину платья имели особенную пышность. Изначально в моде был только круглый кринолин, а уже позже стал овальный.
В моде до сих пор корсеты, которые очень туго шнуровали слуги, либо домочадцы. Обычные платья для выхода в свет или по дому имели глухой лиф и широкие рукава. А вот бальные были напротив — с добавлением глубокого декольте и не имели рукавов.
Модные атрибуты женской одежды в 19 веке
Кроме платье в моду вступают приталенные жилеты — казакины. Их носили поверх платьев на прогулках или когда ездили по гостям. Вместе с казакинами женщины носили различные виды шали, накидки, мантильи, пелерины и жилеты.
В качестве аксессуаров к образу дамы 19 века всегда прикладывалась сумочка, лорнет и зонтик. Лорнет — это разновидность монокля. Именно в 19 веке зарождается мода на купальные и дорожные костюмы. Во второй половины 19 века в моду входит демонстрация богатства и достатка, что усиленно демонстрировалось на одежде любого вида.
Цвета женской одежды 19 века
Изначально в 19 веке в цвете были популярны только темные оттенки, которые смотрелись довольно-таки стильно, но не мрачно. Чуть позже в моду вводится голубой, зеленый, розовый и светлый тон.
Во время демонстрации богатства на одежде, которое называлось эпоха «позитивизма» вся одежда вышивалась дорогим узором, декорировалась различными элементами, а при изготовлении костюмов использовался шелк, бархат, шерсть, кружева и другое.
Модный тип женской фигуры 19 века
В 19 веке особенно ценились высокие и стройные женские фигуры. Это достигалось с помощью корсета, который зашнуровывался очень туго. Благодаря пышным юбкам визуально казалось, что женщина больше и выше, чем есть на самом деле. Сам корсет был настолько длинным, что стягивал фигуру почти до самых бедер.
Женская обувь 19 века
Женщины носили туфли на каблуках-рюмках или каблуки-квадраты. Также в моде были ботинки на шнуровке, которые могли иметь короткий, средний или удлиненный вид. Именно во второй половине 19 века женщины стараются подбирать только высокие ботинки на шнуровке и пуговицах, которые изготавливались только со средним и высоким каблуком.
Женские прически и головные уборы 19 века
Женщины носили пышные шиньоны, которые были нередко больше чем их головы. Позже волосы стали укладывать сзади головы и прятали их в сетку. Такие волосы украшали цветами, жемчугом и другим украшением для волос.
В качестве головных уборов женщины носили соломенные шляпки с вуалью, чепчики с подвязками под подбородком и треуголку с перьями.
Поделиться:
1899 | Хронология истории моды
Амнеус, Синтия. Отдельная сфера: портнихи в золотой век Цинциннати, 1877-1922 . Серия «Общество костюмов Америки». Лаббок: издательство Техасского технологического университета, 2003 г. http://www.worldcat.org/oclc/907017627.
Арнольд, Джанет. Образцы моды 2: платья англичанок и их конструкция, 1860-1940 гг. . Новое изд. Нью-Йорк: Специалисты по драматическим книгам, 1977. http://www.worldcat.org/oclc/223335455.
Эшелфорд, Джейн и Андреас Эйнзидель. Искусство одеваться: одежда и общество, 1500-1914 . Лондон: Национальный фонд, 1996 г. http://www.worldcat.org/oclc/759883168.
Бойкель, Дорин ван ден. Дизайн одежды 1850-1895 . Нью-Йорк: Дизайн Пресс, 1997. http://www.worldcat.org/oclc/743141113.
Блюм, Стелла, изд. Парижская мода 1890-х годов: сборник иллюстраций с 350 дизайнами, в том числе 24 полноцветными . Нью-Йорк: Довер, 1984. http://www.worldcat.org/oclc/936536136.
Буше, Франсуа. 20 000 лет моды: история костюма и личных украшений . Расширенное изд. Нью-Йорк: Х. Н. Абрамс, 1987. http://www.worldcat.org/oclc/979316852.
Браун, Сьюзан, изд. Мода: исчерпывающая история костюма и стиля . Нью-Йорк: Издательство DK, 2012. http://www.worldcat.org/oclc/840417029.
Коул, Дэниел Джеймс и Нэнси Дейл. История современной моды с 1850 года . Лондон: Издательство Лоуренса Кинга, 2015 г. http://www.worldcat.org/oclc/9.00012311.
Костюм, общ. La Belle Epoque: костюм 1890-1914 гг.; Материалы Первой ежегодной конференции Общества костюмов, апрель 1967 г. . Лондон: Музей Виктории и Альберта, 1968 г. http://www.worldcat.org/oclc/877604555.
Dittmar & Sheifer, Нью-Йорк [из старого каталога. Самобалансирующаяся система раскроя женской одежды . Нью-Йорк, Диттмар и Шейфер, 1891 г. http://archive.org/details/selfbalancingsys00ditt.
Эдвардс, Лидия. Как читать платье: руководство по изменению моды с 16 по 20 век . Лондон: Bloomsbury Academic, 2017 г. http://www.worldcat.org/oclc/988370049.
Фонт, Лурдес М. «Международная мода: возможности и проблемы расширения, 1880–1920». История бизнеса 54, вып. 1 (1 февраля 2012 г.): 30–47. https://doi.org/10.1080/00076791.2011.626977.
Фукаи, Акико, изд. Мода: история с 18 по 20 века . Кёльн: Taschen, 2006. http://www.worldcat.org/oclc/857267477.
Гарви, Эллен Грубер. Рекламщик в салоне: журналы и гендерная принадлежность потребительской культуры, 1880–1910-е годы . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета, 1996. http://www.worldcat.org/oclc/300413491.
Гордон, Селден Смит. Американская система пальто, жилета и брюк . Нью-Йорк, Дж.Дж. Митчелл, 1895 г. http://archive.org/details/americancoatvest00gord.
Гринштейн, А. М. [из старого каталога. Erste franzsisch-Americanische lehr-methode des zuschneidens für herrn und knaben anzüge . Нью-Йорк, А. М. Гринштейн, 1895 г. http://archive.org/details/erstefranzsisch00gree.
Хеклингер, Чарльз и Кристина Селешанко. Закройщик жакетов и платьев «Кистоун»: руководство по пошиву женской одежды 1895 года . Courier Corporation, 2006.
Герцер, Гюнтер Ф. Раскрой одежды в двадцатом веке . Толедо, Огайо, The BF Wade Co., типографии], 1894 г. http://archive. org/details/garmentcuttingin01hert.
Хилл, Даниэль Делис. История мирового костюма и моды . Река Аппер-Сэдл, Нью-Джерси: Pearson Prentice Hall, 2011. http://www.worldcat.org/oclc/768100950.
Холмс, Нельсон [из старого каталога. Резак Холмса. Практическая система раскроя одежды, основанная на самоизменяющихся принципах выкройки блоков.. [Чикаго?], 1894 г. http://archive.org/details/holmescutterprac00holm.
Hughes & Storey, Сент-Луис [из старого каталога. Полный инструктор по женскому портному . Сент-Луис, печать Мекила, 1892 г. http://archive.org/details/ladiestailorcomp00hugh.
Джонсон, Сьюзан Гейл, Филлис Мэджидсон, Томас Меллинс, Дональд Альбрехт и Джаннин Дж. Фалино, ред. Позолоченный Нью-Йорк: дизайн, мода и общество . Нью-Йорк: Музей города Нью-Йорка, 2013 г. http://www.worldcat.org/oclc/
4012.
Кейф, Фредерик Август [из старого каталога. Метод Кейфа для раскроя пальто и жилетов . [Овоссо, штат Мичиган, напечатано издательской компанией Times], 1899 г. http://archive.org/details/keifmethodofcutt00keif.
Кеннеди, Генри Г. [из старого каталога. Наука о раскрое пальто и жилетов; [Чикаго] Автор, 1891 г. http://archive.org/details/scienceofcoatves00kenn.
Лансделл, Аврил. Fashion à La Carte, 1860-1900: Изучение моды через Cartes-de-Visite . История в камере. Princes Risborough, Aylesbury, Bucks, UK: Shire Publications, 1985. http://www.worldcat.org/oclc/436041340.
Левитт, Сара. Мода в фотографиях 1880-1900 гг. . Путеводители по моде в Бэтсфорде. Лондон: Бэтсфорд, 1991. http://www.worldcat.org/oclc/1008122374.
Медер, Эдвард и Эвелин Акерман, ред. Одет по-деревенски, 1860-1900: Выставка . Лос-Анджелес: Музей искусств округа Лос-Анджелес, 1984. http://www.worldcat.org/oclc/562356615.
Майер, Мишель, Ленард Р. Берланштейн, Марлис Швейцер и Шейла Стоуэлл, ред. Постановка моды, 1880-1920: Джейн Хейдинг, Лили Элси, Билли Берк . Нью-Йорк: Центр выпускников Барда, 2012 г. http://www.worldcat.org/oclc/777951295.
Мур, Чарльз Э. [из старого каталога. Самоучитель . Нью-Йорк, Мур и Роско, 1894 г. http://archive.org/details/selfinstructor00moor.
Мур, Чарльз Э. [из старого каталога, и школа резки в Атланте в Атланте. Самоучитель . Атланта, Джорджия, Школа резки в Атланте, 1892 г. http://archive.org/details/selfinstructor01moor.
Мюллер, Флоренс, Фарид Шенун и Филипп Тибо. Dior Impressions: вдохновение и влияние импрессионизма в Доме Dior . Нью-Йорк: Риццоли, 2013 г. http://www.worldcat.org/oclc/876440735.
Пьяцца, Арианна, изд. Fashion 150: 150 лет, 150 дизайнеров . Лондон: Издательство Лоуренса Кинга, 2016 г. http://www.worldcat.org/oclc/961459695.
Севера, Джоан Л. В одежде для фотографа: простые американцы и мода, 1840-1900 . Кент: Издательство Кентского государственного университета, 1995. http://www.worldcat.org/oclc/552147475.
Соломон-Годо, Эбигейл. «Ноги графини». октябрь 39 (зима 1986 г.): 65–108.
Стивенсон, Полин. Эдвардианская мода . Лондон: Ян Аллан, 1980. http://www.worldcat.org/oclc/7814833.
Стоун, Чарльз Джон [из старого каталога. Парамаунт-резак Стоуна; система для раскроя одежды, основанная на научных принципах, включая самоизменяющееся плечо в связи с делением обхвата груди . Чикаго, The CJ Stone co. школа огранки, 1891 г. http://archive.org/details/stonesparamountc00ston.
Стоун, Чарльз Джон [из старого каталога. Превосходная система раскроя женской одежды .. Чикаго, The CJ Stone co. школа резки, 1897 г. http://archive.org/details/superlativesyste00ston.
Такеда, Шэрон Садако, Кей Дурланд Спилкер, Кимберли Крисман-Кэмпбелл, Кларисса Эсгуэрра и Николь Лабафф. Fashioning Fashion: European Dress in Detail, 1700-1915 . Нью-Йорк: DelMonico Books/Prestel, 2010. http://www.worldcat.org/oclc/971876353.
Томпсон, Пол и Джина Харкелл. Эдвардианцы в фотографиях . Нью-Йорк: Холмс и Мейер, 1979. http://www.worldcat.org/oclc/748497764.
Тортора, Филлис Г. и Сара Б. Маркетти. Обзор исторического костюма . Шестое издание. Нью-Йорк: Fairchild Books, 2015. http://www.worldcat.org/oclc/972500782.
Ван Арле, Фрэнк А. [из старого каталога. Система Key Line для раскроя одежды . [Толедо, Огайо], 1892 г. http://archive.org/details/keylinesystemofg00vana.
Винсент, В. Д. Ф. (Уильям Д. Ф.). Практическое руководство закройщика по раскрою женской одежды. London, J. Williamson, 1890. http://archive.org/details/cutterspractical00vinc.
Винсент, Сьюзан Дж. и Дениз Эми Бакстер, ред. Культурная история одежды и моды: эпоха империи (1800-1920 гг.) . Лондон: Bloomsbury Academic, 2017 г. http://www.worldcat.org/oclc/967107605.
Welander, A.W. [из старого каталога. Совершенная комбинированная система Веландера, основанная на практичных, надежных и простых методах, дающая точный баланс и пропорции для каждого типа и формы . Чикаго, Иллинойс, А. В. Веландер, 1896 г. http://archive.org/details/welandersperfect00wela.
История моды 1840 — 1900
1840-е
Женщины
Мода 1840-х годов характеризуется низкими и покатыми плечами, заниженной заостренной талией и юбками в форме колокола, которые на протяжении десятилетия становились все более объемными. Вечерние платья часто были с открытыми плечами. Волосы были разделены пробором по центру с локонами по бокам головы или уложены петлями вокруг ушей и собраны в пучок на затылке. Модными аксессуарами были шали с узором пейсли или крючком, льняные шапки с кружевными оборками для ношения в помещении и большие шляпы для улицы. В моде были накидки с большими воротниками.
Мужчины
Очень модные мужчины щеголяли заниженной, узкой талией, округлой грудью и расклешенными сюртуками, которые придавали им фигуру, похожую на песочные часы, вдохновленную принцем Альбертом. Они также носили узкие брюки и жилеты с высокими стоячими воротниками и галстуками, завязанными вокруг них. Волосы носили довольно длинные, но зачесанные в стороны. Усы и бакенбарды были популярны.
1850-е годы
Женщины
В моде были многоуровневые жакеты-накидки и шали с узором пейсли. Носили глубокие шляпы, а волосы собирали в пучки или боковые спирали от центрального пробора.
Мужчины
Мужчины носили одинаковые пальто, жилеты и брюки, с прическами, характеризующимися большими бакенбардами и усами, в соответствии со стилем, установленным принцем Альбертом. Рубашки имели высокие стоячие воротники и завязывались на шее большим бантом. -галстуки. Очень модными были также сюртуки с высокой застежкой и облегающие; хотя новый стиль, называемый мешковиной (свободная куртка длиной до бедра), стал популярным. Котелок был изобретен примерно в 1850 году, но обычно считался шляпой рабочего класса, в то время как цилиндры предпочитались высшими классами.
1860s
Women
1860s women’s dress featured tight bodices with high necks and buttoned fronts. Белое кружево было популярно для воротников и манжет, так же как и низкие покатые плечи, переходящие в широкие рукава. Юбка оставалась пышной и в форме колокола примерно до 1865 года, когда она начала терять свой объем спереди и смещаться в сторону спины. Волосы носили с пробором посередине, завязывали в низкие шиньоны на затылке, с петлями или колечками, закрывающими уши. Украшения для вечерней одежды включали цветочные венки, страусиные перья, цветы граната, каменки и бабочек.
Мужчины
В 1860-х годах было модно, чтобы мужские пальто и жакеты были однобортными и полуприлегающими до середины бедра. Жилеты часто были без воротника и однобортными, а брюки иногда шили из узкой ткани в клетку. Высокие накрахмаленные воротники носили с галстуками и галстуками. Волосы разделены пробором от центра и умеренно завиты. Особая прическа, известная как «бакенбарды Дандрири» или «плакальщицы Пикадилли», представляла собой длинные висячие бакенбарды, которые носили с пышной бородой и висячими усами.
1870s
Women
1870s женская мода делала акцент на задней части юбки, с длинными шлейфами и тканью, задрапированной в турнюры с обилием воланов и рюшей. Талия в 1870-х годах была ниже, чем в 1860-х, с удлиненным и узким лифом и плоской юбкой спереди. В моде были низкие квадратные вырезы. Волосы укладывали высоко на затылке сложными завитками и валиками, спускались до плеч, украшали лентами, лентами и декоративными гребнями. Шляпы были очень маленькими и наклонены вперед ко лбу. Позже в том же десятилетии носили и «картинные шляпы» с более широкими полями, хотя все еще наклоненные вперед.
Мужские
Пальто и куртки были полуприлегающими и длиной до бедра. Как правило, и пиджаки, и жилеты застегивались высоко на груди. Воротники рубашек были жесткими и стоячими, с кончиками, загнутыми в крылья. Волосы часто носили с пробором посередине, и большинство форм растительности на лице были приемлемы, хотя чисто выбритые были редкостью.
1880-е годы
Женщины
Женское платье 1880-х годов отличалось обтягивающим лифом с очень узкими рукавами и высоким вырезом, часто отороченным на запястьях белым кружевом или кружевом. В начале десятилетия акцент делался на заднюю часть юбки с рюшами, воланами и украшениями, такими как банты, толстые, богатые ткани и отделка. В середине десятилетия произошло кратковременное возрождение суеты, которая была настолько преувеличена, что ягодицы выступали горизонтально из поясницы. К концу десятилетия суета исчезла. Волосы были собраны в тугие локоны на макушке. Шляпы и кепки соответственно были маленькими и аккуратными, чтобы налезать поверх прически.
Мужчины
Мужские домашние костюмы становились все более популярными. Они часто были довольно тонкими, а куртки носили расстегнутыми или частично расстегнутыми, чтобы обнажить жилет с высокими пуговицами и цепочку для часов. Воротники были жесткими и высокими, их кончики были превращены в крылья. Галстуки были либо завязанными «четыре в руке», либо версиями галстука-бабочки, завязанного вокруг воротника.
1890s
Women
In the early part of the decade, women wore tight bodices with high collars and narrow sleeves, much as they had done в предыдущем десятилетии. Однако примерно с 1893 года рукава начали расширяться до формы бараньей ноги, которая была узкой в нижней части руки и вздутой в верхней части руки. Широкие плечи были в моде, а горизонтальные украшения на лифе еще больше подчеркивали линию. Юбки носили в полный рост, простого А-силуэта. Мужской стиль и пошив одежды становились все более популярными, и женщины иногда носили воротник рубашки и галстук, особенно когда играли в гольф или гуляли. Волосы были уложены высоко на макушке, тугими локонами. Шляпы были маленькими или широкими с большим количеством отделки, но обычно носились прямо на макушке.
Мужчины
Домашний костюм-тройка был очень популярен, и его регулярно носили с 1890-х годов, а складки на передней части брюк стали все более распространенным явлением. Сюртуки все еще носили, но, как правило, пожилые или более консервативные мужчины. Воротники были накрахмаленными и высокими, с кончиками, прижатыми к крыльям, хотя к концу века воротнички стали чаще опускаться и носиться с современными длинными галстуками с узлами.