Мода в казахстане: Казахстан и мода | ELLE

Куда шагает казахстанская fashion-индустрия? — новости Kapital.kz

Насколько сегодня выгодно быть казахстанским производителем модной одежды, с какими трудностями сталкиваются дизайнеры и есть ли шанс у местных брендов выйти на мировые рынки, корреспонденту центра деловой информации Kapital.kz рассказала основатель консалтингового агентства Texspire, дизайнер бренда AIKEN Айгерим Акенова.

Медленными шагами по подиуму

У казахстанской индустрии моды есть большой потенциал, однако эту отрасль до сих пор сложно назвать индустрией, считает Айгерим Акенова. По ее мнению, то, что сегодня происходит в Казахстане, в мировом тренде наблюдалось еще 4-5 лет назад.

«Чтобы «колесо» наконец закрутилось, необходима синергия между государством, частным сектором (производителями) и креативным кластером (дизайнерами)», — утверждает эксперт.

Между тем международные дизайнеры давно работают по-другому. «Вы задумывались, для чего дизайнер в Европе или США делает образцовую коллекцию на два сезона вперед: допустим, в сентябре 2019 года пройдет показ «весна-лето 2020»?» – спрашивает Айгерим Акенова. И тут же поясняет: «Обычно на такую демонстрацию приглашаются байеры и журналисты; первые делают предзаказ на коллекцию и осуществляют предоплату, вторые описывают тренды. Таким образом, у дизайнеров есть в запасе еще полгода на то, чтобы произвести свою коллекцию и поставить в магазины».

Вместе с тем в Казахстане подобного рода байеры редкость. В основном они работают на условиях consignment: то есть в случае реализации товара (вещи) дизайнер может вернуть оплату за свой труд, при этом байер удерживает процент. Что, в свою очередь, не является продуктивным.

Также, по словам эксперта, в Казахстане недостаточно развита сеть мультибрендовых магазинов и ретейлеров, которые могли бы поддержать производителей брендов, чтобы последним не было необходимости открывать собственный магазин.

«Можно, конечно, поставлять продукцию онлайн, но тогда важно принять во внимание, что таким способом заказывают преимущественно представители поколений Y и Z, соответственно, у них свои вкусовые предпочтения, а это уже отдельный сегмент», — говорит Айгерим Акенова.

Преграды на пути

Таким образом, нехватка байеров и ретейл-спейсов является первой сложностью на пути казахстанской fashion-индустрии. Вторая сложность — завоз сырья, на которое уходят дополнительные расходы и время при взаимодействии с таможенными органами.

«Я не рекомендую дизайнерам работать с тканями, которые продаются в магазинах и на базарах, особенно если производитель одежды хочет выйти со своей продукцией на экспорт. Почему? Потому что когда он получает хороший заказ и идет за сырьем на рынок, то может возникнуть риск, что ткань там либо закончилась, либо ее сняли с производства, то есть существует вероятность срыва заказа, что является большим fail (неудачей), — объясняет Айгерим Акенова. — Поэтому по своему собственному бренду я работаю напрямую с поставщиками и советую так поступать другим».

Третья сложность — недостаточно качественный маркетинг и понимание того, что нужно создавать для определенной целевой аудитории. «Большая ошибка говорить, что моя аудитория это люди от 18-55 лет, такой большой диапазон трудно затаргетировать», — убеждена дизайнер.

Необходимо проводить тщательное исследование сегментов и их потребностей. Соответственно, когда четко знаешь свою целевую аудиторию, ее образ жизни и «аппетиты», то начинаешь понимать, по какой стоимости продавать товар, из каких материалов его производить, как и где рекламировать.

«Когда дизайнер как представитель прикладного искусства решает чью-то проблему своим продуктом, то он обретает не только силу творчества, но еще и функциональность, а значит, появляется ценность у его товара на рынке», — отмечает Айгерим Акенова.

Идти вперед или в разных направлениях?

Чтобы развивать fashion-индустрию в Казахстане, по мнению дизайнера, нужно создать определенный кластер, либо акселератор, по аналогии со стартапами.

«Когда кто-то начинает просматривать твои идеи, оценивать их потенциал и после этого за проект берутся финансисты, маркетологи, инвесторы своего рода, представляющие из себя менторов, то такая идея однозначно выстрелит на рынке», — уверена эксперт моды.

По ее утверждению, fashion требует больших инвестиций, если его развивать не как хобби, а как бизнес. Поэтому многим современным дизайнерам, у которых есть цеха, сегодня приходится выживать на рынке, позиционируя себя как ателье и создавая коллекции под частные индивидуальные заказы. Также им конкуренцию составляют так называемые псевдодизайнеры. Кроме того, многие компании стали работать на streetstyle, то направление, что в последнее время пользуется большим спросом, особенно у молодого поколения.

«Мерчендайзинг — это такой международный тренд, который сам по себе не является fashion, но диктует направление рынку, — поясняет Айгерим Акенова. — Например, в нашей стране сейчас распространена идея современной культурилизации, когда на футболках, худи и других простых повседневных вещах наносится незамысловатый графический дизайн «с оттенком национального колорита». Сама по себе такая футболка стоит $5-10, а с нанесением монограммы продается за $50».

Наряду с этим такая тенденция прослеживается и в крупных мировых брендах. «Конгломерат Louis Vuitton, ориентированный на Luxury-класс, тоже начал перестраивать свою линию в сторону стрита и мерчи. Тому свидетельствует сотрудничество в создании недавней мужской коллекции с Вирджил Абло, брендом Off-White, популярным у любителей именно «уличного» стиля, которые выстраиваются сейчас к ним в очередь», — констатирует казахстанский эксперт.

Дефиле на Запад

Если смотреть на Европу и Америку, вся развитая индустрия моды переосмысливает себя в сторону sustainability, то есть устойчивого развития. Это происходит из-за ухудшения экологической ситуации в мире, где fashion-индустрия занимает второе место по загрязнению окружающей среды.

«Поэтому, чтобы быть конкурентоспособным на международных рынках, необходимо задуматься о производстве экологичной продукции, — отмечает Айгерим Акенова. — Подразумевается, что экологичная продукция — это не только ткань, но еще то, как и где она была произведена».

По словам дизайнера, для компаний, подобных H&M или других масс-маркет-брендов, такое веяние — большой минус. В то время, как у казахстанских производителей, напротив, появляется конкурентное преимущество.

«Вот если бы еще решить вопрос сырья и говорить, что оно произведено в Центральной Азии, а значит — не было больших выбросов СО2 при логистике, то при правильном маркетинговом подходе нашим производителям можно смело выходить и завоевывать западный рынок», — полагает Айгерим Акенова.

При этом в развитых странах существует такое понятие, как креативная индустрия, которая приносит большой доход не только производителям моды, но и государству. Однако в Центральной Азии она не воспринимается как бизнес с потенциальным доходом, а позиционируется больше как традиционное искусство, что вызывает недоумение со стороны представителей международных организаций.

«Если говорить о выходе отечественных производителей на рынки близлежащих государств, в особенности России, то по ценовой категории мы можем здесь конкурировать, — считает казахстанский эксперт. — Но для этого необходим тщательный research (изучение) целевой аудитории».

Тем не менее главными движущими рычагами в этих процессах должны оставаться в первую очередь человеческий капитал, а во вторую — инвестиции.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено
использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного
материала необходимо разрешение редакции.

  • Жанель Бертаева: Кризис «совка» спасает fashion-индустрию РК

  • Казахстанская fashion-индустрия — какая она?

  • Как развивается рынок fashion-индустрии в Казахстане?

Проблемы моды в Казахстане: локальные дизайнеры

Отечественная мода еще ожидает период своего расцвета, а каждый казахстанский дизайнер — своего звездного часа. Ведь fashion-индустрия нашей страны не развивается семимильными шагами, хотя предпосылки к этому, безусловно, есть. А январские события в Казахстане, внезапно настигшие нас, оставили свой след на всех сферах жизни общества и государства, в том числе и на сфере моды. Какой она будет теперь, и можно ли уже сейчас строить какие-либо прогнозы? И какие существуют проблемы моды в Казахстане? Отвечают локальные дизайнеры.

Алексей Чжен
дизайнер Alex Chzhen и основатель Kazakhstan Fashion Week 

«Сейчас мы находимся в такой ситуации, когда люди должны объединиться для того, чтобы жить в безопасном государстве и иметь возможность творить. Конечно, недавние январские события в Казахстане повлияют на все сферы деятельности, в том числе и на fashion-индустрию. Я думаю, что сейчас в большей степени поменяются приоритеты. Этот процесс был запущен во время карантина, но сейчас он только ускорится. Трудно делать какие-либо прогнозы, но все же людям стоит задуматься о том, что они делают и нужно ли им это», — поделился дизайнер.

Alex Chzhen осень-зима 2022

«Я убежден, что сейчас не время расслабляться. Нужно, наоборот, увеличивать темпы и получать знания, для того, чтобы совершенствовать эту самую fashion-индустрию. Ведь в конце концов, останутся сильнейшие: те, кто готовы развивать не только собственный бренд, но и марку Made in Kazakhstan; те, кто имеют огромное желание и, самое главное, профессиональные амбиции.

Kazakhstan Fashion Week всегда ищет молодых и талантливых дизайнеров, которые болеют за свою страну и хотят не только заработать деньги своим творчеством, но и вывести нашу индустрию моды на мировой уровень, чтобы люди по всей планете носили нашу одежду с удовольствием и с гордостью говорили, что это произведено в Казахстане», — подытожил Алексей Чжен.

Айнур Турисбек
дизайнер Ainur Turisbek, доктор юридических наук

«Сейчас созрела необходимость консолидации модной отрасли в общественный институт развития креативной экономики, задающий планку стандартов качества отечественного креативного продукта. Пришло время для конкретных шагов со стороны государства по поддержке бизнеса. Мода, если она правильно функционирует и регулируется, играет неоценимую роль в лёгкой промышленности и, в целом, в экономике страны. Такой общественный институт мог бы создать собственную отечественную модель на базе наилучшей мировой практики, которая не следует слепому копированию, а адаптируется к существующим реалиям. При этом, фокус должен быть на создании креативного наполнения и поиске нового, ведь мода предчувствует и живет постоянными изменениями», — считает Айнур Турисбек.

Ainur Turisbek x Jusan Invest

«Fashion-индустрия охватывает множество профессий (дизайнер, стилист, фотограф, видеограф, модели, швеи, конструкторы, технологи, мастера по коже, меху, байеры, мерчендайзеры, арт-директоры) и способна создать множество рабочих мест, заинтересовать и занять население, тем самым предупредить социальную напряженность.

Она также способствует развитию туризма. Это можно увидеть на примере мировых Недель мод в Париже, Милане, Лондоне, Нью-Йорке, где миллионы людей прилетают на показы, чтобы воочию увидеть коллекции дизайнеров, что способствует развитию городов и их инфраструктуры (гостиниц, туристических объектов, музеев, театров), а также увеличивает оборот торговли и налоговые поступления в бюджет.

Дизайнеры представляют страну и знакомят с ее культурой и традициями, важно делать это достойно, с полным пониманием ответственности», — заключила дизайнер.

Айка Алеми
дизайнер Aika Alemi, директор Kazakhstan Brand Incubator и Born Nomad

«Во-первых, нам нужно перестать продавать за бесценок сырье (шерсть, кожу, мех, хлопок) за рубеж и начать перерабатывать его в пределах своей страны, чтобы иметь возможность производить готовые товары с большой добавленной стоимостью. Успех такого подхода был заметен еще в 1990 году, когда легкая промышленность приносила 25% прибыли в бюджет Казахской ССР и была на третьем месте по поголовью овец после Австралии и Китая.

Во-вторых, наше государство и инвесторы должны поменять своё отношение к моде и креативу, и понять, что это не просто «тусовка», а настоящий бизнес, который выгоден всем участникам. Во многих странах fashion-индустрия давно вносит большой вклад в увеличение благосостояния страны, и это стоит признать.

В-третьих, нам необходим национальный совет по развитию моды и креативных индустрий по аналогии с USAID, British Council, Institut Français, Goethe Institute, который бы мог финансировать и стратегически развивать эту сферу», — считает Айка Алеми.

Aika Alemi

«Стоит также отметить, что у нас в стране есть давняя проблема низкого стандарта образования в сфере дизайна и моды, поэтому в Казахстане нужно открыть международные университеты и колледжи по подготовке швей, ремесленников, дизайнеров, конструкторов, технологов и материаловедов.

В заключении хочу сказать, что для дальнейшего развития fashion-сегмента, государству необходимо понять, что мода — это не только индустрия, но ещё и культура, и дипломатия. Оно должно стать ее партнёром и использовать в качестве культурного и цивилизационного амбассадора имиджа страны во всем мире», — подытожила основательница и дизайнер Aika Alemi.

Жанара Мирзажанова
дизайнер WeNera, стилист Harper’s BAZAAR Kazakhstan

«Как известно, индустрия моды по большей части не производит товары первой необходимости, если только это не изготовление спецодежды или униформы, поэтому чаще всего в периоды потрясений и кризисов она оказывается в числе наиболее уязвимых отраслей.

Думаю, в нашей стране в ближайшее время многие бренды одежды и аксессуаров, скорее всего, снова ожидает спад производства и снижение объёма продаж, как это было во время первой волны пандемии. В лучшем случае, активность восстановится к мартовским праздникам, и необходимо будет быстро среагировать на изменения и адаптироваться к новым реалиям.

Я и мои коллеги по WeNera, опираясь на личный и профессиональный опыт, а также представления о развитии мировой моды, стараемся сохранять все тот же оптимизм, с которым мы запускали наш бренд в начале 2020 года, как раз перед всемирным локдауном. Вспоминая предыдущие кризисы и потрясения в нашей стране, да и глобально по всему миру, я понимаю, что все исторические процессы цикличны, а значит «хорошее» сменит «плохое». Это, безусловно, вселяет надежду на позитивные перемены», — считает Жанара Мирзажанова.

WeNera осень-зима 2021/22

«В наши дни кризис, вызванный коронавирусом уже ознаменовался полной сменой приоритетов и трендов, которые укрепились в предшествующий период. Круглосуточное нахождение в домашнем пространстве, с одной стороны, вызвало огромный спрос на комфортную, кэжуал-одежду, а также пижамный и спортивный стиль. А с другой — усилилась тяга к ярким нарядам и красивым вещам. Сам акт совершения такой покупки, будь она сделана онлайн или офлайн — это своеобразная шопинг-терапия от стресса.

Но есть и другая сторона медали, в периоды острой нестабильности у многих из нас появляется страх не успеть «выгулять» новую покупку. И в связи с этим, думаю, стоит ожидать ещё более динамичного развития цифровой моды, которая будет пополнять гардероб виртуальной одеждой, дарить возможность показать себя миру в любое время, не загрязняя при этом окружающую среду.

Что касается, последних событий в Казахстане, думаю, они скорее всего вызовут новую волну патриотических течений в дизайне. У нас в стране нет больших производств одежды, мы не находимся в центре мировой моды, и думаю в сложившейся ситуации шансы на дальнейшее развитие появляются у небольших местных брендов, ориентированных непосредственно на осознанного потребителя.

Хочется надеяться, что будущее индустрии — за уникальными аутентичными марками, которые следуют принципам, заложенным в ДНК бренда. Это своего рода гарантия того, что клиенты будут ждать необычные, качественные вещи, через которые они будут вникать в ценности и культурное пространство. Мы же, в свою очередь, будем и дальше творить и созидать», — заключила Жанара Мирзажанова.

Сакен Жаксыбаев
дизайнер Zhsaken Woman и fashion-продюсер мероприятий

«Для начала я хочу выразить самые искренние соболезнования всем родным и близким погибших в эти ужасные трагические дни в Алматы и Казахстане в целом. Я надеюсь и искренне верю, что, как пообещал Касым-Жомарт Токаев, участников мирных митингов не будут преследовать и наказывать, сохранив за ними их конституционное право на проведение демонстраций и пикетов», — выразил свою позицию Сакен Жаксыбаев.

Zhsaken Woman Resort весна-лето 2022

«Я также надеюсь, что теперь государство будет уделять больше внимания развитию образования, культуры, в особенности молодого поколения, чтобы у них даже не возникало соблазна погрузиться в хаос и перейти на темную сторону.

Безусловно, те глобальные изменения, которые происходят в жизни нашего государства и в политике, в первую очередь, коснуться экономических преобразований, и они в свою очередь благоприятно повлияют на развитие fashion-индустрии как части культуры в нашей стране», — считает дизайнер.


Автор. Harper’s BAZAAR Kazakhstan. Фото. Пресс-офисы марок. Instagram.

Поделиться:

Новое определение современной женственности через подиум

Казахстан не был бы одним из первых мест, которые приходят на ум в связи с дизайном, но благодаря своему уникальному положению на перекрестке между Россией, Азией и Ближним Востоком, эта центральноазиатская республика является местом проведения культурные элементы, необходимые для создания некоторых из самых богатых дизайнов в мире моды сегодня.

Казахскую моду отличает ее история и география. В досоветский период казахи представляли собой совокупность кочевых племен, разделявших некоторые культурные элементы, но при этом сохранявших свою индивидуальную интерпретацию искусства и моды. Расположенный к югу от России в Средней Азии, Казахстан стал свидетелем нашествия монгольских орд, имперской России и турок-османов, каждое из которых оставило свой культурный отпечаток на и без того разнообразных казахских племенах.

Как кочевой народ, казахи имели еще большее культурное взаимодействие с обществами со всего мира, в то время как их положение в центре торгового пути Шелкового пути принесло еще больше богатств и культурных влияний в течение сотен лет, медленно проникнуть в казахскую традицию.

(любезно предоставлено Ассель)

Вчерашнее угнетение, завтрашняя мода

Бывшая советская республика Казахстан был сильно русифицирован, а традиционная казахская культура была подавлена. Хотя казахскую культуру часто забывают, унижают и даже притесняют, она по-прежнему богата декоративно-прикладным искусством, выражающим уникальное сочетание русских, тюркских, азиатских и исламских влияний.

Отличительная интерпретация культурных элементов со всего мира и прочная основа кочевого наследия делают казахстанских дизайнеров одежды самым сокровенным секретом индустрии моды. Эти дизайнеры отражают историю и культурное наследие, которое невозможно воспроизвести нигде на планете, и в то же время объединяют вдохновение со всего мира для создания действительно восхитительных дизайнов.

Что делает этих дизайнеров еще более захватывающими, так это их уникальный взгляд на гендер. Казахская культура может быть очень патриархальной, но дизайнерами всех этих лейблов являются женщины. В 2018 году женщины даже в самых эгалитарных обществах борются со своей собственной патриархальной историей, пытаясь представить себе будущее женственности. Именно этот перекресток отражается в дизайне этих этикеток. Несмотря на то, что каждая из них имеет свою индивидуальность, вместе эти дизайнеры сочетают казахстанскую историю с поиском современной женственности.

Эти лейблы прославляют женственность, присваивая моду своей патриархальной истории; штаны для верховой езды кочевых племен обретают новую жизнь в розовых женских брючных костюмах. Поступая так, они не только бросают вызов гендерным ролям в своем обществе, но и отстаивают свою давно угнетенную культуру как достойную искусства и международной похвалы. И эти женщины, безусловно, привлекают международное внимание.

(Предоставлено выставочным залом Малли)

Ассель

Одной из самых уникальных особенностей традиционной казахской одежды являются силуэты; развился из кочевых племен, которые проводили большую часть своих дней верхом на лошадях, справляясь с одними из самых суровых погодных условий в мире. Ассель органично сочетает эти архаичные формы с традиционными узорами, ярким выбором цветов и ретро-вдохновением, чтобы создать что-то уникальное казахстанское с интернациональной модной привлекательностью.

Благодаря традиционным узорам пастельных тонов и линиям, которые тонко подчеркивают женские формы, женственность остается в центре внимания. Асель черпает вдохновение у казахских женщин прошлого, а также у женщин-первопроходцев по всему миру, таких как цветные женщины, продвигавшие аэронавтику в НАСА в 1940-х годах. Это вдохновение привело к дизайну, который объединяет прошлое Казахстана с поиском современной, но тонкой женственности. Объемные рукава и пальто свободного кроя превращаются в костюмы и офисную одежду для работающих женщин, а крестьянская одежда пастельных тонов становится модной.

Визионер бренда — Асель Нусипкожанова, которая была удостоена награды Elle Kazakhstan «Новое имя в моде» и участвовала в Vogue Talent 200. В этом месяце вы можете увидеть Асель на Неделе моды в Милане.

Салон Malli

В салоне Malli традиционные казахские силуэты обретают новую жизнь в ультраженственных коктейльных платьях. Деликатные ткани делают смелые заявления, которые отражают противопоставление архетипической женской уязвимости и наделенной силой женщины. Маншук Куанишева, или Малли, женщина, стоящая за салоном Malli Showroom, в значительной степени черпает вдохновение из старого голливудского гламура, а также из казахстанских женщин вчера и сегодня. Ее дизайнеры уникальны, но никогда не подавляют, они служат инструментом, позволяющим проявить уверенность и индивидуальность каждой женщины.

Будучи бизнес-леди, художницей и матерью, Малли меняет представление о том, что значит быть женщиной в Казахстане, а ее дизайны начинают привлекать внимание, которого они заслуживают. Мало того, что одежду носят все алматинцы, так еще и Malli сотрудничает с Saks Fifth Avenue, став первым казахстанским лейблом, который когда-либо продавался в культовом универмаге.

L’aroush

Основанная двумя поколениями казахстанок Аруа и Шынар, бренд аксессуаров L’aroush черпает вдохновение в винтажном гламуре и казахской культуре, создавая изделия, способные преобразить любой образ. . С L’aroush вы можете ожидать шляпы, вуали, накидки и многое другое, что действительно уникально — многие из них выпущены в единственном экземпляре или выпущены ограниченным тиражом.

Эти аксессуары выглядят гламурно, но при этом говорят об истории Казахстана. Шляпы в стиле милитари отражают сложную историю Казахстана с Советским Союзом, а вуали отсылают к изысканности прошлого. Особой изюминкой линии являются тюрбаны, которые традиционно носят мужчины. Они сочетают исламское влияние казахских традиций с изысканным итальянским шелком, создавая аксессуары, одновременно элегантные и эклектичные, и в то же время подчеркивающие положение Казахстана как перекрестка культур. Если вы посещаете Казахстан, вы можете заглянуть в L’aroush в их недавно открывшемся бутике в Алматы.

(любезно предоставлено L’Aroush)

отмечен в
ассель, Асель Нусипкожанова, европейские дизайнеры, модельеры, казахстанская мода, Казахстан, l’aroush, выставочный зал malli, Маншук Куанишева, неделя моды в милане

Казахские национальные костюмы | Культура Казахстана

На протяжении столетий казахская национальная одежда отличалась простотой и рациональностью. Для него были характерны общие формы для всех слоев населения, но с определенной социальной и возрастной регламентацией. Элегантность и красивые элементы платьям придавали меховая отделка, вышивка, украшения. Традиционными материалами для одежды были кожа, мех, тонкий войлок, сукно, которое производилось местным населением. Одежда, сшитая из привозных материалов – шелка, парчи, бархата, была своеобразным мерилом достатка их владельцев. Хлопок также широко использовался.
У казахов всегда ценились шкуры и меха животных как материал для пошива. Шубы, или так называемые Тонны шили из шкур животных, а шубы типа Шаш шили из шкур животных, которые как нельзя лучше подходили для погодных условий Казахских степей. Верхнюю одежду шили из шкур и мехов диких и домашних животных, по названиям которых называлась одежда: Ж анат тон — шуба из меха енота, Кара тулки тон — из меха черной лисы, Камшат борык — бобровая шапка, Бота тон — пальто из верблюжьей шкуры, Жаргак тон — из шкуры жеребенка и др. Из войлока шили многие виды одежды. Для его производства использовалась преимущественно белая шубка, а особенно ценным считался тонкий мех с овечьей шеи.

Национальная одежда казахских женщин

Казашка традиционно носила платье с жилеткой. В целом верхняя одежда женщин была похожа на мужскую: те же куртки, жилеты, халаты, широкие кожаные ремни, она отличалась от мужской только расцветкой и некоторыми деталями отделки.

Головной убор казахских женщин, как и у многих других национальностей, также являлся своеобразным показателем их семейного положения. Головные уборы замужних женщин различались в разных племенных группах, но головные уборы девушек были сравнительно схожи на всей территории Казахстана. Девушки носили головные уборы двух видов: тюбетейку ( Такия ) и теплую шапку ( Борик ), украшенную мехом выдры, лисы или бобра. К вершине такии часто для украшения пришивали пучок совиного пера, который также играл роль оберега. Для украшения использовались также канитель, кисточки, золотое шитье и даже серебряные монеты.

Казахский женский национальный свадебный головной убор Саукеле , представляющий собой высокую (70 см) коническую шапку, имеет особое значение (см. рис. слева). Самые дорогие из них оценивались в сто отобранных лошадей. Саукеле была обязательной частью приданого девушек и готовилась задолго до достижения ими брачного возраста вместе со свадебным платьем, которое часто шилось из дорогой ткани, обычно красного цвета. Невесте полагалось надевать саукеле во время свадебной церемонии, затем его надевали по праздникам некоторое время после замужества.

Саукеле украшают металлические ажурные навершия, диадема (иногда из золота со вставками из полудрагоценных камней или нитей жемчуга, кораллов и т.п.), височные подвески и подбородочные украшения. Конус саукеле обтянут тканью, на которую нашиты металлические бляхи разной конфигурации, в ободки которых вставлены драгоценные и полудрагоценные камни. К спине саукеле также прикреплялась широкая лента из дорогой ткани, украшенная бахромой из золотых нитей, которая опускалась, чтобы прикрыть часть спины девушки. Обязательным дополнением к саукеле является длинная подвеска, называемая жактау, которая крепится к нему с двух сторон, достигая талии девушки.
В изготовлении саукеле участвовали самые искусные мастера: закройщики, вышивальщицы, ювелиры, применявшие в процессе изготовления лепку, чеканку, штамповку и т.д. На приготовление одного такого саукеле уходил год, а то и больше.

С рождением первого ребенка женщина надевала головной убор замужней женщины (см. рис. справа), который носила до глубокой старости. Детали этого немного различаются в зависимости от возраста женщины и региона, из которого она приехала. Этот головной убор состоял из двух частей: нижней — кимешек, надеваемой на голову, и верхней — в виде чалмы, наматываемой поверх нижней части головного убора. Обе части выполнены из белой ткани. Такие головные уборы носят пожилые женщины и сегодня.

Национальная одежда мужчин-казахов

Мужчины-казахи носили различные тюбетейки ( такия ), летние и зимние шапки. Летняя шапка — калпак шилась из тонкого войлока, преимущественно белого цвета, и имела специфический старинный покрой. Зимой носили Борик и тымак . Тымак – это теплая зимняя шапка-ушанка и шейный платок из лисы, которая и в наши дни популярна среди казахских мужчин. Башлык — еще один национальный головной убор из верблюжьей ткани, который полагалось носить поверх других головных уборов, для защиты от пыли, солнца, дождя и снега.

Одежда мужская состояла из следующих частей: тельняшка двойная ( жейде ), нижние штаны — из легкой ткани и верхние — из сукна, замши, овчины или плотной хлопчатобумажной ткани. С давних времен, когда казахи занимались верховой ездой, штаны были необходимой и важной частью их одежды.
Основным видом верхней одежды был шапан , род халата.

В старину мужская и женская обувь также были похожи, хотя девичьи сапоги часто украшались вышивкой и аппликацией. Обувь различалась по временам года. Например, зимние сапоги были высокими, с широким голенищем, надевались поверх войлочных чулок. Также были различия между обувью пожилых и молодых людей. Молодежь чаще носила сапоги на высоком каблуке (до 6-8 см), пожилые – на низком каблуке. Другим распространенным видом обуви у казахов были легкие сапоги без каблука, плотно облегающие ногу, называемые ичиги или маси . Поверх них надевали кожаный кебис , который полагалось снимать при входе в дом.

Украшения

Большое разнообразие украшений — большие аппликации, нашивки на одежду, головные уборы, обувь. Сердолик, коралл, жемчуг, жемчуг, цветное стекло использовались для украшения золотых, серебряных, медных, бронзовых украшений женщин. Серьги, плоские и кованые браслеты и кольца были чрезвычайно красивы. Кольца в зависимости от их традиционной формы имеют определенные названия, например, кольцо с птичьим клювом. Пояс — обязательный элемент как мужской, так и женской одежды — украшался особенно: его украшали вышивкой; на нем были нашиты серебряные значки.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *